рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Осип Эмильевич Мандельштам

Осип Эмильевич Мандельштам - раздел Литература, Судьба Человека В Тоталитарном Государстве Случай Мандельштама Куда Нам Пойт...

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ СЛУЧАЙ МАНДЕЛЬШТАМА Куда нам пойтиНаша воля горька. Где ты запошьГде я рифмой раскинусь Наш посвист, наш рокот распродан с лотка Как хочешь, распивочно или навынос Багрицкий Пожалуй, нет больше такого поэта судьба которого была бы так тесно связана с творчеством, как у Мандельштама. Судьба и творчество, словно переплетнные змеи, проходят через всю его жизнь, накладывая на вс свой отпечаток. И поэтому я так подробно останавливаюсь на его биографии.Осип Эмильевич Мандельштам родился в Петербурге 15 января 1891 года в семье мелкого коммерсанта, промышлявшего продажей и обработкой кожи. Мандельштам окончил Тенишевское училище, одну из лучших петербургских школ. Каникулы он проводил в Павловске, в Финляндии, в Прибалтике.

Школа дала ему прочные знания, прежде всего-в гуманитарных науках. Уже в школьные годы у Осипа Мандельштама началось увлечение поэзией, музыкой, театром.Расширению и углублению его литературных интересов содействовал директор Тенишевского училища В. В. Гиппиус, второстепенный поэт-символист, печатавшийся под псевдонимом Владимир Бестужев.

Живя в Павловске, Мандельштам посещал музыкальные вечера в привокзальном концертном зале. В театре на него сильнейшее впечатление произвела В. Ф. Комиссаржевская. Годы 1907-1910 Мандельштам проводит на Западе. От времени до времени бывая в Петербурге, где завязываются его первые связи с литературной средой.Его занимают проблемы идеалистической философии, и в 1909-1910 годах он эпизодически посещает в Петербурге собрания Религиозно-филисофского общества.

Он увлекается идеями и творчеством писателей-символистов и становится гостем, так называемой башни Вячеслава Иванова, квартиры этого поэта и теоретика символизма, где регулярно собирались литераторы, главным образом разделявшие с хозяином дома его идейно-эстетические искания и убеждения.В 1911 году Мандельштам поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, стремясь систематизировать свои знания.

К этому времени он прочно входит в литературную среду у него появляются контакты с организованным Н. Гумилвым цехом поэтов, складываются добрые отношения с позднесимволисткими поэтами-Кузьминым, Сергеем Городецким. Символизм как литературное течение вступил в ту пору в полосу глубокого кризиса.От него отошли некоторые из крупнейших поэтов прежде всех и решительнее всех-Александр Блок, на него велась атака со стороны группы писателей-футуристов, у него появилась оппозиция в собственной среде, сложившаяся в группу акмеистов вместе с Н. Гумилевым, А. Ахматовой, С. Городецким, В. Нарбутом, Зениевичем и другими.

Мандельштам стал сотрудником таких изданий, как завованный акмеистами Апполлон и акмеистический Гиперборей, выступал в печати не только со стихами, но и со статьями на литературные темы. В 1913 вышла в свет первая книга Осипа Мандельштама Каменьзатем переизданная в 1916 и 1923 Этот сборник сразу поставил автора в ряды зрелых и значительных поэтов.

Уже книга Камень показала, что Мандельштам занял в акмеизме несколько обособленное место, его отличие от большинства поэтов-акмеистов приобрело социальную отчетливость в годы первой мировой войны и после октября 1917 года. Вот пример одного из его стихотворений, опубликованных в сборнике Камень Смутно-дышащими листьями Чрный ветер шелестит, И трепещущая ласточка В темном небе круг чертит.Тихо спорят в сердце ласковом Умирающем моем Наступающие сумерки С догорающим лучом.

А над лесом вечереющим Встала полная луна Отчего так мало музыки И такая тишина. Вот такими грустно-меланхоличными настроениями пронизаны многие стихотворения из сборника Камень. В этом стихотворении трудно найти смысл, но здесь есть настроение, очень точно переданное автором.В предоктябрьские годы у Мандельштама появляются новые знакомства. Он обменивается стихами с Мариной Цветаевой, сотрудничает с Ларисой Рейснер в журнале Рудин, в 1915 году встречается в Крыму с Максимилианом Волошиным.

