Бальзак: структура и основные идеи "Человеческой комедии"

БАЛЬЗАК СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОМЕДИИ Монументальный свод произведений Оноре де Бальзака, объеди ненных общим замысломи названием - Человеческая комедия , со стоит из 98 романов и новелли является грандиозной историей нра вов Франции второй четверти XIX столетия.Он представляет собой своеобразную социальную эпопею, в которой Бальзак описалжизнь общества процесс становления и обогащения французской буржуа зии,проникновение выскочек и нуворишей в аристократическую среду парижского высшегосвета, их путь наверх , быт, обычаи и философию людей, исповедующих веру тольков одного бога -деньги.

Он дал драматическую картину человеческих страстей,порожденных богатством и бедностью, жаждой власти и полным бесправием иуничижением.Большинствороманов, которые Бальзак с самого начала предназ начал для Человеческойкомедии ,были созданы в период с 1834 по конец 40-х годов.Однако,когдазамысел сформировался окончатель но, оказалось, что более ранние вещи органичныдля общей автор ской идеи, и Бальзак включает их в состав эпопеи.

Подчиненнаяединой сверхзадаче - всесторонне охватить жизнь общества тоговремени, дать почти энциклопедический перечень социальных типа жей и характеров- Человеческая комедия имеет четко выражен ную структуру и состоитиз трех циклов, представляющих собой как бы три взаимосвязанных уровнясоциального и художественно- фило софского обобщения явлений.Первый цикл ифундамент эпопеи - это ЭТЮДЫ О НРАВАХ -стратификация общества,данная через призму частной жизни совре менников.

К ним относится основнаячасть написанных Бальзаком романов, причем он ввел для него шесть тематическихразделов Сценычастной жизни Гобсек , Полковник Шабер , Отец Горио , Брачный контракт , Обеднябезбожника и др. Сценыпровинциальной жизни Евгения Гранде , Прославлен ныйГодиссар , Старая дева и др. Сцены парижской жизни История величия и падения Цезаря ?иротто , Банкирский домНусингена , Блеск и нищета куртиза нок , Тайны княгини деКадиньян , Кузина Бетта и Кузен Понс и др. Сцены политическойжизни Эпизод эпохи террора , Темное дело и пр. Сценывоенной жизни Шуаны Сцены деревенской жизни Сельский врач . Сельский священ ник и др. .Второй цикл, в котором Бальзакхотел показать причины явлений, носит название ФИЛОСОФСКИЕ ЭТЮДЫ ивключает Шагрене вую кожу , Элексир долголетия , Неведомый шедевр , Поиски абсолюта , Драму навзморье , Примиренного Мельмота и др. произведения.И наконец третий цикл - АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ Физио-ология брака , Мелкиеневзгоды супружеской жизни и др В нем писатель пытается определитьфилософские основы человеческого бытия, раскрыть законы жизни общества.

Таковавнешняя компози ция эпопеи.Уже один перечень вошедших в Человеческую комедию произ ведений говорит о грандиозности замыслаавтора. Мое произве дение писал Бальзак должно вобрать в себя всетипы людей, все общественные положения,оно должно воплотить все социальныесдвиги, так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни одинхарактер,мужской или женский,ни чьи-либо взгляды не оста лисьзабытыми .Перед нами модель французского общества,почти создающая иллюзию полноценной действительности.

Во всех романах рисуетсякак бы одно и то же общество, похожее на реальную Францию, но не вполне с нейсовпадающее,поскольку это его художественное вопло щение.

Впечатление почтиисторической хроники подкрепляет вто рой план эпопеи, где действуют реальныеисторические лица той эпохи Наполеон, Талейран, Людовик ХУШ, реальные маршалыи министры.Вместе с вымышленными авторами персонажами, соот ветствующимитипическим характерам времени, они и разыгрывают спектакль Человеческойкомедии .Эффект исторической подлинностипроисходящего подкрепляет ся обилием подробностей. Париж и провинциальныегорода даны в широком диапазоне деталей, начиная от особенностей архитектуры домельчайших подробностей деловой жизни и быта героев, принад лежащих к разнымсоциальным слоям и сословиям.

В известном смысле эпопея может служить пособиемдля специалиста-историка, чающего то время.Романы Человеческой комедии объединяет не только единство эпохи, но и найденный Бальзаком прием переходящих персонажей, как главных, таки второстепенных. Если кто-то из героев любого романа заболел,приглашают одногои того же врача Бьяншона,в слу чае денежных затруднений обращаются к ростовщикуГобсеку, на утренней прогулке в Булонском лесу и в парижских салонах мывстречаем одни и те же лица. Вообще подразделение на второсте пенные и главныедля персонажей Человеческой комедии доста точно условно.

