рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина"

Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина" - раздел Литература, Чувство Родины, Горячая Любовь К Ней Пронизывает Всю Лермонтовскую Лирику. И...

Чувство родины, горячая любовь к ней пронизывает всю лермонтовскую лирику. И свойственные поэту мысли о величии России нашли своеобразное лирическое выражение в стихотворении Родина. Данное стихотворение было написано в 1841 году, незадолго до смерти М.Ю.Лермонтова. В стихотворениях, принадлежащих раннему периоду творчества М.Ю.Лермонтова, патриотическое чувство не достигает той аналитической ясности, той осознанности, которая проявляется в стихотворении Родина.Родина - одно из значительнейших произведений русской лирики 19 века. Стихотворение Родина стало одним из шедевров не только лирики М.Ю.Лермонтова, но и всей русской поэзии.

Чувство безысходности породило трагическое мироощущение, нашедшее отражение в стихотворении Родина. Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества.М.Ю.Лермонтов рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, но, несмотря на общий жизнеутверждающий фон, в восприятии поэтом родной земли присутствует некий оттенок грусти.

Можно сказать, что любовь к родине у М.Ю.Лермонтов, не теряя своей непосредственности и своего жара, впервые в русской литературе становится основной темой, превращается в проблему, которую поэт по-своему ставит, рассматривает и решает. Но в стихотворении Родина М.Ю.Лермонтов высказывает еще более важную мысль Люблю отчизну я , но странною любовью.В чем же заключалась эта странность Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер Прежде всего, с одной стороны, для него Россия его Родина, где он родился и вырос.

Такую Россию М.Ю.Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание и отразилось в стихотворении Родина.Но помимо всего в стихотворении Родина проявляется совершенно новая в лирическом творчестве М.Ю.Лермонтова крестьянская тема. Фигура простого человека, разрастается в Родине в собирательный образ русского крестьянства.

Н.А.Добролюбов писал Лермонтов же обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Н.А.Добролюбов.О степени участия народности в русской литературе. Избранные статьи М. Современник, 1980. 444 с стр. 179. Но, по мнению, Н.А.Добролюбова нельзя требовать от русского поэта полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь.

Родина М.Ю.Лермонтова это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне.Уже первые строки Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой задают стихотворению интонацию эмоционального, глубоко личного лирического изъяснения и в тоже время как бы вопроса самому себе. В Родине появляется иной, до той поры, может быть, не встречавшийся в русской поэзии оттенок.

Поэт с первых же строк говорит о странной любви к отчизне. М.Ю.Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность Люблю Отчизну я, но странною любовью, но я люблю - за что, не знаю сам, с отрадой, многим незнакомой. Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом.Ясно, однако, что любовь эта проявляется по отношению к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе.

Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела уже лирический характер. В стихотворении Лермонтов высказывает несколько иное патриотическое сознание. Он сразу же отличает чуждые ему формы патриотизма. Поэт равнодушен к славе, купленной кровью, к заветным преданиям. Постепенно поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной.Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения - не любовь к родине как таковая, но размышление о странности этой любви, становится пружиной движения поэтической мысли, придавая стихотворению полемический и программный смысл.

В качестве основного чувства родины пишет об этом стихотворении У.Р.Фохт выдвигается нечто настолько по тому времени необычное, что поэт счел необходимым в пределах небольшого стихотворения четыре раза оговорить эту необычность Люблю отчизну я, но странною любовью, Не победит ее рассудок мой, Но я люблю за что, не знаю сам, С отрадой многим незнакомой.

У.Р.Фохт. Лирика М.Ю.Лермонтова. Уч. Зап. Моск. обл. гос. пед. инст.им. Н.К.Крупской, т.66,1958,стр.27 Именно таким образом М.Ю.Лермонтов решает, в одних только образах, обнаружить сущность исключительной любви к России. Поэт утверждает свою любовь к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы, отражающей душу народа, к русской земле, возделанной его трудом.Одним из первых М.Ю.Лермонтов признается, что любит Россию не за ее героическую историю, а за ее неповторимый облик, и в первую очередь природу.

Именно после него символом России стала чета белеющих берез. Мотив странной любви развертывается в двух взаимосвязанных и вместе с тем контрастирующих планах необъяснимой холодности к тому, что составляет общепризнанно-высокий предмет патриотичного воодушевления слава, купленная кровью, противостоит столь же непобедимая рассудком привязанность к иному лику родины простым картинам родной природы, русской деревни.

