рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проза Виктории Токаревой

Проза Виктории Токаревой - раздел Литература, Проза Виктории Токаревой Содержание I. Женская Проза Новая Волна В Ли...

Проза Виктории Токаревой Содержание I. Женская проза новая волна в литературе II. Проза Виктории Токаревой. 1. Произведения Токаревой книги о жизни а Рассказы помогают найти ответы на многие вопросы б Проблематика произведений обширна 2. Особенности, темы и идеи рассказов Токаревой а Я есть. Ты есть. Он есть проблема взаимоотношений б Сильная женщина в рассказе Инфузория-туфелька в Человек, стоящий посередине, в рассказе День без вранья. 3. Особенности женской психологии. 4. Адресат прозы Токаревой Основные тенденции женщин Список литературы Литература новой волны, появившаяся в 70-х годах, была неоднородна.

Авторов зачастую объединяла лишь хронология появления их произведений да общее стремление к поиску новых художественных форм. Среди произведений новой волны появились такое течение как женская проза.К женской прозе стали относить произведения В.Токаревой, Л.Петрушевской, Г.Щербаковой, Т.Толстой.

Но это явление до сих пор не исследовано, критической литературы почти нет, хотя эта проза уже заняла свою нишу в русской литературе, у нее много читателей и почитателей. В джанной работе будут исследоваться произведения Виктории Токаревой. Причина такого выбора в том, что Виктория Токарева показывает реальный современный мир, мир, в котором мы живем.Она пишет в основном повести и рассказы о семье, о любви, о смерти, о предательстве, рассказывает о судьбах разных людей.

Целью исследования является анализ произведений Виктории Токаревой, написанных в разные годы. День без вранья - первый рассказ Токаревой - был напечатан в 1964 году. Сейчас она известна не только как автор ярких, остросюжетных повестей и рассказов, но и как сценарист. По ее сценариям были сняты и получили широкое признание фильмы и телеспектакли, например, Уроки литературы, Мимино, Джентльмены удачи, Между небом и землей и другие.В 1993 году Виктория Токарева была принята в члены элитарного столичного Пен-клуба, устав которого не разрешает участие в каком-либо другом творческом объединении.

Впервые трехтомник Токаревой увидел свет в 1994, но рассказы и повести Виктории Токаревой охватывают довольно большой период от середины 80-х, когда СССР еще более или менее прочно стоял на ногах, до начала 90-х, когда рынок пришел в Россию, заставив опытного врага подрабатывать реставрацией икон. Ее произведения ценны тем, что они помогают читателям, еще не до конца разобравшимся в условиях новой жизни, найти ответы на многие вопросы.

У каждого рассказа или повести есть какие-то особенности, но их жанр можно определить как бытовое произведение с частыми философскими отступлениями. В этих произведениях идет речь о поведении людей в экстремальных ситуациях жена узнает о многолетнем романе мужа с другой женщиной мать узнает о женитьбе сына уже как о состоявшемся и совершенно неожиданном факте человек решает не врать даже в мелочах и никого не бояться.В произведениях Виктории Токаревой обширная проблематика она пишет об отношении людей к правде и ко лжи, о любви и чувстве долга, о доме-крепости.

Также поднимаются такие проблемы как взаимоотношения между представителями разных поколений, семья и развлечения мира, смысл жизни, ужасные условия жизни в России и нежелание уезжать в другую страну. Герои произведений Токаревой - простые люди, их жизнь меняется по каким-либо причинам.Все они находят наиболее удобный для себя способ существования в это мире, стационарное положение, которое позволяет в новом свете увидеть плюсы и минусы своей жизни.

Мало кто из них был счастливым человеком. В своих произведениях Виктория Токарева рассказывает в основном о судьбах современных женщин, женщин 80-х-90-х годов. Проанализируем повесть Я есть. Ты есть. Он есть. В этой повести писательница показывает жизнь и любовь сына глазами матери. Анна мать-одиночка, ждет своего взрослого сына Олега с работы.А Олег праздновал в ресторане свою женитьбу на студентке Ирине. Взаимоотношения между Анной и Ириной не складываются.

И спустя несколько месяцев молодожены переехали, и Олег не виделся с матерью более полугода, пока не произошла авария. Ира осталась калекой. Олег попросил мать ухаживать за женой, а чуть позже он стал встречаться с другой женщиной, со своей коллегой.Название повести Я есть. Ты есть. Он есть уже настраивает читателя на жестокую борьбу, в которой каждый борется за себя мать, опекающая своего взрослого сына, Олег, оправдывая себя и свой поступок фразой Я боролся за свою любовь.

