Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова. Нравственно психологический роман (его особенности)

Герой нашего времени М.Ю.Лермонтова Нравственно-психологоческийроман его художественные особенности . Герой нашего времени - первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому,что у автора и героя одна душа, одни и те же муки . Психологическийпотому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личностьчеловека, его духовная жизнь.Поэтому психологическое богатство романазаключено прежде всего в образе героя времени . Через сложность ипротиворечивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до концавсе объяснить в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей. Отсюда одной из особенностейкомпозиции является нарастание раскрытия тайны.

Лермонтов ведет читателя отпоступков Печерина в первых трех повестях к их мативам в 4 и 5 повестях , тоесть от загадки кразгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печерина, а еговнутренний мир, психология.Автор использует принцыпхронологической инверсии отказ от последовательного изображения . Такаяразочарованная позиция в точности соответствует разачарованной ,противоречивой личности человека.

В первых трех повестях Бэла , Максим Максимыч , Тамань представленны лишь поступки героя.Лермонтов демонстрирует примеры печеринскогоравнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы егострастей Бэла , либо как жертвы его холодного расчета бедные контабандисты . Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печерина являетсявласть и эгаизм какое дело мне странсвующему офицеру, до радостей ибедствий человеческих ? Но не все так просто.

Вовсе нетак однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубокострадающий человек. В Княжне Мери звучит трезвый отчет Печерина.Онпонимает скрытый механизм своей психологии Во мне два человека одинживет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его. А позжеГригорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо Я смотрюна страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу,поддерживающую мои духовные силы На основании этого правила Печеринразвивает целую теорию счастья Быть для кого-нибудь причиной страданий ирадости, не имея на то никакого положительного права не самая ли это сладкаяпища нашей гордости ? А что такое счастье ? Насыщенная гордость.

Казалосьбы, умный Печерин, знающий в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведьон постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость.Но счастья почему-тонет, а вместо него утомление и скука Почему же судьба героя так трагична ? Ответом на этот вопрос являетсяпоследняя повесть Фаталист . Здесь решаются уже проблемы нестолькопсихологические, сколько философские и нравственные.

Повесть начинается сфилософского спора Печерина с Вуличем о предопределении человеческой жизни.Вулич - сторонник фатализма.Печерин же задается вопросом Если точноесть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок ? Этот спорпрверяется тремя примерами, тремя смертельными схваиками с судьбой.

Во первых,попытка Вулича убить себя выстрелом в висок окончившийся неудачей во-вторых,случайное убийство Вулича на улице пьянымказаком в-третьих, отважный брасокПечерина на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит кмысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе.Таким поворотомфилософской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печерин, о смертикоторого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последнейповести не только спасается от казалось бы верной гибели, но и впервыесовершает поступок, приносящий пользу людям.

И вместо траурного марша в финалеромана звучат поздравления с победой надсмертью офицеры меня поздравляли - и точно было с чем . Герой относится к фатвлизмупрредков двойственно с одной стороны он иронизирует над их наивной верой всветила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует их вере, так какпонимает, что любая вера - благо.Но отвергая прежнюю наивную веру, он сознает,что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеаллы.

Несчастье Печеринав том, что он сомневается не тоолько в необходимости добра вообще для него нетолько не существует святынь, он сме тся над всем на свете Абезверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являютсяпыткой для умного и энергичного человекаю Показывая мужество своего герояЛермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу личности.ГригорийАлександрович очень дорожит своей свободой Я готов на все жертвы, кромеэтой двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, но свободы своей непродам . Но такая свобода без гуманистических идеалов связанна с тем, чтоПечерин постоянно пытается подавить голос своего сердца я давно уже живуне сердцем, а головой . Однако Печерин не самодовольныйциник.

Выполняя роль палача или топора в руках судьбы , он самстрадает от этого не меньше, чем его жертвы,весь роман - это гимн мужественной,свободной от предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, а можетбыть гениальному человеку который не смог угадать своего высокогоназначения .Набито ДиденкоАлександром.27 марта 1996 г.