Россия А Блока

Россия А.А. Блока Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал Мы - дети страшных лет России . Предчувствие неслыханных перемен и невиданных мятежей отбрасывало особый отблеск на любовь А.Блока к России, делало ее противоречивой и обостренной. В ранней поэзии А.Блока тема России не звучит как самостоятельная.Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа.

Например, в стихотворении 1901 года Видно дни золотые пришли Видно, дни золотые пришли, Все деревья стоят как в сияньи. Ночью холодом веет с земли Утром белая церковь вдали И близка и ясна очертаньем . Героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты сказочной царевны из русских сказок, жилище ее - заколдованный терем, а герой-царевич, князь, жених.Поэзию А.Блока этих лет пронизывают образы русской культуры, нередко в их романтическом облике, например, в стихотворении Ночь на Новый год возникает образ Светланы, героини баллады В.Жуковского.

Мир ранней поэзии А.Блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России.К постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира. Именно в этот страшный мир попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя из заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы, где звезды и зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней. Населяют эту природу диковинные существа колдуны и косматые ведьмы, твари весенние , чертенята, больная русалка . Не менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире это герои зловещего балагана, носители всемирной пошлости , живые мертвецы, как например, в цикле стихов Пляски смерти . Наиболее известное стихотворение этого цикла - Ночь, улица, фонарь, аптека , в котором самой композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг. Однако страшный мир -это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом.

Так, в самом своем известном стихотворении, надолго ставшем символом поэзии А.Блока - Незнакомка - лирический герой принадлежит двум мирам миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой тайны.

Но он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира испытанных остряков , бездушной и мертвенной природы, в которой самое поэтичное ее явление - луна на небе - превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности.

Страшный мир, созданный А.Блоком это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье.Сам А.Блок предельно открыто выразил эту свою,любовь-ненависть в стихотворении Грешить бесстыдно, непробудно , написанном в 1914 году. В нем возникает крайне отвратительный, безмерно отталкивающий облик человека бездуховного, лавочника, вся жизнь которого - это беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно.

Подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего. Моментами стихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает черты символические.И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне . Одним из первых непосредственных обращений А.Блока к теме России как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года Русь . Страна предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная.

Таково само ее пространство Русь опоясана реками И дебрями окружена С болотами и журавлями И смутным взором колдуна Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь убаюкала ее на своих просторах.Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов Родина , который создавался с 1907 по 1916 годы. К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка - сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы - статной, с косой.

Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. В этот цикл входит и стихотворение На железной дороге , в чем-то перекликающееся с некрасовским Что ты жадно глядишь на дорогу Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии.

Одно из наиболее известных стихотворений цикла - Россия Опять, как в годы золотые . В последних произведения цикла Родина появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России.Это ощущается в стихотворениях Петроградское небо мутилось дождем , Я не предал белое знамя , Коршун и других.

Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла Родина, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии На поле Куликовом . Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий русской истории. В 1912 году Блок писал Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории.Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди . Значение Куликовской битвы восьмое сентября 1380 года было не столько военным, политическим, сколько духовным.

И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России. Мне хотелось бы проанализировать первое стихотворение цикла На поле Куликовом Река раскинулась. Течет, грустит лениво, И моет берега.Над скудной глиной же того обрыва В степи грустят стога. О Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь.

Наш путь степной, наш путь - в тоске безбрежной. В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы - ночной и зарубежной - Я не боюсь. Пусть ночь. Домчимся.Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль И нет конца! Мелькают версты, кручи Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится Плачь, сердце, плачь Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России.

И судьба эта пророчески описываетсп автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица.Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет Закат в крови Этот мотив встречается и в других стихотворениях цикла Родина , например, в стихотворении Петроградское небо мутилось дождем В закатной дали. Были дымные тучи в крови . В стихотворении Река раскинулась несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа скудного и грустного.

Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим - ведь А.Блок называл свою страну О, Русь моя! Жена моя Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову жена символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены. И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения Плачь, сердце, плачь В стихотворении А.Блок употребляет авторское мы , размышляя о судьбах людей своего поколения.

Они представляются ему трагическими, стремительное движение - это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен.

Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки например Пусть ночь. Домчимся.Озарим кострами Нарастают восклицательные интонации - это реализовано и на уровне синтаксическом в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно взволнованна.

Это ощущение создается и стиховым строем текста. Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.Стихотворение А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.