рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жанр деревенской прозы в творчестве Василия Шукшина

Жанр деревенской прозы в творчестве Василия Шукшина - раздел Литература, В Русской Литературе Жанр Деревенской Прозы Заметно Отличается От Всех Остал...

В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В чем же причина такого отличия Об этом можно говорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу. Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни.Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее, эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой.

В зарубежной литературе очень мало произведений подобного типа. Значительно больше их в нашей стране. Такая ситуация объясняется не только особенностями формирования государств, регионов, их национальной и экономической спецификой, но и характером, портретом каждого народа, населяющего данную местность. В странах Западной Европы, крестьянство играло незначительную роль, а вся народная жизнь кипела в городах.В России издревле крестьянство занимало самую главную роль в истории.

Не по силе власти наоборот - крестьяне были самыми бесправными, а по духу - крестьянство было и, наверное, по сей день остается движущей силой российской истории.Именно из темных, невежественных крестьян вышли и Стенька Разин, и Емельян Пугачев, и Иван Болотников, именно из-за крестьян, точнее из-за крепостного права, происходила та жестокая борьба, жертвами которой стали и цари, и поэты, и часть выдающейся русской интеллигенции XIX века. Благодаря этому произведения, освещающие данную тему занимают особое место в литературе.

Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе. Этот жанр в наши дни по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности. Современного читателя волнуют проблемы, которые поднимаются в романах такого жанра.Это вопросы нравственности, любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни. Среди писателей современности, писавших или пишущих в жанре деревенской прозы, ведущее место занимают такие писатели, как Виктор Петрович Астафьев Царь-рыба, Пастух и пастушка, Валентин Григорьевич Распутин Живи и помни, Прощание с Матерой, Василий Макарович Шукшин Сельские жители, Любавины, Я пришел дать вам волю и другие.

Особое место в этом ряду занимает Василий Макарович Шукшин.Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и зарубежом.

Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли, каким был этот выдающийся писатель. Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году, в селе Сростки Алтайского края. И через всю жизнь будущего писателя красной нитью пролегла красота и суровость тех мест. Именно благодаря своей малой родине, Шукшин научился ценить землю, труд человека на этой земле, научился понимать суровую прозу сельской жизни.Уже с самого начала творческого пути он обнаружил новые пути в изображении человека.

Его герои оказались непривычными и по своему социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту. Став уже вполне зрелым молодым человеком, Шукшин отправляется в центр России. В 1958 году он дебютирует в кино Два Федора, а также и в литературе Рассказ в телеге. В 1963 году Шукшин выпускает свой первый сборник - Сельские жители.А в 1964 году его фильм Живет такой парень удостаивается главной премии на фестивале в Венеции.

К Шукшину приходит всемирная известность. Но он не останавливается на достигнутом. Следуют годы напряженной и кропотливой работы. Например в 1965 году выходит его роман Любавины и в то же время на экранах страны появляется фильм Живет такой парень. Только по одному этому примеру можно судить с какой самоотдачей и интенсивностью работал художник.А может это торопливость, нетерпение Или желание немедленно утвердить себя в литературе на самой прочной - романной - основе Безусловно это не так. Шукшиным было написано всего два романа.

И как говорил сам Василий Макарович, его интересовала одна тема судьбы русского крестьянства. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставит нас потрясенно спросить Что с нами происходит Шукшин не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду, и этой правдой сблизить людей. Он был одержим одной мыслью, которую хотел додумать вслух. И быть понятым Все усилия Шукшина - творца были направлены к этому.Он считал Искусство - так сказать, чтобы тебя поняли С первых шагов в искусстве Шукшин объяснял, спорил, доказывал и мучился, когда не был понят. Ему говорят, что фильм Живет такой парень - это комедия.

Он недоумевает и пишет послесловие к фильму. Ему подкидывают на встрече с молодыми учеными каверзный вопрос, он тушуется, а потом садится за статью Монолог на лестнице. Колыбелью, с которой началась творческая жизнь Шукшина, которая дала толчок к развитию его потрясающих творческих сил, стала деревня.Память, размышления о жизни вели его в село, здесь он распознавал острейшие схлесты и конфликты, которые побуждали к широким размышлениям над проблемами современной жизни общества.

