Литература Древнего Египта

Литература Древнего Египта Когда думаешь о Древнем Египте, в сознании возникают пирамиды и молчаливое солнце, зеркало песков и чёткие силуэты путешественников, поднимающих ногами тучи пыли. В прохладе пирамид - мумии фараонов, жрецы, что-то ведающие о тайне смерти и обладающие огромной властью над жизнью. Загадочные иероглифы будто оставлены неутомимым жуком-скарабеем.Чёрная земля вечности беседует с луной и покорно слушает солнце. После того, как француз Шампольон в начале 19в. Расшифровал иероглифы, перед человечеством предстала неизвестная новым народам богатая культура древних египтян.

К памятниках литературы древнего царства (3 тыс. до н.э.) относятся «Книги пирамид» - надписи на древнеегипетском языке в погребальных помещениях пирамид, адресованные покойному, сообщающие ему магические формулы и указывающие на те действия, которые он должен совершить в загробном мире. Уже в этих первых текстах обозначилась главная тема и назначение древнеегипетской литературы (и-шире-искусства): культ мёртвых, борьба со временем, преодоление смерти и достижение вечной жизни.

Анализ текстов обнаруживает в них фольклорные художестве6нные средства: повторы, сохранение архаизмов, параллелизм, аллитерации.Традиция этих текстов была продолжена в «Книгах саркофагов» (Среднее царство, на среднеегипетском языке) и в «Книге Мёртвых» (15в. До н.э Новое царство, на новоегипетском языке).В последней важное место отводится оправдательным речам умершего перед судом загробного царства во главе с богом Осирисом.

В предназначенных для произнесения формулах нет последовательного движения от главного к неглавному и, наоборот, нет определённой сгруппированности грехов; есть повторы, близкие по смыслу формулы. В обширной дидактической литературе тот же материал выступает в виде предписаний. Из различных текстов можно судить о том, как представляли себе древние египтяне человека и окружающий мир. Живой фараон отождествлялся египтянами с богом Гором, а мёртвый – с Осирисом.Человек воспринимается как совокупность сах(тела),шуит(тени), рен(имени), ах, ба, ка. Ах – загробное воплощение человека, в ах превращается фараон после смерти(«Книга пирамид»).Для достижения вечной жизни важно сберечь сах(отсюда искусства мумификации), не потерять кА, но особенно важно сохранить рен - имя. Чтобы отомстить врагу, египтяне могли, например, стереть его имя со статуи и написать другое – это полностью уничтожало противника.

Вот почему труд писцов считался таким почётным. Из дошедших до нас памятников нельзя получить ясное представление о мифологии египтян.

Сама эта мифология не сложилась в стройную систему.Однако можно выделить центральный миф-миф об Осирисе, умирающем и воскресающем боге. В литературу Древнего Египта можно найти истоки и других жанров – путевых заметок, басни и др. Влияние египетской литературы обнаруживается в текстах Библии, в диалогах Платона (возможно изложенное им сказание об Атлантиде-египетского происхождения), в произведениях Апулея и т.д.