Мать уже не допустила один его брак, и все же он не имел права ее задвинуть под диван, как пыльный тапок. Героиня проводит параллель между своим поступком в молодости, отношением к свекрови и действиями сына, и все становится на свои места. Такие фразы Ты им не нужна.Но ты им необходима, Ведь вы любите его для себя, чтобы вам было хорошо, а не ему привели к размышлению отношений матери и сына. Жизнь Анны после этого потеряла всякий смысл, но вскоре Олег вынужден был прийти к матери за помощью, осознав, что у него нет никого, кроме нее. Анна приняла сына, они снова вместе, сын и мать, а сострадание, порожденное отсутствующим взглядом Ирины, съело ненависть, как солнце съедает снег. Осталась влажная пустота.

Мать взяла на себя все заботы, создала для сына все условия, и он, попав в сети Петраковой, пришел к такой мысли Только в этом доме он - бог. Богочеловек.Но Петраковой удалось больше, чем Ирине - Олега заглотнули вместе с каблуками.

Мать уже окончательно потеряла сына, но долгие заботы об Ирине дали ей право на новую семью, в которой будут она, Ирина, вернувшаяся на земную планету и собака Дин, воспринимающая теплое и ясное состояние Анны. Виктория Токарева поднимает в повести и другие вопросы невосприимчивость счастливого человека к чужой доле, одиночество людей в несчастье, родители обработанный материал, закон бумеранга, засорение атмосферы бурыми испарениями человеческого зла, город и уединение, общество конца ХХ и ХIХ веков, Родина и карьера.

Писательница очень любит использовать различные литературные приемы. Часто встречаются метафоры бурые испарения, Было больно. Как дверью по лицу, День нанизывался на другой день, как шашлык на шампур, Семь месяцев.За это время может родиться ребенок, Сострадание съело ненависть, как солнце съедает снег. В рассказе Инфузория-туфелька показаны действия жены после того, как она узнала о присутствии в жизни мужа другой женщины.

Марьяна все свои силы направила на создание дома-крепости, в котором ни одному из членов ее семьи не будет ничто и никто угрожать.Отсутствие какой-либо работы, кроме домашнего хозяйства, привело к тому, что она слишком много внимания уделяла сыну и мужу. Ей удалось создать видимость идеальной семьи и самой же поверить в это. Но случайно подслушанный разговор привел к появлению в ее крепости Афганки, у которой был роман с ее мужем, длившийся уже шестнадцать лет. Первыми в голову пришли мысли о самоубийстве, но страх за судьбу сына пересилил потом пришли мысли о необходимости выгнать Аркадия из дома, но возможные материальные трудности заставили задуматься о том, какими словами она будет выгонять мужа, чтобы не сильно обидеть его. В конце концов, она так и не выгнала Аркадия, а решила бороться с Афганкой более вкусной едой, более тщательной уборкой, своей еже большей беспомощностью, зависимостью и инфузористостью.

Решительность Марьяны показывают такие слова смертельная схватка с Той, и ночь, как война, в которой Марьяна дралась за свой дом, как солдат в захватнической войне.

Проблемой Марьяны были ее фантазии. Сын ходит в начальную школу и расстраивается из-за двойки, а она видит у него симптомы белокровия, думает о возможной гражданской войны, о жестокости детей, которые только и делают что суют друг другу палки в глаза. Каждый раз, когда она видела мужа или сына, у нее мерзли ноги, на голове волосы вставали дыбом. Хоть и знала все в порядке.Она думала, что существует на другом более высоком уровне и что советские торты нельзя есть, но и ей пришлось съесть свой кусочек торта с тяжелым жирным кремом, и к ней, как и ко всем, пришла беда. Аркадию нужно было выплеснуть свои эмоции, поэтому он изменял ей. В его жизни с Марьяной, такой правильной и размеренной, не могло быть взрыва чувств, в противном случае она бы извела себя чувством вины. Встречи с Афганкой давали ему силы терпеть обилие внимания со стороны своей жены. Марьяна очень боялась за будущее своего сына, которому придется жить в такой стране, где в школах воруют куртки, дети уже в начальных классах выражаются нецензурными словами процветает преступность равнодушное общество на конвертах сначала пишут страну.

Другой страны Марьяна не хотела.

Но она хотела, чтобы в ее большом доме был порядок. Один день из жизни учителя французского языка описывается в рассказе День без вранья. Этот учитель решает провести без вранья и страха.Его искренность сбила с толку контролершу в автобусе.