Затем, летом 1917 года, снова приезжает в Крым, в Алушту. В 1918 году поэт живет то в Москве, то в Петрограде. В 1918 году он вновь в Крыму, потом в Тифлисе, куда он приехал ненадолго и куда приезжал снова и снова. В конце 1920 года Мандельштам поселился в Петрограде. где получил комнату в Доме искусств, потом Дом учных и. т. д. Н. Чуковский свидетельствует у него никогда не было не только имущества, но и постоянной оседлости-он вел бродячий образ жизни.Он приезжал с женой в какой-нибудь город, жил там несколько месяцев у своих поклонников, любителей поэзии , до тех пор, пока не надоедало, и ехал в кокое-нибудь другое место.

Так живал он в Тбилиси, в Ереване, в Ростове, в Перми. Двадцатые годы для Мандельштама были временем интенсивной и разнообразной творческой работы.Были созданы новые стихи, вышли новые поэтические сборники-Tristia1922, объединнивший стихи 1916-1920 годов, Вторая книга1923, куда вошли произведения 1916 -1922 годов, Стихотворения1928-книга избранной лирики за время с 1908 по 1925 год. Поэт продолжал публиковать статьи о литературе, и его выбранные критические статьи с 1910 по 1924 год составили сборник О поэзии1928. Были изданы две книги прозы-повестьШум времени1925 и Египетская марка1928. Много времени и сил отдал Мандельштам переводческой работе. Отлично владея француским, немецким, английским языками, он брался-нередко в целях заработка-за переводы прозаических произведений современных зарубежных писателей. Так были сделаны, зачастую продиктованы на пишушую машинку, переводы французов - Ж. Ромена Обормоты, Ж, Дюамеля Письма к моему другу Патагонцу, немцев А, Даудистеля Жертва, Ф. ГеллераТысяча вторая ночь, американца У, Синклера Машина и другие.

С большим и любовным вниманием работал поэт над переводами из Вальтер Скотта.

Скудный луч . холодной мукою Это стихотворение было написано Мандельштамом в 1911году. Автор как бы вводит нас в своеобразный , поэтический мир тонких , сложных ассоциаций , воплощенных художественным словом.

Стихотворения Мандельштама отличает яркая образность. В данном стихотворении душа, окутанная печалью, ассоциируется у М, с колокольней отуманенной , с которой кто-то снял колокола. Автор как бы погружает читателя в мир чувств, образов. Потрясает сравнение собственной печали с птицей серою.Вот где проявляется мастерство писателяМандельштам стремится передать неуловимые, чуть заметные, движения человеческой души Полуявь и полусон.

Забыть неутолнное Дум туманный перезвон Мастерство писателя-поэта проявляется в том, что мы, читатели, ощущаем и видим то , о чем поэт пишет. И стоит осиротелая И немая вышина Как пустая башня белая, Где туман и тишина.Мандельштам очень точно подбирает эпитетыскудный луч, птицу серую, птица раненая и. т. п Мои слова потверждает стихНа перламутровый челнок Мандельштам сравнивает однообразные движения человеческих рук с приливами и отливами, а ладонь-с раковиной, которая то гаснет, к теням тяготея , то в розовый уйдет огонь В своих стихах о любви Мандельштам очищает это чувство от той скверны, что наносим мы порой на него, и показывает нам всю его красоту, заманчивость, прелесть Там - я любить не мог Здесь - я любить боюсь Осенью 1933 года Осмп Мандельштам написал небольшое стихотворение Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там помянут кремлвского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири верны.

Тараканьи смеются усища И сияют его голенища. А вокруг его сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей, Кто мяучит, кто плачет, кто хнычет, Лишь один он бабачит и тычет. Как подковы кут за указом указ Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него то малина И широкая грудь осетина. В ночь с 13 - го на 14 - ое мая 1934 года Осип Мандельштам был арестован. Я думаю, нет нужды объяснять почему.По просьбе жены поэта за Мандельштама взялся хлопотать Н. И. Бухарин.

Он думал , что Мандельштама взяли за обычные отщепенческие стихи что-нибудь вроде Волка Однако узнав, что Мандельштам арестован за эппиграму на Сталина, Бухарин приш л в ужас. Бухарин искренне симпатизировал Мандельштаму, неоднакратно помогал ему, да и в этот раз, пока не выяснилось, за что тот арестован , делал вс, чтобы смягчить его участь.Не знаю, понимал ли уже Бухарин в 1934 году на краю какой пропасти он стоит. Но как бы то ни было, он точно знал , что заступничество за человека, написавшего такие стихи, угрожает не только его положению, но и самой жизни.

