Новые темы в творчестве Чингиза Айтматова

Новые темы в творчестве ЧингизаАйтматова Творческая биография Чингиза Айтматованачалась в годы Великой Отечественной войны. Чингиз Айтматов вспоминает Самомутеперь не верится, в четырнадцать лет от роду я уже работал секретарем аилсовета. В четырнадцать лет я должен был решать вопросы, касающиеся самыхразличных сторон жизни большого села, да еще в военное время . Чингиз Айтматов очень долго определялся влитературе, искал героев, темы, сюжеты.Его герои рядовые советскиетруженики, твердо верящие в светлые, добрые начала создаваемой при самомактивном их участии жизни.

Это люди чистые и честные, открытые всему хорошему вмире, в деле безотказные, в стремлениях возвышенные, во взаимоотношениях слюдьми прямые и откровенные.Так, в повестях Джамиля 1958 , Тополекмой в красной косынке 1961 , Первый учитель 1962 стройность, чистоту икрасоту душ и помыслов героев символизируют певучие тополя весенние белыелебеди на озере Иссык-Куль и само это синее озеро в желтом воротнике песчаныхберегов и сизо-белом ожерелье горных вершин.

Своей искренностью и прямотойнайденные писателем герои как бы сами подсказали ему манеру повествования взволнованную, чуть приподнятую, напряженно-доверительную и, часто,исповедальную. Чингиз Айтматов сразу же заявил о себе како писателе, поднимающем сложные проблемы бытия, изображающем непростые,драматические ситуации, в которых оказываются люди, как сказано, сильные,чистые и честные, но сталкивающиеся с не менее сильными противниками.Этипротивники - блюстители старых нравов и обычаев законов адата , хищники,властолюбивые деспоты, свинцовые бюрократы.

В рассказах Джамиль и Первый учитель Айтматов запечатляет яркие куски жизни, светящиеся радостью и красотой,несмотря на пронизывающий их внутренний драматизм.Но то были именно куски,эпизоды жизни, о которых он рассказывал возвышенно. По этой причине критикиназывали их романтическими Чингиз Айтматов пытается проникнуть всокровенные тайны жизни, он не обходит острейших вопросов, порожденныхдвадцатым столетием.

Материнское поле стала произведением, близким креализму, она знаменовала переход писателя к самому суровому реализму,достигшему своей зрелости в повестях Прощай,Гульсары! 1966 , Белый пароход 1970 , Ранние журавли 1975 , в романе Буранный полустанок 1980 . Весьмир начинает видеться в картинах, создаваемых писателем, реальный мир со всемего прошлым, настоящим, будущим, мир, не ограничиваемый даже Землей Творчество писателя окрашивается в новыетона, когда он пишет о радостях, горестях, светлых и мрачных возможностях нашейпланеты в ее географической целостности и социальной расколотости.

Айтматова интересуют идеи планетарногомасштаба. Если в повести Первый учитель писатель сосредоточивалсяпреимущественно на своеобычии киргизской любви, жизни, культуры и, как теперьвыражаются, ментальности, то в романах Плаха и И дольше века длится день ,он проявил себя в качестве гражданина Земного шара. Он поднимает глобальныевопросы.Писатель открыто заявил о том, что наркомания - это страшный бич. А вСССР в то время наркомании, как и секса, не было. Айтматов сам себе позволилподнять эту тему, потому что до него это никому не позволялось.

Начиная с повести Прощай, Гульсары привоинствующе утверждающем пафосе его творчества, оно потрясает острымдраматизмом взятых жизненных коллизий, ошеломляющими поворотами в судьбахгероев, порой трагических судьбах в самом возвышенном значении этих слов, когдаи сама гибель служит возвышению человека.У Айтматова усложняются принципыповествования.

Рассказ от автора порой совмещается посредствомнесобственно- прямой речи с исповедью героя, нередко переходящей во внутренниймонолог. Внутренний монолог героя переходит в авторские мысли. Усиливается роль фольклорных элементов.Вслед за лирическими песнями, которые использовались в ранних повестях, авторвсе шире и свободнее вкрапливает в ткань произведений народные легенды.Картины современной жизни в повести Белыйпароход подан6ы на фоне киргизского предания о матери- Оленихе, и даже труднопонять, где основа, а где рисунок.