Начала многих исторических явлений и процессов Шукшин видел в послевоенной деятельности. После войны он подался в город, как и многие в то время.Будущий писатель работал слесарем во Владимире, строил литейный завод в Калуге, был разнорабочим, грузчиком, учеником маляра, восстанавливал разрушенные войной железные дороги. Наверное, вся ужасная картина разрушенной, сожженной послевоенной земли повлияла на Василия Шукшина, заставила взяться за перо. Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной.

Трудно найти другую такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми- писал Шукшин.Неизгладимый след на творчестве Василия Шукшина оставила самобытность и колорит деревенской жизни. В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты и артистизма.

В творчестве Шукшина, в его личности, биографии самобытно выразились характер народа, духовное состояние, условие его бытия в эпоху 40 - 70х годов - послевоенного тридцатилетия. Где брал материал для своих произведений писатель Везде, там, где живут люди. Какой это материал, какие герои Тот материал, и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства.И понадобилось, чтобы явился из глубин народных крупный талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду.

А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору. Герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти непонятным.Любители дистиллированной прозы требовали красивого героя, требовали, чтобы писатель выдумывал, чтобы не дай бог не растревожить собственную душу. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как не странно, именно потому, что герой не выдуман.

А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. А когда герой выдуман в угоду кому-то, вот здесь полная безнравственность.Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Шукшина, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока.

Сам Шукшин признавался Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа. Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком.Эта реакция приобретает самые различные формы.

Ведет иногда к самым неожиданным результатам. Обожгла боль от измены жены Серегу Безменова, и он отрубил себе два пальца Беспалый. Оскорбил очкарика в магазине хам продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель А поутру они проснулись и т. д. и т. п. В таких ситуациях герои Шукшина могут даже покончить с собой Сураз, Жена мужа в Париж провожала. Нет, не выдерживают они оскорблений, унижений, обиды.Обидели Сашку Ермолаева Обида, несгибаемая тетя-продавец нахамила.

Ну и что Бывает. Но герой Шукшина не будет терпеть, а будет доказывать, объяснять, прорываться сквозь стенку равнодушия. И схватится за молоток. Или уйдет из больницы, как это сделал Ванька Тепляшин, как это сделал Шукшин Кляуза. Очень естественная реакция человека совестливого и доброго Нет Шукшин не идеализирует своих странных, непутевых героев. Идеализация вообще противоречит искусству писателя.Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому. И вот, уже не разобрать, кто там вызывает к человечности - писатель Шукшин или Ванька Тепляшин.

Шукшинский герой, сталкиваясь с узколобым гориллой, может в отчаянии сам схватиться за молоток, чтобы доказать неправому свою правоту, и сам Шукшин может сказать Тут надо сразу бить табуреткой по голове - единственный способ сказать хаму, что он сделал нехорошо Боря. Это чисто шукшинская коллизия, когда правда, совесть, честь не могут доказать, что они - это они. А хаму так легко, так просто укорить совестливого человека.

И все чаще, столкновения героев Шукшина становятся драматическими для них. Шукшина многие считали писателем комическим, шутейным, но с годами все отчетливее обнаруживалась односторонность этого утверждения, как, впрочем, и другого - о благодушной бесконфликтности произведений Василия Макаровича. Сюжетные ситуации рассказов Шукшина остроперепетийны. В ходе их развития комедийные положения могут драматизироваться, а в драматических обнаруживается нечто комическое.При укрупненном изображении необычных, исключительных обстоятельств, ситуация предполагает их возможный взрыв, катастрофу, которые разразившись, ломают привычный ход жизни героев.

Чаще всего поступки героев определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости Осенью . Писал ли Шукшин жестоких и мрачных собственников Любавиных, вольнолюбивого мятежника Степана Разина, стариков и старух, рассказывал ли о разломе сеней, о неизбежном уходе человека и прощании его со всеми земными, ставил ли фильмы о Пашке Когольникове, Иване Расторгуеве, братьях Громовых, Егоре Прокудине, он изображал своих героев на фоне конкретных и обобщенных образов - реки, дороги, бесконечного пространства пашни, родного дома, безвестных могил. Шукшин понимает этот центральный образ всеобъемлющим содержанием, решая кардинальную проблему что есть человек В чем суть его бытия на Земле Исследование русского национального характера, складывавшегося на протяжении столетий и изменений в нем, связанных с бурными переменами ХХ века, составляет сильную сторону творчества Шукшина.

