"Человеческая комедия" Бальзака. Идеи, замысел, воплощение

Человеческаякомедия Бальзака. Идеи, замысел, воплощение Монументальный свод произведений Оноре деБальзака, объединенных общим замыслом и названием - Человеческаякомедия , состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историейнравов Франции второй четверти XIX столетия.Он представляет собой своеобразнуюсоциальную эпопею, в которой Бальзак описал жизнь общества процесс становленияи обогащения французской буржуазии, проникновение выскочек и нуворишей варистократическую среду парижского высшего света, их путь наверх , быт, обычаии философию людей, исповедующих веру только в одного бога - деньги.

Он далдраматическую картину человеческих страстей, порожденных богатством ибедностью, жаждой власти и полным бесправием и уничижением. Большинство романов, которые Бальзак ссамого начала предназначал для Человеческой комедии , были созданыв период с 1834 по конец 40-х годов.Однако,когда замысел сформировалсяокончательно, оказалось, что более ранние вещи органичны для общей авторской идеи,и Бальзак включает их в состав эпопеи.

Подчиненная единой сверхзадаче - всесторонне охватить жизнь общества того времени,дать почти энциклопедический перечень социальных типажей и характеров - Человеческая комедия имеет четко выраженную структуру и состоит изтрех циклов, представляющих собой как бы три взаимосвязанных уровня социальногои художественно-философского обобщения явлений.Первый цикл и фундамент эпопеи - это ЭТЮДЫ О НРАВАХ -стратификация общества, данная через призму частнойжизни современников.

К ним относится основная часть написанных Бальзакомроманов, причем он ввел для него шесть тематических разделов Сцены частной жизни Гобсек , Полковник Шабер , Отец Горио , Брачный контракт , Обедня безбожника и др. Сцены провинциальной жизни Евгения Гранде , Прославленный Годиссар , Стараядева и др. Сцены парижской жизни История величия и падения Цезаря ?иротто , Банкирский домНусингена , Блеск и нищета куртизанок , Тайны княгини деКадиньян , Кузина Бетта и Кузен Понс и др. Сцены политической жизни Эпизод эпохи террора , Темное дело и пр. Сцены военной жизни Шуаны Сцены деревенской жизни Сельский врач . Сельский священник и др Второй цикл, в котором Бальзак хотелпоказать причины явлений, носит название ФИЛОСОФСКИЕ ЭТЮДЫ ивключает Шагреневую кожу , Элексир долголетия , Неведомый шедевр , Поиски абсолюта , Драму навзморье , Примиренного Мельмота и др. произведения.

И наконец третий цикл - АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ Физио-ология брака , Мелкиеневзгоды супружеской жизни и др В нем писатель пытается определитьфилософские основы человеческого бытия, раскрыть законы жизни общества.

Таковавнешняя композиция эпопеи.Уже один перечень вошедших в Человеческую комедию произведений говорит о грандиозности замыслаавтора. Мое произведение писал Бальзак должно вобрать в себя всетипы людей, все общественные положения,оно должно воплотить все социальныесдвиги, так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни одинхарактер,мужской или женский,ни чьи-либо взгляды не остались забытыми .Перед нами модель французского общества,почти создающая иллюзию полноценной действительности.

Во всех романах рисуетсякак бы одно и то же общество, похожее на реальную Францию, но не вполне с нейсовпадающее,поскольку это его художественное воплощение. Впечатление почтиисторической хроники подкрепляет второй план эпопеи, где действуют реальныеисторические лица той эпохи Наполеон, Талейран, Людовик ХУШ, реальные маршалыи министры.Вместе с вымышленными авторами персонажами, соответствующимитипическим характерам времени, они и разыгрывают спектакль Человеческойкомедии . Эффект исторической подлинностипроисходящего подкрепляется обилием подробностей. Париж и провинциальные городаданы в широком диапазоне деталей, начиная от особенностей архитектуры домельчайших подробностей деловой жизни и быта героев, принадлежащих к разнымсоциальным слоям и сословиям.

В известном смысле эпопея может служить пособиемдля специалиста-историка, изучающего то время.

Романы Человеческой комедии объединяет не только единство эпохи, но и найденный Бальзаком приемпереходящих персонажей, как главных, так и второстепенных. Если кто-то изгероев любого романа заболел,приглашают одного и того же врача Бьяншона,вслучае денежных затруднений обращаются к ростовщику Гобсеку, на утреннейпрогулке в Булонском лесу и в парижских салонах мы встречаем одни и те же лица.Вообще подразделение на второстепенные и главные для персонажей Человеческой комедии достаточно условно.