Как в том, так и в другом случае поэт не упрощает спора чувства с рассудком. Ни общий контекст творчества М.Ю.Лермонтова, ни стилистика первых строк полный гордого доверия покой, темной старины заветные преданья не позволяют увидеть здесь какого-либо снижения ценностей патриотизма в его традиционном для долермонтовской поэзии государственно-историческом аспекте, хотя они и не шевелят отрадного мечтанья.С другой стороны, заявляя о своей любви к проселочной, деревенской России, поэт рисует ее образ не только без подчеркивания особо привлекательных, теплых черт ее степей холодное молчанье, дрожащие огни печальных деревень - наряду с полным гумном и другими отрадными приметами сельского достатка.

Такая диалектичность подхода к теме родины, ни в какой мере не вредит определенности душевного выбора поэта, цельности и силе его чувств. Сложная полнота и расчлененность отношения лирического героя Родины к своей стране обнаруживается и в композиции стихотворения.Родина представляется поэтом как некое единство, к которому герой обращает свои мысли и чувства. Чувство родины никогда не покидало М.Ю.Лермонтова, и об этом свидетельствуют прямые высказывания лирического героя о родине и народе в самом стихотворении.

В лирическом я данного стихотворения трудно обозначить простого человека, хотя герой Родины ездит проселочными путями в простонародной телеге.Но зато в герое этого стихотворения как бы бледнеют и стираются те особенности, которые отделяют его от спутника человека из народа.

При этом образ героя вписан в образ родной земли, введен в ее сферу. Для лирического героя этого стихотворения важна его родина, в ней он ищет свои идеалы, и именно в ней он видит простую, искреннюю и естественную жизнь, и герой хочет слиться с этой жизнью, хочет стать частью огромного целого своей Родины.Лирический герой М.Ю.Лермонтова едет по проселочным путям с мыслью о ночлеге, засматривается на желтые нивы, на крытые соломой избы ее деревень, долго и сочувственно вглядывается в картину народного веселья. Именно поэтому в стихотворении возникает образ русской деревни, дорогой автору, но бесконечно далекий от романтических образов ранних произведений.

Для М.Ю.Лермонтова родина в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали которого поэт как бы перебирает в памяти с отрадой и любовью. М.Ю.Лермонтов не видит недостатков крестьянской жизни.Поэт описывает сельскую жизнь слегка идеализируя ее, он не описывает ни тяжелый и изнурительный крестьянский труд, ни тяжелое положение самих крестьян.

В крестьянской жизни лирического героя данного стихотворения привлекает сплоченность и общность, то, что в этой жизни нет места одиночеству. Стихотворение родина явилось одним из лучших образцов патриотической лирики. Но в Родине деревня взята в ином аспекте как поэтическое воплощение отчизны, ее символическое средоточие патриотического чувства автора.Вместе с тем у автора героя данного стихотворения, нет той мировой скорби, которая лишь по-своему происхождению связана с мрачной оценкой окружающей действительности, но по смыслу распространяется на всю действительность эпохи.

В содержании Родины нет ни мировой, ни какой-либо другой скорби. Оттенок грусти, присутствующий в восприятии родной земли, вполне сочетается здесь с общим жизнеутверждающим и светлым фоном.Все это показывает, что лирический герой продолжает испытывать влияние народного сознания и народных воззрений, сохраняя свой интеллектуальный масштаб Д.Е.Максимов.

Поэзия Лермонтова. М Л. Наука, 1964, стр.172 Это человек, страдающий под бременем общей для русского народа беды и живущий большими мыслями о России. Лирический герой наделен способностью страдать, и понимать свое страдание. У М.Ю.Лермонтова в стихотворении Родина две контрастные темы, из которых первая тема официальной России дается в традиционных поэтических формах Слава купленная кровью, Темной старины заветные преданья.Во второй части вместе с темой русской деревни в стих сплошным потоком вступают прозаизмы, но только они не несут на себе уже никаких следов происхождения из низкой действительности.

Торжественная интонация возникает в первой строке стихотворения Люблю отчизну я, но странною любовью и идет до самого конца, захватывая прозаизмы второй части Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз, И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез.Это вещи из быта, прямо названные, охарактеризованные то логическими определениями спаленная жнива, ночующий обоз, то наиболее общими признаками желтая нива, то резкой, единичной деталью.

