Солженицын

Солженицын ПОСВЯЩАЮ всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не все вспомнил, не обо всем догадался. И. Солженицын А. И. Солженицын многоиспытал на своем жизненном пути, много пережил и выстрадал. Несмотря на то, чтоему, казалось, написано было на роду превратиться в правоверного марксиста -ведь родом он из крестьян, в церковь не ходил, вступил в комсомол и сталстаростой класса - Солженицын уже к началу войны вступил на путь преодолениякомсомольской утопии.Этот путь, ведущий к вратам Истины, был полон терний ипреград.

В феврале 1945 года осужден по ОСО к восьми годам лагерей, а поокончании срока в марте 1953года сослан навечно, в Казахстан. В 1956 годуссылка с него была снята. После 1965 года Солженицына уже в СССР не печатали,подвергался резким нападкам властей и газет, в 1974 году, после появления 1-готома Архипелага ГУЛАГа , обвинен в измене родине и выслан за границу.С 1976года живет в штате Вермонт, США. Обобщающую работу об Архипелаге ГУЛАГеавтор задумал и стал писать весной 1958 года. Объем ее представлялся меньшим,чем сейчас, но уже был принят принцип последовательных глав о тюремной системе,следствии, судах, этапах, лагерях ИТЛ, каторжных, ссылке и душевных измененияхза арестантские годы. Некоторые главы были тогда же написаны, однако работапрервалась, так как материала - событий, случаев, лиц - на основе лишь личногоопыта автора и его друзей явно недоставало.

В 1962 году был напечатан Один день ИванаДенисовича . Герой рассказа - Иван Денисович Шухов - необыкновенный человек.Все умеющий, крепкий правилами и цепкий умом, Шухов выживает в отвратительномлагерном быту благодаря своему чрезвычайному трудолюбию и долготерпению.

ИванДенисович - крестьянин, его мечта - простой и мирный, любимый или крестьянскийтруд.Если в лагере в совокупности со всеми тамошними трудностями всех добивает работа и одиночество , то Шухову, напротив, удается спастись именноработой, любой работой, которую Шухов выполняет с достоинством и присущим емукрестьянским долготерпением.

В мире зла и насилия, бесправия и порабощения, вобществе придурков и шакалов, шестерок и блатарей , которые исповедуютлагерный закон подохни ты сегодня, а я - завтра , нелегко сохранить душу ичеловеческое тепло. В таких условиях люди теряют всяческое уважение кокружающим и к себе тоже. Они перестают видеть разницу между добром и злом,между подлостью и преданностью, и вообще перестают быть людьми.Но у ИванаДенисовича было свое верное средство вернуть человеческие мысли и доброерасположение духа - работа.

А работали зэки на недостроенной ТЭЦ. Онастоит на бугре, а за ней зона кончается . Откуда это радостное, упоенноестроительство ТЭЦ? То ли в том, что работа здесь превращается во внутреннее,хотя бы временное, освобождение - за ней зона кончается , то ли в том, чтогерою рассказа предстоит пережить иллюзию освобождения зона кончается заней И когда зэки входили в азарт работы, у Шухова как вымело все из головы так, что он не о чем не вспоминал, не заботился, а только думал как ладнодело закончить. Вдохновенно и отрешенно работает каменщик, и когда мастеркомзахватывает Шухов дымящийся раствор и на то место бросает и запоминает, гдепрошел нижний шов , кажется, что строит он стену свою, за которой будетхраниться неподвластная лагерю святыня его души. Страна с тоталитарным режимомвсе делала посредством революционного насилия, чтобы поработить свой народ спомощью колючей проволоки.

В ход пускались и более изощренные и надежныеметоды, например, с помощью группового взаимного порабощения людей заставлялиненавидеть друг друга, шпионить на то придумана бригада такое устройство,чтоб не начальство зэков понукало, а зэки друг друга . Но человеческий духвыстоял и там, за колючей проволокой, несмотря на все методы и способы,придуманные, чтобы сломить его, искоренить совсем и превратить человека вбесстрастный и послушный винтик . Но Иван Денисович сумел сократить живую своюдушу и увидел за бугром свет надежды на воскресение. Такое чувство остается попрочтении рассказа Один день Ивана Денисовича . Тяжела и жестока была жизнь советскихзэков, но, возвращаясь к лагерной теме в Архипелаге ГУЛАГе , А. И. Солженицынне преследует цели воссоздать быт и порядки сталинских лагерей, его цель -подробная картина механизма самопревращения революционной власти во властьтюремную, внешней военной победы - во внутреннее поражение.

После напечатания Одного дня ИванаДенисовича автор был захлестнут письмами бывших заключенных с предложениямивстретиться, рассказать.

В течение 1963 и 1964 годов, и через эти письма, ипутем многих встреч, был почерпнут обильный материал 227 свидетелей.

Ихпоказания автор располагал по своему прежнему, теперь расширенному иумноженному плану. Осенью 1964 года был составлен окончательный планпроизведения - в 7-ми частях и все новые пополняющие материалы ложились в этуконструкцию.В августе 1973 года при трагических обстоятельствах неосновной, неокончательный вариант Архипелага попал в руки госбезопасности - и этоподтолкнуло немедленную публикацию книги на Западе, а вскоре автор был высланиз СССР. Свои одиннадцать лет, проведенные там,усвоив не как позор, не как проклятый сон, но, почти полюбив тот уродливый мир,а теперь еще, по счастливому обороту, став доверенным многих поздних рассказови писем может быть сумею я донести что-нибудь из косточек и мяса ещевпрочем, живого мяса, еще впрочем, живого тритона.