рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Человек на войне

Человек на войне - раздел Литература, Введение Великая Отечественная Война – Это Тяжёлое Испытание, Выпавшее На До...

Введение Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события. Ведь война - это беда не одного человека, не одной семьи и даже не одного города. Это беда целой страны. И именно такое несчастье произошло с нашей страной, когда в 1941 году фашисты без предупреждения объявили нам войну.Война Только от одного произношения этого простого и незамысловатого слова замирает сердце и по телу пробегает неприятная дрожь.

Надо сказать, что в истории нашей страны было множество войн. Но, пожалуй, самой страшной по количеству убитых людей, жестокой и беспощадной, была Великая Отечественная война. В первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны.С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись.

Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, Э. Багрицкий, П. Коган. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед.Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей». Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и писали.

О, книга! Друг заветный! Ты в вещмешке бойца Прошла весь путь победный До самого конца. Твоя большая правда Вела нас за собой. Читатель твой и автор Ходили вместе в бой. Русская литература периода Великой отечественной войны стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины.Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстого, была "голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям.

Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее, первое слово сказали лирики и публицисты. Правда, с началом войны в русской литературе наблюдается некоторый спад, так как многие писатели ушли на фронт добровольцами.В это время чувствовалось преобладание военной лирики. Стихотворениями фронтовые поэты поддерживали дух наших бойцов.

Зато уже после окончания войны советские писатели начали создавать повести, рассказы, романы о войне. В них авторы рассуждали, анализировали произошедшие события. Основной особенностью военной прозы тех лет было то, что авторы описывали эту войну как победоносную. В своих книгах они не вспоминали о тех поражениях, какие несла русская армия в начале войны, о том, что немцы подошли к Москве, и лишь ценой тысяч человеческих жизней ее удалось отстоять.Позднее анализ пережитого в годы войны становится более трезвым, исступлённая радость первых лет мирной жизни от самого факта Победы постепенно становится более спокойной.

Писатели, анализируя происходящие события, пишут о трагедии военных лет, размышляют о причинах поражений в первые дни войны. Писатели военных лет были и воинами. Они знали о том, что такое война не понаслышке. Руки их держали не только перо, но и винтовку.Чем только не приходилось заниматься писателям в дни войны - вплоть до наставлений по борьбе с танками противника! Если в этом была нужда - а она возникала постоянно в армейских газетах - поэты писали репортажи, драматурги - международные обзоры, прозаики и критики - стихотворные фельетоны.

Никто не мог уклониться от повседневной "черной" газетной работы - не имел права. " Я писал вспоминал Твар- довский очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, заметки – все". Можно долго рассказывать, в каких условиях приходилось писателям работать, как доставался им материал, когда они хотели непременно получить его из первых рук. Я приведу только один пример, запись из фронтового дневника Василия Гроссмана, рассказывающую, как он переправлялся через Волгу в Сталинграде (путь, который писателю пришлось проделать не один раз ведь передать материал в газету, да и "отписываться" можно было только на левом берегу): "Жуткая переправа.

Страх. Паром полон машин, подвод, сотни прижатых друг к другу людей, и паром застрял, в высоте "Ю-88" пустил бомбу.

Огромный столб воды, прямой, голубовато-белый. Чувство страха.На переправе ни одного пулемета, ни одной зениточки. Тихая светлая Волга кажется жуткой, как эшафот". Наверное, именно поэтому книги писателей – воинов так проникновенны, так памятны для всех читателей, что это живая реальная жизнь, что все те чувства, которые в них описаны, писатели пережили сами. Поэзия военных лет Стихи в годы войны публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть.

Стихи "Жди меня" К. Симонова, "Землянка" А. Суркова, "Огонек" М. Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы.Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовал о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии.В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны. В дни войны обострилось чувство отчизны.

Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ.Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, Анны Ахматовой, о Смоленщине Исаковского. Видоизменился в лирике военных лет и характер так называемого лирического героя: прежде всего, он стал более земным, близким, чем в лирике предшествующего периода.

Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми её батальными и бытовыми подробностями в поэзию. "Приземление" лирики не помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашего народа.Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания: Впору поднять десяти поколеньям Тяжесть, которую подняли мы. (писал в своих стихах А. Сурков) Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика.

Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов. В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы). Проза военных лет В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза.Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью.

Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки. Статьи писали: Леонид Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов.Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. В сотнях статей приводились неопровержимые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свидетельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, делались ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей.

В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статья Алексея Толстова "Москве угрожает враг". По настроению, по тону военная публицистика была либо сатирической, либо лирической.

В сатирических статьях беспощадному высмеиванию подвергались фашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики стал памфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны по жанру: статьи - обращения, призывы, воззвания, письма, дневники.Таково, к примеру, письмо Леонида Леонова "Неизвестному американскому другу". Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных лет, и прежде всего на очерк.

Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом комсомоле (Вишневского), и многих других.Очерки, посвященные героическому тылу, представляют собой портретные зарисовки.

Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов. Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года" Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.Человек на войне Война – это, как мне кажется, для каждого человека противоестественное явление.

Несмотря на то, что мы живем уже в двадцать первом веке и после окончания прошло уже более шестидесяти лет, страдание, боль, бедность, которую принесла война, хранятся почти в каждой семье. Наши деды проливали кровь, давая возможность нам сейчас жить в свободной стране.Мы должны быть благодарны им за это. Валентин Распутин - один из писателей, который описывал действительно происходившие вещи такими, какими они были на самом деле. Его повесть «Живи и помни» является ярким примером того, как на самом деле жили люди во время войны, какие тяготы испытывали.

Валентин Распутин описывает в этом произведении самый конец войны. Люди уже предчувствовали победу, и поэтому у них еще больше возникало желание жить. Одним из таких был Андрей Гуськов. Он, зная, что война уже подходит к концу, старался выжить любой ценой.Ему хотелось побыстрее вернуться домой, увидеть мать, отца, жену. Это желание подавляло все его чувства, разум.

Он готов был на что угодно. Ему не страшно было ранение, наоборот, он хотел, чтобы его легко ранило. Тогда бы его забрали в госпиталь, а оттуда - домой. Его желание осуществилось, но не совсем: он получил ранение, и был отправлен в госпиталь. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, и был так уверен в этом, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться.Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии.

Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение. Этого Андрей боялся больше всего. Он боялся, что больше никогда не вернется домой. В минуты душевной смуты, отчаяния и страха перед смертью Андрей принимает роковое для себя решение - дезертировать, которое перевернуло его жизнь и душу, сделало другим человеком. Война покалечила жизни многих. Такие люди, как Андрей Гуськов, не рождены для войны.Он, конечно, хороший, храбрый солдат, но родился он, чтобы пахать землю, выращивать хлеб, жить со своей семьей.

Из всех уходящих на фронт он тяжелее всего переживал это: «Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден ее покидать». Но, несмотря на то, что ему тяжело уходить из дома, он прощается с родными быстро, сухо: «То, что приходится обрывать, надо обрывать сразу » Андрей Гуськов дезертирует осознанно, ради своей жизни, а вот Настёну, свою жену, просто заставляет его скрывать, тем самым, обрекая её жить во лжи: «Вот что я тебе сразу скажу, Настёна. Ни одна собака не должна знать, что я здесь. Скажешь кому - убью. Убью - мне терять нечего.

У меня рука на это твёрдая, не сорвётся» такими словами он встречает свою жену после долгой разлуки.И Настёне ничего не оставалось делать, как просто повиноваться ему. Она была с ним заодно до самой своей смерти, хотя иногда её посещали мысли, что это он виноват в её страданиях, но и не только в её, а и в страданиях её будущего ребёнка, зачатого вовсе не в любви, а в порыве грубой, животной страсти.

Этот еще не родившийся ребенок страдал вместе со своей матерью. Андрей не осознавал, что этот ребенок обречен прожить всю жизнь с позором. Для Гуськова было важно исполнить свой мужской долг, оставить наследника, а как это дитя будет жить дальше, его мало волновало.Настёна понимала, что и жизнь ее ребенка, и она сама обречены на дальнейший позор и страдания.

Выгораживая и защищая своего мужа, она решается на самоубийство. Она решается броситься в Ангару, тем самым, убивая и себя, и своего еще не родившегося малыша. Во всем этом, безусловно, виноват Андрей Гуськов. Этот момент и является той карой, которой высшие силы могут наказать преступившего все нравственные законы человека. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: «Живи и помни», — будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу. Но нельзя полностью винить и Андрея.Не будь этой страшной войны, ничего такого, наверное, не случилось бы. Гуськов и сам не хотел этой войны.