Если в одном из романовдействующее лицо находится на периферии повествования, то в другом - он и егоистория выводятся на первый план такие метаморфозы происходят, например, сГобсеком и Нусингеном . Один из принципиально важныххудожественных приемов автора Человеческой комедии - разомкнутость,перетекание одного романа в другой. Завершается история одного человека илисемейства, но не имеет конца общая ткань жизни, она находится в постоянномдвижении.Поэтому у Бальзака развязка одного сюжета становится завязкой новогоили перекликается с предшествующими романами, а сквозные персонажи создаютиллюзию достоверности происходящего и подчеркивают основу замысла.

Он состоит вследующем главный герой Человеческойкомедии - общество, поэтому частные судьбы интересны Бальзаку не сами посебе - они лишь подробности всей картины. Поскольку эпопея такого типа рисует жизньв постоянном развитии, она принципиально не завершена , да и не могла бы бытьзавершена.Именно поэтому ранее написанные романы например, Шагреневаякожа , могли быть включены в эпопею, замысел которой возник уже после ихсоздания.

При таком принципе построения эпопеикаждый роман, входящий в нее, является в то же время самостоятельнымпроизведением и одним из фрагментов целого.Каждый роман - автономноехудожественное целое, существующее в рамках единого организма, что усиливаетего выразительность и драматизм событий, переживаемых его персонажами. Новаторство такого замысла и методы еговоплощения реалистический подход к отображению действительности резкоотделяют творчество Бальзака от его предшественников - романтиков.

Еслипоследние ставили во главу угла единичное, исключительное, то автор Человеческой комедии полагал, что художник должен отображатьтипическое. Нащупывать общую связь и смысл явлений.В отличие от романтиковБальзак не ищет свой идеал за пределами реа- льной действительности, он бьы первым, ктоза буднями французского буржуазного общества обнаружил кипение человеческихстрастей и поистине шекспировский драматизм.

Его Париж, населенный богачами инищими, борющимися за власть, влияние, деньги и просто за самою жизньпредставляет собой захватывающую картину. За частными проявлениями жизни,начиная от неоплаченного бедняком счета квартирной хозяйке и заканчиваяисторией ростовщика, неправедно нажившего свое состояние, Бальзак пытаетсяувидеть целую картину.Общие законы жизни буржуазного общества,проявляющиесячерез борьбу, судьбы и характеры его персонажей.

Как писатель и художник Бальзак был почтизаворожен драматизмом открывшейся ему картины, как моралист он не мог неосуждать те законы, которые открылись ему при исследовании действительности. В Человеческой комедии Бальзака кроме людей,действует могучая сила,подчинившая себе не только частную, но и общественную жизнь, политику, семью,мораль и искусство. И это - деньги. Все может стать предметом денежных сделок,все подчинено закону купли-продажи.Они дают власть, влияние в обществе,возможность удовлетворять честолюбивые замыслы, просто прожигать жизнь.

Войти вэлиту такого общества на равных, добиться его расположения на деле означаетотказ от основных заповедей нравственности и морали. Сохранить в чистоте свойдуховный мир значит отказаться от честолюбивых желаний и преуспеяния. Эту общую для Человеческойкомедии коллизию переживает почти каждый герой бальзаковских Этюдово нравах , почти каждый выдерживает маленькую битву с собой.В конце еелибо путь наверх и проданные дьяволу души, либо вниз - на обочину общественнойжизни и все мучительные страсти, сопровождающие уничижение человека.

Такимобразом, нравы общества, характеры и судьбы его членов вещи не тольковзаимосвязанные, но и взаимообусловленные, утверждает Бальзак в Человеческойкомедии . Его персонажи - Растиньяк, Нусинген, Гобсек подтверждают этоттезис. Достойных выходов не так много - честнаябедность и утешения, которые может дать религия.Правда, следует отметить, чтов изображении праведников Бальзак менее убедителен, нежели в тех случаях, когдаон исследует противоречия человеческой натуры и ситуацию непростого для егогероев выбора.

Спасением иногда становится любящие родные как в случае ссостарившимся и перегоревшим бароном Юло , и семья, но и она затронута порчей.Вообще семья, в Человеческой комедии играет немалую роль. В отличиеот ро- романтиков, которые основным предметомхудожественного рассмотрения делали личность, Бальзак таковым делает семью.Санализа семейной жизни он начинает изучение общественного организма. И ссожалением убеждается,что распад семьи отражает общее неблагополучие жизни.Наряду с одиночными персонажами в Человеческой комедии перед намипроходят десятки разнообразных семейных драм, отражающих различные варианты всетой же трагичной борьбы за власть и золото.

Список использованной литературы 1. Б.Г. Реизов ТворчествоБальзака . Л 19,39 2. Д.Д. Обломиевский Оноре Бальзак.М 1967 3. А.Версмюр Бесчеловечнаякомедия . М 1967 4. История зарубежной литературы XIXвека . М 1982.