Да и Демьян Бедный висел на волоске от смерти после того, как неосторожно сказанул где-то, что терпеть не может, когда Сталин листает редкие книги в его бибилиотеке своими жирными пальцами.Кстати, отсюда и строка Мандельштама его толстые пальцы, как черви , жирны Когда стало известно о том , что Мандельштам арестован за стихи о Сталине, друзья и близкие поэта поняли , что надеятся не на что. Да и раньше, до ареста, все, кто знал эти стихи, не сомневались, что он за них поплатится жизнью.

И вдруг произошло чудо. Мандельштама не только не расстреляли, но даже не послали на канал. Он отделался сравнительно легкой ссылкой в Чердынь, куда вместе с ним разрешили выехать и его жене. А вскоре и эта ссылка была отменена.Мандельштамам было разрешено поселиться где угодно, кроме двенадцати крупнейших городов страны тогда это называлось минус двенадцать.

Не имея возможности долго выбиратьзнакомых , кроме как в двенадцати запрещнных городах, у них не было нигде, Осип Эмильевич и Надежда Яковлевна наугад назвали Воронеж. Сам Мандельштам говорил , что с момента ареста он все готовился к расстрелуВедь у нас это случается и по меньшим поводам. Следователь прямо угрожал расстрелом не только ему , но и всем сообщникамто есть тем, кому Мандельштам прочл стихотворение. А причина вот в чм. Сталин всю жизнь испытывал суеверное уважение к поэтам.Мандельштам это остро чувствовал.

Недаром он говорил женеЧто ты жалуешься, поэзию уважают только у нас. За не убивают. Только у нас. Больше нигде Уважение Сталина к поэтам проявлялось не только в том , что поэтов убивали. Сталин прекрасно понимал, что мнение о нм потомков во многом будет зависеть от того , что о нм напишут поэты. Разумеется, не всякие, а те , стихам которых суждена долгая жизнь. Узнав, что Мандельштам считался крупным поэтом, он решил до поры до времени его не убивать.Он понимал , что убийством поэта действие стихов не остановишь. Стихи уже существовали, распространялись в списках , передавались изустно.

Убить поэта - это пустяки. Это же самое простое. Сталин был умнее. Он хотел добиться большего. Он хотел заставить Мандельштама написать другие стихи. Стихи, возвеличивающие Сталина. Стихи в обмен на жизнь. Само собой, все это только гипотеза. Но, как мне представляется, весьма правдоподобная. Стихи, возвеличивающие Сталина, писали многие поэты.Но Сталину нужно было, чтобы его воспел именно Мандельштам.

Потому что Мандельштам был - чужой. У Сталина был острый интерес к чужым. К Булгакову например. Не случайно он смотрелДни Турбиныхпя0 я т н а д ц а т ь я0раз и не случайно заставил Поскрбышева в ночь смерти Булгакова звонить и справлятьсяПравда ли, что писатель Булгаков умер Мандельштам понял намерения Сталина. А может ему намекнули, помогли понять.Так или иначе, доведнный до отчаяния, он решил попробовать спасти жизнь ценой нескольких вымученных строк.

Он решил написать ожидаеммую от него Оду СталинуВ результатае на свет явилась долгожданная Ода, завершающаяся такой торжественной кодой И шестикратно я в сознанье берегу Свидетель медленный труда, борьбы и жатвы, Его огромный путь через тайгу И ленинский Октябрь-до выполненной клятвы. Правдивей правды нет, чем искренность бойца Для чести и любви, для воздуха и стали, Есть имя славное для сильных губ чтеца, Его мы слышали, и мы его застали.Казалось, что расчет Сталина полностью оправдался.