К тому же олицетворение природы органично, ичеловек воспринимается как ее неотъемлемая часть. Природа, в свою очередь,неотделима от человека. В повести Пегий пес, бегущий краем моря ,в романе Буранный полустанок художественные средства подчиняются реализму.Здесь используются мифы, легенды. Эти фольклорные элементы всегда несутмногозначный смысл, воспринимаются как символы, как аллегории, психологическиепараллели.Эти средства придают произведениям многоплановость и углубленность,содержанию многозначность, а изображению стереоскопичность.

Творчество писателя в целом начинаетвосприниматься как эпическое сказание о мире и человеке в одну из самыхвеличественных эпох - сказание, создаваемое одним из самых активных и страстныхее деятелей.Жизнь человеческое бытие свобода революция строительство социализма мир будущее человечества вотступени, складывающиеся в единую и единственную лестницу, по которой настоящий создательи хозяин жизни Человек Человечества поднимается все вперед! и выше Он,главный герой Чингиза Айтматова, лично ответствен за все, что, было, есть ибудет, что может случиться с людьми, Землей, Вселенной.

Он человек дела ичеловек напряженной мысли пристально рассматривает свое прошлое, чтобы недопустить просчета на трудном пути, пролагаемом всему человечеству. Онозабоченно всматривается в будущее.Таков масштаб, которым руководствуетсяписатель и в подходе к современному миру, и в изображении своего героя,осмысляя их во всей их многозначности.

Роман Буранный полустанок породил самыеразличные, во многом не совпадающие мнения. Дискуссия вокруг него продолжается.Некоторые считают, что временная неопределенность образа манку рта можетпорождать кривотолки.Другие говорят о том, что символ, именуемый в романе Паритетом и несущий на себе всю космическую линию в произведении, слагаетсяиз противоречащих друг другу начал и потому не может быть принят безоговорочно,как и само решение связанной с ним главной проблемы.

К тому же, добавляюттретьи, и легенда о манкуртах и космическая фреска, созданная чистопублицистическими средствами, не очень органично спаяны с основной строгореалистической частью повествования.Можно соглашаться или не соглашаться сподобными мнениями, но нельзя не признать главного роман Буранныйполустанок , пронизанный, по определению Мустая Карима, болью и безмернымоптимизмом, безмерной верой в человека , никого не оставит равнодушным.

Айтматов показал богатейший духовный мирпростого человека, имеющего свое мнение о самых сложных проблемах человеческогобытия. Глазами его главного героя на нас смотрит сама наша эпоха с ее победамии поражениями, ее горечами и радостями.Тавро Кассандры - роман, опубликованныйв Знамени в 1994 году, еще более неспокойный, но неспокойный по-своему, по-айтматовски . Казалось бы, люди на огромных просторах СНГдерутся, деньги в огромных количествах воруют, прочие непотребности творят, -так и пиши про это. Однако Айтматов, по-видимому, не способен рассматриватьвсевозможные частности у себя под ногами.

Взгляд писателя устремлен на Землюсверху вниз. Монах Филофей главный герой - летаетвокруг Земли в орбитальной станции так ее, горемычную, получше рассмотретьможно.Филофей таковым был не всегда, прежде он был ученым Андреем АндреевичемКрыльцовым, специализировавшимся в области выведения искусственных людей, иксродов , во чревах, так сказать, бесплатных экспериментаторов, то естьженщин-заключенных.

Потом, незадолго до объявления себя монахом, ученыйвыяснил, что не только дело это неправедное, но и эмбрионы отказываютсяпоявляться на свет, в котором царит зло. Таково было решение природы защититьсебя от кровососущего человечества, пусть вымрет. Чингиз Айтматов умеет концентрироваться наглобальных идеях, он склонен и во внелитературной деятельности либо затевать,либо принимать активное участие в проектах планетарного масштаба.В свое время Айтматов совместно с РустемомХаировым - социологом Института проблем управления АН СССР обратились кАндропову с предложением о создании комитета по встрече третьего тысячелетия.

Как ни странно, но предложение былопринято. Айтматов подвигнул на это дело и прогрессивную мировую общественность- он организовал в 1986 году Иссык-кульский форум, на который собралисьпредставители ЮНЕСКО, футурологи, писатели и художники.Они говорили о том, что в людях нужновоспитывать планетарное мышление, и тогда человечество избежит тотальногокатаклизма - военного, экологического, экономического.