Любовь и природа в лирике Афанасия Фета

Любовь и природа в лирике Афанасия Фета Афанасий Фет прожил долгую жизнь, на всемпротяжении которой в его личности удивительно переплетались два совершенно разныхчеловека. С одной стороны, это был грубый, практичный человек, которого не разбила жизнь и который от нее многому научился.А с другой стороны в натуре Фетаприсутствовал и вдохновенный романтик, не устающий в своих стихах воспеватьлюбовь и красоту. Фет родился в семье мелкого чиновника,однако отец за взятку устроил так, что мальчика записали сыном орловскогопомещика Шеншина.

По этой истории должно было считаться, что этот помещик увезмать Фета от его отца. Но любому обману суждено рано или поздно раскрыться. Такпроизошло и в случае с Фетом. В результате Афанасий в течение многих летиспытывал на себе последствия клейма незаконнорожденного, и, прежде всего,лишения статуса сына дворянина. На протяжении тринадцати лет он безуспешнопытался выслужить дворянский, неся армейскую и гвардейскую службу.Так как служба не принесла желаемогорезультата, Фет решил предпринять иной ход. Он женился по расчету, авпоследствии стал жестоким сельским хозяином-эксплуататором.

Желая заполучитьдворянский титул, Афанасий Фет всегда старался демонстрировать своиверноподданнические чувства, поэтому в душе его никогда не было сочувствия креволюционерам и либералам.В конце концов, Фет добился своего, и ввозрасте 53 лет получил от Александра согласие на удовлетворение его прошения.В попытках добиться признания себя дворянином, Фет совершал порой смешныепоступки.

Так, к примеру, если Пушкин в возрасте 30 лет счел оскорблением,когда царь пожаловал ему камер-юнкерское звание, то есть чин, который обычнодавался молодым людям до 20 лет, то Фет специально выхлопотал себекамер-юнкерский чин, будучи уже семидесятилетним старичком. Однако такая погоня за дворянскимититулами не мешала поэту писать чудесные по своей красоте стихи.Взять хотя бы,к примеру, одно из его стихотворений 1888 года Полуразрушенный, полужилецмогилы, О таинствах любви зачем ты нам поешь? Зачем, куда тебя домчать не могут силы, Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь В напевах старческих твой юный дух живет.

Цыганка старая одна еще поет . Действительно, создается такоевпечатление, что в одной невзрачной на вид оболочке ухитрялись жить двасовершенно разных человека. В этом стихотворении нам открывается огромная мощьпоэзии Фета, сила его чувства, какая-то юношеская страсть к красоте и любви.Наверное, не зря стихи Фета пользовалисьуспехом в среде его современников 40-х годов.

Уже намного позднее с творчествомФета стали знакомы и широкие массы народа, когда стихи Фета были положены намузыку и стали популярными в народе романсами. Среди его стихотворений, которыеобрели вторую жизнь в музыке, были такие, как О, долго буду я в молчаньиночи тайной , Какое счастие! и ночь и мы одни , Сияланочь.Луной был полон сад , В дымке-невидимке , Я тебеничего не скажу и, конечно же, широко известный романс На заре тыее не буди . И это только немногие из стихотворений Фета, которыевдохновляли различных композиторов на написание музыки к ним. Тематика лирических стихотворений Фета неотличается большим разнообразием.

В них нашли свое отражение, пожалуй, всеголишь две темы любовь женщины и красота природы. Но в этих темах Фет сумелдостичь небывалой глубины и мощи стихотворения, как, например, это видно впроизведении 1883 года Только в мире и есть, чтотенистый Дремлющих кленов шатер.Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор . В этом стихотворении отразилось своеобразноевидение бытия Фета, хотя его лирика и не была в полном смысле философской.Несмотря на некоторую узость и ограниченность мира поэта, он наполнен какой-тотонкой красотой и изяществом. Это тот мир, в котором нет места для жизненнойпрозы, для той грязи, которой нас порой поливает судьба, в этом мире нет зла.Правильно ли поступает поэт, закрывая этим явлениям дорогу в свой поэтическиймир? Наверное, в этом есть доля правды, ведь поэзия это, прежде всего,искусство, а в искусстве красота должна стоять на первом месте.

Особой печатью гениальности отмечена иприродная лирика Фета, воплощенная в таких стихотворениях, как Я пришел ктебе с приветом , Шепот. Робкое дыханье , Какая грусть!Конец аллеи , Это утро, радость эта и других.

Каждое из этих стихотворений непохоже напредыдущее, они все имеют собственный, неповторимый характер, каждоестихотворение представляет собой маленький шедевр.