Земное притяжение и влечение к земле - сильнейшее чувство земледельца. Родившееся вместе с человеком, образное представление о величии и мощи земли, источнике жизни, хранители времени и ушедших с ним поколений в искусстве.

Земля - поэтически многозначительный образ в искусстве Шукшина дом родной, пашня, степь, Родина, мать - сыра земля Народно - образные ассоциации и восприятия создают цельную систему понятий национальных, исторических и философских о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цели поколений, о Родине, о духовных связях.

Всеобъемлющий образ земли - Родины становятся центром тяготения всего содержания творчества Шукшина основных коллизий, художественных концепций, нравственно - эстетических идеалов и поэтики. Обогащение и обновление, даже усложнение исконных понятий о земле, доме в творчестве Шукшина вполне закономерно.Его мировосприятие, жизненный опыт, обостренное чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху жизни народа, обусловили такую своеобразную прозу.

Первой попыткой осмысления В. Шукшиным судеб русского крестьянства на исторических изломах, стал роман Любавины. В нем речь шла о начале 20-х годов нашего столетия.Но главным героем, главным воплощением, сосредоточием русского национального характера для Шукшина являлся Степан Разин. Именно ему, его восстанию, посвящен второй и последний роман Шукшина Я пришел дать вам волю. Когда впервые заинтересовался Шукшин личностью Разина, сказать трудно.

Но уже в сборнике Сельские жители начинается разговор о нем. Был момент, когда писатель понял, что Степан Разин какими-то гранями своего характера абсолютно современен, что он - сосредоточие национальных особенностей русского народа. И это, драгоценное для себя открытие, Шукшин хотел донести до читателя. Сегодняшний человек остро ощущает, как сократилась дистанция между современностью и историей.Писатели, обращаясь к событиям прошлого, изучают их с позиции людей ХХ столетия, ищут и находят те нравственные и духовные ценности, которые необходимы в наше время.

Проходит несколько лет после окончания работы над романом Любавины, и Шукшин на новом художественном уровне пытается исследовать процессы, происходящие в русском крестьянстве. Поставить фильм о Степане Разине было его мечтой. К ней он возвращался постоянно.Если принять во внимание природу шукшинского дарования, вдохновлявшегося и питавшегося живой жизнью, учесть, что он сам собирался играть роль Степана Разина, то от фильма можно было бы ожидать нового глубокого проникновения в русский национальный характер.

Одна из лучших книг Шукшина так и называется - Характеры - и само это название подчеркивает пристрастие писателя к тому, что скаладывалось в определенных исторических условиях. В рассказах, написанных в последние годы, все чаще звучит страстный, искренний авторский голос, обращенный прямо к читателю.Шукшин заговорил о самом главном, наболевшем, обнажая свою художническую позицию.

Он словно почувствовал, что его герои не все могут высказать, а сказать обязательно надо. Все больше появляется внезапных, навыдуманных рассказов от самого себя Василия Макаровича Шукшина. Такое открытое движение к неслыханной простоте, своеобразной обнаженности - в традициях русской литературы. Тут собственно уже не искусство, выход за его пределы, когда душа кричит о своей боли. Теперь рассказы - сплошное авторское слово.Интервью - обнаженное откровение.

И везде вопросы, вопросы, вопросы. Самые главные о смысле жизни. Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке говорил он. С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.

– Конец работы –

Используемые теги: Жанр, деревенской, прозы, творчестве, Вас, Шукшина0.096

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жанр деревенской прозы в творчестве Василия Шукшина

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Жанр деревенской прозы в творчестве Василия Шукшина
В зарубежной литературе очень мало произведений подобного типа. Значительно больше их в нашей стране. Такая ситуация объясняется не только… Не по силе власти наоборот - крестьяне были самыми бесправными, а по духу -… Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе. Этот жанр в наши дни по праву…

Своеобразие творчества Петера Пауля Рубенса с жанру портрета
В течение своей жизни ему пришлось написать много портретов. Причм если некоторые крупные композиции, созданные по эскизам Рубенса в его мастерской… Его имя стоит в одном ряду с именами величайших художников мира- Леонардо да… Искусство Рубенса уже при жизни было в центре внимания художников, любителей и ценителей искусства.Интерес к его…

