Николай Клюев и его творчество

Краткая биография Николая Клюева (1884-1937) Николай Алексеевич Клюев родился 10 октября 1884 года в деревне Коштуге Коштугской волости Вытегорского уезда Олонецкой губернии (ныне Вытегорский район Вологодской области) . В разное время в автобиографических заметках, письмах, устных рассказах поэт любил подчеркивать, что в роду его было немало людей недюжинных, даровитых, артистических от природы. Прасковья Дмитриевна — мать поэта — была родом из Заонежья, из семьи старообрядцев.Его мать знала очень множество народных песен, духовных стихов.

В 1897 году заканчивает двухклассное училище и начинает странствия по старообрядческим скитам и монастырям. Как свидетельствуют современники, он побывал в Иране, Китае и Индии. Клюев приобщается к огромному кладезю знаний, в том числе магических, ему приписывали гипнотическую силу. Поэт был универсальной личностью: умел играть на нескольких музыкальных инструментах, прекрасно пел, обладал недюжинными актерскими способностями.В августе 1936 года поэта отправляют в ссылку.

Начинающий поэт активно сотрудничал с революционными организациями и в 1905 году Клюев был привлечен Московским жандармским управлением к дознанию по делу о распространении среди служащих станции железной дороги прокламаций революционного содержания. Начало 1906 года. Поэта арестовывают за агитационную деятельность в Вытерге и окрестных селах. Сидел сначала в Вытергской, а затем в Петроградской тюрьме.Долгие годы жила легенда о смерти поэта на станции Тайга от сердечного приступа и пропаже его чемодана с рукописями.

В действительности же Николай Клюев был расстрелян в Томске 23-25 октября 1937 года. Поэтическое течение предреволюционного десятилетия В предреволюционное десятилетие в литературу входит новое поколение поэтов из крестьянской среды. Выходят книги стихов С. Клычкова, сборники Н. Клюева, начинают печататься А. Ширяевец и П. Орешин.В 1916 г. выходит сборник стихов Сергея Есенина “Радуница” . Эти поэты были встречены критикой как посланцы в литературу новой русской деревни, выразители ее поэтического самосознания.

Большое влияние на крестьянскую поэзию 1910-х годов оказали сложившиеся в литературе и очень различные традиции изображения деревни, русской национальной жизни. Отношение крестьянских поэтов к национальным истокам народной жизни было сложным, противоречивым, во многом обусловленным сложными обстоятельствами русской социальной жизни и идейной борьбы предреволюционного десятилетия.Следует иметь в виду, что в годы реакции и войны официальная печать, буржуазно-либеральная пресса выступила под знаменем “народности” , активного национализма.

Эти настроения нашли свое отражение в буржуазном искусстве тех лет — поэзии, живописи, архитектуре. В среде либеральной художественной интеллигенции обострился интерес к “исконным” началам русской национальной жизни, ее “народной стихии” . В декадентских литературно-художественных кружках и салонах обсуждались вопросы о национальных судьбах России.В этих кругах особое внимание привлекала сектантская литература и поэзия, древняя славянская и русская мифология.

Особенности поэзии Николая Клюева В этих условиях первые публикации стихов Н. Клюева (1887— 1937) и появление поэта в литературных кружках и собраниях сразу же вызвали сочувственные отклики буржуазно-либеральной и декадентской критики, которая усмотрела в его творчестве выражение стихийно-религиозных начал народного сознания, глубин национального духа. В поэзии Клюева, как вообще в ново-крестьянской поэзии, отразились объективные противоречия крестьянского миропонимания, о которых писал, анализируя противоречия творчества Льва Толстого, В. И. Ленин. Ленин указывал на наивность крестьянской массы, ее патриархальные настроения непротивления, желание уйти от мира, “бессильные проклятья по адресу капитализма” . Такие настроения были свойственны и творчеству Клюева, объективно отразившего эти черты крестьянского сознания.

Религиозные мотивы поэзии Клюева и других ново-крестьянских поэтов тоже имели объективное основание в особенностях крестьянского патриархального понимания мира, одной из черт которого, как указывал В. И. Ленин в той же статье о Л. Н. Толстом, был мистицизм.