Построение стихотворения отмечено высоким искусством лирической композиции. В стихотворении создан живой образ России, основное содержание которого русская природа и народная жизнь.Лирическое переживание вызвано простым пейзажем, неброским, но по-своему живописным, способным затронуть самые тонкие струны души. За начальными стихами, где поэт перечисляет те формы патриотизма, которые отдалены от него некой официальностью, следует общее изображение русской природы, большой мир России.

Затем выступают частные, приближенные к герою-наблюдателю детали пейзажа, непосредственно связанные с народным бытом. Наконец, в финале появляется картина сельского праздника пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков, на которую поэт-путешественник смотреть до полночи готов. Развитие темы родины от широкого плана к более узкому, напоминает опрокинутую пирамиду Д.Е.Максимов.Поэзия Лермонтова.

М. Л. Наука, 1964, стр.174 и поддерживается лексикой стихотворения. Основанию этой пирамиды соответствуют наиболее общие суждения о родине. Следующий тематический пласт обобщенное изображение русской природы еще очень широк, но уже реализован в материальных образах, и в какой-то мере локален. Он представляет собой большой мир России.Смысловые объемы дальнейших пластов последовательно сокращаются, и стихотворение все заметнее и определеннее продвигается к своей вершине, к воплощению человеческих образов.

В конце второй и в третьей строфе на смену предшествующим обобщениям появляются частные, приближенные к герою-наблюдателю аспекты пейзажа, непосредственно связанного с народным бытом спаленная жнива, проселочный путь, в степи ночующий обоз, полное гумно и так далее. Здесь начинается крупный план, малая область русского мира. И представление о герое, которого обступает этот малый мир, к середине стихотворения становится как бы вещественней, осязаемей.Наконец, в финале возникают образы мужиков обитателей печальных деревень. Все эти лики родины горячо утверждаются автором скрывающимся под маской лирического героя стихотворения.

В зависимости от них он является, по мере движения стиха, и философом, обобщающим свое отношение к России, и путешественником, созерцающим ее природу и с любовью наблюдающим жизнь ее народа.Следует отметить, что тематическое развитие Родины - от широкого к узкому, от большого к малому, от философии к картинам природы и человеческой жизни определяется языком и метром стихотворения. Характерно в стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных представлений к конкретно-бытовым образам.

Стихотворение Родина состоит из трех строф. В первой строфе поэт размышляет о России в целом, о России как об огромной прекрасной стране.В связи с этим преобладают обобщающие или отвлеченные слова отчизна, рассудок, слава, доверие, мечтанье, старина. Слова, относящиеся ко второй строфе, охватывают объекты более широкого масштаба степи, леса, реки, проселочный путь, деревни.

Содержание этих словесных символов, если брать порознь, еще слабо индивидуализировано, хотя каждый из них и насыщен ассоциациями образы степей, лесов, рек вызывают мысли о просторе и могуществе.Но величие России подчеркивается еще и благодаря возникающему в стихотворении мотиву необъятного пространства Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям Объекты, представленные словарем третьей строфы, не только материальны, но и более локальны, ограничены, они представляют собой лишь частности общей картины и недаром обозначены преимущественно словами единственного числа по сравнению со второй строфой, в которой преобладало множественное число обоз, нива, чета берез, изба, гумно.

Метрическая мера к концу стихотворения также изменяется вслед за торжественно плавными, задумчивыми, замедленными шестистопными и пятистопными ямбами первой и второй строфы появляется четырехстопный ямб, выделяющий здесь переход к простому и обыденному тону, которым как бы подготовляется образ пляшущих мужиков.

Стихотворение написано разностопным ямбом. Возможно, эта особенность связана с композицией произведения. Первая строфа, посвященная размышлениям поэта о своей странной любви к отечеству, звучит торжественно и размеренно.Отчасти это происходит благодаря использованию инверсии люблю отчизну я, не победит ее рассудок мой. В этой строфе присутствует пяти- и шестистопный ямб. Вторая строфа написана трехстопным ямбом, и потому язык, которым поэт говорит о русской деревне, прост и легок.

Лексика стихотворения, также разнообразна в начале стихотворения литературно-книжная рассудок, слава, купленная кровью и в последней части она сменяется простой разговорной речью скакать в телеге, дымок жнивы, говор пьяных мужичков.М.Ю.Лермонтов в данном стихотворении отказывается от романтических идеалов, сомневается в них и находит очарование в реальности, обыкновенной жизни таких же обыкновенных, простых людей.