Однако они не лишены и общихмоментов, таких как единство человеческой жизни, души и природы.Невольно в душу читателя закрадываетсявопрос что стало причиной появления на свет подобной красоты, откуда поэтчерпает свое вдохновение, позволяющее ему создавать такой красоты стихи? Бытьможет, это его умение видеть красоту, его светлая душа, открытая миру истремящаяся воспевать в стихах этот мир. Природная лирика поэта воплощает в себенекую антинигилистическую позицию.

Если сравнивать отношение к природетургеневского Базарова, для которого она не храм, а мастерская, и человек вней работник , и природу Фета, то можно увидеть следующее. Для Фета природа это прежде всего храм. Храм, в котором живет любовь. Природа в лирике Фетаиграет роль особых роскошных декораций, на фоне которых развивается тонкоечувство любви.Природа, это еще и тот храм, в котором царит вдохновение, этоместо или даже состояние души в котором хочется забыть обо всем и молитьсяцарящей в нем красоте.

Любовь для Фета была самой главной верой вжизни, единственным ее смыслом и содержанием. Вспомним Пушкина. У Пушкина любовьбыла всего лишь проявлением полноты жизни. Для Фета все иначе, для него самажизнь любовь, само человеческое бытие любовь. Эта мысль настолько громко и сильно звучит в его стихах, что навевает мысли о чем-то языческом.И тутвспоминается природа Фета, которая тоже любит, любит не просто вместе счеловеком, а любит вместо человека, как это происходит в стихотворении Вдымке-невидимке . Однако вместе с явными языческимимотивами, которые слышатся в отношении Фета к любви и природе, ему присущ иистинный христианский дух. Фет считает, что в душе человека присутствует божьяискра, некая частица огня небесного, о чем свидетельствует стихотворение Не тем, господь, могуч, непостижим . Эта искра послана человеку вдар для того, чтобы он мог испытывать откровения и вдохновения, чтобы могдерзать. Особого внимания заслуживают стихи Фета,относящиеся к периоду 80-90-х годов.

К тому времени поэт уже прожил достаточнодолгую жизнь и превратился в старика, однако в его стихах продолжает житьвосторженный горячий юноша.

Мысли его по-прежнему обращены к одному к любви, кбезумству страстей, буйству жизни и трепету молодости.В этом не трудноубедиться, стоит только вчитаться в такие стихи, как Нет, я неизменил , Люби меня! Как только твой покорный или же Ещелюблю, еще томлюсь . Для более наглядного доказательствавышесказанного разберем стихотворение Я тебе ничего не скажу . Этостихотворение относится ко 2 сентября 1885 года, то есть, оно было написанопоздний период творчества Фета. В этом стихотворении выражается мысль, котораячасто встречается у поэтов-романтиков.

Это мысль о том, что слова порой не всилах передать всю тонкость испытываемого человеком чувства, его состояниедуши.Так, еще в 1844 году в стихотворении Как мошки зарею Фет писал О, если б без слова Сказать душой было можно Так и здесь, сейчас,спустя сорок лет, поэт открывает свидание на фоне природы молчанием Ятебе ничего не скажу . Такое отношение к языку слов характернодля поэтов-романтиков.

Они не считали, что слова могут служить хорошимсредством для выражения души человека и поэта.Да, конечно, Фет не был в полной мереромантиком, для этого он был слишком земной . Однако в этомстихотворении уделом героя в лучших традициях романтизма становится желание молча твердить свои любовные признания.

Такое сочетание контрастныхпо своему смысловому значению слов является главным в этом стихотворении. Невольно возникает вопрос, что заставляетгероя отринуть слова и молчать? В стихотворении автор в полной мере даетобъяснение этому.Уже во второй строке мы слышим Я тебя не встревожуничуть . И действительно, любовь Фета может не просто встревожить, она слегкостью может взволновать чистую душу избранницы своим томлением и содроганьями . В последней же строке второй строфы стихотворения,Фет дает и другое объяснение молчанию своего лирического героя.

Мы видим, чтоего сердце цветет , словно ночные цветы, которые встречаются нам всамом начале стихотворения. Здесь мы видим то самое единство души и природы,духом которого пронизаны многие другие произведения поэта.Особым приемом, который усиливаетвнутреннее образное содержание стихотворения, является то, что автор называетгрудь героя, то есть вместилище души, чувств и эмоций, больной и усталой.

Ондрожит, и неясно, что является причиной сему, то ли ночная прохлада, то лидушевные переживания героя. Все это вместе приводит к тому, что в концестихотворения автор зеркально повторяет самое его начало Я тебя невстревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу . Язык этого стихотворения, его ритм звучаточень напевно, похоже на музыку.И неудивительно, что композиторы на протяжениимногих лет не раз вдохновлялись на написание музыки к Я тебе ничего нескажу . Простота и изящество этого стихотворения,его тонкость, естественность и хрупкость выраженных в нем чувств, несомненно,находит живой отклик в душах читателей.