Некрасов

Родился Некрасов 28 ноября (10 декабря по новому стилю) 1821 года на Украине, где служил тогда его отец. Вскоре майор Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824 года вернулся с семьей в родные места. В Грешневе он начал обычную жизнь мелко поместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных.Человек крутого нрава и деспотического характера, он не щадил своих подчиненных. Досталось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная.

Горячо любившая детей, ради их счастья и спокойствия, ради их будущего она терпеливо сносила и в меру своих слабых сил смягчала царивший в доме произвол.Крепостническое самодурство в те годы было явлением обычным, почти повсеместным, но с детских лет глубоко уязвило оно душу поэта, потому что жертвой оказался не только он сам, не только грешневские крестьяне и дворовые, но и любимая «русокудрая, голубоокая» мать поэта.

Но и от своего отца Некрасов унаследовал некоторые положительные качества – силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели. От Алексея Сергеевича Некрасов с детских лет заразился и охотничьей страстью, той самой, которая в последствии пуще всех других способствовала искреннему, сердечному сближению его с мужиком.Именно в Грешневе завязалась глубокая дружба Некрасова на протяжении всей жизни поэта: Приятно встретиться в столице шумной с другом Зимой, Но друга увидать идущего за плугом В деревне в летний зной, – Стократ приятнее.

Так писал Некрасов летом 1861 года в Грешневе, куда он часто наезжал после примирения с отцом. Ссора с ним произошла по известному и весьма характерному поводу. Рано стал тяготиться Некрасов крепостническим произволом отца, рано стал заявлять свое несогласие с отцовским образом жизни. В Ярославской гимназии он уже целиком отдался второй любимой страсти, унаследованной от матери, – литературе, театру.Юноша не только много читал, но и пробовал свои силы на литературном поприще.

К моменту решающего поворота в его судьбе у Некрасова была тетрадь собственных стихов, написанных в подражание модным тогда романтическим поэтам: Я отроком покинул отчий дом (За славой я в столицу торопился)… «Мать» 20 июля 1838 года шестнадцатилетний Некрасов отправился в дальний путь с «заветной тетрадью». Вопреки воле отца, желавшего видеть сына в военном учебном заведении, Некрасов решил поступить в университет.Узнав о его намерении, Алексей Сергеевич пришел в ярость, отправил сыну письмо с угрозой лишить его всякой материальной поддержки и помощи.

Но крутой характер отца столкнулся с решительным нравом сына. Наступил разрыв: Некрасов остался в Петербурге один, без всякой поддержки и опоры.Началась жизнь, совершенно не похожая на жизнь обычного дворянского сына. Будущий поэт сам избрал для себя путь тернистый, типичный скорее для бедного человека из низов, разночинца, тяжким трудом пробивающего себе дорогу.

Неудовлетворительная подготовка в Ярославской гимназии не позволила ему выдержать экзамены в университет, но упорный Некрасов определился вольнослушателем и в течение трех лет посещал занятия на филологическом факультете. «Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова.И в самом деле, неудач было слишком много: провал на экзаменах в университет, разнос в критике первого сборника подражательных, ученических стихов «Мечты и звуки», полуголодное существование, наконец, поденная, черновая работа в столичных журналах, работа ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения.

Но одновременно «хождение по мукам» формировало стойкий и мужественный характер, закалило поэта, а главное – открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, но только не в деревенском, а в городском, отходническом их быту. В поисках заработка, на первых порах петербургской жизни частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой народ: торговали своими изделиями ремесленники-мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сел и деревень.

За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы, а одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России.С накоплением жизненных впечатлений шло накопление литературных сил, уже опирающихся на глубокое понимание общественной несправедливости: Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Литературный талант Некрасова подмечает издатель театрального журнала «Репертуар и пантеон» Ф. А. Кони. Не без его поддержки юноша пробует силы в театральной критике, но обретает некоторую популярность как автор стихотворных фельетонов («Говорун», «Чиновник») и водевилей («Актер», «Петербургский ростовщик»). В этих произведениях Некрасов ищет и подчас находит демократического зрителя и читателя.

Увлечение драматургией не проходит бесследно и для его поэтического творчества: драматический элемент пронизывает некрасовскую лирику, отражается в поэмах «Русские женщины», «Современники», «Кому на Руси жить хорошо». В ходе этого духовного возмужания судьба свела Некрасова с человеком, которого до конца дней он считал своим учителем, перед кем смиренно «преклонял колени». Поэт встретился с русским критиком В. Г. Белинским в 1843 году, когда «неистовый Виссарион», как его называли друзья, был страстно увлечен утопическим социализмом и клеймил существующее в России общественное неравенство: «Что мне в том, что для избранных есть блаженство, когда большая часть и не подозревает его возможности?» – говорил Белинский юному Некрасову. – Горе, тяжелое горе овладевает мною при виде босоногих мальчишек, играющих на улице в бабки, и оборванных нищих, и пьяного извозчика, и идущего с развода солдата, и бегущего с портфелем под мышкою чиновника…» Сильно подействовали на восприимчивого юношу социалистические убеждения Белинского.

Ведь горькую долю бесприютного бедняка Некрасов испытал на своем собственном опыте: петербургские мытарства научили его в каждом нищем видеть своего собрата, искренне сострадать несчастьям и бедам народным, глубоко любить «золотое народное сердце». Социалистические идеи пали на благодатную почву, они нашли в душе поэта самый прямой и прочувственный отклик.

Впоследствии Некрасов заплатил щедрую дань любви и благодарности своему учителю в стихотворении «Памяти Белинского», в поэме «В. Г. Белинский», в сценах из лирической комедии «Медвежья охота». В 1847 году Некрасов становится редактором журнала «Современник». На страницах «Современника» при Николае Алексеевиче прославились такие имена, как И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. И. Герцен, печатали свои произведения А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский. С первых лет приобретения журнала Некрасов был не только его редактором, но и одним из основных авторов.

Он публиковал здесь свои поэтические и прозаические произведения, критические работы.

Много помогал молодым писателям, бедным оказывал материальную помощь. Редактор и сотрудники работали дружно, все больше писателей собиралось вокруг журнала. Его популярность росла. Журнал ждали и любили по все России.Однако в годы «мрачного десятилетия» (1848 – 1855) правительство Николая I стремилось искоренить всякую «крамолу». Ужесточилась цензура.

Ходили всякие слухи о предстоящем запрещении журнала «Современник». Огромными усилиями Некрасову удавалось сохранить журнал. Тяжесть положения усугублялась тем, что Герцен вынужден был уехать за границу. В 1848 году умер Белинский. В 1862 году «за вредное направление» издание «Современника» было запрещено на восемь месяцев.Некрасов продолжал отчаянно бороться за спасение своего детища, не собираясь при этом менять его направление.

И действительно, в 1863 году в первых номерах было опубликован роман Чернышевского «Что делать?». С 1868 года и до конца жизни Некрасов был бессменным редактором журнала «Отечественные записки», который он и его соратники арендовали полтора года назад у А. А. Краевского, стремясь объединить лучшие литературные силы 70-х годов.Достойным финалом поэтического творчества Некрасова явилась эпопея «Кому на Руси жить хорошо» (1865 (63) – 1877). Композиция этого произведения строится из отдельных автономных частей и глав – «Пролог.

Часть первая», «Крестьянка», «Последыш» и «Пир – на весь мир». Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по просторам Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» Эпопею можно продолжать до бесконечности, но можно и точку поставить на каком-то высоком отрезке ее путь. Некрасов это прекрасно понимал и даже поэтически выразил это понимание в «Коробейниках»: Вся-то песня – два словца, А запой ее, детинушка, Не дотянешь до конца! Эту песенку мудреную Тот до слова допоет, Кто всю землю, Русь крещеную, Из конца в конец пройдет.

Сам ее Христов угодничек Не допел – спит вечным сном. «Коробейники» «Еще 2/3 работы впереди», – сказал поэт тогда в письме к Жемчужникову.Границы произведения он видел, но границы внутри отдельных частей мог раздвигать, оставляя за собой это право подзаголовками: «Из второй части», «Из третьей части». Но 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) Некрасова Николая Алексеевича не стало.

Виной тому стала смертельная болезнь – рак спинного мозга. Его похороны превратились в стихийное бедствие. До кладбища в Петербурге его провожали, несмотря на сильный мороз, несколько тысяч человек.Когда Достоевский произнес, что Некрасова как поэта можно поставить вслед за Пушкиным и Лермонтовым, из толпы раздались голоса: «Выше! Выше!» Используемая литература: Лебедев Ю. В. русская литература XIX века: 2-я половина: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990. –- 288с. – ISBN 5-09-0025994-0 Литература: Учебн хрестоматия для 9 кл.: В 2 ч.: Ч. II; Л64 / Авт сост. Е. В. Перевозная, Н. Н. Ковалева, С. Н. Каратай. – Мн.: НМЦентр, 1999. – 528с.: ил. ISBN 985-449-007-6.