Стихотворение Родина композиционно делится на две части. Первая часть намного короче второй, и в ней лирический герой говорит о своей любви к родине, такой странной и непонятной. Вторая часть стихотворения посвящена описанию той отчизны, той родной земли, которую ценит лирический герой. И именно во второй части описано все, что так дорого и близко его сердцу степи, леса, реки, огнидеревень, дымок спаленной жнивы, чета берез, изба, полное гумно.Эти части стихотворения как бы противопоставляются друг другу.

Также для усиления впечатления о мощи России используется гипербола разливы рек подобны морям. Кроме того, М.Ю.Лермонтов использует аллитерацию. Сонорные согласные придают особую поэтичность звучанию строк о России.Также поэтическое звучание придают анафора и эпифора Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. или Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье Изображая деревню, М.Ю.Лермонтов использует все ту же аллитерацию, эпитеты желтая нива, резные ставни, вечером росистым, пьяных мужичков и так далее, а также олицетворения печальных деревень, ночующий обоз. Благодаря олицетворению деревня сама, словно оживает, обретает душу. Следует добавить, что простота или сложность звучания зависит также и от употребляемых поэтом видов рифмовки.

Например, в первой строфе произведения присутствует как перекрестная, так и парная и кольцевая рифмы, а в последней строфе мы сталкиваемся только с перекрестной рифмой. Поэт и просто любит ее, и видит полное гумно, чувствует дымок спаленной жнивы, любит смотреть на пляску с топаньем и свистом здесь аллитерация позволяет буквально прочувствовать атмосферу народного гуляния.

Также в стихотворении появляется мотив дороги проселочным путем люблю скакать в телеге Мотив дороги помогает создать единый образ деревни, открывая ее панораму Дрожащие огни печальных деревень.

Поводом к созданию стихотворения послужило, по мнению многих критиков, стихотворение Хомякова А.С. Отчизна. Первым известным откликом на произведение М.Ю.Лермонтова, еще до его опубликования, явилось письмо В.Г.Белинского В.П.Боткину от 13 марта 1841 Лермонтов еще в Питере. Если будет напечатана его Родина то, аллах-керим что за вещь пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских В.Г.Белинский. Собрание сочинений. В 9-ти т. Письма 1829 1848 годов.М. Художественная литература, 1982. Т.9 863с. С.455 Однако картина, написанная М.Ю.Лермонтовым, шире по масштабу и замыслу.

Образ поэта в Родине - образ глубоко любящего свою отчизну русского передового человека того времени. Белинский назвал Родину пушкинским стихотворением, потому что А.С.Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а М.Ю.Лермонтов в Родине - поэт-реалист. Родина принадлежала к числу произведений наиболее ценимых Л.Н.Толстым.Стихотворение М.Ю.Лермонтова положило начало литературной традиции, утвердив в русской поэзии жанр лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образами русской деревни и природы.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова Родина отличается самодостаточностью, завершенностью, индивидуальной полнотой и неизбыточностью, оно располагает к его созерцательному восприятию, что свидетельствует о том, что данное литературное произведение обладает идейно - художественной целостностью.

– Конец работы –

Используемые теги: Стихотворение, Лермонтова, родина0.064

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Родина в творчестве Лермонтова
Санкцию суда рахинбургов выполнить категорически отказался.Накоролевский суд он не явился, хотя туда его вызывали трижды.Вопросы 1. Какое наказание… Расселялись они сельскими общинами, каждая семья получала в… С возникновениемгосударства и ввиду его больших размеров, нельзя было управлять, пользуясьсредствами старого родового…

Стихотворение М.Ю.Лермонтова "И скучно и грустно". (Восприятие, истолкование, оценка)
Любить но кого же? на время не стоит труда А вечно любитьневозможно. Вечная любовь кажетсянемыслимой вещью. Да и вообще, если посмотреть с холодным… Он какбудто хочет, чтобы все в мире было идеально. Чтобы друзья были вечны,…

Стихотворение Лермонтова "Дума"
Послепоражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. Всвязи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе,… Хотямногие строки афористичны И ненавидим мы, и любим мы случайно изаконченны,… Каждое четверостишие -законченное предложение. Голос рассудка звучит открыто, страсти - приглушенно.Этот…

Тема родины и природы в лирике М.Ю.Лермонтова
И как положено для истинного романтика, исходным и определяющимоказывается мотив резко отрицательного отношения к общественному… Этот мотив - ведущий и универсальный в Думе Печально я гляжу на наше поколенье… Стремление к свободепорождает мятежность Парус , желание активно бороться за нее Я жить хочу! хочу печали . 1832 .…

Репродуктивний цикл вірусів родини Poxviridae порівняно з репродуктивними циклами вірусів інших родин має певні особливості
Таксономія До родини Poxviridae від англ рох віспа пустула входять ДНК геномні віруси складної будови та великих розмірів Родина розділена на... Рід Orthopoxvirus включає в себе віруси натуральної віспи вісповакцини віспи... Структура Розміри найбільших вірусів родини Poxviridae становлять times нм тобто на межі роздільної...

