Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького "На дне"

Проблема истинного и ложного гуманизма попьесе Горького На дне В ряду первых рассказов М. Горький показалужасающие картины русской действительности, пороки капиталистического строя,бесчеловечные условия буржуазной России, свинцовые мерзости жизни .А пьеса На дне явилась наиболее сильным произведением о бывших людях , ибо такой суровой, беспощадной правды о жизнисоциальных низов, об их беспросветной и безысходной участи мировая литературане знала.В сыром подвале, похожем напещеру , в страшной грязи и вони ютятся люди, выброшенные из жизни в силуусловий, царящих в обществе.

Горький не дает биографий героев пьесы, нопо их отдельным репликам мы понимаем весь трагизм их существования. ЧахоточнаяАнна говорит о том, что всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась мучилась Всю жизнь в отрепьях ходила . У этих несчастных обитателей дна отнято все честь, человеческое достоинство, возможность любви и материнства, семьи, всякая надежда, все стерто, втоптано вгрязь.Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит Работы нет Силы нет.Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо Вот она правда! И даже здесь, в этом странном мире отверженных, где заживо погребеныценные по своим задаткам люди, достойные сострадания, продолжают действоватьволчьи капиталистического мира. Почти все жители костылевской ночлежки доведеныдо отчаяния, тянутся к каким-то призракам, иллюзиям.

Мечтает вырваться отсюдаКлещ, полагая, что честный труд поможет стать ему человеком Кожу сдеру,а вылезу , хочет начать новую, здоровую жизнь Васька Пепел, искренно веритв чистую любовь Настя. Все пытаются выпрямиться, стать полноценными людьми. Общую мысль о свободном человекевысказывает Сатин. Он разоблачает утешительную ложь старца Луки, который, видямуки обездоленных, бескорыстно старается помочь им, облегчить страдания,умиротворить.

Спившемуся Актеру он внушает надежду на излечение в бесплатнойлечебнице, умирающей Анне он советует не бояться смерти она ведь несет покой вору Пеплу советует уехать в богатую счастливую Сибирь.

И это-то в то время!Обманщик Лука по-своему гуманен, но его гуманизм пассивно сострадательный. Оноснован на том, что Лука не верит в возможности человека для него все людиничтожны, слабы, мелки, нуждаются лишь в сострадании и утешении. Мне -все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха , -говорит он. Втайне он уверен в том, что реальное положение человека изменитьнельзя, поэтому ко всем и подходит с утешительной ложью.Против вредоносной лжи и философии рабскойпокорности и долготерпения выступает Сатин Кто слаб душой и кто живетчужими соками, тем ложь нужна Одних она поддерживает, другие прикрываютсяей Ложь - религия рабов и хозяев.

Правда бог свободного человека . В монологе Сатина в полный голос звучиттребование свободы и гуманного отношения к человеку Надо уважатьчеловека! Не жалеть не унижать его жалостью уважать надо! Онубежден в том, что следует не примирять человека с действительностью, азаставить саму действительность служить человеку, поэтому он поднимает знамяборьбы за Человека с большой буквы! Человек свободен.

Человек - вотправда. Все в человеке, все для человека. Существует только человек, все жеостальное - дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо! Пьесаимела огромный успех, потому что принималась как пьеса-буревестник,которая предвещала грядущую бурю и к буре звала.