Если водном из романов действующее лицо находит ся на периферии повествования, то вдругом - он и его история выво дятся на первый план такие метаморфозыпроисходят, например, с Гобсеком и Нусингеном .Один изпринципиально важных художественных приемов автора Человеческойкомедии - разомкнутость, перетекание одного рома на в другой.

Завершаетсяистория одного человека или семейства, но не имеет конца общая ткань жизни, онанаходится в постоянном движении.Поэтому у Бальзака развязка одного сюжетастановится завязкой нового или перекликается с предшествующими романами, асквозные персонажи создают иллюзию достоверности происходя щего и подчеркиваютоснову замысла.

Он состоит в следующем главный герой Человеческой комедии - общество, поэтому част ные судьбы интересныБальзаку не сами по себе - они лишь подроб ности всей картины.Поскольку эпопея такого типа рисует жизнь в постоянном разви тии, онапринципиально не завершена , да и не могла бы быть завер шена. Именно поэтомуранее написанные романы например, Ша греневая кожа , могли бытьвключены в эпопею, замысел которой возник уже после их создания.При таком принципе построения эпопеи каждый роман, входя щий в нее,является в то же время самостоятельным произведением и одним из фрагментовцелого.

Каждый роман - автономное художе ственное целое, существующее в рамкахединого организма, что уси ливает его выразительность и драматизм событий,переживаемых его персонажами.Новаторство такого замысла и методы его воплощения реалисти ческийподход к отображению действительности резко отделяют творчество Бальзака отего предшественников - романтиков.

Если последние ставили во главу углаединичное, исключительное, то ав тор Человеческой комедии полагал,что художник должен отобра жать типическое. Нащупывать общую связь и смыслявлений.В от личие от романтиков Бальзак не ищет свой идеал за пределами реа-льнойдействительности, он бьы первым, кто за буднями француз ского буржуазногообщества обнаружил кипение человеческих страстей и поистине шекспировскийдраматизм.

Его Париж, насе ленный богачами и нищими, борющимися за власть,влияние, деньги и просто за самою жизнь представляет собой захватываю щуюкартину. За частными проявлениями жизни, начиная от не оплаченного беднякомсчета квартирной хозяйке и заканчивая исто рией ростовщика, неправеднонажившего свое состояние, Бальзак пытается увидеть целую картину.Общие законыжизни буржуазного общества,проявляющиеся через борьбу, судьбы и характеры егопер сонажей.Как писатель ихудожник Бальзак был почти заворожен драматиз мом открывшейся ему картины, какморалист он не мог не осуждать те законы, которые открылись ему приисследовании действительно сти. В Человеческой комедии Бальзакакроме людей,действует мо гучая сила, подчинившая себе не только частную, но иобществен ную жизнь, политику, семью, мораль и искусство. И это - деньги.

Всеможет стать предметом денежных сделок, все подчинено закону купли-продажи.Онидают власть, влияние в обществе, возмож ность удовлетворять честолюбивыезамыслы, просто прожигать жизнь.

Войти в элиту такого общества на равных,добиться его рас положения на деле означает отказ от основных заповедейнравствен ности и морали. Сохранить в чистоте свой духовный мир значитотказаться от честолюбивых желаний и преуспеяния.Эту общую для Человеческой комедии коллизию переживает почти каждый геройбальзаковских Этюдов о нравах , почти каждый выдерживает маленькуюбитву с собой.В конце ее либо путь наверх и проданные дьяволу души, либо вниз- на обочину общественной жизни и все мучительные страсти, сопровождающиеуничижение человека.

Таким образом, нравы общества, характеры и судьбы егочленов вещи не только взаимосвязанные, но и взаимообу словленные, утверждаетБальзак в Человеческой комедии . Его персонажи - Растиньяк,Нусинген, Гобсек подтверждают этот тезис.Достойныхвыходов не так много - честная бедность и утешения, которые может дать религия.Правда, следует отметить, что в изоб ражении праведников Бальзак менееубедителен, нежели в тех случа ях, когда он исследует противоречия человеческойнатуры и ситуа цию непростого для его героев выбора.

Спасением иногда становит сялюбящие родные как в случае с состарившимся и перегоревшим бароном Юло , исемья, но и она затронута порчей.Вообще семья, в Человеческойкомедии играет немалую роль. В отличие от ро-романтиков, которыеосновным предметом художественного рассмо трения делали личность, Бальзактаковым делает семью.

С анализа семейной жизни он начинает изучениеобщественного организма. И с сожалением убеждается,что распад семьи отражаетобщее неблаго получие жизни. Наряду с одиночными персонажами в Человечес койкомедии перед нами проходят десятки разнообразных семейных драм,отражающих различные варианты все той же трагичной борь бы за власть и золото.Списокиспользованной литературы 1.Б.Г. Реизов Творчество Бальзака . Л 19,392.Д.Д. Обломиевский Оноре Бальзак.М 19673.А.Версмюр Бесчеловечная комедия . М 19674. История зарубежной литературы XIX века . М 1982.