Никто из взрослых собеседников не принял его всерьез. И только ученики поняли своего учителя верно. Это произведение открывает нам глаза на то, что люди с возрастом привыкают к окружающей их лжи и не могут достойно встретиться с правдой. Валентина Николаевича - так звали учителя - во время урока посетила мысль Им по двенадцать, и у них все впереди. А у меня все на середине.Валентин Николаевич все еще остался посередине, и это уже неплохой результат, и слова о том, что завтра он собирается ломать свою жизнь, дают надежду на его окончательный возврат на начальные позиции, возможно, он даже осилит поездку в степь.

Я редко встречаю людей, которые хотят казаться тем, что они есть на самом деле такая мысль посещает Валентина Николаевича. И действительно, он сам не хотел брать в столовой сосиски, так как не умел их правильно есть и не хотел обнаруживать перед завучем свою неуклюжесть.Женская психология особенно хорошо и точно удается Виктории Токаревой.

Она исследует последовательность мыслей женщины, ее логику. Если мужчина в случае опасности превращает в поле боя целые города, то женщина старается действовать лишь в границах своих владении дома, семьи, но ее гнев даже на таком небольшом пространстве приводит к ощутимым результатам. Очень большое внимание уделяется таким понятиям, как семья, дом, верность, муж, жена и любовница, неверность, жертва ради любви, карьера, личная жизнь в этом проявляется женский взгляд.Даже страна описывается не с точки зрения политики, отношения с внешним миром, а описанием ситуации в школе, в интернатах, на улице, в такси, даже с точки зрения особенностей советского торта.

В истории литературы явно видно, что произведения писали больше мужчины, и назвать имена даже нескольких писательниц дело довольно непростое. Но женская проза всегда занимала особое место в литературе - ни один мужчина, даже гений, не увидит мир так, как видит и воспринимает его женщина.Если один характер изобразят мужчина и женщина, то это будут абсолютно разные портреты. Особенности психологии играют огромную роль. Только сопоставив оба портрета можно получить изображение.

То же и с событиями. Творчество Виктории Токаревой отличается большой чувственностью. Роль ее произведений огромна, так как мир домохозяек, жен, матерей ничуть не скучнее жизни мужчин. Кроме того, конкуренция женщин во всех жанрах литературы идет только на пользу читателю.Произведения Виктории Токаревой литература для домохозяек - так считает критик Римма Вейли считает.

Этот термин появился в контрасте жестокого взаимосцепления читательский спрос рынок предложения. Внутреннее содержание самого понятия литература для домохозяек традиционно подразумевалось негативным, так как в художественном отношении феномен подобной литературы мыслился набором псевдо псевдогерои, псевдомелодраматические коллизии, воплощенные к тому же так называемым среднедоступным языком.Именно поэтому литература для домохозяек исследовалась не литературоведами, а психологами. А литературоведы среди особенностей называют простейшую разработку сюжета явный контраст между положительными и отрицательными героями.

Также говорят о том, что разговор происходит на уровне быта, при отсутствии необходимости работать с мыслью и, следовательно, предположительном отсутствии и самой мысли так таковой для всего повествования характерен более или менее завуалированный сентиментальный психический настрой обычно наблюдается стилистическая неопределенность и как результат девальвация слов. Обратимся к повести Виктории Токаревой Ничего особенного, чтобы проиллюстрировать эти положения.

Эта история о том, как жила сначала маленькая девочка, потом девушка, потом молодая женщина в самом обыкновенном мире, как пыталась несколько раз в жизни обрести счастье, а всякий раз счастье обманывало ее, но, несмотря на ее неудачи, но это счастливое создание всю жизнь оставалась ребенком в душе. Писательница представляет читателю характер мягкий, пассивный, женственный в ситуации перманентного жизненного выбора и подчинения обстоятельством.

При этом она не задается вопросом о том, насколько ценно подобное существование Марго умела жить моментом и не заглядывала вперед Стабильная, едва ли осознаваемая инфантильной героиней внутренняя беспомощность, неприспособленность к борьбе, к активному противостоянию бесконечному ряду несправедливостей.Что может быть привлекательнее сказки для сознания, тяготеющего к освобождению от утомительных проблем. Сказка дает иллюзию разрешения трудностей, дает утешение, надежду.