Он с самого начала знал, что она ему ничего хорошего не принесет, что его жизнь будет сломана. Но он, наверное, и не предполагал, что будет сломана жизнь Настены и их неродившегося ребенка. Жизнь сделала так, как ей было угодно. Итогом войны для семьи Андрея Гуськова стали три разбитые жизни.Но, к сожалению, таких семей было немало, многие из них разрушились. Так вершится суд и над мужем – дезертиром, и над невинной виной Настёны. Но к кому же это обращено – вот это настойчивое и такое требовательное: живи и помни? Неужто лишь к Андрею Гуськову, который, услышав шум на реке, старательно заметает свои волчьи следы и исчезает в пещерах Каменного острова? Слова обращены к каждому, кто живёт на этой земле: помни, что ты частица человечества, частица народа, самооторванность твоя от народного материка, от общественного организма – непоправима! Война унесла очень много жизней.

Не будь ее, в нашей стране не было бы многих проблем.

Вообще война - это ужасное явление. Она уносит много дорогих кому-то жизней, разрушает все, что создавалось великим и тяжелым трудом всего народа.Мне кажется, что творчество таких писателей поможет нашим современникам не утратить нравственных ценностей. «У войны не женское лицо» Вот как сказал о женщинах, участвующих в Великой Отечественной войне, Роберт Рождественский: Зенитчицы кричали И стреляли И падали И поднимались снова, Впервые защищая наяву И честь свою (в буквальном смысле слова!) И Родину, И маму, И Москву. «У войны не женское лицо» — этот тезис был верен на протяжении долгих столетий. Пережить огонь, ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом.

Но трагизм, жестокость, чудовищность войны заключается в том, что вместе с мужчинами плечом к плечу встают и женщины, которые идут убивать и погибать.Сущность войны противоречит человеческой природе, а тем более женской природе.

Не было на свете еще ни одной войны, которую бы развязали женщины, никогда участие их в войне не считалось нормальным и естественным. Женщина на войне - это неисчерпаемая тема. Именно этот мотив проходит через повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие » Героини этой повести очень разные. Каждая из них уникальна, обладает неподражаемым характером и неповторимой судьбой, сломанной войной.Этих молодых девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель - защитить Родину, защитить свои семьи, защитить близких им людей. А для этого необходимо уничтожить врага.

Для некоторых из них уничтожить врага означает выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей. Рита Осянина, потерявшая в первые дни войны мужа, производила впечатление очень твердой, сильной и уверенной в себе женщины, «у нее была работа, обязанность и вполне реальные цели для ненависти.А ненавидеть она научилась тихо и беспощадно» Война разрушила семью и Жени Комельковой, которая, «несмотря на все трагедии, была чрезвычайно общительной и озорной» Но в её душе жила ненависть к фашистам, погубившим её семью и её саму. Молох войны пожирает все, не зная границ.

Он разрушает жизнь людей.Но он может уничтожить и душу человека, разрушив нереальный фантастический мир, живущий в ней. Галя Четвертак жила в придуманном ею мире, сказочном и прекрасном. Она «всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении». Этот созданный ею мир она пыталась перенести в реальную жизнь, постоянно что-то выдумывая. «Собственно, это была не ложь, а желание, выдаваемые за действительность». Но война, у которой "не женское лицо", не пощадила хрупкий мир девушки, бесцеремонно вторгнувшись в него и разрушив его. А разрушение его всегда чревато страхом, с которым не смогла справиться молодая девушка.

Страх же всегда преследует человека на войне: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Война пробуждает в душе человека не только страх - она обостряет все человеческие чувства.

Женские сердца особенно чувствительны и нежны. Рита Осянина внешне кажется очень твердой и строгой, но внутри это трепетный, любящий, переживающий человек. Её предсмертным желанием было позаботиться о сыне. «Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут, Альбертом. Мама очень больна, долго не проживет, а отец мой без вести пропал». Но добрые человеческие чувства теряют смысл. Война повсюду устанавливает свою извращённую логику.Здесь любовь, жалость, сочувствие, желание помочь могут принести смерть тому человеку, в чьей душе зарождаются эти чувства.

