Хаос и космос в лирике Тютчева

Хаос и космос в лирике Тютчева. Прежде чем приступить к рассмотрению непосредственной темы работы, необходимо установить, в каком смысле понимать слова хаос и космос в отношении поэзии Тютчева.Хаос, понятие окончательно оформившееся в древнегреческой философии - это трагический образ космического первоединства, начало и конец всего, вечная смерть всего живого и одновременно принцип и источник всякого развития,он неупорядочен, всемогущ и безлик. Космос же - это мироздание, понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определенным законом вселенная, живое, разумное существо, вместилище космического ума, души, тела. Здесь же мы коснемся вопроса, связанного с определением поэзии Тютчева как философской лирики.

Ведь если мы говорим о выражении в поэзии таких философских понятий как хаос и космос, то она становится сродни философии, но не может стать самой философией. Однако, в лирике поэт выражает своеобразие своего художественного переживания не только в невыразимом колорите своего творчества, но и в характере подбора и формирования определенного материала, или нуждается в извлечении из мира всего соответствующего своей натуре.

Если этот материал пересекается с тематикой философских проблем, то уже можно говорить о философской лирике.Но,в философии и поэзии различается в первую очередь способ использования языка. В философском поэтическом произведении имеется не развитие мысли, не развернутая аргументация, ее подтверждающая, а ее означение, декларирование философемы, которая живоописуется словом в поэзии, то есть дается комплекс мыслей в переживании, в эмоциональных, художественных, ощутительных образах.

Содержание бытия открывается непосредственно через образы. Естественно, что без дарования поэта рифмованные строчки не будут представлять собой истинного художественного произведения.Тютчев был поэтом, в творчестве которого соединились величайшая яркость и обрисованность объективно-эпического момента поэзии, ее идейного содержания, с исключительной силой и богатством ее лирико-музыкального элемента.

Первая черта лирических произведений Тютчева - всеобщее предметное чувство, носящее космический характер. Это чувство носит объективный и реалистический характер. Поэт мог бы ощущать все явления предметного мира в себе, полагать, что природа откликается на его настроения. Тютчев же чувствовал себя в мире, для него все чувства и настроения - проявления космического бытия как такового.Целостная жизнь, физические явления воспринималась им как жизнь самой природы, самих вещей, космоса, как состояние и действие живой души. Природа есть для него сама по себе комплекс живых страстей,сил, чувств, а отнюдь не мертвый материал, который послушен воли художника Не то, что мните вы, природа - Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык. Даже там, где основная тема произведения - явления личной внутренней жизни, они представляются поэту проявлением жизни и чувств всего космоса.

Душевная жизнь ощущается им как область, входящая в порядок объективного бытия и подчиненная космосу, внешний свет природы становится внутренним светом разума и сознания.

У Тютчева душа бьется на пороге как бы двойного бытия, порыв радости представляется как проникновение стихии в душу человека как бы эфирною струею по жилам небо потекло, старческая любовь есть вечерняя заря на потухшем небе, страстное томление девушки - рождающееся сгущение атмосферы перед грозой, а слезы - капли дождевые зачинающей грозы.

Это не просто образы, а восприятие их подлинно космической природы, то что было названо Франком космизацией души- перенесение в личную жизнь категорий космического порядка. Следует подчеркнуть, что предметное чувство поэта направлено на природу как целое, и каждое проявление жизни для него есть символ великого и невыразимого целиком космического единого, некого иного - космоса в философском смысле этого слова.Поэзия Тютчева делает конкретные впечатления жизни в ее целом предметом восприятия, художественным центром, вокруг которого расположены частные поэтические идеи. Здесь - своеобразная художественная религиозная философия, проявляющаяся в общности и вечности ее тем - времена года, день и ночь, свет и тьма, любовь,море, душа все это у Тютчева предмет художественного описания в своей общей, стихийной природе.

Даже отдельные переживания связываются с общим, вскрывается космическая сторона жизни.Это может достигаться как прямым указанием на присутствие высших сил здесь гроза - проявление демонических сил Одне зарницы огневые Воспламеняясь чередой, Как демоны глухонемые Ведут беседу меж собой. либо посредством эпитетов, зачастую пародоксальных - звучные волны ночи,гремящая тьма, поющие деревья и т.п которые у Тютчева представляют собой приемы классификации явлений, превращение разрозненных моментов в необходимые, внутренне согласованные обнаружения проявлений вечных начал космоса.

Осознание в творчестве всего как единого и признание в видимом духовного начала означает пантеизм.