Стихи были написаны. Теперь Мандельштама можно и убить. Но Сталин ошибся. Потому что такие стихи мог написать Лебедев-Кумач. Или Долматовский. Или Ошанин. Кто угодноЧтобы написать такие стихи не надо быть Мандельштамом. Чтобы получить такие стихи, не стоило вести всю эту сложную игру. Справедливости ради следует отметить, что Лебедев- Кумач или Долматовский бесхитростно срифмовали бы стали и Сталин.Мандельштам , инстинктивно озабоченный соображениями элементарного вкуса, обманул привычные ожидания читаталей последней, чуть менее банальной строкой Его мы слышали , и мы его застали Слегка превышают возможности Долматовского, Ошанина и Лебедева-Кумача словадля сильных губ чтеца. Но Есть имя славное это уже чистый , беспримесный, стопроцентный Лебедев-Кумач. Но Мандельштам был очень слабый человек.

Он боится, что он останется один. Мандельштам утратил чувство собственной правоты. А это очень опасно для творческих людей.Если поэт или писатель не верит в то , что пишет - это опасный синдром.

А ещ хуже, когда поэт вырывает себе право жить своими стихами. На этом, собственно, и заканчивается Мандельштам поэт, а остается Мандельштам рифмопл т. Мандельштам начинает судорожно перековываться.Изменяй меня, край, перекраивай, Чуден жар прикреплнной земли Захлебнулась винтовка Чапаева Помоги, развяжи, раздели Из последних сил он пытается убедить себя в том , что прав был - тот строитель чудотворный, а он, Мандельштам , заблуждался, и чем скорее он откажется от своих заблуждений, тем вернее приблизится к истине Я должен жить, дыша и большевея, Работать речь, не слушаясь, сам - друг. Я слышу в Арктике машин советских стук, Я помню вс - немцких братьев шеи И что лиловым гребнем Лорелеи Садовник и палач наполнил свой досуг.

И не ограблен я и не надломлен, Но только что всего переогромен Как Слово о полку, струна моя туга, И в голосе мом после удушья Звучит земля - последнее оружье Сухая влажность чернозмных га. Признать разумность происходящего - это было для Мандельштама гораздо больше, чем принять одну историческую концепцию и отказаться от другой.

Это значило для него не просто отречься от своих взглядов. Это значило отречься от с а м о г о с е б я я0, от своей душистереть, выжечь каленным железом из самых глубин подсознания свою прежнюю личность. И Мандельштам пошл на это. Слова Мандельштама о том , что он входит в жизнь -как в колхоз идет единоличник-не были риторической фигурой.Он действительно как бы вступал в мир заново, отказавшись от всего накопленного им прежде духовного имущества, от всех-без исключения-даже самых интимных, самых дорогих ему предметов своего духовного обихода.

Закончить я хочу отрывком из Булгакова -Чтобы убедиться в том, что Достоевский писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем.Да я полагаю, что удостоверения-то никакого не было Как ты думаешь-обратился Коровьев к Бегемоту. -Пари держу, что не было, -ответил тот Таким образом, засаленная шапочка с буквой М, которую демонстрирует булгаковский Мастер Иванушке, заменяет ему то удостоверение, которого не оказалось у Коровьева и Бегемота.

Она удостоверяет, что он писатель Божьей милостью. Писатель не потому, что кто-то назначил его на эту должность, а потому, что написанное им обладает некоей духовной властью. Властью над душами людей.В этом смысле Мандельштам тоже был МАСТЕР.

– Конец работы –

Используемые теги: Осип, Эмильевич, Мандельштам0.068

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Осип Эмильевич Мандельштам

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Осип Мандельштам (1882-1939)
Осип Мандельштам прожил 47 лет. Из них тридцать были безраздельно отданы поэзии. В семнадцать лет он писал стихи, не уступающие по мудрости,… А случайных черт было много на всем тридцатилетнем пути, выпавшем на долю… Было много горя и маеты от десятых до тридцатых годов века. В 1910 году поэт писал о роковом и неутомимом маятнике,…

Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам
Его стихов невозможно отторгнуть от полноты русской поэзии. Масштаб мандельштамовского творчества - объективно уже вне споров. Другое… Отнестись к нему “академически”, то есть безразлично не удается. Прописать бесприютную тень бесприютного поэта в…

Осип Мандельштам
В двадцатых числах октября 1938 года Осип Эмильевич Мандельштам писал брату Александру и жене Надежде Яковлевне: "Дорогой Шура! Я нахожусь –… Из Москвы из Бутырок этап 9 сентября, приехали 12 октября. Здоровье очень… Ему было сорок семь лет. Меньше чем полвека отмерила ему судьба, но тридцать лет жизни он безраздельно посвятил…