Русский театр драмы им. М.Ю. Лермонтова
В репертуаре были спектакли историко-революционной тематики, такие как "Чапаев", "Мятеж" Д.Фурманова, "Интервенция" Л.И. Славина, "Оптимистическая… На сцене театра в эти годы были поставлены спектакли "Фронт" А.Е.Корнейчука,… В 1945 г. при театре открылась студия для подготовки актеров. Появились спектакли на романтическую, героическую…

Психологизм романа М.Ю. Лермонтова
Такой вот «страдающий эгоист», классический герой Байрона и его подражателей, отправился на войну, чтобы под свистом горских пуль, в окружении диких… Но и на Кавказе Печорину не нашлось места. Он пошел на невероятную авантюру,… Вскоре Печорин вовсе уезжает прочь, оставляя автору и Максиму Максимычу свой дневник.Огорченный неприветливостью свое…

Образ Родины и народа в поэме Гоголя "Мёртвые души"
I. Содержание .II. Вступление III.Основная часть 1. Мертвые души - название поэмы. 2. Жанр Мертвых душ 3. Знал ли Гоголь русскую жизнь? 4. Россия в… IV. Заключение. I. Вступление. Какой огромный, какой оригинальный сюжет Вся… Величие, ширь души народа, сохраненные им в самом угнетении эта тема звучит в Мертвых душах все время, опять и опять…

Биография М.Ю. Лермонтова
Особую роль в развитии Лермонтова - поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение. "Синие горы Кавказа, приветствую вас!… Вместе с тем эта поэма -своеобразный этап в овладении молодым поэтом основами… В 1828 г. Лермонтов поступает в пансион при Московском университете, а в 1830 г. становится студентом отделения…

Кто будет защищать тебя, Родина?
Она в полной мере испытывает трудности, которые переживает страна. Ей сегодня, может быть, тяжелее, чем многим другим структурам государства, и… А пока, с 1 апреля с. г. начинается очередной призыв молодежи в армию.Кто же… Почему? На мой взгляд причин здесь несколько. И одна из них, образно говоря, в самом государстве, в его…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Литературный анализ стихотворения Лоренцо Медичи "Вакхическая песнь" ("Canzone di Bacco") Мыслитель-гуманист, дипломат, литератор - автор "Вакхической Песни" и многих других произведений был настоящим Человеком Ренессанса, фигурой яркой… А.К. Дживелегов пишет: "Но, быть может, именно потому, что дела были хуже,… Это было нужно по двум соображениям: во-первых, чтобы, согласно старой коммерческой традиции, показать миру и…
  • Жизнь М.Ю. Лермонтова в Петербурге Мать Лермонтова умерла весной 1817 года, оставив в воспоминаниях сына смутные, но дорогие воспоминания.Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на… Лермонтов сознавал всю неестественность своего положения, и все время мучился… В драме "Menschen und Leidenschaften" отразилось болезненное переживание им этого раздора между близкими ему людьми.…
  • Тарханы в творчестве Михаила Лермонтова Край лермонтовского детства — Тарханы, Их легко узнать в этих строках и сейчас.Войти в стоящий на полугоре усадебный дом, в котором помещается… В усадьбе же самое высокое место принадлежало господскому дому, а в… В них с 1818 года жил Лермонтов.Все окна этих комнат обращены на запад,на пруд и село. Рядом со входящей на дамбу…
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно.» Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии .События современности всегда находили отклик в ахматовской лирике,… Она считала, что если будет Родина, то будет и цель в жизни, и творчество, и… Главная любовь А. Ахматовой была любовь к родной земле: …ложился в неё и становился ею, оттого и зовём так свободно…
  • Стихотворение "Бесы" в духовной и творческой биографии А.С. Пушкина С. Булгаков. Стихотворение "Бесы" А. С. Пушкина явилось результатом трагических коллизий в духовной и творческой жизни поэта.Этим стихотворением,… Вместе с тем интересно осмыслить, как поэт в своем творчестве пытается… Еще середина 20-х годов становится для поэта временем переосмыслений и переоценок.В "Разговоре книгопродавца с…