Но для Клюева, в отличие от других поэтов течения, была характерна и наигранная подчеркнутость “народности” поэтических произведений, рассчитанная на запросы тех литературных кругов, в которых Клюев оказался, попав в Петербург.В 1912 г. поэт выпустил книгу стихов “Сосен перезвон” . Это были стихи о Руси, о русском народе, благостном и кротком.

Русская деревня в стихах Клюева рисовалась благодатным “избяным раем” . Думы крестьян в его стихах — о нездешнем и неземном, в “перезвоне” сосен им слышатся перезвоны церковных колоколов, зовущие в “жилище ангелов” . Мотивы народного гнева и горя, прозвучавшие в ранних стихах Клюева в 1905—1906 гг. (“Народное горе” , “Где вы, порывы кипучие” ) , исполненных демократических настроений, сменяются мотивами, заимствованными из религиозной старообрядческой книжности, духовных стихов.

Клюев резко противопоставляет современному “миру железа” патриархальную деревенскую “глухомань” , идеализирует вымышленную старую благостную, сытую деревню, ее “избяной” быт с расписными ендовами, бахромчатами платами селян, лаковыми праздничными санями.Для него “изба — святилище земли с запечной тайною и раем” . Стихи второй книги Клюева “Братские песни” (1912) построены на мотивах и образах, взятых из сектантских духовных песнопений.

Это песни, сочиненные для “братьев по духу” . В бытописи Клюева нет примет реальной жизни новой деревни, разбуженной революцией 1905 г общественных помыслов и дум русского послереволюционного крестьянства. Описания деревенского быта, народных обрядов, обычаев, мифологические мотивы, часто развернутые в тему целого стихотворения — все существует в его поэзии вне современности.Защита национальных начал народной жизни от наступающей на Россию бездушной “железной” городской культуры оборачивается у Клюева защитой “дремучих” вековых устоев, древнего религиозного миропонимания, в конечном счете — неприятием социального прогресса: Чует древесная сила, Провидя судьбу наперед, Что скоро железная жила Ей хвойную ризу прошьет.

Зовут эту жилу чугункой, — С ней лихо и гибель во мгле Или: Заломила черемуха руки, К норке путает след горностай… Сын железа и каменной скуки Попирает берестяный рай. По стилю, образности стихи Клюева этого периода близки духовным песням.Недаром Есенин назовет Клюева “ладожским дьячком” . В историю русской поэзии начала века Клюев вошел, однако, прежде всего как поэт русской природы.

Эти стихи сам Клюев выделял в особые циклы, подчеркивая их связь с традицией народной поэзии. (См например, сб. “Мирские думы” , 1916) . Цикл “Лесные были” открывается характерным в этом смысле стихотворением: Пашни буры, межи зелены, Спит за елями закат, Камней мшистые расщелины Влагу вешнюю таят. Хороша лесная родина: Глушь да поймища кругом Прослезилася смородина Травный слушая псалом В этих стихах Клюев виртуозно использует образы, приемы фольклорного творчества, богатство и многоцветно русского народного языка.

Но примечательно, что в устном народном творчестве наиболее близкими ему оказываются самые древние традиции — народных поверий, обрядовой поэзии. В cтиxax Клюева, опиравшихся на традиционную народную поэтику (в построении образов, композиции, широком использовании приема психологического параллелизма, песенной символике) , всегда, однако, ощущался привкус нарочитости, стилизации.

Часто поэт терял чувство меры, нагнетая “народные” элементы, диалектизмы. Кроме того, “социальные, трудовые и нравственные стороны жизни современной деревни Клюеву словно бы неизвестны.Многовековый патриархальный уклад” нашедший эстетическое выражение в народной поэзии, разрушался, сам Клюев был “продуктом” этого распада, а в поэзии его картинно пела, любила и страдала древняя Русь, поэтизировались языческие поверья” . Национальный колорит поэзии Клюева, богатство народных художественных элементов, рассыпанных в его стихах, привлекли внимание Есенина, который одно время принял позицию Клюева за подлинно народную.