Однако, само конкретное содержание жизни космоса мыслимо лишь на основе многообразия, и в лирике Тютчева необходимо присутствуют мотивы двойственного порядка. Действительно, при обращению к всей его поэзии мы ясно видим как эта двойственность пронизывает все ее содержание.Наиболее яркий пример - стихотворение День и ночь День - сей блистательный покров - День - земнородных оживление, Души болящей исцеленье, Друг человека и богов.

Но меркнет день, настала ночь Пришла - и с мира рокового Ткань благодатную покрова, Собрав, отбрасывает прочь. И бездна нам обнажена , С своими страхами и мглами, И нет преград меж ней и нами Вот отчего нам ночь страшна.День и ночь здесь - символы двух различных стихий космоса, светлой и темной, последнюю из которых, олицетворение бездны безымянной, названа Тютчевым хаосом О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой Из смертной рвется он груди И с беспредельным жаждет слиться.

О, бурь уснувших не буди Под ними хаос шевелится Жизнь космоса - борьба светлого космического начала с хаосом. Вселенское бытие здесь внутренне двойственно, свет и хаос связаны как день и ночь, лето и зима. И, что самое главное, не только светлое начало но и хаос божественен, прекрасен и привлекателен.Это подтверждается и эпитетами - родимый хаос, святая ночь. Борьба между идеальным космическим началом и демоническим началом хаоса существует не только в природе, но и в самой человеческой душе человек как сирота бездомный, Стоит теперь и немощен и гол, Лицом к лицу пред пропастию темной И чудится давно минувшим сном Ему теперь все светлое, живое И в чуждом, неразгаданном, ночном Он узнает наследье родовое.

Темная стихия страсти, угрюмый огонь желания таит очарование даже более сильное, чем светлая пламенно-чудесная игра, день - лишьотраден и чудесен, ночь - святая, воля к смерти Самоубийство и воля к жизни Любовь одинаково привлекательны для человека И в мире нет четы прекрасней, И обаянья нет ужасней, Ей продающего сердца.

В человеке - желание гармонии более сильной, чем погружение в животворный океан идеального эфирного мира Сумрак тихий,сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, томный, благовонный, Все залей и утеши. Дай вкусить уничтожения , С миром дремлющим смешай.Подлинное значение хаоса в лирике Тютчева - это начало уничтожения, бездны, сквозь которое необходимо пройти для достижения полного и подлинного слияния с космосом тоска, охватывающая при встрече с проявлениями хаоса - тоска и ужас смерти, уничтожения, хотя в них достегается блаженство самоуничтожения.

Это тоска - причина трагедии человека.Человек - лишь греза природы. Отсюда, ощущение человеком себя сиротой перед лицом темной бездны, ощущение призрачности жизни Душа моя, Элизиум теней, Что общего меж жизнью и тобою В лирике Тютчева образно выражена мысль, что стихия хаоса, как бы неадекватная, соответствующая ограниченности человеческого существа, позволяет нам при соприкосновении с ней осознать всю глубину пропасти, отделяющей нас от истинно космической жизни, мысль, что зло и грех не противоположности добра и святости, а лишь ступени к ним. На этом новом уровне противопоставление хаоса и идеального начала космоса находит выражения не в образах дня и ночи, а в образах тишины, успокоения и зноя, мятежностии столкновение их - это столкновение манящей и бурной красоты жизни с тихой и светлой красотой бессилия и умирания.

Здесь подчеркивается черта, присущая самому космосу - сила возвышения над самим собой жизненность умирания, богатство бедности, сила бессилия, красота страдания. Хаос, таким образом олицетворение преодоления земного и смертного.

Обе разнородные силы как бы с обеих сторон сближаются между собой и выявляют присущую им высшую гармонию, недостижимую вне духовного преобразования, страдания и умирания.

Этот синтез достегается Тютчевым и в описаниях осени Есть в светлости осенних вечеров Умильная,таинственная прелесть. Ущерб, изнеможение, и на всем Та кроткая улыбка увядания Что в существе разумном мы зовем Возвышенной стыдливостью страдания.И в описании состояния старого человека - Одна улыбка умиления в измученной душе моей. И в описании вещей души человека, бьющейся на пороге двойного бытия Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть Итак, в лирике Тютчева, самой ночной души русской поэзии, открывается в неподвижной, завершенной форме, в чистой красоте божественное единство космоса, обнимающего собой двойственность хаоса и идеального начала, в борьбе между которыми протекает злая жизнь с ее мятежным жаром.

Список литературы. 1. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М.1957. 2.Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд.1971. 3.Франк С.Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева. Русская мысль.Кн.11. 1913. 4.Соловьев В.С. Поэзия Ф.И.Тютчева.

В сб. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М. 19917 5.Дарский Д.С. Чудесный вымысел. Космическое сознание в лирике Тютчева. Пб. 1914.