рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сравнительная характеристика поэм М.Ю. Лермонтова “Мцыри” и “Демон”

Сравнительная характеристика поэм М.Ю. Лермонтова “Мцыри” и “Демон” - раздел Литература, Сравнительная Характеристика Поэм М.ю. Лермонтова Мцыри И Демон Основной Кон...

Сравнительная характеристика поэм М.Ю. Лермонтова Мцыри и Демон Основной конфликт творчества Лермонтова строится на противопоставлении образов неба и земли. Контрастные отношения к миру проступают в поэмах Демон и Мцыри. Это видно если сопоставить анализ пейзажа и его идейно-художественных функций. Можно выявить несколько моментов, сближающих эти поэмы и дающих возможность рассматривать Демона и Мцыри в качестве вариантов одного типа героя, сохраняющего связь с демоническим мироощущением.В этих поэмах много места и значения занимает описание кавказской природы.

Бросается в глаза их лексико-семантическая и стилистическая близость.Например Демон Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял Мцыри В снегах, горящих как алмаз, Седой незыблемый Кавказ Демон глубоко внизу чернея, Как трещина, жилище змея, Вился излучистый Дарьял, И Терек, прыгая, как львица Ревел Мцыри Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой, Шумел Выл, крутясь, сердитый вал Мцыри И облачко за облачком, Покинув тайный свой ночлег, К востоку направляло бег - как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран Демон И скалы тесною толпой, Таинственной дремоты полны, Над ним склонялись головой Характерная черта поэтики Лермонтова - самоповторение.

Этот прием более значим в зрелом творчестве поэта.Сходство идей, образов Мцыри и Демона неслучайно и, видимо, оправдано художественной целью автора. Картин природы в этих произведениях читатель воспринимает по-разному относительно внутреннего мира героев, которые неодинаково относятся к природе.

Демон равнодушен к дикому и чудному. Красота земного мира чужда гордому духу. Мцыри ее воспринимает иначе.Великолепие природы близко ему. Герой мечтает обрести дом, родных, которых видел у других, а у себя не находил. его тревожит то, что никому не мог сказать священных слов отец и мать. Параллельно с раздумьями о реальных родителях, друге иль брате, молодых сестрах проходит символический мотив дружбы, братских, сестринских объятий две сакли, казалось, приросли к скале дружною четой.

Большую и важную часть исповеди Мцыри занимает рассказ о жизни природы, который отражает его внутренний мир. В то же время в метафорах, возникших из пейзажных впечатлений, проступает такой же строй души, что и во фрагменте, где душа эта самораскрывается. С позиции романтического психологизма создаются картины природы они имеют сугубо субъективную окраску и отражают внутренний мир героя.В поэме Демоне также большое место отведено пейзажу.

Но он дан объективно, от лица повествователя. Между героем и природой устанавливается расстояние, которое нельзя преодолеть . Божий мир не дает окончательную разгадку души героя, а, напротив, усиливает у читателя ощущение ее непостижимости. У читателя возникает вопрос в чем причина враждебности, отчужденности героя к чудному творенью. В Демоне связь героя и природы показана контрастно.К многозначному говорящему миру устремлен Мцыри. Он пытается слиться с природой и получает огромное наслаждение от близости с ней И было сердцу моему Легко, не знаю почему Природы вызывает у Мцыри воспоминания о его родине И вспомнил я отцовский дом, Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул От созерцания природы в герое пробуждаются не до конца осознаваемые им переживания.

У Демона же при взгляде на природу возникает ощущение бесприютности, бездомности.Кроме зависти природа в нем больше ничего не вызывает Перед нами антитетическое построение образов Мцыри доступен дом под небесным сводом, он чувствует себя комфортно на лоне природы, а Демон обречен на вселенскую бездомность. Какие же художественные приемы использует Лермонтов при передаче пейзажных зарисовок В Демоне процесс реального приближения к земле дан вместе с изображением внутреннего отчуждения героя от Божьего мира. В Мцыри природа описывается изнутри.

Мы понимаем, что герой состоит как бы в родстве с ней. Приведем пример Мцыри вспоминает Кругом меня цвел божий сад, Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев Прозрачной зеленью листов, И грозды полные на них Это описание можно назвать одной строчкой из Демона Счастливый, пышный край земли В этих двух поэмах мы находим и другие образно-стилистические параллели.

