Блок Александр Александрович

БЛОК А.А. Мы встречались с тобой на закате Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив.Я любил твое белое платье,Утонченность мечты разлюбив.Были странны вечерние встречи.Впереди на песчаной косеЗагорались вечерние свечиКто-то думал о бледной красе.Приближений, сближений, сгораний Не приемлет лазурная тишь Мы встречались в вечернем тумане,Где у берега рябь и камыш.Ни тоски, ни любви, ни обиды,Все померкло, прошло, отошло Белый стан, голоса панихидыИ твое золотое весло.Фонетические средства аллитерация ж г 3я строфа КОНТРАСТ ш 3я четвертая ч , р , л общий фон ассонанс аллитерация лижений ний , ашло Морфемные средства при-ближений, с-ближений с-гораний по-меркло про-шло, ото-шло Лексические специальные нет Неологизмы нет Устаревшие панихида Сравнения развернутое нетПрямое нет Отрицательное нетСуществительное в тв. п. нет Олицетворения лазурная тишь Метафоры утонченность мечты, бледная краса, лазурная тишь, голоса панихиды Гипербола нет Литота нет нет искажения a la истина Оксюморон нет Перифраз нет см. выше Эпитет А метафорический безмолвная встреча, вечерние свечи, бледная краса, лазурная тишь, белый стан.Б изобразительный белое платье, песчаная коса, вечерний туман, золотое веслоВ лирический нет Метонимия нет НЕ ИСКАЖЕНИЕ Синекдоха нет Поэтический синтаксис А градация Б повторы анафора нет Эпифора нетВ эллипсис Приближений, сближений, сгораний Не приемлет лазурная тишь Г инверсия Былистранны вечерние встречи и др Рит. приемы А восклицание нетБ вопрос нетВ умолчание Приближений, сближений, сгораний Не приемлетлазурная тишь Ни тоски, ни любви, ни обиды,Все померкло, прошло, отошло Размер 3х-стопный анапестРифма перекрестная авав жен. муж. жен. муж. ,в основном полная J сгораний-тумане,закате-платье стихотворение из цикла стихов о Прекрасной Даме, написано в1902г. Лирический герой Блока вспоминает о своей любви, абсолютнореальной Ялюбил твое белое платье, Утонченностьмечты разлюбив.Но уже во 2ой строфе он герой признает неестественностьэтих странных встреч на фоне чьих-то дум о бледной , призрачной красе мечтаний реальность странна среди вечерних свеч . И герой признает своюпринадлежность именно к миру мечты, несмотря на предполагаемую телесность ,реальность любви встречи происходят в вечернем тумане, где у берега рябь икамыш , где нежность вечера сглаживает,смягчает огонь страсти.

Жизнь приближений, сближений, сгораний гасится, тонет в неясных сумеречных очертаниях, среди камышей, а звук ж , ееолицетворяющий, резко ворвавшийся в общий звукоряд стихотворения, исчезает подтихими волнами т , ш , всплесками л и л , под рябью мечты.

В последнейстрофе стихотворения аллитерация ж заменяется органичным для соннойдействительности лирического героя повтором ш в словах прошло, отошло .Единственная строка стихотворения, характеризующая реальность приближений,сближений, сгораний - в 4ой строфе отражается приглушенно, нечетко, гармоничносочетаясь с лазурной тишью мечты Все померкло, прошло, отошло , и этазамена яркого ж на ш , группы г , р , н на к , р , л являетсямикроотражением основной темы стихотворения возвращения героя в своюнереальную действительность из недействительного для него мира реальности.Образы, сопутсвующие героине лишь подтверждение этой темы. Вспомните, если в первойстрофе Мывстречались с тобой на закате, Ты веслом рассекалазалив.Я любил твое белоеплатье,Утонченность мечтыразлюбив то в последней строфе все эти образы появляются снова, но ужечистые, мягкие, органично вплетающиеся в собственный мир героя.

Закат отражается голосами панихиды , платье воплощение земного существования становится легким очерком тела станом, а рассекающее залив весло видитсятеперь не как разрушающее гладкую поверхность воды, а застывшим без движения золотым . есть смысл закопаться глубже поповоду белого платья на основе античных мировоззрений белый как цветсмерти, по поводу весел и лодок можно нырнуть в скандинавскую мифологию кудаи на чем плывут умершие, но собственно идея насчет кольцевой композиции должнасохраниться, только мотив Судьбы усилится от себя не уйдешь и появится,возможно, мотив предугадания . Таким образом,стихотворение имеет кольцевое построение автор возвращается к образам1ойстрофы в последней, снимая с них точные контуры реальности, окончательнорастворяя их в фантазийно-призрачном мире своего лирического героя.Статичность, недвижимость мечты чувствуется не только взвукописи , она создается и за счет певучей одинаковости размера всех строф трехстопный дактиль с клаузулой в 1ой и 3ей строках и постоянной перекрестнойрифмой авав. Стихотворение благодаря четкости построения звучитбудто независимо от того, что в нем описано, и даже не вникая в смысл слов,читатель слышит плеск рассекаемой волны, шорохи песка перешептывания камыша,чувствует легкую сырость тумана, видит размытые очертания бледных пятен огня ивместе с автором сплетает из вечерних приглушенных теней сияющее золото мечты стем, чтобы унести его в свой собственный мир.