Осип Мандельштам. Жизнь и творчество
Ведь именно им поэзии, прозе дана великая способность проникнуть в глубину человеческой души, постигнуть трагедию мира, взвалить на свои плечи все… Оглядываясь назад, на 20-й век, хочется сказать, что в России он прошёл не… Не материальные ценности накопили мы, не благополучие, не уверенность в себе, «не полный гордого доверия покой» мы…

Осип Мандельштам
Осип Эмильевич Мандельштам поэт, прозаик, критик, переводчик творческий вклад которого в развитие русской литературы требует внимательного… Надо мной и над многими современниками тяготеет косноязычие рождения. Мы… Выбор сделан Мандельштамом в пользу русской поэзии и христианской культуры.Все творчество Мандельштама можно разбить…

Осип Эмилевич Мандельштам
Она происходила из ассимилированного и просвещнного еврейского клана, связанного родственными отношениями с семьй выдающегося историка русской… В 1973 году в Стихах о неизвестном солдате Мандельштам многозначительно писал… Его детство было отмечено одновременным присутствием имперского космоса Санкт-Петербурга, куда семья Мандельштама…

Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам
Его стихов невозможно отторгнуть от полноты русской поэзии.Масштаб мандельштамовского творчества - объективно уже вне споров. Другое дело, что всегда будут люди, которыхМандельштам просто раздражает что… Отнестись к нему академически , то есть безразлично не удается. Прописать бесприютную тень бесприютного поэта в…

Осип Иванович БОВЕ
Все началось с того момента, когда я осознанно начала интересоваться историей, в частности историей церкви, которую я видела очень часто, приезжая… Когда-то мраморный, в тот момент он весь был усеян огромными ямами, дырами и… К работам этого архитектора также относится возведение Большого театра и Триумфальной арки. Вот так я и узнала о том,…

Культурно исторические образы в поэзии Мандельштама (сб. "Камень")
О.Мандельштам - поэт, отразивший в своем наследии подлинные искания XX века. В его лирике модернистская тенденция сочетается с классичностью стиля,… Несмотря на обилие работ о творчестве Мандельштама, появившихся в течение… Среди них исследования Н.Струве «Осип Мандельштам», Л.Г.Кихней «Осип Мандельштам: Бытие слова», монография…

Осипов А.И. - Путь разума в поисках истины
Предисловие... Глава I Понятие об Апологетике...

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Петербург в творчестве О.Э. Мандельштама Мать, Флора Осиповна, в девичестве Вербловская, любила Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского.Мандельштамы хотят дать детям настоящее… Последний из этих адресов Офицерская, 17, угол Прачешного переулка.… В этом районе располагались учреждения военного и морского ведомств интендантские склады, флотский экипаж,…
  • Мандельштам Сборники «Камень» (1913), «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967),… Марина Цветаева "Стихи о неизвестном солдате" — одно из самых вершинных,… Помнит дождь, неприветливый сеятель,— Безымянная манна его,— Как лесистые крестики метили Океан или клин боевой.…
  • Синтаксические конструкции с простыми сравнительными формами прилагательных, наречий и слов категории состояния на примере произведения О. Э. Мандельштама Одной из таких проблем в современной лингвистике являются синтаксические конструкции с простыми сравнительными формами прилагательных, наречий и… Известно, что все русские поэты мастера слова, они авторы многих слов в… Тема настоящей работы выбрана нами в связи с тем, что синтаксис является важной составляющей грамматики и что вопрос о…
  • Петербург в творчестве О.Э. Мандельштама Мать, Флора Осиповна, в девичестве Вербловская, любила Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского.Мандельштамы хотят дать детям настоящее… Последний из этих адресов Офицерская, 17, угол Прачешного переулка.… В этом районе располагались учреждения военного и морского ведомств интендантские склады, флотский экипаж,…
  • Мандельштам О.Э. Интерпретация стихотворения "Невыразимая печаль..." Мемуары. Анна Ахматова. Листки из дневника. М 1990, с.407 .Действительно, поэт много эксперементировал. Начало века еще в моде символизм,интересны… Яркое освещение в картине делает цвет предметов насыщенным зеленая вода,… Темаэтюда - утреннее пробуждение, ощущения своего бытия и связи с предметамидействительности комната, хрустальная…