Идеи и образы современной поэзии

Когда стихи сияют совершенством, Они дарят читателя блаженством. (Джами) В 60-80-е годы в советскую литературу вошли поэты, которые принесли с собой немало нового и развили старые традиции. Многообразна тематика их творчества, а поэзия глубоко лирична, интимна. Но и тема Родины никогда не сходила со страниц нашей литературы. Ее образы, связанные то с природой родной деревни, то с местами, где воевал человек, можно найти чуть ли не в каждом произведении.И у каждого автора свое восприятие и ощущение Родины.

Проникновенные строки о России находим мы у Николая Рубцова (1936-1971 гг.) , который ощущает себя словно наследником многовековой русской истории. Критики считают, что творчество этого поэта соединило в себе традиции русской поэзии XIX-XX веков - Тютчева, Фета, Блока, Есенина.В стихотворении “Видения на холме” Рубцов пишет: Россия, Русь - куда я ни взгляну За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шепот ив у омутной воды Люблю навек, до вечного покоя Россия, Русь! Храни себя, храни С вечными темами у наших современников неизменно ассоциируется и имя Расула Гамзатова (1923 год) . Иногда про него говорят, что его дальнейший путь трудно предсказать.

Настолько неожидан он в каждой своей книге: от крылатых шуток до трагических “Журавлей” , от прозаической “энциклопедии” ” Мой Дагестан” до афоризмов “Надписи на кинжалах” . Но все же нетрудно вычленить темы, на которых держится его поэзия.

Это- преданность Родине, уважение к старшим, преклонение перед женщиной, матерью, достойное продолжение дела отца. Всему я на свете люблю свою меру: И утру, и полдню, и сумеркам серым, И снам, и покою, и песням старинным, И даже траве в наших горных вершинах.Но только в одном не хочу я предела В бурлящем кипенье любимого дела Вчитываясь в стихи и Рубцова, и Гамзатова, и других, видишь огромный жизненный опыт человека, который в своих стихах выражает то, что трудно выразить нам. И еще видишь личную сопричастность с судьбами родной земли.

Тема войны, казалось бы, давно минувшей, и сейчас, но, может быть, уже по-иному, осмысленная, находит отражение в стихах современных поэтов. Многие из них сами пережили войну. “В их строчках победная медь сплавилась с серебром тончайших состояний духа. Их лирика нежна и жестковата, как колючее шинельное сукно” образно подметил один из критиков.Все чаще в описании войны они отходят от “романтики боя и рис-ка” , рисуя картины бесчеловечности войн. Вот стихотворение одного из замечательных поэтов Алексея Прасолова (1930-1972 гг.) “Тревога военного лета ” . Спешат санитары с разгрузкой, По белому красным - кресты.

Носилки пугающе узки, А простыни смертно чисты Кладут и кладут их рядами, Сквозных от бескровья людей. Прими этот облик страданья Душой присмирелой твоей.Национальная культура, ее неповторимый колорит и богатство В современной поэзии народные идеи и образы обогащаются, приобретают новые акценты.

Сегодня литература не может, не имеет права не быть национальной.Интересен в этом отношении калмыцкий поэт Давид Кугультинов (родился в 1922 году) . По мнению критиков, “Давид Кугультинов умеет своеобразное, неповторимое наследие калмыцкой народной поэзии перевоплотить в образы, полные современного содержания и значения” . Таковы его поэмы о витязе Эдене, о восторженной любви певца Джалесу и прекрасной Кермен, поэмы “Сар-Герел” , “Корень” . Когда поймешь, что ты в себя вместил Весь шар земной, весь этот мир бескрайний, Ты в этом лишь признайся втайне, А от других скрывай по мере сил, Чтоб не сочли признанье похвальбою, Чтоб не смеялись люди над тобою Ведь человека человеком числят, Когда весь мир вместит он и осмыслит.

Одна из главных идей современной поэзии - гражданственность, главные раздумья - совести и долге.К поэтам-общественникам, патриотам, гражданам принадлежит Евгений Евтушенко (родился в 1933 году) . Его творчество - размышления о своем поколении, о доброте и злобе, о приспособленчестве, трусости, карьеризме и подлости.

Мы знали голода и холода, Нас корчил тиф, душила нас разруха. Но верю - ставить вещь превыше духа Нам не позволит совесть никогда Вещи текучи, как будто вода. Вещи - зловещи. Мужество, совесть, честь - это да Вещи! Поэзию последних десятилетий отличает огромное разнообразие тем, ей присущ очень большой охват явлений, диапазон ее проблем исключительно широк.Это особенно наглядно видно на примере творчества Владимира Высоцкого (1938-1980 гг.) . “Поющий нерв эпохи” , он писал обо всем, он был как бы лакмусовой бумажкой нашего общества.

Казалось, ничто плохое не может ускользнуть от его пера, казалось, что он поставил себе цель - “до последней черты, до креста, спорить до хрипоты, а за ней - немота, убеждать и доказывать с пеной у рта, что не то это вовсе; не тот и не та ” . И он спорил, боролся за справедливость, ненавидел мещанство, беспощадно бичевал недостатки. “Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал” говорил Р. Рождественский.

Сегодня бесчисленные проблемы, вставшие на пути общества, находят все более полное отражение и в поэзии. Все чаще звучат со страниц журналов стихи о жертвах репрессией, о возвращении народу исторических ценностей. Историю нисколько не щадя, И к прадедам без должного вниманья Мы улицам и древним площадям Легко вручаем новые названья.Когда мы переступим эту спесь? Когда оценим славное наследье, Подумаем сначала: кто мы есть, И чьи мы есть на этом белом свете? Представим же, как после, в свой черед, Мир потряся глобальными делами, Потомок наш в пылу перечеркнет Рожденное и названное нами. (Игорь Ляпин) Все больше задумывается наше общество над нравственными вопросами: почему не хватает милосердия и так много жестокости? Как восполнить недостаток чуткости, ослабить равнодушие? Куда отлетает душа палача? На небо? Но как повстречаться без страха С душою того, кто был послан на плаху, Кому разодрал ты на шее рубаху И место засек, чтоб ударить сплеча? (Сергей Таск) Возле самого леса два горьких стоят интерната: Детский дом всеми окнами в дом престарелых глядит.

И, бетонных оград их не трогая, мимо куда-то Озорная людская дорога летит. (Нина Шевцова) Современная поэзия богата философскими размышлениями о настоящем и будущем, о судьбах планеты и нашей страны: Летят “афганцы” в гробах, Крадется СПИД в городах Неужто страшная месть? Тысячелетье Руси Тысячелетье души. Пришло ей время воскресть. (Андрей Вознесенский) Лирика - душа поэзии, веер образов, вихрь идей. Это всегда мечты и, конечно, любовь - самая древняя тема поэтов.

Все влюбленные склонны к побегу По ковровой дорожке, по снегу, По камням, по волнам, по шоссе, На такси, на одном колесе, Босиком, в кандалах, в башмаках, С красной розою в слабых руках. (Булат Окуджава) А от этого стихотворения неизвестного мне доселе автора пахнуло чем-то удивительно знакомым и в то же время новым, чем-то лермонтовским.

Все стихотворение - один образ, одна метафора.

Цветов лиловых или белых В садах пустых и промертвелых Не держит над собой сирень. Зато как много листьев целых, Не сорванных, не пожелтелых, Живых сердечек, чистых, смелых, Оставлено на черный день. (Валентин Берестов) В этих нескольких строчках вся философия обновления жизни.О чем еще сказать? О смехе и сатире, которыми разят недостатки? Об обращении к историкам русского народа? “О молитвах” и призывах к миру? Боюсь, что одно перечисление тем займет много места.

А сочинение превратится в “антологию” современной поэзии. Мне кажется, что наша поэзия, как и все общество, возрождается к поиску нового, светлого, вечного, что составляет основу человеческого духа!.