План занятия по Василию Шукшину
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Василия Шукшина, выявим общее у него с такими писателями как Солженицин, Астафьеф. Назван урок по… I гр. Шукшин-писатель II гр. Шукшин-актер III гр. Шукшин-режиссер (15 мин) Вы… Назовите центральный образ его творчества. (15 мин) дом степь мать мать сыра-земля Земля родная деревня пашня человек…

Сатирические мотивы в прозе Шукшина
И дело здесь не в признании, которое приходит к ним раньше или позже.Дело в другом творчество каждого из них, будучи связанным прежде всего со своей… В изучении их творчества это обстоятельство и создает определенные трудности,… Они в том, что многие из проблем, которые в свое время лишь угадывались писателем, лишь намечались им к рассмотрению,…

Шукшин - "деревенский" писатель
Он возвращается в родные Сростки, где работает преподавателем, затем директором вечерней школы.В 1954 г. в возрасте 25 лет он поступает в институт… Выходит из печати и первый сборник рассказов Сельские жители 1963 . В 1964 г.… Предисловие Изучение творчества В. Шукшина - задача сложная.

Использование фразеологических единиц в языке детективного жанра (на примере творчества Агаты Кристи)
Одним из заслуживающих внимания аспектом науки о языке является фразеология. Исследованию фразеологических выражений посвящено множество трудов… Идиомой (или фразеологической единицей, тж. ФЕ) можно обозначить один из наиболее образных и беспроигрышных способов…

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Любовь в жизни и творчестве Василия Андреевича Жуковского
В Третьяковской галерее висит портрет В. А. Жуковского, написанный в 1816 году его знаменитым современником Орестом Кипренским. Всё в этом портрете… Для себя он сформулировал правило, о котором любил напоминать: «жить, как… Она – история души поэта, его волнений, мечтаний и дум. Тема очарования души, озарённой вдохновением, была основной…

Жанр сказки в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина
В своих сказках писатель затрагивает множество проблем социальных, политических и идеологических. Так, жизнь русского обществазапечатлена в них в… Но, напоминает писатель На то и щука, чтобы караси недремали . Карась… Конечно, в демокра тических кругах подобный пессимизм художникавызвал споры и нарекания. Но прошло время и щедринская…

Жанры эпической прозы в метапоэтике И.С. Тургенева (теория и поэтика романа)
Метапоэтика позволяет вступить с писателем в творческий диалог, благодаря которому можно прийти к неожиданным открытиям. Метапоэтика И.С. Тургенева недостаточно изучена на сегодняшний день, этим и… Однозначного взгляда на природу данного жанра в научной литературе нет. Например, одни исследователи вслед за В.Г.…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Загадка русской души в творчестве В.М. Шукшина Наступивший год объявлен на Алтае Годом Шукшина.Известному писателю, актеру и кинорежиссеру исполнилось бы 80 лет со дня рождения и 35 лет со дня… Русский человек на протяжении своей истории — в отношении с собой и в… Духовное измерение в русской душе многопланово. Среди ее источников — религия и эстетика, нравственность, космизм и,…
  • Жанровое своеобразие прозы 1760-1770 гг ПЛАН. 1. Классицизм в русской литературе XVIII века. Кризис классицизма. 2. Становление прозаических жанров. Оригинальная проза Эмина Ф.А Чулкова… Больше двух десятилетий билась «подымающаяся» нация за свое будущее, за свое… В этот период в литературе на историческую арену вышло и широко распространилось искусство классицизма. Классицизм…
  • Употребление глаголов в деревенской прозе Наблюдатели отмечают, что передовые, ведущие группы колхозного населения по языку отличаются в лексическом и иных отношениях от других колхозников,… Изучая сибирские говоры, действительно нельзя не обратить внимание на то… Очень мало сделано по изучению языка сибирских писателей в прошлом и настоящем. Критические статьи в журналах,…
  • Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене" Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…
  • Исследование творчества А.Платонова. Баршт "Поэтика прозы" Совершенствование «стиля-загадки», а впоследствии отказ от него составили основную коллизию творчества писателя. Цель данной работы… Для широкого круга читателей произведения Платонова были открыты только в… От той же болезни умер и сам Платонов, но «своей» смертью, не от чекистской пули, не от лагерных издевательств и…