Проблема взаимопонимания поколений

Проблема взаимопонимания поколений отразилась в творчестве многих русских писателей как 19, так и 20 веков, она волнует современных литераторов и, думаю, будет актуальна всегда, пока существует и развивается человеческое общество. Каждый из писателей по-своему видел этот конфликт и его участников.Так, например, в комедии А.С.Грибоедова Чацкий, представитель века нынешнего , выразитель прогрессивных идей, вступает в конфликт с реакционным фамусовским обществом и его устоями века минувшего . Так же и в Грозе А.Н.Островского молодежь является светлым лучом в темном царстве отживающих свой век самодуров.

М.Ю.Лермонтов, напротив, в уходящем поколении видел то лучшее, чего не находил в современниках. Общим же во многих случаях для этого конфликта было то, что он был вызван различием жизненных принципов или политических воззрений сторон.В конфликте романа И.С.Тургенева Отцы и дети нашел отражение идейный антагонизм дворянских либералов и демократов 60х годов 19 века. Раскрытию его подчинена система персонажей произведения столкновение века нынешнего и века минувшего обусловливает разграничение героев на отцов и детей . Персонажи произведения не делятся автором на два антагонистических лагеря просто по возрасту.

Искренним и убежденным выразителем идей детей можно назвать лишь Базарова. Аркадий Кирсанов, ровесник Евгения и первоначально его единомышленник, в конце концов выбирает жизненные принципы отцов и оказывается в их лагере.Базаров, воплощающий в романе тип человекановейшего поколения, демократа, разночинца, новый герой русской литературы центральное действующее лицо произведения.

Он действительно типичный представитель демократической молодежи 60х годов.В его рассуждениях нашли отражение идеи крупнейших деятелей российского демократического движения. Убедиться в этом можно из следующего сопоставления Базаров говорит о сущности человеческой природы Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой Нравственные болезни происходят от безобразного состояния общества . Он почти дословно повторяет слова Чернышевского Каждый человек как все люди, в каждом точно то же, что и в других все зависит от общественных привычек и обстоятельств . Называя таинственные отношения между мужчиной и женщиной чепухой, гнилью, художеством , Базаров повторяет аналогичные рассуждения Добролюбова Кто не убирает розовыми цветами идеализма простой, весьма понятной склонности к женщинам? Нашли отражение в речах Базарова и некоторые рассуждения Писарева.

Базаров называет себя нигилистом и проповедует идею полного отрицания. Он не признает никаких преград на этом пути и думает, что только таким способом можно изменить мир и покончить со всеми противоречиями общества.

Самоуверенно и грубовато ниспровергает Базаров все общественные ценности, выдвигаемые Павлом Петровичем Кирсановым аристократизм и сословность, общину и семью, принципы и авторитет пропагандирует принцип общественной полезности,практику, научную работу. В спорах с Павлом Петровичем он предстает разрушителем старого мира и считает, что эти действия идут на пользу людям, даже если последние не понимают этой пользы.

Он готов действовать, ненавидя все, что препятствует ему на пути к достижению цели. К лагерю детей примыкают также нигилисты Кукшина и Ситников.В этих образах читатель видит осуждение Тургеневым лженигилизма или базаровщины . К модному общественному движению, как это часто бывает, примыкали порой личности недостойные, лишние, они пристраивались по глупости или из корыстных убеждений, чтобы показать всем свою значимость.

А на самом деле неопрятная, развязная, глупая Евдокия Кукшина и пустышка Ситников не понимают до конца смысла идей, а лишь бездумно повторяют их, упиваясь сознанием собственной неординарности. Сам Базаров относится к своим единомышленникам с крайним, порой оскорбительным пренебрежением. Образы Кукшиной и Ситникова играют в романе еще одну важную роль они пародия на Базарова, карикатура нигилизма.Автор использует этот прием для того, чтобы снять с Базарова героический ореол, подчеркнуть слабые стороны его взглядов.

Изображая Базарова, Тургенев не упускает трагические стороны его судьбы. Пожалуй, самые драматичные страницы романа Иван Сергеевич посвятил взаимоотношениям отца и сына Базаровых. Отторгая родителей, дом, Евгений теряет необходимую каждому человеку связь со своими истоками. Возведя стену непонимания, герой романа обедняет себя душевнои нравственно.Будучи ослеплен идеями нигилизма, отрицающими чувства и сердечную привязанность, он обрекает себя на мучительные страдания и трагический исход.

Вернувшись в родительский дом во второй и последний раз, Евгений не в состоянии восстановить утраченных связей. Безотчетная преданность идее вынуждает человека отказаться от близких людей, от дома, от семьи. Тем самым, подвергая своего героя испытанию любовью, автор вынужден констатировать неспособность Базарова к высоким чувствам, душевному сопереживанию.Базаров одинок, ведь в итоге у него не было никого, кто бы до конца понимал его, разделял его убеждения, верил ему, любил и уважал его и к кому он сам относился бы так же. Нигилизм Базарова разрушает и уничтожает его самого.

Мертвость была в философии Базарова, в его стремлении свести всю живую жизнь к законам неживой материи. Смерть была в нем самом, и бессмысленной смертью от пореза пальца Тургенев подчеркивает обреченность своего героя.Уверовав в нигилизм, он лишил себя естественных человеческих чувств любви и дружбы.

Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти проявляет себя полностью. Он открывает для себя высшие человеческие ценности любовь к родителям, к женщине, религиозные истины. Несомненно, трагична смерть героя, но смерть единственный выход из сложившейся ситуации, когда по принципам нигилизма говоришь и делаешь одно, а душа требует другого.