Мцыри Божий сад, Демон столпообразные раины, чинар развесистые сени Мцыри запели птички, дохнули сонные цветы Демон и кущи роз, где соловьи поют Мцыри Порой в ущелии шакал Кричал и плакал, как дитя Демон Пещеры, где палящим днем томятся робкие олени Мцыри И снова вслушиваться стал К волшебным, странным голосам, Они шептались по кустам, Как будто речь свою вели о тайнах неба и земли, И все природы голоса сливалиеь тут Демон И блеск, и жизнь, и шум листов, Стозвучный говор голосов, Дыханье тысячи растений То есть Лермонтов подсказывает читателю, что перед ним у героев общая картина мира. Но Демона природа оставляет равнодушным и холодным Но кроме зависти холодной Природы блеск не возбудил В груди изгнанника бесплодной Ни новых чувств, ни новых сил, И все, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел.

Мцыри же, напротив, бесстрашно идет ей навстречу Но страх не сжал души моей Я сам, как зверь И полз и прятался, как змей. У Мцыри природа рождает первобытную звериную силу. Бурачок, критик журнала Маяк, писал, что поэт воспевает дикую, необузданную волю, естественную в звере, преступную в человеке 4. Подобную мысль высказал Ап.Григорьев, который указывал на необузданную страстность Мцыри, рвущегося на широкий простор, охваченного безумной силой, вопиющей против всяких общественных понятий и исполненной к ним ненависти и презрения.

Мцыри предельно приближен к дикой природе , Демон предельно ей враждебен. Мцыри понимает голоса природы Хотя без слов мне внятен был тот разговор Демона же к стозвучному говору голосов абсолютно равнодушен.

Все, что я чувствовал тогда, Те думы - им уж нет следа но я 6 желал их рассказать, Чтоб жить, хоть мысленно, опять.Мцыри попадает в ритм природной жизни ценой невиданного внутреннего усилия.

Герой говорит, что именно в те минуты, когда он был на природе, то жил по-настоящему отсюда можно выявить символический сюжет поэмы. Мцыри на лоне природы познает мир неземной, у него появляется возможность обретения неземной родины В то утро был небесный свод так чист, что можно было увидеть прилежным взором полет ангела. Тамара после встречи с Демоном, тоже перестает видеть красоту природы.Испытав воздействие демонического начала, она утрачивает непосредственность мироощущения и становится равнодушной к живой жизни.

Тамары сердце недоступно Восторгам чистым. Перед ней Весь мир одет угрюмой тенью И все ей в нем предлог мученью. Но у Демона после встречи с Тамарой возникает надежда на примирение с небом. Вместе с тем, для Демона красота девушки является случайной в порочном мире. Мцыри, видя образ грузинки молодой в его соединении со стихией вольной природы, начинает тосковать по родине.Мы рассмотрели все черты различия Мцыри и Демона.

Демон по достоинству ценит красоту Тамары, однако противопоставляет ее Божьему миру. Родство Мцыри с вольной, стихийной природой заметно отчуждает его от мира людей.Дает о себе знать отмеченный исследователями в связи с героями Лермонтова внутренний барьер, придающий их поискам идеала особый характер 6. Ломинадзе писал, что на фоне объятий природы глубже постигается мера одиночества Мцыри. Возможно, оно столь безысходно, что душа готова любым способом прорвать его кольцо 3, 155. Герой рад обняться, как брат, хоть с грозой, готов слиться с природой даже через соединение с враждебным началом.

Во время боя Мцыри с барсом сплетаются , обнимаются крепче двух друзей. Здесь главным становится само объятье, сам контакт с миром, а какой ценой - не важно. Борются как бы неразноприродные существа Мцыри визжал, как барс, а раненый барс застонал, как человек.И среди образов природы , созерцаемых героем, наблюдается отождествление дружбы - вражды 3, 156. Герой видит в небе такую картину Уж луна вверху сияла, и одна Лишь тучка кралася за ней, Как за добычею своей.