Лиза Бричкина, ведомая любовью и желанием помочь людям, гибнет в болоте. Война всё расставляет по местам. Она изменяет законы жизни. То, что никогда не могло бы произойти в мирной жизни, случается на войне. Лиза, выросшая в лесу, знавшая и любившая природу, чувствовавшая себя в ней уверенно и комфортно, свой последний приют находит именно здесь.Её чистая душа, излучающая уют и тепло, тянущаяся к свету, скрывается от него навсегда. «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплёвывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила». Соня Гурвич, стремившаяся доставить человеку радость, ведомая лишь чистым порывом души, наталкивается на немецкий нож. Галя Четвертак рыдает над убитой подругой, когда нельзя плакать.

Ее сердце переполнено лишь жалостью к ней. Именно так Васильев пытается подчеркнуть противоестественность и чудовищность войны.

Девушки со своими пламенными и нежными сердцами сталкиваются с бесчеловечностью и нелогичностью войны «У войны не женское лицо». Эта мысль пронзительно звучит в повести, отдаваясь с невыносимой болью в каждом сердце.Бесчеловечность войны и противоестественность подчеркивается образом тихих зорь, символизирующих вечность и красоту в том краю, где рвутся тоненькие ниточки женских жизней «Положил ведь я вас, всех пятерых положил ». Васильев «убивает» девушек, чтобы показать невозможность существования женщин в условиях войны.

Женщины на войне совершают подвиги, ведут в атаку, спасают от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью. Они не думают о себе, спасая других. Чтобы защитить Родину и отомстить за родных им людей, они готовы отдать последние силы. «А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны.Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы». Они погибают, и теплота, любовь, таящаяся в их сердцах, навсегда ложатся в сырую землю: Мы не ждали посмертной славы, Мы хотели со славой жить. Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит? (Ю. Друнина. «Зинка») Предназначение женщины, дарованное ей природой, извращается в условиях войны.

А женщина - это хранительница очага, продолжательница рода, которая является символом жизни, тепла и уюта. Рыжая Комелькова с волшебными зелеными глазами и удивительной женственностью, кажется, просто создана для продолжения рода. Лиза, символизирующая дом, очаг, создана для семейной жизни, но этому не суждено сбыться Каждая из этих девушек «могла нарожать детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки.

Маленькой ниточки бесконечной пряжи человечества, перерезанной ножом». В этом заключается трагизм судьбы женщины на войне.Но мужчины, выжившие в войне, навсегда останутся с вечным комплексом вины перед ними. Мужчины не смогли подарить им любовь, не смогли защитить их. Поэтому Васильев спрашивает, оправданы ли такие жертвы на войне, не слишком ли это дорогая цена победы, ведь утерянные ниточки женских жизней никогда больше не сольются с общей пряжей человечества? «Что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же это вы со смертью их оженили, а сами целенькие?» В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» мы можем посмотреть на войну глазами женщины.

Истинное восхищение вызывают подвиги женщин, которые становятся еще более значимыми, так как совершены хрупкими созданиями.

Женщины, сложив свои головы ради великого дела, сделали победу возможной, приблизили ее. Но гибель каждой женщины на войне - это трагедия.Вечная слава и память им! Проблема нравственного выбора Особую роль в литературе о войне в семидесятые годы сыграл В. Быков - белорусский писатель, чье творчество стало неотъемлемой частью и русской литературы (случай, кажется, не имеющий претендентов в истории литературы). В. Быков - художник трагический.

Он сосредоточен на исследовании социально-нравственных коллизий, раскаленных добела тотальной, истребительной войной гитлеровской Германии, он стремится выяснить, что в нечеловеческих обстоятельствах происходит с человеком. Локальность места действия, краткая временная протяженность изображаемых событий, немногочисленность персонажей - таковы структурные особенности быковских персонажей и повестей.Сюжеты в его повестях раскручиваются стремительно и непредсказуемо, как в реальной партизанской жизни, где человек не ведал, в какой крутой переплет, в какой капкан может попасть на ближайшей опушке леса или за поворотом ведущей к глухому хутору дороги.

Столкновение взглядов, позиций, принципов поведения персонажей отличается крайней остротой и драматизмом, потому что его героям приходится действовать на свой страх и риск, без команды и приказа, когда над ними нет начальства, когда никто не может разделить с ними ответственность за их действия.В. Быков стремится докопаться до первопричин, корней, нравственной подоплеки тех или иных поступков - верности и предательства, злодейства и человечности, мужества и слабодушия проникнуть в скрытую при обычном течении жизни и обнаженную жестокими испытаниями глубинную суть характеров.

