рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психологизм романа М.Ю. Лермонтова

Психологизм романа М.Ю. Лермонтова - раздел Литература, Трояновский Д.в. 2 Курс 2 Группа. Психологизм Романа М.ю. Лермонтова «Герой ...

Трояновский Д.В. 2 курс 2 группа. Психологизм романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1830-е годы. Близится к окончанию покорение Кавказа. Проезжая на перекладных из Тифлиса, автор романа встречает ветерана Кавказской войны, штабс-капитана Максима Максимыча.Этот персонаж много лет был комендантом крепости в Чечне. Пусть и преисполненная опасностей, гарнизонная жизнь была довольно скучной и однообразной, до тех пор, пока в крепости ни появился Григорий Александрович Печорин, главный герой романа, двадцатипятилетний прапорщик, прослуживший в той части около года. Печорина не зря зовут «героем нашего времени». Как и многие молодые дворяне в тот период, он во всем разочаровался, ему надоел высший свет Петербурга, бесконечные балы, лицемерные знатные дамы, пустая болтовня и бессмысленное времяпрепровождение.

Такой вот «страдающий эгоист», классический герой Байрона и его подражателей, отправился на войну, чтобы под свистом горских пуль, в окружении диких гор и смертельной опасности отвлечься от опостылевшей жизненной суеты.

Но и на Кавказе Печорину не нашлось места. Он пошел на невероятную авантюру, похитив дочь местного князя, красавицу Бэлу и расплатившись за нее лихим конем Карагезом, украденным у удальца Казбича. Вскоре герой, однако, понял, что чувства дикарки не нужны ему, так же как и любовь дворянской барышни. Мудрый Максим Максимыч заранее предчувствовал беду, и она случилась – Бэла погибла.Совершенно неожиданно автор видит самого Печорина, и именно тогда понимает что он – «герой нашего времени». Молодой человек удивительно холодно реагирует на радостные приветствия Максима Максимыча, встречающего Печорина с распростертыми объятьями.

Вскоре Печорин вовсе уезжает прочь, оставляя автору и Максиму Максимычу свой дневник.Огорченный неприветливостью свое старого знакомого, штабс-капитан сначала хочет пустить записи на патроны, но автор убеждает его уступить документы ему. Благодаря этому читатели узнают о былых похождениях героя, разочаровавшегося в российской дворянской жизни, типичного представителя молодого поколения периода, начавшегося после разгрома декабристов.

Покинув постоялый двор, Печорин направляется в Персию, умирает на обратном пути оттуда, после чего автор книги и публикует его дневник. В «Тамани», первой из печоринских записок, раскрывается характер главного героя как безрассудного искателя приключений, готового без всякого повода пожертвовать собственной жизнью.Печорин идет на риск и начинает следить за странно себя ведущими жителями хаты, где он был расквартирован вместе с денщиком.

Загадочное ночное романтическое приключение на морском берегу дает простой ответ на мучивший Печорина вопрос – хозяева дома оказались обычными контрабандистами. Дальше герой нашего времени вновь идет на риск – отправляется в ночное путешествие по неспокойному морю вместе с девушкой – контрабандисткой.Печорин не умеет плавать, и вся романтическая прогулка была задумана злоумышленниками для того, чтобы сгубить офицера.

Герой едва остается жив, к тому же «слепой» мальчишка (также один из контрабандистов) похищает у него все ценные вещи. После этого происходят уже упоминавшиеся в повести «Бэла» эпизоды в гарнизоне Максима Максимыча, затем Печорин направляется в Кисловодск, где разворачиваются события «Княжны Мери». Приехав на воды, офицер знакомится с романтически настроенным юнкером Грушницким и доктором Вернером.Скептицизм и язвительность последнего сразу приходятся Печорину по вкусу.

Поскольку неподалеку идет война, общество на курорте собралось в основном мужское, офицерское. Дам в Кисловодске совсем немного, и первой красавицей среди них является юная княжна Мери, дочь богатой московской барыни, любительницы всего английского. И здесь в полной мере проявляется эгоизм Печорина и его свойство губить не только себя, но и других. Когда Мери оказывает Грушницкому знаки внимания, герой сразу вспыхивает завистью.Нет, он не влюбился в очаровательную княжну, Печорин просто не мог вынести мысли, что самое лучшее (пусть и в пределах одного отдельно взятого города) может принадлежать не ему, а кому-то другому.

Именно поэтому, а так же просто от нечего делать он начинает «кампанию» по завоеванию сердца княжны. В кратчайшие сроки Печорину действительно удается влюбить в себя юную барышню, уязвив тем самым самолюбие слишком удачливого георгиевского кавалера Грушницкого и потешив свое собственное.Потом был приезд бывшей возлюбленной героя, Веры, и образование любовного четырехугольника: Печорин – Вера – Мери – Грушницкий.

Герой утверждает Вере, что не любит Мери, но та понимает, что это не так. Она ревнует своего бывшего любовника (хотя сама героиня уже замужем) и назначает ему свидание. Грушницкий с компанией обнаруживают Печорина и решают, что он пришел к Мери. В такой ситуации у молодых офицеров оставался только один выход – драться на дуэли.Судьба распорядилась так, что стрелявший первым Грушницкий промахнулся с шести шагов, а Печорин ответным выстрелом убил своего врага.

После того как ситуация была предана огласке, Вера с мужем немедленно уехали. Печорин был в отчаянии. Он грубо отверг объяснения Мери в любви, тяжко оскорбив девушку. Себе он признавался, что был не в силах расстаться со своей свободой. Той, что столь многим принесла горе, беды, страдания и смерть.В «Фаталисте», заключительной по сюжету, хотя не последней по фабуле части романа (ее действие происходит примерно в то же время, что и «Бэла») Печорин становится участником смертельной игры. Серб Вулич, фаталист по складу, предлагает офицерам - собутыльникам, сидящим на квартире в казачьей станице, куда и занесло Печорина из крепости Максима Максимыча, страшное пари. Зарядив пистолет, он приставляет его к своему лбу, и предлагает собравшимся заплатить за редкостное зрелище – испытание судьбы, которая не должна допустить его гибели, если в этот день Вуличу не предначертано умереть.

Никто из офицеров, разумеется, не хотел посылать товарища на верную смерть.

Никто кроме Печорина. Последний выложил все свои деньги ради того чтобы посмотреть на невиданный эксперимент. Была на то воля рока или нет, но Вулич действительно остался цел и невредим. Несмотря на это, Печорин во всеуслышание заявил, что серб умрет именно сегодня. Оскорбленный Вулич покинул общество офицеров, и, выйдя на улицу, тут же попал под шашку пьяного казака. Предсказание Печорина сбылось.После этого главный герой сам ввязался в игру с судьбой, взявшись задержать дебошира.

Как это много раз случалось на страницах романа, удача оказалась на стороне Печорина.Но Вулич погиб, а ведь, не окажись Печорин в обществе станичников, останься он в своем гарнизоне, тогда, возможно, не состоялось бы рискованного эксперимента, серб – фаталист не ушел бы раньше остальных, разбушевавшийся станичник протрезвел, компания мирно разошлась, и персонаж бы остался жив. По мнению самого главного героя, ему была уготована смерть от злой жены, однако этому не суждено было свершится – как уже говорилось, Печорин умер по невыясненным обстоятельствам, возвращаясь домой из Персии.

Таким образом, роман «Герой нашего времени» отличается глубоким психологизмом. Тщательно раскрыты образы не только ключевых персонажей, но и эпизодических действующих лиц. Хищная контрабандистка, прозванная героем «ундиной» (русалкой). Свободолюбивая и гордая Бэла, похищенная братом Азаматом для Печорина и замкнувшаяся в себе от неволи и унижения.Мэри, спасенная и погубленная Печориным и Вера, пожалуй, единственная женщина, которую главный герой любил по-настоящему (но, как и остальные его спутницы, она жестоко пострадала по вине бывшего возлюбленного). Серб Вулич – бретер, игрок и храбрец.

Доктор Вернер добр, пусть и скрывает свой нрав под маской цинизма. При этом, он всего лишь созерцатель. Ничтожность Грушницкого спрятана под романтической маской и позерством, что было очень распространено в те времена.Прочтя роман Лермонтова, Николай I счел героем времени не Печорина, а Максима Максимыча.

Эта позиция не лишена определенной логики – простой, прямодушный и честный офицер, прошедший немало битв вполне заслужил бы подобное звание, если бы не одно «но»: такие люди как Максим Максимыч могли быть и куда раньше и много позже действия этого произведения. Такие же, как Печорин – нет. Он – герой именно своей, «нашей» для Лермонтова эпохи.Эгоистичный, разрушительный, приносящий много зла, пусть и против своего желания, и при этом глубоко трагический, несчастный и страдающий – герой своего непростого времени.

– Конец работы –

Используемые теги: Психологизм, Романа, Лермонтова0.064

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психологизм романа М.Ю. Лермонтова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Неужели зло так привлекательно? (по роману Лермонтова "Герой нашего времени")
Но добро и зло это очень спорныепонятия. И многие философы, как древние, так и современные, пытались разрешитьзагадку добра и зла.Антон Шандор ЛаВей… Он хотел сказать, что зло в людском понимании это необязательно что-либо… У каждого человеческого сообщества, а быть может и у каждогочеловеческого индивидуума, эти понятия могут сильно…

Роман Германа Гессе “Степной волк” как результат перехода от традиционного романа к модернистскому
Научная доказательность этой мысли может быть достигнута на пути познания закономерностей эволюции романа . В числе особенностей модернистского… В русском литературоведении эта “литературная революция” начинается уже с… Не множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его…

О начитанности Печорина по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
И этот герой воплощен в образе Григория Александовича Печорина, русского офицера середины 19 века. Печорин – это человек сильной воли, отважный,… И хотя путь, который он избрал, не принес нему счастье, он все же остается… Истина осталась для него нераскрытой. Но в своем рационализме и стремлении к истине «герой нашего времени» проявляет…

Связь идейной проблематики лирики Лермонтова и его романа "Герой нашего времени"
Уже в раннийпериод творчества поэта волнует проблема свободы. Представление поэта о свободеменялось в течение жизни. Так, первые стихотворения носят… Так, в стихотворении Желание Лермонтов пишет Зачем я не птица, не ворон… Интересно, что дляпоэта воображаемый мир более реален, чем окружающая действительность. Обществомелькает как будто бы…

Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова " Герой нашего времени"
В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Время написания романа пришлось на период реакции,… Через два года после появления в печати “Героя нашего времени” А. И. Герцен… Лермонтовский Печорин имеет сходство с пушкинским Онегиным.Они оба устали от пустоты светской жизни.

Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание"
В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем… Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их… Так начинается роман Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.

Судьба доктора Сартанова в романе В. Вересаева "В тупике". История создания и публикации романа
Вокруг творчества В. Вересаева накопилось довольно много легенд, одни из них созданы литераторами, другие читателями, но все они очень живучи.Среди… Почему-то при этом не казалось странным, что В. Вересаев, долгие годы делом… Чтобы понять концепцию этих книг, чтобы получить ясное представление об основных вехах исканий Вересаева, о его…

Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Встречаются оба героя как старые приятели.Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры). При этом он… Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. С этого момента между… Грушницкий - пустозвон, он любит красивые слова и жесты. Ему хочется, чтобы жизнь напоминала сентиментальный роман. …

Мотивы лирики Лермонтова в романе "Герой нашего времени"
В чем суть завещания будущему такого поэта, как Лермонтов? Прежде всего, в том, что его творчество служило передовым идеям своего времени, добру,… Неудивительно, что философские взгляды часто находят свое отражение в… Стихи М. Ю. Лермонтова известный литератор В. Ходасевич назвал “ поэзией страдающей совести”. Совесть поэта чутко…

Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)
Большое место эта тема занимала и в произведениях советских писателей А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, пытавшихся сопоставить так или иначе… Образ Иисуса Христа в белом венчике из роз , идущего впереди отряда… С особенной силой и откровением религиозные мотивы прослеживаются в самых значительных и поистине эпохальных русских…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам