рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Египетская мифология

Египетская мифология - раздел Литература, Поэтика Древнеегипетской Мифологии, В Отличие От Античной, Чужда Мировосприя...

Поэтика древнеегипетской мифологии, в отличие от античной, чужда мировосприятию человека, воспитанного на европейской культуре из-за ее алогичности: противоречивость мешает систематизировать материал с целью если не объяснить, то хотя бы классифицировать разрозненные факты. В религии Египта долгое время не существовало ни обязательных догматов, ни догматов, отрицавшихся как "ересь". В каждом номе (административном округе) страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний.Легенды влияли друг на друга, в результате чего боги меняли свою иконографию, роли, отождествлялись между собой из-за сходства в облике, идентичности функций, созвучия имен, либо образ божества распадался на ипостаси.

Основной причиной отождествления богов друг с другом являлось стремление жрецов провинции придать культу своего божества большую значимость в государственной религии.В египетской мифологии над рациональностью доминирует поэтичность, что выражается в ее большей символичности, по сравнению с мифологией Античного мира. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные монологи.

Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за ними. Мифы египтян, как и мифы других народов, символически передают представления о законах природы и смысле жизни, но иными способами.Монументальный, статичный миф Древнего Египта, в отличие от эллинского, воспевающего возможности человека, зовет человека слиться с природой, принять заведенный мудрый порядок, подчиниться ему и не пытаться что-либо изменить, ибо любые перемены будут только к худшему.

В древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов. Египетский миф прославляет не воинскую доблесть, а творца, созидателя, хранителя и защитника стабильности в мире. Господство богов в большинстве случаев зависело от веры правящего фараона, но определенной иерархии не было - иногда боги правили совместно.Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных функций.

Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций - Ху, Сиа, Сихем, Хех ("воля", "разум", "энергия", "вечность"), Хор Хекенский (олицетворение одной из фаз суточного движения Солнца), некоторые боги являлись воплощениями воли других богов, воплощениями законов.Другое отличие египетских богов от олимпийских в том, что они в меньшей степени заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешиваются в людские споры.

Египетская мифология начала формироваться в 6 — 4-м тыс. до н.э задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенный в небес¬ных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях. Сам ном также персонифицирован в образе особого божества; например, богиней Гермопольского нома считалась Унут, почитавшаяся в образе зайца.Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с бо¬гом — демиургом, покрови¬телем нома, вокруг которого создавались циклы мифических ска¬заний (например, фиванская триада — бог солнца Амон, его жена Мут — богиня неба, их сын Хонсу — бог луны; мемфисская — Птах, его жена Сехмет — богиня войны, их сын Нефертум — бог растительности, и др.). Женские божества, как прави¬ло, имели функции богини-матери (особенно Мут, Исида). Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но иногда его олицетворяли в образе женщи¬ны-богини Нут, которая, изо¬гнувшись дугой, концами пальцев рук и ног касается земли.

Характекрнейшей чертой Египетской мифологии являлись обожествлением животных, воз¬никшее в древнейшие времена и особенно усилившиеся в позд¬ние периоды истории Египта.

Воплощенные в животных божест¬ва первоначально, как правило, считались покровителями охо¬ты, с приручением животных некоторые стали божествами скотоводов.К числу наиболее почитаемых животных — воплощений различных божеств относились бык (Апис, Мневис, Бухис, Бата) и корова (Хатор, Исида), баран (Амон и Хнум), змея, крокодил (Себек), кошка (Баст), лев (воплоще¬ние многих богов: Тефнут, Сехмет, Хатор и др.), шакал (Анубис), сокол (Гор), ибис (Тот; прилет ибиса-Тота в Еги¬пет связывали с разливами Нила) и др. Позднее происходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными.

Например, Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, Тот — в виде человека с головой ибиса и т.д. Боги в образах быков и коров почитались во многих номах.

Один демотический папирус сохранил запись мифа о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами с шерстью различного цвета. Потом, по велению верховного бога, все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы — в одну черную корову.Культ быка, в глубокой древности связанный, вероятно, с почитанием вождя племени, с возникновением древне-египетского государства стали сближаться с культом фа¬раона. С древне-египетского государства мифическое представления видоизме¬нялись.

Культы многочисленных местных божеств сохраняли свое значение, но почитание некоторых из них распространялись за пределы отдельных номов и даже приобрело общеегипетское значение. С утверждением V династии Др. царства, проис¬ходившей из г. Гелиополя, центра почитания Ра, он стал главным божеством Египта.В эпоху Среднего царства и особенно со времени правления ХVIII (Фиванской) династии Нового царст¬ва в качестве главного бога утверждается древний бог солнца — фиванский Амон (фараоны Среднего и Нового царств происхо¬дили из Фив). Осирис как бог мертвых вытесняет с конца 3-го тыс. до н.э. древнего бога — покровителя умерших Анубиса — вечно снующего по кладбищу шакала (превратившегося в бога — хранителя некрополя и защитника Осириса в посвященных ему мистериях), а также абидосского бога мертвых Хентиаменти, восприняв эпитет «первый на Западе» (т.е. «Первый из мертвых»). Возвышение новых религиозных и политических центров, развитие богословской мысли сопро¬вождалось процессом слияния, синкретизации богов.

Например, с Амоном отожд.

Ра, Монту, Птах, Гор, с Ра — Атум, Гор, Амон, Осирис, Птах и т.д. Наиболее значительные циклы мифов Древнего Египта — это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе.Изначально считалось, мир представлял собой хаос, первозданную пучи¬ну вод — Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и расте¬ния. Первым богом было солнце, выступающее обыч¬но в роли демиурга. В одном из мифов говориться, что из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя (солнце — Ра), «осветившее землю, пребывавшую во мраке». В древних мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Го¬готун». Существовал миф, согласно которому солнце было рождено в виде теленка ог¬ромной коровой — небом. (О Ра, «золотом теленке, рожденном небом», гово¬рится в «Текстах пирамид»). Наряду с этим существова¬ли представления о богине не¬ба — женщине, которая утром рождает солнце, вечером про¬глатывает — в результате наступает ночь — и следующим утром вновь рождает его. В некоторых мифах прародите¬лями выступают мужские божества.

В гелиопольском мифе бог Атум, отожд. с солнцем — Ра, появившегося из хаоса — Нуна («создавший сам себя»), сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя, и родил, выплюнув изо рта, первых богов: пару Шу и Тефнут (бога воздуха и богиню влаги). Те в свою очередь произвели вторую пару: бога земли Геба и богиню неба Нут, у которых родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую «девятку» — эннеаду, почитавшуюся во всем Египте и неизменно присутствующую в религиозных текстах. Боги эннеады считались первыми царями Египта.

В мемском мифе о сотворении мира, относящегося к Древнему царству, демиур¬гом выступает местный бог Птах. В отличие от Атума, Птах, создавший первых восьмерых богов, предваритель¬но задумал творение в своем сердце (сердце — «седалище мысли») и назвал их имена своим языком (Птах творил «языком и сердцем», т.е. мыслью и словом). Таким же образом он создал и весь мир: землю и небо, людей, живот¬ных, растения, города, храмы, ремесла и искусства, учредил культы богов.

В этом мифе Птах наделен всеми атрибута¬ми царя. По древним мифам люди возникли из слез Ра или были вылеплены на гончарном круге Хнумом.

С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнечных богах.

Солярные мифы отражают две группы представле¬ний: о смене времен года (более древние) и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворенных в образах чудовищ и различных страшных животных, особенно змей. С прекращением приносящего засуху знойного ветра пустыни хамсина и оживлением растительности связан миф о возвращении солнечного ока — дочери Ра Тефнут.Тефнут (иногда называют также Хатор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в области Бугем (по-видимому, в представлении египтян, ее уход вызывал наступление засухи). Чтобы она вернулась в Египет, Ра посылает за ней в Нубию Шу и Тота, принявших образ павианов.

Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая ее пением и танцами. В более раннем варианте мифа ее заманивает в Египет бог охоты Онурис.Вернувшись, Тефнут вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой новых богатых плодов. Праздник возвращения любимой дочери Ра отмечался и в исторический период.

В египетских календарях он называется «днем виноградной лозы и полноты Нила». Население Египта встречало богиню песнями и пляс¬ками. «Дендера залита хмельным питьем, прекрасным ви¬ном Фивы исполнены ликования, и весь Египет радуется Идет Хатор к своему дому О как сладостно, когда она приходит!», — говорится в гимне. В наиболее знойное время года солнце, считалось, распаля¬ется гневом на людей.С этим представлением связан миф о наказании людей за их грехи по приказанию Ра. Когда Ра состарился («его кости стали из серебра, его плоть го золота, волосы из чистой ляпис-лазури»), люди перестали почитать бога-царя и даже «замыслили против него злые дела». Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать лю¬дей. На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра, назы¬ваемую в мифе Сехмет или Хатор. Богиня в образе львицы стала убивать и пожирать людей, их истребление приняло такие размеры, что Ра решил остановить ее. Однако богиня, опьяненная вкусом крови, не унималась.

Тогда хитростью ее напоили красным пивом, и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Ра же, провозгласив своим заместителем на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продол¬жал править миром.

С периодом, когда жар солнца слабеет, связан миф, в котором Ра жалит змея, насланная Исидой, пожелавшей узнать его сокровенное имя (египтяне верили, что знание имени дает власть над его носителем). Исцелить Ра может только Исида, «великая чарами», «госпожа волхований», которая знает заговор против укуса змеи. В награду она требует от Ра назвать ей свое тайное имя. Ра выполняет условие, и Исида исцеляет его. Одним из наиболее ярких и полно сохранившихся мифов о борьбе солнца с врагами является миф о Горе Бехдетском.

Гор Бехдетский, считавшийся сыном Ра, сам почитался как солнечное божество, воплощённое в образе сокола.В этом мифе Гор высту¬пает не только как сын Ра, но и как сам Ра, сливаясь с ним в одно синкретическое божество Ра-Гарахути (Гарахути озна¬чает «Гор обоих горизонтов»). Миф повествует о том, как Гор, сопровождая ладью Ра, плывущую по Нилу, побежда¬ет всех врагов великого бога, превратившись в крокодилов и гиппопотамов.

Гор — сын Исиды присоединяется к Гору Бехдстскому, и они вместе преследуют бегущих врагов. Уничтожа¬ется и предводитель врагов Сет, олицетворяющий всех чу¬довищ.Третий, основной, цикл мифов Древнего Египта связан с Осири¬сом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте.

Он бог производит, сил природы (в «Книге мертвых» назван зерном, в «Текстах пирамид» — богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, Сев счи¬тался похоронами зерна — Осириса, появления всходов вос¬принималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы — как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение.

Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являясь его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачи¬нает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав. Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наслед¬ником Осириса.Победив Сета, Гор воскрешает отца. Одна¬ко Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими.

Трон Осириса на земле переходит к Гору. (В древнем варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.) Боги Египта В древнем Египте боги, в отличие от богов античного мира, не имели строго определенных функций, они в меньшей степени были заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешивались в людские споры.

Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций. Бог имел пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими телами, или заключало в себе описание бога, как сильного или величественного.Некоторые боги не имели постоянных имен: имена менялись в зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный момент, и т.п. Амон-Ра-сонтер (греч.) - Амон-Ра-несут-нечер (егип.) Значения имени. "Сокровенный", "сокрытый", "невидимый", "незримый". Функция.

Бог солнца. Амон Фиванский изначально был фиванским небесным божеством, впоследствии изваяния Амона окрашивали в голубой, небесный, цвет. После отождествления с богом солнца Ра (XVIII Династия), Амон-Ра почитается как "царь всех богов" и считается богом-творцом.С Амоном связано обожествление фараона, почитавшегося в качестве его сына во плоти: считалось, что фараон рождается от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является в образе ее мужа. Амон и фараон едины, как владыки мира. Играет ведущую роль в каранационных мистериях.

Отождествление. Мин, Амон-Ра, Ра, Хапи, Нун, Птах, Себек, Хепри, Хнум. В Древней Греции - Зевс, Серапис. Иконография. Изображался в виде человека в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, держащим в руке иероглиф "анх" ("жизнь") или в виде человека с головой барана. Телом - голубого цвета, что указывало на связь Амона с небом.Священные животные.

Баран, белый гусь, змей. Центр культа. Фивы, Луксор, Карнакский храм (крупнейший и наиболее древний). Осирис (греч.) - Усир (егип.) Функция. Бог производительных сил природы и верховное божество в загробном культе, судья умерших, символ возрождения и вечной жизни. В Раннединастический период - местное божество Бусириса, связанное с плодородием.В Македонский период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа (Осирис-Апис) и на его основе возникает культ Сераписа.

В Поздний период Ба Осириса олицетворял Бену. Местоположение. Один из гелиопольской эннеады богов. Четвертый из богов, царствовавших на земле в изначальные времена. Унаследовал власть Ра, Шу и Геба. Царствуя, отучил людей от дикого образа жизни, людоедства, научил сеять злаки, выпекать хлеб, сажать виноградники и делать пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото. Обучил врачеванию, строительству, учредил культ богов. Генеалогия.Старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды и Нефтиды, муж Исиды, отец Хора и Анубиса.

Отождествление.Аах, Хентиаменти, Сокар, Птах, Хапи, Нун, к концу Нового царства - Ра. В Древней Греции - Аид, Гелиос, Дионис, Посейдон, Серапис, Эрот. Фетиш. Столб Джед. В ритуальных целях использовались деревянные футляры в виде мумии Осириса: внутри они были полыми, туда насыпалась земля и бросалось зерно, а в крышке футляра просверливались отверстия, сквозь которые прорастали зеленые всходы - " Прорастающий Осирис". В мистериях жатва, срезание колосьев, символизировала убийство Осириса; сев зерна - погребение Осириса, всходы - его воскресение.

Иконография. Изображался в виде мужчины с телом зеленого (символ растительности) или красного (символ земли) цвета, завернутым, подобно мумии, в белый материал. На голове изображалась корона Атеф, состоящая из белой короны Верхнего Египта и красных перьев, напоминающих о центре культа Бусирисе.В руках - символы высшей власти (цеп и крюк). Часто изображался сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру.

Ра-Осирис изображался с солнечным диском на голове. Центры культа. Главные культовые центры - Бусирис и Абидос (место погребения фараонов), позднее - острова Филэ и Бигэ. Сет Функция. Бог пустыни и грозы, олицетворявший злое начало. Бог Верхнего Египта.Во время правления XXVI Династии считался воплощением зла. Рассматривался как противник Осириса и Гора. Считается, что изначально Сет не был воплощением зла. По мере распространения культа Осириса, утвердилось представление о Сете, как об убийце доброго бога. Представления о Сете менялись в зависимости от исторических периодов и были довольно противоречивы: в одних текстах Сет является представителем сил тьмы и врагом солнца, отождествляясь со змеем Апопом, в других - причисляется к свите Ра и вместе с богами охраняет солнце в Ладье Вечности, сражаясь с Апопом.

Во время правления XIX Династии (14=13 вв. до н.э.) Сет считался покровителем царской власти, и фараоны брали имя в его честь (Сети Первый, Сети Второй). Взаимоисключающие представления о Сете нередко присутствовали в пределах одного мифа и существовали на протяжении почти всей истории Древнего Египта.

Генеалогия. Сын Геба и Нут, младший брат Осириса, Исиды и Нефтиды, муж Астарты (в другом варианте - Нефтиды). Местоположение. Один из гелиопольской эннеады богов. Один из богов, царствовавших на земле в изначальные времена. Иконография.Изображался в виде человека с красными глазами и волосами (красный цвет считался символом зла) или в виде человека с головой неизвестного животного.

Иногда изображался в виде крокодила, гиппопотама, черной свиньи. Центр культа. Омбос. Литература 1. Гладкий В.Д. Древний мир: энциклопедический словарь, том 1 – Донецк, МП. «Отечество», 1996 – 512с.

– Конец работы –

Используемые теги: Египетская, мифология0.03

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Египетская мифология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Мифология в литературе
Символ.Образ Исследования в области мифопоэтического Избранное М. Изд. Группа Прогресс - Культура, 1995 С. 155 Б.Гройс говорит об архаике,… Изучением мифов в разные периоды времени занимались Эвгемер, Вико, Шеллинг,… Но до настоящего времени так и не оформилось единого общепринятого мнения о мифе. Безусловно, в трудах исследователей…

Мифология Египта
Древнеегипетские тексты дошли до нас большей частью во фрагментах, часть же их сохранилась лишь в пересказах античных авторов. Особенности Поэтика… В каждом номе административном округе страны вырабатывались собственные версии… В египетской мифологии над рациональностью доминирует поэтичность, что выражается в ее большей символичности, по…

Мифология в разных сферах культуры
Стремление расставить акценты очень часто приводило к созданию оригинальных произведений, где мифология служила лишь некой канвой. Литература и… Прекрасное в мифе и литературе оказывается чрезвычайно активным началом. Если… Чтобы понять эту идею, достаточно обратиться к эпической поэзии и великим трагикам. Недаром в античной литературе…

Египетская скульптура
Большую роль в формировании египетской культуры и государства сыграл ранний период египетской истории – время с 4000 до 3000гг до нашей эры и период… Египетская религия учила , что счастливая жизнь в загробном мире дается… Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных, чем на людей. Их изображения имеют собачьи головы,…

Содержание искусства Древнего Египта: сюжетный круг, религия, культ, мифология, магия
В искусстве существует прямая традиция, передаваемая от мастера к ученику, от ученика к ценителю или копиисту, связывающая загадочные ранние формы… Поэтому искусство Древнего Египта для нас чрезвычайно важно.Его изучение… Египетские зодчие и скульпторы великолепно владели искусством обработки разнообразных пород камня.

Мифология Древнего Китая
Однако в условиях первобытнообщинного строя могли появиться лишь ростки философской идеи. Философия как теория познания окружающего мира, как… Именно тогда ряду европейских философов казалось, что историю цивилизации… Их героями были первопредки и цари-мудрецы, создатели человеческой культуры. Между зарождением этих песен, хранившихся…

Истоки философии: мифология и религия
Первый человек, называвший себя философом - Пифагор. В качестве особой науки философия выделена Платоном.Данная наука сначала включала в себя всю… Кроме познания мира, любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе… Мифология Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое…

Мифология Египта
Древнеегипетские тексты дошли до нас большей частью во фрагментах, часть же их сохранилась лишь в пересказах античных авторов. Особенности Поэтика… В каждом номе административном округе страны вырабатывались собственные версии… В египетской мифологии над рациональностью доминирует поэтичность, что выражается в ее большей символичности, по…

Египетские пирамиды
Найдавншим видом гробниць царв гипту, що виникли до прамд, були мастаби.Слово мастаба вдноситься до арабського часу повязане з тим, що форма цих… Можливо, грецьке слово прамда походить вд гипетського виразу per-em-us, тобто… Особливо уваги заслуговують залишки двох царських мастаб у Нагад Сакар з архтектурним опрацюванням фасадв. Перша з…

Египетское искусство
И зарастали дворцы их колючими растениями, крапивою и репейником - твердыни их. Неизвестно в точности, какая культура существовала до нашей эры в… На территории Мексики открыта пирамида, погребнная под потоками лавы. Геологи… Как острова посреди обширных пространств, занятых кочующими племенами, возникали в долинах больших рек эти первые…

0.022
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Истоки философии: мифология и религия Первый человек, называвший себя философом - Пифагор. В качестве особой науки философия выделена Платоном.Данная наука сначала включала в себя всю… Кроме познания мира, любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе… Мифология Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое…
  • Древнегреческая мифология. Олимпийские боги. Однако, как представляется, изучение древнегреческой религии позволяет понять не только специфику мышления обитателей Эллады.Актуальность и… Неоценима также та роль, которую сыграла древнегреческая мифология и религия в… Эллинские мифы вошли в культуру всех европейских народов. В отличие от Египта, в Греции религиозные обряды были…
  • Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологии к философии Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом… Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и… И даже такое наивное (с позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное в сказаниях, эмоциях, образах, метафорах,…
  • Типы мировоззрения мифология, религия, философия ЛЕКЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЕ... План... Понятие структура функции мировоззрения...
  • Тема 1 Введение. Античная мифология Цель задачи и структура курса... Понятие об античном обществе античной культуре античной литературе... Античная мифология...