Таким образом, для Мцыри связь с природой - это возможность обрести род, родину, вернуться к первоначальным истокам. Образ Демона также создан на идее разрыва с родом и устремленности к идиллии. Сравненим встречи Демона и Мцыри с грузинкой.Демон видит владения Гудала, здесь по ступеням в скале, ведущим к реке, покрыта белою чадрой, Княжна Тамара молодая К Арагве ходит за водой Мцыри же созерцает, как держа кувшин над головой, грузинка сходила к берегу.

Этот эпизод этот не противопоставляет, а сближает героев. У обоих образ грузинки молодой рождает воспоминания о небесном рае. Тамара напоминает Демону те дни давние, когда он еще не был падшим ангелом. Появляется возможность постигнуть святыню любви, добра и красоты через сочувствие земной женщины.Мцыри переносит ее образ в иную реальность, которая ему дороже земного рая, потому что .видит грузинку во сне. Мотив сна в поэтике Лермонтова это всегда насыщенная смыслом метафора. Ученые постоянно обращают внимание на особое значение мотива сна в творчестве поэта.

По мнению Мережковского, сон у Лермонтова - форма перехода к вечной жизни.Сон - это возможность незаметно для себя синхронно охватить предмет с несовместимых пространственных или хронологических пунктов, он представляет парадоксальное взаимопроникновение движения и неподвижности такую характеристику дает С.Ломинадзе поэтике сна в художественной системе Лермонтова.

Сложно не согласиться с тем, что образа Мцыри соотнесен с темой вечности, а не только с социальными противоречиями. Мцыри с Демоном сближает попытка прорвать границы данности, выйти за пределы неба и земли, достичь свою родину, преодолевая логику Божьего мироздания.В поэме Мцыри развиваются и углубляются идеи естественного человека. Одновременно с этим указывается, что данная тема осложнена трагическим мироощущением и мыслью о недостижимости гармонии с природой.

Я.И.Маркович замечает, что романтический идеал Лермонтова, несмотря на его вариации, всегда предполагает невозможное. Сон, нахождение в состоянии фантазии, в необыденном измерении дает Мцыри возможность вырваться из границ земли и неба, освободиться от телесной оболочки. В том мире, куда стремится Мцыри, устраняются все преграды, границы времени и реальности становятся зыбкими, устраняется трагическая дисгармония между землей и небом.С идеей свободы связывается в поэме тема поисков пути. Здесь вступает в свои права метафора сна, задающая тему перехода в сверхреальность, в которой снимаются все противоречия.

Герой говорит, что его трудный путь ночью не озаряла ни одна звезда, что он пустился дорогою прямой, но с пути сбиваться стал, что даже конь может его превзойти, найдет прямой и краткий путь на родину, и что Бог об этом сказано в первой редакции не показал ему, блуждающему во тьме ночной, желанного пути. В лермонтовской поэме Мцыри монастырь становится синонимом общества, похожего на тюрьму, сковывающего свободу человека.

Нельзя не согласиться с тем, что монастырь в поэме выступает в своем прямом значении - место уединенного общения с Богом, дающего шансы преодолеть противоречие между телом и душой. Мцыри отрицает эту возможность достижения гармонии, потому что она требует смирения, отказа от полноты и свободы романтической личности. Но в то же время монастырь подтверждает и оправдывает необходимость подчинения личности внешним силам.С этим Мцыри мириться не может.

Первобытное, инстинктивное влечение к свободе заставляет наполнить миг иным содержанием, придать ему статус вечности. Именно таким образом совмещаются буря и покой. С одной стороны, неустанное стремление продлить, растянуть, остановить насыщенный миг, с другой - со столь же неизбежным желанием изжить, избыть постылую вечность, сжать ее в ценностный миг, в ту точку, о которой грезит сердце.Заметное отчуждение от собственно человеческой природы и попытка перехода к надмирному состоянию являются этапами в движении Мцыри к идеалу свободы.

Но на этом не заканчивается отход от привычной человечности. Покой Мцыри ищет в покое и буре. Но результат оказывается неожиданным Я сам, как зверь, был чужд людей вот его чувства после дружбы с бурей в ночь побега. Возможности контакта с окружающим миром исчерпываются. Только из сверхреальности доносятся до Мцыри музыка мира, голос свободы, и они значат для него больше, чем только земля и небо, земная родина.Свобода оказывается достижимой, правда цена этом - преодоление своей естественной человеческой природы, преодоление отношений земли и неба. Мцыри возвращается к обыденной реальности, где свобода поставлена в зависимость от условий Божьего мироздания.

Смерть подводит итог его блужданиям, она дает ответы на все его вопросы. Можно расценивать смерть Мцыри как неприятие им реальной логики мироздания.Он не смог достичь свободы в рамках божьего мира. Невозможно постоянно находиться в состоянии вражды-дружбы с природой.

Герои Лермонтова постоянно пытаются любым способом преодолеть победить рок, судьбу, конструировать модель бытия, которая снимает противоречие тела и души, мысли и чувства, неба и земли. Таким образом, Создается своего рода сверхреальность. Это-то и сближает Мцыри с Демоном. Образ Мцыри является одним из глубоко сложных толкований демонической темы. Героев двух поэм сближает мечта о небесном рае, где все гармонично.В рамках Божьего мира их свобода неполноценна, здесь вступает в свои права необходимость.

Демон в поисках неограниченной свободы создает иную реальность, моделирует мир, в котором Бог не властен. Именно туда, в надзвездные края, он хочет увезти Тамару. Разрыв с миром Бога предполагает разрыв со всеми его ценностями, но этого не происходит. В своей исповеди Демона говорит, что он откроет Тамаре пучину гордого познанья и даст ей все земное. Демона повсюду преследует тень земного, и это делает его свободу иллюзорной, неполной.Демон хочет внушить Тамаре мысль, что для свободы необходимо побороть собственную человеческую природу Но при этом он сам не может от этого освободиться.

Мцыри пришлось уйти из мира людей, преобразить свою человеческую натуру, сделать шаг, в сторону озверения, с одной стороны, и преодоления своей телесности - с другой. И все это помогло постичь ему свободу. По этой причине его свобода сомнительна. В таком виде ее не с кем делить, нечему противопоставить, поэтому она просто не нужна.В поэме Мцыри тема свободы развита и как желанный идеал, и как нечто надмирное, сверхчеловеческое.

Демону в его мире свобода также не нужна. Свобода не имеет смысла, если она вынесена за рамки мира людей. В своей небесной родине герой утрачивает демоничность, так же, как и Мцыри в своем раю - естественную человечность.Демонизм не может существовать там, где нет Бога. Но там, где требуется озверение человека, не может быть рая. Рай является метафорическим воплощением сна, результатом погружения в воспоминание.

Герои поэм роковые, потому что они стали жертвами непоправимой ошибки, совершенной, по мысли Лермонтова, в самой основе мира Бога. Судьбы Демона и Мцыри наводят на мрачное, безотрадное раздумье. В лермонтовской картине мира человеку отведена роль неполноценного существа. Человек - вечный скиталец между небом и землей, он не принадлежит ни небу, ни земле. Символический сюжет поэмы Мцыри связан с концепцией Демона своим тревожным ощущением бесприютности.В произведениях возникает ощущение бездомности в космическом масштабе.

Даже отказавшись от своей человеческой природы, герои стремятся к идеалу. Список использованной литературы 1. Лермонтовская энциклопедия М. Сов. энциклопедия, 1981 С.635. 2. Л.М.Аринштейн. Реминисценции и автореминисценции в системе лермонтовской поэтики Лермонтовский сборник Л. Наука, 1985 С.28,31,38. 3. С.Ломинадзе. Куда бежит Мцыри Вопросы литературы, 1984, 10, с.153,154. 4. Цит. по Творчество М.Ю.Лермонтова М. Наука, 1964. 5. Ап.Григорьев.Сочинения В 2-х т Т.2 М. Худож. лит 1990 С.88. 6. С.Ломинадзе.

Поэтический мир Лермонтова М. Современник, 1985 С.222-225. 7. В.М.Маркович. Стихотворение М.Ю.Лермонтова Парус Анализ одного стихотворения Межвузовский сборник Л. Изд. Ленингр. ун-та, 1985 С.122-131. 8. Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова М Л. Наука, 1964 С.190. 9. В.И.Коровин. Творческий путь М.Ю.Лермонтова М. Просвещение, 1973 С.79.