Не зря о повестях В. Быкова проницательные критики писали, что они не только о войне… Возможно, через много лет люди вновь вернутся к теме Великой Отечественной войны.Но они смогут восстановить события, лишь изучив документы, мемуары.

Это будет потом А сейчас ещё живы те, кто мужественно встал на защиту нашей страны летом 1941 года. Ещё свежи воспоминания об ужасах войны в их сердцах. Таким человеком можно назвать и Василя Быкова. В. Быков изображает войну и человека на войне - «без прикрас, без бахвальства, без лакировки какова она есть». В его произведениях нет напыщенности, излишней торжественности.Автор пишет о войне как очевидец, как человек, испытавший и горечь поражений, и тяжесть потерь и утрат, и радость победы.

Его, по собственному признанию, интересует не технология боя, а нравственный мир человека, поведение его на войне в кризисных, трагических, безвыходных ситуациях. Его произведения объединяет одна общая идея - идея выбора. Выбора между смертью, но смертью героя, и трусливым, жалким существованием.Писателя интересует то жестоко - суровое испытание, которое должен пройти каждый из его героев: сможет ли он не щадить себя, чтобы выполнить свой долг перед Родиной, свои обязанности гражданина и патриота? Война и была такой проверкой человека на прочность идейную и моральную.

На примере повести Быкова «Сотников» мы рассмотрим трудную проблему героического выбора. Два главных героя, два партизана Но как они различаются по своему мироощущению! Рыбак - бывалый партизан, рисковавший своей жизнью не один раз. Сотников, вызвавшийся на задание отчасти из-за своего самолюбия. Больной, он не захотел рассказать об этом командиру.Рыбак спросил, почему он смолчал, тогда, как два других отказались, на что Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались». С первых строк повести, кажется, что оба героя до самого конца будут играть положительную роль. Они храбры, готовы пожертвовать своей жизнью ради цели, с самого начала чувствуется их довольно доброе отношение друг к другу.

Но постепенно ситуация начинает меняться. Быков медленно раскрывает характер Рыбака.Первые признаки чего-то настораживающего появляются в сцене разговора с деревенским старостой.

Рыбак собрался расстрелять старика, но, узнав, что не ему первому это пришло в голову, тушуется (« он не хотел уподобляться кому-то. Свои намерения он считал справедливыми, но, обнаружив чьи-то, похожие на свои, воспринимал собственные уже в несколько другом свете»). Это первый штрих в формировании образа Рыбака. Ночью Рыбак и Сотников натыкаются на полицаев. Поведение Рыбака - второй штрих.Быков пишет: «Как всегда, в минуту наибольшей опасности каждый заботился о себе, брал свою судьбу в собственные руки. Что до Рыбака, то который уже раз за войну его выручали ноги». Сотников отстает, попадает под обстрел, а его напарник бежит, спасая свою шкуру.

И лишь одна мысль заставляет Рыбака вернуться: он думает о том, что он скажет товарищам, которые остались в лесу На исходе ночи партизаны доходят до очередной деревеньки, где их прячет женщина с детьми. Но и тут их обнаруживают полицаи.И снова одна мысль у Рыбака: « вдруг ему захотелось, чтобы первым поднялся Сотников.

Все - таки он ранен и болен, к тому же именно он кашлем выдал обоих, ему куда с большим основанием годилось сдаваться в плен». И выбраться с чердака его заставляет лишь страх перед смертью. Штрих третий. Самым же ярким, содержательным эпизодом является сцена допроса. И как же различается поведение героев! Сотников мужественно терпит пытки, но даже мысль не промелькнула в его голове о том, чтобы предать товарищей. Сотников не боится ни смерти, ни своих мучителей.Он не только пытается взять на себя вину других и тем спасти их для него важно достойно умереть.

Его главная цель - положить душу «за други своя», не стараясь купить себе мольбами или предательством недостойную жизнь. А Рыбак? С самого начала допроса он лебезит перед следователем, с готовностью отвечает на вопросы, хотя и пытается приврать.Рыбак, всегда прежде находивший выход из любого положения, пытается перехитрить врага, не понимая, что, встав на подобный путь, он неминуемо придет к предательству, потому что собственное спасение уже поставил выше законов чести, товарищества.

Оказавшись в безвыходной ситуации, Рыбак перед лицом неминуемой смерти струсил, предпочтя звериную жизнь человеческой смерти. Когда следователь Портнов предлагает ему стать полицаем, Рыбак задумывается над этим. «Сквозь минутное замешательство в себе он вдруг ясно ощутил свободу, простор, даже легкое дуновение свежего ветра в поле». Он стал лелеять надежду на то, что ему удастся бежать.В подвале герои снова встречаются.

Рыбак просит Сотникова, чтобы тот подтвердил его показания. В его голову прокрадывается позорная мысль: « если Сотников умрет, то его, Рыбака, шансы значительно улучшатся. Он сможет сказать, что вздумается, других здесь свидетелей нет». Он понимал всю бесчеловечность своих мыслей, но то, что ему от этого будет лучше, затмевало все «против». Рыбак утешал себя тем, что, если вывернется, рассчитается за жизнь Сотникова и за свои страхи.И вот наступает день казни Вместе с партизанами на виселицу должны пойти и ни в чем не повинные люди: женщина, укрывавшая их, деревенский староста, еврейская девочка Бася. И тогда Сотников принимает единственное верное для себя решение. На ступенях виселицы он признается в том, что является партизаном, что это он прошлой ночью ранил полицая.

Рыбак же полностью раскрывает свою сущность, делая отчаянную попытку сохранить свою жизнь.Он соглашается стать полицаем Но это ещё не все. Рыбак переступает последнюю грань, когда собственноручно убивает своего товарища.

Финал повести. Рыбак решает повеситься. Его мучает совесть, которую он не смог заглушить. Спасая себя, он не только казнит бывшего товарища - у него не хватает решимости даже на иудину смерть: символично, что повеситься он пытается в уборной, даже в какой - то миг почти готов броситься головой вниз – но не решается.Однако духовно Рыбак уже мертв («И хотя оставили в живых, но в некотором отношении также ликвидировали»), и самоубийство все равно не спасло бы его от позорного клейма предателя.

Но даже тут Быков показывает нам, что раскаяние не было искренним: решив умереть, Рыбак не может расстаться со столь ценной для него жизнью, ради которой он предал самое святое - воинскую дружбу и свою честь. Герои Василя Быкова преподают нам уроки чести, мужества, человечности. Человек всегда должен делать выбор - война делает этот выбор трагическим.Но суть остается той же, она не меняется, так как любимые герои Быкова следуют лишь зову своего сердца, поступают честно и благородно. И только тогда человека можно назвать «героем» в самом лучшем смысле этого слова.

Русский характер У М. В. Исаковского есть стихотворение: Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? Очень похожую на эту семейную трагедию услышал Михаил Шолохов в первый послевоенный год. Однажды около речной переправы писатель встретил мужчину с мальчиком. Они закурили, разговорились.И мужчина, приняв Шолохова за своего брата – шофёра, поведал о тягостной судьбе.

Эта встреча взволновала писателя, и он задумал написать рассказ. Но только через десять лет замысел был реализован. Так в 1956 году вышел в свет рассказ "Судьба человека". Он сразу же привлёк внимание читателей, ведь война ещё была свежа в их памяти. "Судьба человека". Уже в самом названии писатель концентрирует основную мысль произведения.С первых страниц мы узнаём, что это рассказ о судьбе рядового, обыкновенного русского человека Андрея Соколова, о его жизни, полной лишений и тяжёлых испытаний.

Русский человек прошёл через все ужасы войны и остался Человеком, а это далеко не всем удавалось! Автор рисует нам Андрея Соколова как человека огромного обаяния. Уже в начале рассказа Шолохов даёт почувствовать, что мы видим человека доброго и сильного, простого и открытого, скромного и нежного. Он – ровесник века. С детства узнал, почём фунт лиха, в гражданскую войну сражался против врагов советской власти.Потом работал, работал, работал… Судьба отблагодарила Андрея за его доброту, человечность, трудолюбие: прекрасная жена – друг, замечательные дочери, талантливый сын, в доме достаток.

Но недолго пришлось Андрею греться у очага, созданного им с такой любовью. Война разрушила счастье. В начале войны, в первые её месяцы, он был дважды ранен, контужен и, наконец, самое страшное – попал в плен. Герою пришлось испытать нечеловеческие физические и духовные муки, тяготы, терзания.Но и здесь, в обстановке, потребовавшей мобилизации всех духовных сил, когда, казалось бы, невозможно было сохранить человеческое достоинство, когда, казалось бы, иные проявления невозможны, кроме инстинкта самосохранения, с необыкновенной силой проявились духовная мощь, благородство, красота и величие русского солдата Андрея Соколова.

Подтверждением сказанному является эпизод, где он нравственно побеждает фашиста Мюллера.Андрей Соколов знает, что его ведут на расстрел, и ему трудно с жизнью расставаться, но он вёл себя так, что вызвал уважение даже такого матёрого фашиста, как Мюллер.

Находясь в плену, Андрей постоянно думает о побеге, но это не только стремление обрести личную свободу. Его мысли направлены на то, чтобы помочь своим. И удалось задуманное! Он не только сам смог выбраться на свободу, но и прихватил с собой немецкого майора с очень важными документами.После побега из плена, целуя родную землю и задыхаясь о радости, Андрей ещё не знал, что война нанесла ему новый удар – в Воронеже от фашистской бомбы погибла его семья.

У Шолохова есть зарисовка, имеющая символический смысл: на войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу. Вот поляна. Смерть властвует на ней. Сосна падает от снаряда, как скошенная. По- своему переносит страшнейший огонь дуб: " Рваная зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина… весною ожила и покрылась свежей листвой". Судьба дуба – это судьба Андрея Соколова. Война исказила его жизнь, но не сломила.Он не утратил любви к людям, нашёл в себе силы возвратиться к жизни.

Появилась и у Андрея Соколова радость. Полюбился ему заброшенный, "этакий маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку,… нечёсаный, а глазёнки, как звёздочки ночью после дождя" рассказывает Соколов, и в самом тоне его рассказа мы чувствуем, как он не равнодушен к человеческой судьбе. И вот Андрей Соколов уже готов усыновить этого беспризорного мальчишку. Жизнь снова обрела смысл.Андрей оттаивает сердцем и душой. "Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…Что – то ждёт их впереди?" В финале рассказа слышится тревога: поединок человека с судьбой ещё не окончен и финал неизвестен.

Но сам характер повествования убеждает в том, что "русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит…" Эта авторская уверенность в силе русского характера определяет проблематику рассказа, и прежде всего главную его тему, вынесенную в заглавие.Заключение Прочитав разные произведения о войне, и дающие широкое, панорамное видение войны (трилогия К. Симонова "Живые и мёртвые", роман А. Чаковского " Блокада"), и изображающие частные события, приходишь к выводу, что всегда в центре художественного мира писателя остается человек в пространстве и времени войны.

Обстоятельства, сопряженные с этим временем и пространством, побуждают и вынуждают человека к подлинному бытию. В нем есть то, что вызывает восхищение, и то, что отвращает и страшит. Но и то и другое - подлинно.В этом пространстве выбран тот скоротечный час, когда человеку не за что и не за кого спрятаться, и он - действует.

Это время движения и действия. Время поражения и победы. Время сопротивления обстоятельствам во имя свободы, человечности и достоинства.Не все герои выдерживают это испытание обстоятельствами, разделяясь на "живых" – тех, кто не потерял своей живой души, чья жизнь прожита не зря, кто жив в памяти благодарных потомков, и "мёртвых" – предателей, трусов, подлецов без чести и совести. Неслучайно К. Симонов свою трилогию о войне называет именно этими ключевыми словами – "Живые и мёртвые". К сожалению, и в мирной жизни человек не всегда остается человеком.

Возможно, прочитав некоторые произведения военной прозы, многие задумаются над вопросом человечности и нравственности, поймут, что оставаться человеком - самая достойная цель жизни. Об этом заставляют задуматься повести В. Быкова, В. Распутина.Наша страна одержала победу над Германией только благодаря смелости народа, его терпению и страданиям.

Война искалечила жизнь каждого, кто хоть какое-то отношение к ней имел. Не только Великая Отечественная война принесла столько страданий. Сегодня такие же страдания причиняет и война в Чечне и в Ираке. Там гибнут молодые люди, наши ровесники, которые еще ничего не сделали ни для своей страны, ни для семьи. Даже если человек приходит с войны живым, он все равно не может жить обычной жизнью.Тот, кто когда - либо убивал, даже не по своей воле, уже никогда не сможет жить как обычный человек, недаром их называют «потерянным поколением». Я считаю, что войны не должно быть вообще никогда.

Она приносит только боль и страдания.Все нужно улаживать мирным путем без крови и слез, страданий и горя. Но если враг поднимет меч, то я уверен, что многие воскликнут: " Кто с мечом на Русь пришёл, тот от меча и погибнет!" Использованная литература 1.Агеносов В.В. Русская литература ХХ века: учебник для общеобразовательных учебных заведений Москва: «Дрофа», 1998г. 2.Крупина Н.Л. Тема войны в отечественной литературе//Литература в школе: научно-методический журнал Москва: «Алмаз-пресс», 2000г. 3.Крупина Н.Л. Тема войны в отечественной литературе//Литература в школе: научно-методический журнал Москва: «Алмаз-пресс», 2000г. 4.Духан Я.С. Великая Отечественная Война в прозе 70-80-х годов.

Ленинград «Знание» 1982г. 5.Михаил Сильников. Во славу павших, во имя живущих. Москва «Молодая гвардия», 1985г.

– Конец работы –

Используемые теги: Человек, войне0.056

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Человек на войне

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы... Нравственные качества настоящего... Судьба человека...

Война за испанское наследство. Война за австрийское наследство. Семилетняя война
Средние века - 3 основные направления деятельности Рима 1. За обладание всей политической светской властью в Европе.Монарх - наместник Рима, каждый… Крепнут города, которые поддерживают сильную государственную власть. Церковь в… Жёсткое соперничество за благосклонность папы. Нарастание национально-государственных тенденций. Споры были…

Человек – высшая ценность Все во имя человека: ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
Человек мера всех вещей Все для блага человека... Р В Насыров... Человек высшая ценность Все во имя человека...

Человек в огне Гражданской войны (по произведениям русской литературы XX века)
Однако мне более интересна точка зрения писателя — сторонника революции. Действительно, интересный феномен: человек, воспитанный в традициях русской… Они абсолютно разные люди: Морозка шахтер во втором поколении, а Мечик… Жизнь казалась Морозке простой, немудрящей. Когда Мечик стал равноправным членом отряда, он сразу же разочаровался.…

Вторая мировая война и начало Великой Отечественной Войны Советского Союза
Между тем события, которые развертывались на международной арене всё отчетливее обнаруживали втягивание мировых держав в орбиту военной эскалации.… Началась Великая Отечественная война против гитлеровской Германии и ее… Из всех крупных сражений Великой Отечественной войны Московская битва была первым ярким предвестником победы. 1.…

Война и экология. Конфликт между природой и человеком в период военных столкновений
Едва выделившись как особенный вид животных, люди стали немедленно конкурировать друг с другом за лучшую территорию с чисто челове- чески зверством,… Но постепенно средства производства совершенствовались, и люди, перестав быть… Рвы разрушали структуру почвы, нарушали территориальные участки ее обитателей кроме того, нарушение целости дерна…

"Человек на войне" на примере "Сашки" Кондратьева
Случаются дни, когда снова подступает она вплотную, и некуда от нее деваться. Так было и у Вячеслава Кондратьева, это и толкнуло его к перу. Только… Повесть эта, составившая имя Вячеславу Кондратьеву, и сейчас, когда перед нами… А тем, кому повезет, кто вернется отсюда живым, запомнится оно навсегда во всех подробностях - каждая ложбинка, каждый…

Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты
Обращаясь к классическому наследию философской и социологической мысли, мы еще раз убеждаемся, что основанием гуманитарных наук был и остается… И теперь, более чем 250 лет после написания Ж.Ж.Руссо Прогулок одинокого… Это - системное многообразие знаний о человеке, синергии процесса и результата его творческой активности в мире. Оно…

Человек на войне
Война Как много говорит это слово. Война это страдание матерей,сотни погибших, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да инам, не… Бороться за мир обязанность всех живущих на Земле,поэтому одной из важнейших… Эта тема сложна,многообразна, неисчерпаема. Задача современных литераторов, пишущих о войне, -огромна.Им необходимо…

Великая Отечественная война в рамках 2-й мировой войны
В 30е годы трудно было оценить масштаб надвигающейся угрозы мировому порядку. Для обеспечения своей безопасности СССР проводил политику по… Переговоры велись с Англией, Францией, но капиталистические страны, не желая… Для поддержания внутренней идеологи коммунистический режим СССР развивал внутри страны пропаганду внешнего…

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам