рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Серебряный век русской поэзии: А. Ахматова

Серебряный век русской поэзии: А. Ахматова - раздел Литература, Лирика “Серебряного” Века Многообразна И Музыкальна. Сам Эпитет “Серебряный”...

Лирика “серебряного” века многообразна и музыкальна. Сам эпитет “серебряный” звучит, как колокольчик. Серебряный век- это целое созвездие поэтов. Поэтов музыкантов. Стихи “серебряного” века - это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки. Все продуманно, четко и музыкально. В начале XX в. существовало множество литературных направлений. Это и символизм, и футуризм, и даже эгофутуризм Игоря Северянина.Все эти направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуками до совершенства.

Особенно, на мой взгляд, в этом преуспели футуристы. Футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, “старого языка” , “старых слов” , провозгласил новую форму слов, независимую от содержания, т.е. пошло буквально изобретение нового языка.Работа над словом, звуками становилась самоцелью, тогда как о смысле стихов совершенно забывалось.

Взять, например, стихотворение В. Хлебникова “Перевертень” : Кони, топот, инок. Но не речь, а черен он. Идем молод, долом меди. Чин зван мечем навзничь. Голод чем меч долог? Пал а норов худ и дух ворона лап Смысла в этом стихотворении никакого, но оно замечательно тем, что каждая строчка читается и слева направо, и справа на лево. Появлялись, изобретались, сочинялись новые слова.Из одного лишь слова “смех” родилось целое стихотворение “Заклятие смехом” : О, рассмейтесь смехачи! О, засмейтесь смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешек надсмеяльных - смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно сих надсмейных смеячей! Смейво, смейво, Усмей, осмей, смешки, смешки, Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Культы формы долго не просуществовал, и многие новые слова не вошли в язык общества. Футуризм быстро изжил себя. Но работа футуристов не пропала даром.В их стихах к почти совершенному владению словом добавился смысл, и они зазвучали, как прекрасная музыка.

Борис Пастернак “Метель” : В посаде, куда ни одна, нога Не ступала, лишь ворожей да вьюги Ступала нога, в бесноватой округе, Где и то, как убитые, спят снега Постой, в посаде, куда ни одна Нога не ступала, лишь ворожеи Да вьюги ступала нога, до окна Дохлестнулся обрывок шальной шлеи Я не привожу это стихотворение полностью, но уже с первых строк слышна песня метели.Всего одно предложение, а тебя закружила, понесла метель Пастернак начинал как футурист.

Талант Пастернака и владение формой - школа футуризма, дали потрясающий результата: необыкновенно красивые, музыкальные стихи. Обратимся теперь к символистам.Символизм провозглашал не только культ формы стиха, но и культ символов: отвлеченность и конкретность необходимо легко и естественно слить в поэтическом символе, как “в летнее утро реки воды гармонично слиты солнечным светом” . Это и происходит в стихах К. Бальмонта, похожих на шелест листвы.

Например, его таинственное, загадочное стихотворение “Камыши” : Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно кричат камыши. В каждом слове этого стихотворения употребляется шипящий звук. Из-за этого все стихотворение как будто шелестит, шуршит. О чем они шепчут? О чем говорят? Зачем огоньки между нами горят? Мелькают, мигают - и снова их нет. И снова забрезжит блуждающий свет И тиной запахло. И сырость ползет.Трясина заманит, сожжет, засосет. “Кого? Для чего?” - камыши говорят.

Зачем огоньки между нами горят? Разговор камышей, мигание мелькание огоньков, трясина, сырость, запах тины все создает ощущение таинственности, загадки.И в то же время от строк В болоте дрожит умирающий лик. То месяц багровый печально поник И вздох повторяя погибшей души, Тоскливо, бесшумно шуршат камыши. веет дыханием смертельной тоски. Так рождается таинственная, жутковато-притягательная музыка стихотворения Еще одно стихотворение Бальмонта, очень красивое и символичное - это “Я мечтою ловил уходящие тени ” постоянное повторение слов в каждых двух строчках создает как бы переливающийся, журчащий ритм: Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. В повторении слов “и дрожали ступени, и дрожали ступени” , “тем ясней рисовались, тем ясней рисовались” , “вокруг раздавались, вокруг меня раздавались” и т.д. употребляются звуки “р” и “л” , за счет чего стихотворение получается похожим на журчащие переливы ручья.

Это что касается языка.

Что же касается содержания стихотворения - оно наполнено глубоким смыслом.Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели: И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертания вдали Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор Он оставляет позади прожитые годы - “уходящие тени погасшего дня” , уснувшую Землю, но цель его все еще далека: Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали.

Но он верит, что достигнет заветной мечты. Он узнал, “как ловить уходящие тени потускневшего дня” , т.е. как не зря проживать время, отведенное ему в этом мире и все выше шел, дальше, ближе и ближе к своей мечте. Еще одно стихотворение Бальмонта я хотела бы привести.Это красивое посвящение любви. “Черкешенки” Я тебя сравнивать хотел бы с нежной ивой плакучей Что склоняет ветви к влаге, словно слыша звон созвучий Я тебя сравнивать хотел бы с той индусской баядерой, Что сейчас-сейчас заплачет, чувства меря звездной мерой.

Я тебя сравнить хотел бы Но игра сравнений темна, Ибо слишком очевидно: ты средь женщин несравненна. Я перехожу к акмеизму и к моим любимым поэтам: Николаю Гумилеву и Анне Ахматовой. Акмеизм - стиль, придуманный и основанный Гумилевым, подразумевал отражение реальности легкими и емкими словами. сам Гумилев очень критически относился к своим стихам, работал над формой и над содержанием.Гумилев, как известно, много путешествовал по Африке, Турции, востоку.

Впечатления от путешествий отразились в его стихах, диких экзотических ритмах. В его стихах звучит и музыка заморских стран, и песни России, и смех и слезы любви, и трубы войны. Одни из самых прекрасных стихотворений об Африке - это “Жираф” и “Озеро Чад” . “Жираф” - это изысканная музыка “таинственных стран” . Все стихотворение особенное: Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв.Послушай: далеко, далеко на озере Чад Изысканный ходит жираф.

И начинается особенно таинственная и грустная сказка “про черную деву, про страсть молодого вождя перо тропический сад, про стройные пальмы и запах немыслимых трав ” Потрясает описание жирафа: Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится толь луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер необычные сравнения: Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Это стихотворение настолько мелодично, что в наше время на него написана музыка и оно стало песней. И вот еще одна таинственная сказка: “Озеро Чад” . Она похожа на любовный роман в стихах. Сюжет его банален и грустен, но язык стихотворения придает ему красоту и необычайность: На таинственном озере Чад Посреди вековых баобабов Вырезные фигурки стремят На заре величавых арабов.По лесистым его берегам И в горах, у зеленых подножий Поклоняются странным богам Девы-жрицы с эбеновой кожей.

Таинственное озеро, величавые арабов, странные боги, девы-жрицы - все это создает загадочную и величественную атмосферу, в которую погружается читатель. Вот он видит прекрасную пару: дочь властительного Чада и ее мужа - могучего вождя, и красивого, но лицемерного европейца.Он видит красивый, простой мир Чада и “цивилизованный” грустный мир Европы, где кабаки, пьяные матросы и грязная жизнь. “Озеро Чад” не очень большое стихотворение, но написано оно столь ярким и выразительным языком, что перед нами проходит целая жизнь Гумилев пережил первую мировую войну. В своих стихах он показал бессмысленность этой войны, которая принесла только горе, траур в города и села, печальную, песню заупокойных Интересны сравнения войны и мирными образами: Как собака на цепи тяжелой, Тявкает за лесом пулемет, И жужжат пули, словно пчелы, Собирая ярко-красный мед. А “ура” вдали - как будто пенье Трудные день окончивших жнецов. Поэт говорит, что перед богом равны как воюющие люди, так и мирное люди: Их сердца горят перед тобою, Восковыми свечками горят. “Зачем, для чего война, во имя чего?” - спрашивает Гумилев.

Да, кому-то она приносит славу, титулы, удачи.

Но сосчитают ли потопленных Во время трудных переправ, Забытых на полях потоптанных И громких в летописях слав? Иль зори будущие ясные Увидят такими как встарь Огромные гвоздики красные И на гвоздиках спит дикарь? Так не лучше ли прекратить истреблять друг друга, а обняться и сказать “Милый, вот, прими мой братский поцелуй!” Стихи Гумилева о войне - это труба протеста всех мирных людей против насилия, гневная ода против бессмысленных убийств.

О музыке гумилевских стихов можно говорить бесконечно долго и много. Поэзия Гумилева - это вся его жизнь, занятая поисками красоты.Стихи его отразили “не только искание красоты, но и красоту исканий” . Анна Ахматова В автобиографии, озаглавленной “Коротко о себе” , Анна Ахматова писала: “Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан) . Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север — в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания—царско-сельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в “Царско-сельскую оду” . Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем.

Самое сильное впечатление этих лет—древний Херсонес, около которого мы жили. Читать я училась по азбуке Льва Толстого.

В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина (“На рождение порфирородного отрока” ) и Некрасова (“Мороз Красный нос” ) . Эти вещи знала наизусть моя мама.

– Конец работы –

Используемые теги: Серебряный, век, Русской, поэзии, Ахматова0.087

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Серебряный век русской поэзии: А. Ахматова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

"Серебряный век" русской поэзии
Иными словами, 90-е годы начинали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку 20-го века. С 90-х годов начинался литературный посев,… Сам термин серебряный век является весьма условным и охватывает собой явление… Поэзия этого века характеризовалась в первую очередь мистицизмом и кризисом веры, духовности, совести. Строки…

Мотив встречи с Пушкиным в русской поэзии XIX-XX веков
Проводились всевозможные конкурсы, пушкинианы.Они еще раз доказали, что память о Пушкине нисколько не потускнела даже спустя два века. В своих… Закроем глаза и произнесем одно лишь слово Пушкин Как много заключено в нем… Пушкин сыграл огромную роль в творчестве всех последующих писателей и поэтов. Редок тот творец, который хоть раз не…

Серебряный век русской литературы. В. Хлебников
Культурная атмосфера семьи способствовала быстрому интеллектуальному развитию будущего поэта, разносторонности его интересов иностранные языки,… Судьба определилась литература и философско-математические изыскания.… Устанавливаются дружеские отношения с молодыми художниками Хлебников был одаренным художником. Однако сближение с…

Серебряный век в русской литературе и искусстве
Понятие серебряный век невозможно свести к творчеству одного или даже десятку значительных художников он характеризует дух эпохи ярких… Новые открытия резко противоречили представлению о структурной завершнности… Резкое усложнение физической картины мира сопровождалось переоценкой принципов понимания истории. Незыблемая прежде…

"Серебряный век" русской культуры
Серьезной критике со стороны многих художников-реалистов подвергся примат социальности в передвижничестве. В русской художественной культуре конца… Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней… Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества расширяются рамки…

Серебряный Век русской культуры
На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система… Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты… Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического…

Серебрянный век русской поэзии. Творчество Маяковского
Время ощущалось как пограничное, когда уходит не только прежний быт, отношения, но и сама система духовных ценностей требует радикальных изменений.В… И одновременно резкий всплеск, расцвет культурной жизни. Особенно динамично в… Литературные течения серебряного века. В литературе развивается новое течение - модернизм. В свою очередь, оно…

Менталитет русского народа через призму русской литературы 19-го века
Поэтому можно сделать вывод, что на сегодняшний день это довольно актуальная тема. Однако этому вопросу посвящено мало научной литературы, лишь… Объектом нашего исследования является менталитет русского народа, его… Задача данного исследования проследить, каким образом в русской литературе и истории отображены особенности русского…

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Серебряный век русской литературы Бинарность человека:  богоносец / богоборец;  Аполлон / Дионис;  дух / плоть;  быт / бытие;… Сологуб «Безвремёнщина – доминанта русской истории» /Соллогуб/ «Мелкий бес»… Соловьёв  каждые 3-5 лет пересматривал свою позицию, иногда менял её кардинально;  С.…
  • Тема поэта и поэзии в русской литературе начала XX века Введение. Две эпохи Исследование и сравнение поэзии двух разных эпох немыслимо без связи… Основные события здесь: две революции, перевернувшие всю Россию, которые можно сравнить даже не с бурей, а с падением…
  • Творчество Рюрика Ивнева в контексте поэзии Серебряного века Один из таких людей,хранителей вечности Рюрик Ивнев, именно к этому периоду относится начало еготворчества. Михаила АлександровичаКовалева,… Вскоре начинающий поэтзнакомится с творчеством А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,… Далее поэту пророчилиЮнкерское училище, но оно не заинтересовало молодого поэта. Рюрик Ивнев поступает…
  • Тема сна в русской литературе 19 века Как всякая тайна, он необыкновенно при¬влекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания,… К постижению феномена сна стреми¬лась наука, недаром сейчас создан Институт… Другой психиатр, Юнг, рассматривает сны как предшественников будущих тенденций развития личности.Наука открыла связь…
  • Литература русского зарубежья первой половины XX века (По произведениям В. В. Набокова) Он - видный русский и американский прозаик, поэт, переводчик и ученый-литературовед и энтомолог, более известный произведениями других жанров один… И лишь спустя много лет нам повезло случайно наткнуться на этот удивительный… Нам уже мало просто увидеть, нам хочется понять. Но тут-то мы и натыкаемся на прозрачную стену, которой окружил себя …