– Конец работы –

Используемые теги: Сравнительная, характеристика, поэм, Лермонтова, Мцыри, Демон0.092

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сравнительная характеристика поэм М.Ю. Лермонтова “Мцыри” и “Демон”

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Сравнительная характеристика поэтического творчества М. Цветаевой и А. Ахматовой.
Лирический поэт — это удивительный дар, позволяющий заново увидеть мир, почувствовать его свежесть, ошеломляющую новизну. Я всегда считала А.… Достоевский ввёл в обиход странную, на первый взгляд, формулу: полюбить жизнь… В театрах идут спектакли, поставленные по их пьесам, на литературных вечерах звучат их стихи и прозы. Задолго до…

Сравнительная характеристика съемных протезов с металлическим и пластмассовым базисом
Однако недостатки протезов из этихматериалов вновь и вновь побуждали врачей возвращяться к металлам.Сложностьтехнологии и ее несовершенство не… При смыкании зубных рядов лишь премоляры имоляры несут жевательную нагрузку,… Передние же зубы нижнего протеза скользят, не встречая сопротивления.Зубные бугорки не в состоянии удержать…

Сравнительная характеристика МОВ и МПВ
В сейсморазведке основным является метод отраженных волн МОВ меньшее применение имеет метод преломленных волн МПВ раньше его называли... Отраженные волны возникают практически на всех литологических границах на... Отраженные волны интенсивны вблизи пункта возбуждения Головные преломленные волны наблюдаются вдалеке от пункта...

Сравнительная характеристика меди и калия
Твердость 2 плотность ок. 2 г см3 , карналлит минерал подкласса хлоридов, KMgCl3 6H2O. Примеси Rb, Cs,Br. Белые, красноватые зернистые массы. … Карбонаты малахит, азурит.Сульфаты халькантит, брошантит. Сульфиды ковеллин, халькозин, халькопирит,борнит.Чистая медь - тягучии, вязкий металл красного, визломе розового…

Сравнительная характеристика художественного воплощения темы "морского путешествия" в романах "Робинзон Крузо" и "Путешествие Гулливера"
Страсть к морю и мечта видеть неведомые земли содержали в себе порыв исторический. Плавания были исследованием, и средством обогащения - одним… Чтобы понять характеры и мировоззрение их героев, нужно проникнуть в саму суть… Его предки по фамилии Фо писатель прибавил к ней частичку де протестанты, в 16 веке бежали из Фландрии, в годы…

Иван IV Грозный. Сравнительная характеристика по книгам В.Кобрина и К.Валишевского
Книга В.Б.Кобрина Иван Грозный - попытка в общедоступной форме представить основные вехи правления царя, акцентируя внимание на его внутренней… Казамир Валишевский - поляк по происхождению, работал и издавался во Франции в… Итак, Россия к первой трети 16 века представляла собой довольно обширную территорию. Естественным образом, управление…

Основные виды хозяйственных организации и их сравнительная характеристика
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно… Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под… Действие экономических законов имеет вид причинно-следственных зависимостей, формирующих в данном случае тип (модель)…

Классификация, сравнительная характеристика корнеплодов моркови
По окраске морковь в основном оранжево-красная, но есть сорта желтые — Мшак и Мирзой. Морковь-каротель имеет длину 3-5 см. Парижская каротель —… Морковь столовая - ценная овощная культура. Она обладает повышенной… Морковь является ценным пищевым и целебным продуктом, содержащиеся в ней вещества способствуют повышению …

Обломов и Штольц, сравнительная характеристика
В романе автор рассказывает нам о жизнипомещика Обломова, о его друзьях. Итак,главным героем романа является Илья Ильич Обломов. Но не мало внимания… Штольц по отцу был на половину немец, мать его русскаядворянка.Веру, Андрей… Отец Штольца был там управляющим.Может быть, у него Илюша и успел бы выучиться чему- нибудь хорошенько, если…

Климатические воздействия и их характеристики. Радиационные воздействия их характеристика
Формирование естественных климатических воздействий При составлении технических условий на РЭСИ, а также программы и методики испытаний естественные… Радиационный процесс характеризуется распределением радиационного баланса R,… Уравнение радиационного баланса: R=(Q+q)∙(α-1)&#87 29;E(1) На основании многочисленных…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам