рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глинка М.И.

Глинка М.И. - раздел Литература, Михаил Иванович- Основоположник Русской Классической Музыки, Русского Белька...

Михаил Иванович- основоположник русской классической музыки, русского бельканто. М.И. Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском, в имении своих родителей, которое принадлежало его отцу - отставному капитану Ивану Николаевичу Глинке - расположенном в ста верстах * от Смоленска и в двадцати верстах * от небольшого города Ельни. С 1817 жил Глинка в Петербурге.Учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом училище (его гувернером был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер). Брал уроки игры на фортепиано у Дж. Филда и Ш. Майера, на скрипке - у Ф. Бема; позднее учился пению у Беллоли, теории композиции - у З. Дена. В 20-е гг. 19 века пользовался известностью у петербургской любителей музыки как певец и пианист.

В 1830-33 гг. Глинка совершил поездку в Италию и Германию, где познакомился с выдающимися композиторами: Г. Берлиозом, В. Беллини, Г. Доницетти.В 1836 Глинка —капельмейстер Придворной певческой капеллы (с 1839 в отставке). Овладение опытом отечественной и мировой музыкальной культуры, воздействие прогрессивных идей, распространившихся в период Отечественной войны 1812 и подготовки восстания декабристов, общение с выдающимися представителями литературы (А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым и др.), искусства, художественной критики способствовали расширению кругозора композитора и выработке новаторских эстетических основ его творчества.

Народно-реалистическое по своей устремленности творчество Глинки оказало влияние на дальнейшее развитие русской музыки.

В 1836 на сцене петербургского Большого театра была поставлена героико-патриотическая историческая опера Глинки "Иван Сусанин". Вопреки навязанной композитору концепции (либретто составлено бароном Г. Ф. Розеном в духе монархической официозности, по настоянию двора опера была названа "Жизнь за царя"), Глинка подчеркнул народное начало оперы, прославил крестьянина-патриота, величие характера, мужество и несгибаемую стойкость народа.В 1842 в том же театре состоялась премьера оперы " Руслан и Людмила". В этом произведении красочные картины славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой, ярко выраженные русские национальные черты с восточными мотивами (отсюда ведёт начало ориентализм в русской классической опере). Переосмыслив содержание шутливой, иронической юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка выдвинул на первый план величавые образы Древней Руси, богатырский дух и многогранную эмоционально богатую лирику. Оперы Глинки заложили основу и наметили пути развития русской оперной классики. "Иван Сусанин" - народная музыкальная трагедия на исторический сюжет, с напряжённым, действенным музыкально-драматическим развитием, "Руслан и Людмила" - волшебная опера-оратория с мерным чередованием широких, замкнутых вокально-симфонических сцен, с преобладанием эпических, повествовательных элементов. Оперы Глинки утвердили мировое значение русской музыки.

В области театральной музыки большую художественную ценность имеет музыка Глинки к трагедии Н. В. Кукольника "Князь Холмский" (пост. 1841, Александрийский театр, Петербург). В 1844-1848 гг. композитор проводит во Франции и Испании.

Эта поездка утвердила европейскую популярность русского гения. Большим почитателем его таланта становится Берлиоз, исполнивший весной 1845 г. произведения Глинки на своем концерте.

С успехом прошёл авторский концерт Глинки в Париже.Там же в 1848 году он написал симфоническую фантазию "Камаринская" с русскими народными темами.

Это необычайно жизнерадостная, полная юмора фантазия, наслаждаясь которой возникают ассоциации с русскими народными праздниками, народными инструментами и народным хоровым пением. "Камаринская" - это ещё и блестящая мастерская оркестровка. В Испании Михаил Иванович изучал культуру, нравы, язык испанского народа, записывал испанские фольклорные мелодии, наблюдал народные празднества и традиции.Итогом этих впечатлений были 2 симфонические увертюры: "Арагонская хота" (1845 г.) и "Воспоминание о Кастилии" (1848 г 2-я редакция - "Воспоминание о летней ночи в Мадриде", 1851 г.). Музыкальное искусство Глинки характеризуют полнота и разносторонность охвата жизненных явлений, обобщенность и выпуклость художественных образов, совершенство архитектоники и общий светлый, жизнеутверждающий тонус.

Его оркестровое письмо, сочетающее прозрачность и внушительность звучания, обладает яркой образностью, блеском и богатством красок. Мастерское владение оркестром разносторонне выявилось в сценической музыке (увертюра "Руслана и Людмилы") и в симфонических пьесах. "Вальс-фантазия" для оркестра (первоначально для фортепиано, 1839; оркестровые редакции 1845, 1856) - первый классический образец русского симфонического вальса. "Испанские увертюры" - "Арагонская хота" (1845) и " Ночь в Мадриде" (1848, 2-я редакция 1851)- положили начало разработке испанского музыкального фольклора в мировой симфонической музыке.

В скерцо для оркестра "Камаринская" (1848) синтезированы богатства русской народной музыки и высочайшие достижения профессионального мастерства.

Гармоничностью мироощущения отмечена вокальная лирика Глинки. Многоликая по темам и формам, она включила, помимо русской песенности - фундамента глинкинской мелодики также украинские, польские, финские, грузинские, испанские, итальянские мотивы, интонации, жанры.Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т. ч. "Не пой, красавица, при мне", "Я помню чудное мгновенье", "В крови горит огонь желанья", "Ночной зефир"), Жуковского (баллада "Ночной смотр"), Баратынского (" Не искушай меня без нужды"), Кукольника ("Сомнение" и цикл из 12 р омансов "Прощание с Петербургом"). Глинка создал около 80 произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли, вокальные этюды и упражнения, хоры. Ему принадлежат камерно-инструментальные ансамбли, в том числе 2 струнных квартета, Патетическое трио (для фортепиано, кларнета и фагота, 1832). Основным творческим принципам Глинки сохраняли верность последующие поколения русских композиторов, обогащавшие национальный музыкальный стиль новым содержанием и новыми выразительными средствами.

Под непосредственным влиянием Глинки - композитора и вокального педагога - сложилась русская вокальная школа.

У Глинки брали уроки пения и готовили с ним оперные партии и камерный репертуар певцы Н. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьева, А. П. Лодий, С. С. Гулак-Артемовский, Д. М. Леонова и др. А. Н. Серов записал его "Заметки об инструментовке" (1852, опубликованы 1856). Глинка оставил мемуары ("Записки", 1854-55, опубликована 1870). Глинка также посетил Берлин (1856-1857), Париж (1844-1845, 1852-1854), Испанию (1845-1947), Варшаву (1848, 1849-1851). Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине.

По настоянию младшей сестры М.И. Глинки Людмилы прах Глинки в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.

– Конец работы –

Используемые теги: Глинка0.038

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глинка М.И.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Романсы Михаила Ивановича Глинки
В ряду великихрусских композиторов, составляющих славу и гордость русской музыки, немеркнущимсветом сияет имя Михаила Ивановича Глинки. Он первым… Охватывающее широкий круг человеческихпереживаний, облач нное в гармонически… В последние месяцы 1824 годаГлинка сочинил романс Моя арфа . Автор считал его неудачной попыткой ипрозвал его…

Михаил Иванович Глинка–солнце русской музыки
Зимой Глинка часто посещал концерты и оперу, а летом приезжал на каникулы в имение. В его распоряжении находился дядин оркестр, с которым Глинка на… Необременительные служебные обязанности не мешали Глинке заниматься любимым… В.А. Жуковским, А.Мицкевичем и др. С детства Глинка близко соприкасался с народным музыкальным творчеством. В годы…

Михаил Иванович Глинка
Разнообразное по жанрам вокальное творчество Глинки – бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики. Первым из русских… УВо многих отношениях Глинка писал В. В. Стасов имеет в русской музыке такое… В последние месяцы 1824 года Глинка сочинил романс УМоя арфаФ. Автор считал его Унеудачной попыткойФ и прозвал его …

Смоленская земля подарила миру Глинку
Возвращается с просветленным лицом, радостными слезинками в глазах. Что же такое Глинка? Отчего, услышав слово это, волнуется мама? Но вот тайна… Позднее я узнала – музыку к песне написал Глинка. «Попутная» особо почиталась… В своих «Записках» М.И.Глинка писал: «В 1811 году родители пригласили в дом вдову землемера, женщину простую и…

Михаил Иванович Глинка
Пролог картина quot На кого ты нас покидаешь quot фа минор вариационный принцип развития хоровой речитатив сложная трехчастная форма... quot Хор Калик перехожих quot также вариационный принцип... картина сцена коронования колокола Уж ты солнцу красному слава подлинная мелодия глинкинские вариации...

Пушкин и Глинка
Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки. Талантливая музыка часто становится… Соприкосновение с ними оставляет ощущение чего-то прекрасного, гармоничного.… Глинка безошибочно находит для каждого из девяти избранных им стихотворений нужную жанровую разновидность, мудро и…

Русские и советские композиторы. Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки (1804 – 1857 гг.)
Здесь он узнал и полюбил народнуюпесню, заслушивался ею. Во впечатлительную детскую душу маленького Глинкиглубоко запали сказки крепостной няни… Музыка-душа моя сказал он однажды. Крепостной оркестр дяди исполнял… С ней Глинка занимался географией, русским,французским и немецким языками, а также игрой на фортепиано. Мальчик…

Романсы Михаила Ивановича Глинки
В ряду великихрусских композиторов, составляющих славу и гордость русской музыки, немеркнущимсветом сияет имя Михаила Ивановича Глинки. Он первым… Охватывающее широкий круг человеческихпереживаний, облач нное в гармонически… В последние месяцы 1824 годаГлинка сочинил романс Моя арфа . Автор считал его неудачной попыткой ипрозвал его…

Предшественники и современники Михаила Ивановича Глинки
В ней — наше славное прошлое и достойное настоящее, седая старина и животрепещущая современность. Потому эта музыка так много говорит сердцу, что… Многообразен мир чувств и мыслей, выраженных в русской народной музыке;… И это не преувеличение.В песнях русского народа нашло свое выражение все то, чем он жил многие века. И потому русская…

Глинка
Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в… Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842)… Детство Глинки Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года, утром на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем его…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • М.И. Глинка Симфонические сочинения, в т. ч. Камаринская 1848, Испанские увертюры Арагонская хота, 1845, и Ночь в Мадриде, 1851, заложили основы русского… Это имение находилось в 20-ти верстах от города Ельни Смоленской губернии. По… Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил…
  • Михаил Глинка Он привел это в соответствие. Например не имитационная полифония, а подголосочная как в русском хоре. Глинка даже создал специфическую русскую форму… Глинка назвал жанр этой оперы отечественная героико-трагическая опера. Вторая… В них соединяются и национальные черты, и итальянское bel canto. Глинка начало русского классического симфонизма, хотя…
  • А.И.Хачатурян, С.С.Прокофьев, М.И.Глинка Под впечатлением услышанных народных мелодий мальчик забирался на чердак дома и часами выстукивал полюбившиеся ему ритмы на медном тазу. Это моя… Поэтому появление в доме плохонького, приобретенного за гроши пианино стало… Самостоятельно научившись играть на духовых инструментов, он участвовал в любительском духовом оркестре. В 16 лет…
  • Глинка Отечественная война 1812 годаускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Ростнационального самосознания народа в… Симфонические сочинения, в т. ч. Камаринская 1848 , Испанские увертюры… Это имениенаходилось в 20-ти верстах от города Ельни Смоленской губернии.По рассказу матери, после первого крика…