"Отец комедии" Аристофан

Отец комедии Аристофан Древнегреческий драматург, отецкомедии Аристофан ок. 446 ок. 385 гг. до н.э. жил и создавал своипроизведения во времена расцвета своего родного города Афин. Афины, вышедшиепобедителем из войны с Персией, заняли лидирующее положение среди государств Древней Греции. В это время в Афинах отмечается расцветдемократии, культуры, политической и социальной жизни города.Однако не все было так гладко в жизниАфин. К концу V века здесь начал назревать кризис рабовладельческой демократии.Наиболее яркие проблемы, вызванные этим кризисом и поднимаетв некоторых своих комедиях Аристофан.

Рассказ о жизни Афин времен Аристофана,по-моему, логичнее всего начать с государственного устройства. Три раза в месяцв Афинах созывалось народное собрание, которое решало основные насущные проблемыгорода, принимало законы. Участвовать в работе собрания могли все граждане -мужчины.Не даром Праксагора и ее сообщницы Женщины в народном собрании смог липроникнуть туда, лишь переодевшись в мужскую одежду.

В народном собрании моглиобсуждаться вопросы совершенного разного плана - начиная со спасенияотечества Ужасно, что пускают разговаривать к тому же о спасенииотечества того, кто глаз своих не может вылечить ,кончая совершенно бытовыми проблемами Все-таки я вам открою, как спастиотечество, пусть сукновалы выдадут всем гражданам плащи потолще передравноденствием.Тогда никто у нас не схватит насморка . Все вопросы в собрании решались поднятием рук, а не криком как вСпарте Как же мы подымем руки при голосовании - думают героини Женщин в народном собрании . Однако при обсуждении различныхвопросов, которые затрагивали интересы различных групп неких прообразов нашихпартий , дело доходило не только до ругательств, но даже и до потасовок Мотыжник плюнул в рожу оружейнику, а ковач плугов в ребро двинул мастеракопейного - так пишет об этом Аристофан .Специально во избежание различных конфликтов, на собрании присутствовалавооруженная охрана Что, если лучники тебя потащат - задаетодна из женщин вопрос Праксагоре, в то время, когда они обсуждали свое будущееповедение в собрании . Больше всего в народном собрании и вАфинах вообще ценилось ораторское мастерство, и ораторы были весьма уважаемымилюдьми героини Женщин выбирают Праксагору их предводительницейв немалой степени за ее умение хорошо, умно, искусно говорить . Несмотря на то, что собрание принималорешение, поддержанное гражданами Афин, эти решения не всегда оказывалисьудачными.

Герои Женщин обсуждают принятый ранее закон омедяках, когда в Афинах были приняты к использованию медные деньги и когда ониуже находились в ходу, Глашатай заорал Никому не брать чеканкимедной, серебро одно в ходу . Представьте убыток продавцов Несколько раз в своих комедиях Аристофанобращается к такому нелицеприятному явлению, как доносчики.

Вот например дляНикарха, героя Ахарнян , доносы - это его основное занятие Вот кстати и Никарх идет на промысел , говорит о нем Дикеополь . Ярким отражением кризиса власти в Афинахявилась Пелопонесская война 431-404 гг. до н.э. . Вто время, как богатые торговцы, купцы, оружейные мастера настаивали напродолжении захвата земель и соответственно на продолжении войны со Спартой,простые афинские землевладельцы, отягощенные этой войной, расходами на нее, набегамиспартанцев, протестовали против нее, стремились к заключению мира. Эта темаподнимается Аристофаном в его комедиях Ахарняне , Мир .Герой Ахарнян землевладелец Дикеополь, заключает мир со Спартой,только для своей семьи, в то время как Афины находятся в войне.

Комедиязаканчивается полной неудачей для Ламаха, сторонника войны, в то время какДикеополь живет счастливо в мире. Проблема преступности не обошла сторонойтакже и Афинское общество.

И совсем уже больше не будет воров? -удивляется Блепир, герой Женщин , Ине станут накидок сдирать по ночам В Афинах существовал суд, кото рый решал не только вопросы таких преступлений, каккража, но и более бытовые вопросы Отопрется, напримерот долга должник . В таких случаях пеню суду уплатить обвиняемыйдолжен . Религия являлась неотъемлемой частью жизниафинян.

Она присутствовала практически везде.

Молитвы и жертвоприношения богамсопутствовали каждому более-менее значимому делу - для этого существовалижрецы, обязанностью которых и было проводить их Эй, жрец, молитвуначинай богам . Наиболее важным и влиятельным богам были специально выстроены храмы Не придется нам храмов для птицвозводить, не придется для храмов таскать кирпичи . Практически все герои комедий Аристофана периодически в своей речиапеллируют к богам Феб - свидетель , КлянусьКипридой и. т.д. . Надо заметить, мужчины поклонялись богам, а женщины -богиням, и это разделение было весьма ярким - когда одна из женщин - героинь Женщин в народном собрании на репетиции их речи внародном собрании, говорит Клянусь, Кипридой , Праксагораотвечает ей Кипридою клянешься, злополучная! Вдруг то же брякнешь на собранье что тогда Жителям Афин было невозможно представитьсвою жизнь без различных праздников, причем даже иногда в самое неподходящеедля этого время.

Дикеополь, например, когда кругом война, приобретя мир для своей семьи, говорит А я, свободный от войны и горестей, пойдудомой и справлю дионисии . Неоднократно на страницах комедий Аристофанаупоминаются так называемые попойки - греки были довольно большимилюбителями вина Ляг, возьми заздравный кубок, выпей сладкого вина - предлагает хор в комедии Ахарняне .Виноградарство, кстати, было одним из немаловажных занятий греков - в числетяжелых потерь, которые принесла афинянам война со Спартой, упоминаются именновиноградники Так она еще свирепей наши изгороди жжет и еще неумолимейтопчет, давит виноград . Немаловажное место в жизни афиняниназанимал и театр. Это было не только и не столько место для отдыха, развлечения,сколько школой жизни.

А драматург в данном случае выступал в роли учителя Наставляет учитель добру и пути, а людей возмужавших - поэты -говорит Эсхил в комедии Лягушки . Наиболее талантливые драматургипользовались народным почетом, уважением и любовью Любовь народа - цельмоя - говорит в той же комедии Еврипид.