Виктория Токарева лишила своих героев веры, ее содержания и ритуала, ее поправки на божественное существование, взора, обращенного горя. Она не только лишает героев необходимости в духовнике, но и уничтожает трехмерность в развитии межчеловеческого общения. То, о чем повествует читателю Виктория Токарева печальные в своей несостоятельности современные житейские сказки. Они все о сегодняшнем.Они просты и функциональны, построены почти целиком на злободневности.

Истоком своим сказки имеют современную бытовую речь горожанина, не перенасыщенную ни диалектизмами, ни поэтическими тропами. Персонажи Виктории Токаревой лишены гармоничной формы личного существования судьба, как правило, поворачивается к ним спиной.Мечтательность героев Токаревой рождается на основе непреодолимости ситуации и тягостной необязательности происходящего. Этот уровень пошлости нового времени, высвечивающая тусклые лица негероев, неличностей.

Анализируя произведения Токаревой, можно сделать вывод, что это не только литература для домохозяек. Ее литература для любых читателей, которые стремятся к правде. К тому же, произведения Токаревой очень интересны и читать их легко. Виктория Токарева точно углядела злющую нишу в сегодняшней прозе, но и у писательницы есть существенные отличия от многочисленных сочинительниц дамских и бытовых литературных подделок.Виктория Токарева, во-первых, талантлива, а во-вторых, лишена пошлости и штампованности этих непременных спутников масскульта.

Точнее, скажем так почти лишена. Вот в этом-то почти, в едва заметном сдвиге и лежит один из ключиков к разгадке ее феномена. И самое главное, никто из писателей-мужчин не может передать переживания женщины, как сама женщина. У мужчин нет способностей мыслить так, как женщина, да и психология между противоположными полами сильно отличается друг от друга.Поэтому и взгляды женщин на жизнь отличаются от взглядов мужчин.

Особенностями женской прозы являются отстраненность от злободневных политических страстей, внимательность к глубинам частной жизни современного человека. Душа конкретного, маленького человека для женской прозы не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи. Женская проза решает вопросы отношений между человеком и окружающим его миром.Список литературы 1. Знамя журнал Москва, 1992, 10, стр. 199-200. А.Зорин Недорогое ощущение какого-то отражения жизни. 2. Литературная газета - Москва, 1989, 6, стр. 4. Сергей Чупринин Два мнения 3. Сборник современной прозы Последний этаж Москва, 1989, стр. 198-210. 4. Звезда журнал Санкт-Петербург, 1993, 4, стр. 191-195 Виктор Топоров Так кто же прав. 5. Сборник современной российской прозы В.Токаревой Хэппи Энд Москва, 1995, стр. 5-509. 6. Хрестоматия по литературе для 10-11 классов Астрахань, 1994, стр. 601. 7. Аргументы и факты Москва, 1997, 11, стр. 8. 8. Литературная газета Москва, 1997, 27, стр. 11. 9. Литературное обозрение Москва, 1993 стр. 24-29. 10. Литературная газета Москва, 1996, 11, стр. 4. 11. Сборник произведений трехтомник В.Токаревой Москва, 1994.

– Конец работы –

Используемые теги: проза, Виктории, Токаревой0.063

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проза Виктории Токаревой

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Тема милосердия в современной прозе (
Я считаю, что рассказ «Людочка» актуален и в наши дни. В наше тяжёлое время деморализованное общество продолжает деградировать. И даже сейчас… В нашей работе я использовала следующие методы: работа с критической… Будем ли мы задавлены сверхпрактичностью, или же человеческое в нас победит эту скрытую жестокость? Великий русский…

Стилистические особенности прозы И. С. Шмелева и Б. Акунина
Ностальгией по прошлому веет от «Господнего лета». Отсюда глубоко народное, даже простонародное начало, тяга к нравственным ценностям, вера в высшую… Однако эта «лакировка действительности» и у И. С. Шмелева, и у Б. Акунина… Легко заметить, что не только в «Господнем лете», но и вообще в детских впечатлениях особое место занимает его отец…

Петербург в произведениях русской прозы конца двадцатого века
В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания… Он теснит, давит человека, создает атмосферу безысходности, толкает на… В Петербурге поражает способность города превращать в символы любое свое содержание. В символ превращается и свет, и…

Исследование творчества А.Платонова. Баршт "Поэтика прозы"
Совершенствование «стиля-загадки», а впоследствии отказ от него составили основную коллизию творчества писателя. Цель данной работы… Для широкого круга читателей произведения Платонова были открыты только в… От той же болезни умер и сам Платонов, но «своей» смертью, не от чекистской пули, не от лагерных издевательств и…

Українська жіноча проза кінця ХХ століття: світоглядні моделі й особливості художнього стилю
Офіційні опоненти: доктор філологічних наук, професор Турган Ольга Дмитрівна, Запорізький державний медичний університет, завідувач кафедри… Рецепція новітніх теорій гендерного аналізу, наративу, психоаналізу розширює… Сучасна ситуація відзначається актуалізацією „жіночого” дискурсу в українській літературі пострадянського простору,…

Французская классицистическая проза
Афоризм как литературный жанр не нашел еще ни своего историка, ни своего истолкователя. Между тем этот жанр прочно утвердился в литературе.… Слово в нем ценится на вес золота. Здесь нет, не должно быть ничего… Нравственный портрет человечества, нарисованный искусным и холодным пером французского автора, лишен начисто…

Призрак оперы в прозе Михаила Булгакова
Любимые и чаще всего цитируемые им в его произведениях оперы составляют "джентльменский набор" любого театра мира. Они входят в так называемый… Они же составляли основу оперной афиши театров Украины и России во все… Певец и оперный режиссер В.А.Лосский вспоминает следующий эпизод из своей киевской оперной карьеры того времени, когда…

Язык критико-публицистической прозы В.Г. Белинского
Традиционные средства литературного языка (славянизмы, общественно- политические термины и др.) втягиваются в канву публицистического изложения, они… Эмоциональную напряжённость.В «Письме к Гоголю», например, книжная,… В произведениях Белинского играют значительную роль также средства художественной изобразительности, как повторы слов,…

Человек мира и войны в прозе В. Астафьева 60-х-70-х годов
Писатель прошел тяжелую жизненную школу: пережил голодное деревенское детство, раннее сиротство, пребывание в детском доме, школе… Проявилась и принадлежность Астафьева к «лирической прозе» 60-х гг со… В дальнейших произведениях и повести «Звездопад» (1960 - 72), современной пасторали «Пастух и пастушка» (1989) в…

Доминанта человеческой личности в документальной прозе (по книге И.А. Бунина "Освобождение Толстого")
Борьбу за чистоту русского языка Бунин связывал с борьбой за его богатство, свидетельства этого можно найти в его критических заметках о «новых… Как и Толстой, источником побуждения для писательства считал «потребность… На юбилее «Русских ведомостей» 13 октября 1913 года, Бунин выступил с унылой оценкой русской литературы, отмечая её…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • День милосердия в современной прозе Войны, одинаковые в главном, как люди, все же различны… Ужас и бессмыслица войны… Любой войны! Но ужаснейшая, бессмысленная из всех - гражданская… Трагический отпечаток эпохи лежит на «Разгроме» Фадеева, «Сорок первом»… Александр Александрович Фадеев — правдивый художник и мастер слова.Уже с раннего романа «Разгром» формируется…
  • Реферат по биографии Виктора Гюго Но есть основное, что определяет эту многогранную личность и одушевляет ее деятельность это любовь к человеку, сострадание к обездоленным, призыв к… Однако Гюго - демократ, враг тирании и насилия над личностью, благородный… Я восстановил в правах человека шута, лакея, каторжника и проститутку . Путь Гюго к проповеди активного гуманизма был…
  • Основные ритмообразующие принципы прозы А.М. Ремизова Знакомство с ремизовскими текстами уже на эмпирическом уров-не дает почувствовать музыкальный лад, хотя почти не имеет традици¬онных стихотворных… Музыкальность текстов А.Ремизова, песенный склад лишь в некоторой степени… В своем подчеркнутом внимании к слову со всеми его гранями, включая магию и музыку, Ремизов был близок к…
  • Жанровое своеобразие прозы 1760-1770 гг ПЛАН. 1. Классицизм в русской литературе XVIII века. Кризис классицизма. 2. Становление прозаических жанров. Оригинальная проза Эмина Ф.А Чулкова… Больше двух десятилетий билась «подымающаяся» нация за свое будущее, за свое… В этот период в литературе на историческую арену вышло и широко распространилось искусство классицизма. Классицизм…
  • Нравственная концепция романа Виктора Гюго "Отверженные" Понимая мир, как постоянное движение от зла к добру, Гюго стремится продемонстрировать это движение, акцентируя (зачастую даже вопреки логике… Это делает роман Гюго не столько обличительным, сколько и проповедническим —… Его высоко оценили Герцен, Некрасов, Щедрин, Толстой и Достоевский. При всем различии идейных позиций и творческих…