рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философские мысли о творчестве Ф. М. Достоевского

Философские мысли о творчестве Ф. М. Достоевского - раздел Литература, Федор Михайлович Достоевский (1821-— 1881) Принадлежит Столько Же Литературе...

Федор Михайлович Достоевский (1821-— 1881) принадлежит столько же литературе, сколько и философии. Ни в чем это не выражается с большей яркостью, как в том, что он доныне вдохновляет философскую мысль.Комментаторы Достоевского продолжают реконструировать его идеи, —и самое разнообразие этих комментарий зависит не от какой-либо неясности у Достоевского в выражении его идеи, а, наоборот, от сложности и глубины их. Конечно, Достоевский не является философом в обычном и банальном смысле слова, —у него нет ни одного чисто-философского сочинения.

Он мыслит как художник, —диалектика идей воплощается у него в столкновениях и встречах различных “героев” . Высказывания этих героев, часто имеющие самостоятельную идейную ценность, не могут быть отрываемы от их личности, — так, Раскольников, независимо от его идеи, сам по себе, как личность, останавливает на себе внимание: его нельзя отделить от его идеи, а идеи нельзя отделить от того, что он переживает Во всяком случае, Достоевский принадлежит русской—и даже больше—мировой философии.

Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа, —это темы антропологии, философии истории, этики, философии религии.В этой области обилие и глубина идей у Достоевского поразительны, — он принадлежит к тем творческим умам, которые страдают от изобилия, а не от недостатка идей. Не получив систематического философского образования, Достоевский очень много читал, впитывая в себя чужие идеи и откликаясь на них в своих размышлениях.

Поскольку он пробовал выйти за пределы чисто-художественного творчества (а в нем несомненно был огромный дар и темперамент публициста) , он, все равно, оставался мыслителем и художником одновременно всюду. Его “Дневник Писателя” , оригинальный по своему стилю, постоянно заполнен чисто-художественными этюдами. Остановимся на его биографии.Федор Михайлович Достоевский родился в семье военного врача, жившего в Москве") . Детство его протекало в благоприятной обстановке; приведем собственные слова Достоевского: “я происходил из семейства русского и благочестивого Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть ли не с первого года; мне было всего лишь десять лет, когда я знал почти все главные эпизоды русской истории” . По окончании “подготовительного” училища, Достоевский, вместе со старшим братом, поступил в Военно-Инженерное Училище (в Петербурге) . В эти годы в его семье произошла тяжелая драма — его отец был убит крестьянами его деревни (мстившими ему за свирепость) . “Семейное предание гласит, —пишет по этому поводу дочь Достоевского ^, — что с Достоевским при первом известии о смерти отца сделался первый припадок эпилепсии” . В годы пребывания в Инженерном Училище Достоевский свел дружбу с неким И. Н. Шидловским") , “романтиком, обратившимся (позже) на путь религиозных исканий” (по характеристике его биографа) , имевшим несомненное влияние на Достоевского. “Читая с ним (то есть с Шидловским) Шиллера, — писал Достоевский брату, — я поверял на нем и благородного, пламенного Дон-Карлоса, и маркиза Позу имя Шиллера стало мне родным, каким-то волшебным звуком, вызывающим столько мечтаний ” . В эти годы Достоевский жадно впитывает в себя влияния романтической поэзии (между прочим, Victor Hugo) . В 1843-ем году Достоевский окончил офицерские классы Инженерного Училища, получил место в инженерном ведомстве, но недолго оставался на службе и скоро вышел в отставку.

Жил он все время очень бедно и даже когда получал из дому довольно значительные суммы, очень быстро эти деньги у него расходились.

В 1845-ом году он печатает свое первое произведение “Бедные люди” , сразу выдвинувшее его в первоклассные писатели) . С этого времни Достоевский с упоением отдается литературной деятельности, — впрочем, следующие за “Бедными людьми” произведения вызвали у его почитателей разочарование и недоумение.

В это же время в жизни Достоевского назревает крупное событие—его сближение с кружком Петрашевского, приведшее позже к ссылке на каторжные работы в Сибирь.

В жизни Достоевского это было настоящим переломом, —во втором периоде творчества (открывшемся “Записками из Мертвого Дома” , 1855) мы встречаем уже иной строй мысли, новое, трагическое восприятие жизни.

Надо иметь в виду, что еще после появления в печати “Бедных людей” , у Достоевского его прежний романтизм сильно накренился в сторону социализма; особенно сильно было в это время влияние Жорж Санд и французского утопического социализма " Этот ранний социализм Достоевского надо считать очень важным, а отчасти даже решающим, фактором в духовных исканиях его: социализм этот был не чем иным, как тем самым “этическим имманентизмом” , который лежал и лежит в основе всякой теории прогресса, в том числе и той философии жизни, которую мы видели у Толстого.

Это есть вера в основное и “естественное” добро человеческой природы, в “естественную” возможность подлинного и всецелого “счастья” , устраиваемого “естественными” же путями.Это есть прямое и решительное отвержение учения о “радикальном зле” человеческой природы, говоря терминами Канта, — отвержение доктрины первородного греха и доктрины искупления и спасения, во Христе принесенного людям.

В отношении к духовным исканиям Достоевского, весь этот строй мысли следовало бы называть “христианским натурализме м” . возлагающим все надежды на то христианское озарение человека, которое вошло в мир через Боговоплощение и нашло свое высшее выражение в Преображении Спасителя.Это есть христианство без Голгофы, христианство лишь Вифлеема и Фавора.

Конечно, это есть своеобразное, христиански отраженное сочетание руссоизма и шиллерианства, — это есть вера в “естество” и признание природного, хотя бы и скрытого под внешними наслоениями благородства, скрытой “святыни” человеческой души или, как выражается Достоевский в статье, посвященной Жорж Санд. признание “совершенства души человеческой” . Идеалистически окрашенный социализм и связал Достоевского с “петрашевцами” . “Я уже в 1846-ом году был посвящен (Белинским) , —писал Достоевский в Дневнике, — во всю “правду” грядущего “обновленного мира” и во всю “святость будущего коммунистического общества” . “Я страстно принял тогда все это учение” , — вспоминает Достоевский в другом месте ту же эпоху.

Как увидим дальше, Достоевский всю жизнь не отходил от этого “христианского натурализма” и веры в скрытое, не явленное, но подлинное “совершенство” человеческой натуры, —это один из двух центров его духовного мира. Во всяком случае, участие в кружке “петрашевцев” закончилось для Достоевского печально, —он был арестован, присужден к ссылке на каторгу на четыре года. Однако, первоначально было сообщено Достоевскому (как и другим) , что они присуждены к смертной казни.

Осужденных привезли на площадь, сделали все приготовления к казни (расстрелу) , но когда все было готово, тогда было объявлено, что все помилованы, что смертная казнь заменена каторгой Близость к смерти не могла не потрясти Достоевского, —но это потрясение было только вступлением ко всему тому страшному, что пришлось еще пережить на каторге.

Здесь то и совершился глубокий внутренний и идейный перелом в Достоевском, который определил все его дальнейшие духовные искания. После освобождения от каторги Достоевский пробыл еще несколько лет в Сибири и здесь он женился, снова вернулся к литературной работе (здесь были написаны “Записки из Мертвого дома” , ряд рассказов) . Через несколько лет ему было, наконец, разрешено вернуться в Европейскую Россию (в 1859-ом году) —сначала в г. Тверь, а через несколько месяцев—в Петербург.

В 1861-ом году он вместе со старшим братом стал издавать журнал “Время” , программа которого заключалась в развитии новой идеологии “почвенничества” и в упразднении распри западников и славянофилов.В объявлении о подписке на журнал было сказано: “Мы убедились, наконец, что мы тоже отдельная национальность, в высшей степени самобытная, и что наша задача— создать себе форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей” . “Мы предугадываем, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, какие развивает Европа” . Главными сотрудниками журнала “Время” были братья Достоевские, Ап. Григорьев, Н. Н. Страхов.

В 1863-ем году за статью Страхова, посвященную польскому вопросу и написанную в либеральном духе, журнал был закрыт, —но через год брату Достоевского было разрешено издание журнала под новым названием.Действительно, в 1864-ом году Достоевские стали издавать журнал “Эпоха” , но денежные затруднения, созданные раньше закрытием журнала “Время” , были столь сильны, что пришлось прекратить издание “Эпохи” . Значение этого периода в развитии творчества Достоевского заключалось в том, что в нем проявился вкус к публицистической форме творчества.

Достоевский создал свой особенный стиль публицистики (его унаследовал больше других Розанов) , — и, например, “Дневник писателя” (который он издавал в последние годы жизни) остается до сих пор драгоценным материалом для изучения идей Достоевского.

Несмотря на близость к текущей жизни, “Дневник писателя” сохраняет свою значительность и сейчас по богатству идей и по глубине анализов. Мысль Достоевского часто достигает здесь предельной четкости и выразительности. Но, конечно, главной формой творчества в этот (т.е. после каторги) период было литературное творчество.Начиная с первоклассного произведения “Преступление и наказание” , Достоевский пишет романы один за другим—“Идиот” , " Подросток” , “Бесы” и, наконец, “Братья Карамазовы” . Сейчас уже известны чрезвычайно широкие и философские значительные первые замыслы указанных произведений, —и тщательный анализ разных редакций их показывает, как много вкладывал Достоевский в свое художественное творчество.

Много раз уже указывалось, что под “эмпирической” тканью во всех этих произведениях есть еще иной план, который, вслед за Вяч. Ивановым, часто называют “метафизическим” . Действительно, в главных “героях” Достоевского перед нами не только живая, конкретная личность, но в ее судьбе, во внутреннем логосе и диалектике ее развития Достоевским прослеживается диалектика той или иной идеи. Философское, идейное творчество Достоевского искало своего выражения в художественном творчестве, —и мощь художественного дарования его в том и сказалась, что он в эмпирическом рисунке следует чисто-художественному чутью и не подгоняет художественного творчества под свои идеи (как это мы постоянно, например, находим у Толстого) . Примечательнейшим фактом в жизни Достоевского было его выступление на так называемом “Пушкинском празднике” (май 1880-го года) , когда освящали памятник Пушкину в Москве.

Все русские писатели (кроме Л. Толстого) приехали на этот праздник, который был действительно праздником литературы, как таковой.

Все речи до Достоевского были интересными и восхищали слушателей, но когда Достоевский произнес свою речь, впечатление было столь велико, что в общем подъеме и возбуждении казались исчезнувшими все прежние идейные разногласия.

Они как бы потонули, растворились, чтобы слиться в новом энтузиазме “всечеловеческой” идеи, которую с таким необыкновенным подъемом провозгласил Достоевский. Позднее в различных журналах началась острая критика этой речи, но она, если и не начала никакой новой эпохи в русской идейной жизни, то сама по себе является действительно замечательной.А в творчестве Достоевского она означает, в сущности, возврат к той позиции, которую Достоевский занимал в первое время после возвращения из Сибири.

Увы, приближалась смерть, прервавшая творчество Достоевского в самом расцвете его таланта.В 1881-ом году его не стало Смерть Достоевского поразила своей неожиданностью русское общество; искренняя и глубокая печаль охватила сердца всех. На похоронах Достоевского, принявших совершенно небывалый характер, приняли участие дети, студенчество, различные литературные, научные, общественные круги 7. В основе всей идейной жизни, всех исканий и построений Достоевского были его религиозные искания.

Достоевский всю жизнь оставался религиозной натурой, всю жизнь “мучился” , по его выражению, мыслью о Боге. Поэтому в лице Достоевского больше, чем в лице кого-либо другого, мы имеем дело с философским творчеством, выраставшим в лоне религиозного сознания.Но вся исключительная значительность идейного творчества Достоевского заключалась как раз в том, что он с огромной силой и непревзойденной глубиной вскрывает религиозную проблематику в темах антропологии, этики, эстетики, историософии. Именно в осознании этих проблем с точки зрения религии и состояло то, о чем он говорил, что его “мучил Бог” . В “записной книжке” Достоевского читаем: “и в Европе такой силы атеистических выражений нет и не было. Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла” . Но эти сомнения рождались из глубин самого религиозного сознания; все они связаны с одной и той же темой— о взаимоотношении и связи Бога и мира. У Достоевского никогда не было сомнений в бытии Бога, но перед ним всегда вставал (и в разные периоды по-разному решался) вопрос о том, что следует из бытия Божия для мира, для человека и его исторического действования.

Возможно ли религиозное (во Христе) восприятие и участие в ней культуры? Человек, каков он в действительности есть, его деятельность и искания могут ли быть религиозно оправданы и осмыслены? Зло в человеке, зло в истории, мировые страдания могут ли быть религиозно оправданы и приняты? Если угодно, можно все это рассматривать, как различные выражения проблемы теодицеи.

Не только “Бог мучил” всю жизнь Достоевского, но он и всю жизнь боролся с Богом, —и этот интимный религиозный процесс и лежал в основе диалектики всего духовного процесса в нем. Но Достоевский не со стороны, а изнутри носил в себе и всю проблематику культуры, все ее мечты и идеалы, ее вдохновения и радости, ее правду и неправду.

Внутренней разнородности христианства и культуры Достоевский никогда не утверждал, наоборот, в нем была всегда глубочайшая уверенность в возможности их подлинного сочетания.

Поэтому мы не найдем у него нигде той вражды к культуре, какую, например, мы видели у Толстого. Но с тем большей силой Достоевский отталкивался от секуляризма—от разъединения Церкви и культуры, от радикального индивидуализма (“обособления” , как любил он выражаться) , от “атеистической” культуры современности.Секуляризм и был для Достоевского скрытым, а чаще — явным атеизмом.

Когда Достоевский увлекся социализмом, то он “страстно” принял его, но и тогда он не отделял этой “страстной” веры в осуществление правды на земле от веры во Христа. Он потому и ушел вскоре от Белинского (за которым, по его собственному признанию, сначала “страстно” следовал) , что Белинский “ругал” Христа. Без преувеличения можно сказать, что увлечение социализмом было связано у Достоевского с его религиозными исканиями.Правда, в дальнейшем мысль Достоевского все время движется в линиях антиномизма, его положительные построения имеют рядом с собой острые и решительные отрицания, но такова уже сила и высота мысли его. Редко кто из русских мыслителей так чувствовал диалектические зигзаги в движении идеи Но и антиномизм Достоевского коренился в его религиозном же сознании и вне этого религиозного сознания невозможно даже надлежаще оценить антиномизм в его основаниях у Достоевского.

Во всяком случае, раннее увлечение социализмом вплотную подвело религиозное сознание Достоевского к основным проблемам культуры.

И здесь же надо искать ключа и к тому, что я назвал выше “христианским натурализмом” (см. выше об этом) Достоевского—к вере в добро в человеке, в его “естество” . В довольно позднем отрывке (Дневник за 1877-ой год) Достоевский писал: “величайшая красота человека величайшая чистота его обращаются ни во что, проходят без пользы человечеству единственно потому, что всем этим дарам не хватило гения, чтобы управить этим богатством” . В этих словах очень ясно выражен один полюс в основной историософской антиномии у Достоевского — вера в “естество” , его скрытую “святыню” , но и признание, что для плодотворного действия этой “святыни” не хватает “умения” “управить” ее богатством. Мы еще вернемся к этой теме при систематическом анализе философских идей Достоевского, — сейчас нам нужно указать на то, что мысль его не удержалась на позиции христианского натурализма и с исключительной глубиной приблизилась к противоположному тезису о внутренней двусмысленности человеческого естества, даже двусмысленности красоты, к учению о трагизме “естественной” свободы, уводящей человека к преступлению, и т.д. Неверно утверждать, как это делает, например, Шестов, что у Достоевского после каторги произошло полное перерождение его прежних взглядов, что “от прошлых убеждений у Достоевского не осталось и следа” . Наоборот, его мысль до конца дней движется в линиях антиномизма, — в частности христианский натурализм, с одной стороны, и неверие в “естество” , с другой, продолжают все время жить в нем, так и не найдя завершающего, целостного синтеза.

Почвенничество (как одно из проявлений христианского натурализма) и в то же время высокий идеал вселенского христианства, переступающего границы народности; страстная защита личности, этический персонализм в высшем и напряженнейшем его выражении, —и рядом разоблачения “человека из подполья” ; вера в то, что “красота спасет мир” , а рядом горькое раздумье о том, что “красота, это—страшная и ужасная вещь” , —все эти антиномии не ослабевают, а, наоборот, все больше заостряются к концу жизни Достоевского.

И все это было имманентной диалектикой религиозного сознания Достоевского.

Вся философская значительность Достоевского, все его идейное влияние в истории русской мысли в том и заключались, что он с изумительной силой и глубиной раскрыл проблематику религиозного подхода к теме культуры.

Историософская установка в этом смысле доминирует над всей мыслью Достоевского, —и его глубочайшие прозрения в вопросах антропологии, этики, эстетики всегда были внутренне координированы с его историософскими размышлениями. Обратимся к систематическому анализу идей Достоевского. 8. Философское творчество Достоевского имеет не одну, а несколько исходных точек, но наиболее важной и даже определяющей для него была тема о человеке.

Вместе со всей русской мыслью Достоевский—антропоцентричен, а его философское мировоззрение есть, прежде всего, персонализм, окрашенный, правда, чисто этически, но зато и достигающий в этой окраске необычайной силы и глубины.

Нет для Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может, нет и ничего страшнее человека Человек—загадочен, соткан из противоречий, но он является в то же время — в лице самого даже ничтожного человека — абсолютной ценностью.Поистине—не столько Бог мучил Достоевского, сколько мучил его человек, —в его реальности и в его глубине, в его роковых, преступных и в его светлых, добрых движениях. Обычно—и справедливо, конечно, —прославляют то, что Достоевский с непревзойденной силой раскрыл “темную” сторону в человеке, силы разрушения и беспредельного эгоизма, его страшный аморализм, таящийся в глубине души. Да, это верно.

Антропология Достоевского, прежде всего, посвящена “подполью” в человеке.Было бы однако, очень односторонне не обращать внимания на то, с какой глубиной вскрывает Достоевский и светлые силы души, диалектику добра в ней. В этом отношении Достоевский, конечно, примыкает к исконной христианской (то есть святоотеческой) антропологии; Бердяев совершенно не прав, утверждая, что “антропология Достоевского отличается от антропологии святоотеческой” . Не только грех, порочность, эгоизм, вообще “демоническая” стихия в человеке вскрыты у Достоевского с небывалой силой, но не менее глубоко вскрыты движения правды и добра в человеческой душе, “ангельское” начало в нем. В том-то и сила и значительность антропологического антиномизма у Достоевского, что оба члена актиномии даны у него в высшей своей форме.

Мы назвали персонализм Достоевского этическим, — и это значит, прежде всего, что ценность и неразложимость человеческого существа связаны не с его “цветением” , не с его высшими творческими достижениями, —они присущи и маленькому ребеночку, еще беспомощному и бессильному, еще не могущему ничем себя проявить.

Персонализм Достоевского относится к онтологии, а не к психологии человека, — к его существу, а не к эмпирической реальности.

Но само восприятие человека у Достоевского внутренне пронизано этической категорией, —он не только описывает борьбу добра и зла в человеке, но он ищет ее в нем. Человек, конечно, включен в порядок природы, подчинен ее законам, но он может и должен быть независим от природы.Как раз в “Записках из подполья” с поразительной силой высказана эта независимость духа человеческого от природы, —и там же провозглашается, что подлинная суть человека — в его свободе и только в ней. “Все-то дело человеческое, кажется, действительно в том только и состоит, чтобы человек поминутно доказывал себе, что он—человек, а не штифтик” , —читаем в тех же “Записках из подполья” . Это самоутверждение есть утверждение своей независимости от природы, —все достоинство человека в этом как раз и состоит.

Но именно потому подлинное в человеке и состоит лишь в его этической жизни—здесь, и только здесь, человек есть по существу новое, высшее, несравнимое бытие.В этом смысле уже в “Записках из подполья” мы находим такой апофеоз человека, который превращает его если не в центр мира, то в важнейшее и драгоценнейшее явление. Достоевскому совершенно чужд и противен тот “антропологизм” , который мы видели раньше у русских позитивистов и полупозитивистов (Чернышевский, Лавров, Кавелин, даже Михайловский) , — он ближе всех к Герцену с его патетическим утверждением независимости человеческого духа от природы.

Натурализм в антропологии высмеян беспощадно Достоевским в “Записках из подполья” , — и поэтому все его дальнейшее учение о человеке так глубоко отлично от тех (более поздних) учений, которые, сходясь с Достоевским в учении об аморализме в человеке, трактуют это в духе примитивного натурализма.

Для Достоевского аморализм, скрытый в глубине человека, есть тоже апофеоз человека, — этот аморализм — явление духовного порядка, а не связан с биологическими процессами в человеке.

– Конец работы –

Используемые теги: Философские, мысли, творчестве, Достоевского0.057

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философские мысли о творчестве Ф. М. Достоевского

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Философские мысли в творчестве Ф.М. Достоевского
Он мыслит как художник, диалектика идей воплощается у него в столкновениях и встречах различных героев.Высказывания этих героев, часто имеющие… Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа, это темы… Поскольку он пробовал выйти за пределы чисто-художественного творчества а в нем несомненно был огромный дар и…

Представители греческой философской мысли
После слов Зенона его собеседник встал и начал перед ним ходить, показывая тем самым, что движение есть. Надо сказать, что это был один из первых… Практически невозможно убедить человека, который утверждает, что мир не… При этом вы должны хорошо понимать, какая состоит цель. Ну да, можно ударить по мечу, но это уже будет не игра, можно…

Петербург в творчестве Ф. М. Достоевского
Достоевский создает свой Петербург, близкий по настроению Петербургу Гоголя и Некрасова.В образе Петербурга, созданном русской литературой, можно… Одна идет от Пушкина, запечатлевшего по преимуществу величественный, строгий и… Каких же традиций придерживается Достоевский, создавая свой Петербург и в Белых ночах, и в Униженных и оскорбленных, и…

Философская лирика в творчестве А.С. Пушкина
Пушкин дал первые художественные произведения на родном языке, познакомил с неведомою до него поэзией. Он истинный отец русской поэзии, он воспитатель эстетического чувства и любви… Одно за другим являлись яркие, оригинальные молодые дарования Баратынский, Языков, Полежаев, Лермонтов, Тютчев,…

Экзистенциальные проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского ("Дневник писателя", "Сон смешного человека", "Идиот")
После появления Христа, как идеала человека во плоти, стало ясно, что высочайшее, последнее развитие человеческой личности именно и должно дойти до… Достоевский Ф.М. Статьи и заметки, 1862-1865. Полное собр.соч. В 30ти т. Т.20.… Вопросы философии, 1990г. 6, с.89. Христос - это любовь, доброта, красота и Истина. К ним необходимо стремиться…

Петербург в творчестве Андрея Белого и Достоевского
Петербург служил лишь фоном, на котором разворачиваются события пушкинских произведений. Гораздо дальше в этом плане пошел Н.В. Гоголь.Роль… Петербург Ф.М. Достоевского, о котором пойдет речь в этой работе, наиболее… Правда и дворцам автор уделил не много внимания.О “Петербурге №1” говорится как бы вскользь и далеко не лестно: “Купол…

Проблема человека в истории философской мысли
Проблема человека в истории философской мысли... Проблема антропосоциогенеза Взаимоотношение биологического и социального в человеке...

Из книги «Проблемы творчества Достоевского»
На сайте allrefs.net читайте: "Из книги «Проблемы творчества Достоевского»4"

Основные принципы философской мысли Древней Индии, ее основные школы и направления
Однако этапесчинка, ее внутреннее я , ее духовная субстанция очищенная от вульгарнойтелесной оболочки столь же вечна, как и весь мир. И не только… Центр тяжести их религиозной активности приходится на ритуалыжертвоприношений… В брахманах-коментариях делалсяакцент на существование прямой связи между долголетием и бесмертием, с однойстороны, и…

Детская тема в творчестве Достоевского и Шолохова
Однако в интересных наблюдениях современного художника главный упор сделан не на то, что роднит Шолохова с Достоевским, а на то, что их отличает.В… Непримиримые противники индивидуалистических устремлений личности, Достоевский… Характер гуманизма Достоевского существенно отличается от характера гуманизма Шолохова, и это естественно, ведь…

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Свобода и насилие над личностью в творчестве Ф.М. Достоевского Вопрос о свободе личности будет актуален всегда. Многие великие писатели и ученые пытались разобраться в том, что такое свобода, в чем она… Для исследования мною были выбраны три романа: «Преступление и наказание»,… В процессе работы мною были использованы сочинения критиков, исследовавших творчество Достоевского. Книги М. Бахтина…
  • Образ положительно прекрасного человека в творчестве Ф.М.Достоевского Известно, что в этом романе писатель хотел показать «положительно прекрасного человека». Известно, что в черновых вариантах у Достоевского есть… Достоевский предвидит колоссальные трудности, когда задумывает свое детище. В чем же заключалась эта трудность? В первую очередь в том, что такого человека надо было ввести в противоположную ему…
  • Психологизм в творчестве Ф.М. Достоевского Его произведения любимы и читаемы во всм мире. В чм же секрет такого успеха Многие критики отвечали на этот вопрос по-разному. Очень интересным и… Принимая во внимание вектор эволюции современного мира, т.е. в сторону… Я не могу не восторгать тем, с какой точность он раскрывает характеры персонажей, их взаимоотношения.
  • Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского Кто же лучше всего сможет выразить образ города, как не художник, и, может быть, лучше всего художник слова? Ибо ему наиболее доступно целостное… Каждая эпоха в истории русского общества знает свой Петербург. Каждая… Было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой…
  • Человек и мир человека в творчестве Ф.М.Достоевского К такому разговору и приглашает нас классическая литература, в которой озабоченность судьбами всего человечества и пристальное исследование души… Признание этого приоритета и обещает настоящую духовную, мировоззренческую… В связи с целью данной работы является - разобраться в - составить общее представление о - выяснить - осветить подход…