рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Женские образы в литературе XIX века

Женские образы в литературе XIX века - раздел Литература, Женские Образы В Литературе Xix В. Литература – Это Источник, Откуда Мы, Чит...

Женские образы в литературе XIX в. Литература – это источник, откуда мы, читатели, черпаем информацию о той или иной эпохе. Произведения XVIII в начала XIX в. дают нам возможность ярко, красочно воспроизвести картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. На мой взгляд, русская классическая литература настолько богата и разнообразна, что может нам поведать о любой проблеме, актуальной и поныне.Как много существует в русской литературе произведений, рассказывающих о женской судьбе.

Это и «Светлана» В.А. Жуковского, «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Героини этих произведений жили примерно в одно время и находились в одинаковых обстоятельствах. Софья, племянница Стародума из комедии «Недоросль», Софья Фамусова из пьесы «Горе от ума», Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин» …и это далеко не полный перечень героинь, с которыми связаны лучшие страницы русской классической литературы.Изучая эти произведения на уроках литературы, я стала все чаще и чаще задумываться над женской долей этих девушек.

Раньше мне казалось, что их жизнь полна чего – то необычного, таинственного, но со временем я стала понимать, что ничего загадочного здесь нет, они обычные, светские дамы, со своими проблемами и недостатками. Но так просто ничего не бывает, и какими простыми они ни были бы, в каждой из них есть свои особенности, качества, за которые следует их ценить и уважать.И вот поэтому меня заинтересовала тема женской судьбы, поставленная в произведениях поэтов и писателей XVIII в. – начала XIX в. Одни авторы, создавая свои творения, стремились показать женскую красоту и очарование, рассказывая о своем «милом идеале» женщины.

Другие говорили о женственности, душевной чистоте, искренности, силе характера. Самыми известными, на мой взгляд, являются Софья Фамусова из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Татьяна Ларина из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтобы лучше понять их, осознать глубину их характеров, я и взялась за исследовательскую работу.

Ведь эти героини чем – то похожи на нас, сегодняшних. Мы также стремимся найти ответ на вечный вопрос: «Что такое любовь?» Мы тоже хотим понять это чувство, хотим любить и быть любимыми, но при этом делать свой выбор осознанно, не теряя собственного достоинства. Я считаю, что между Софьей Фамусовой и Татьяной Лариной есть много общего.Они жили примерно в одну эпоху, когда женщинам полагалось сидеть дома, воспитывая детей, и только благодаря тому, что они дворянки, родители позаботились об образовании для своих дочерей, но и это могло быть только в лучшем случае.

Одна воспитана в деревне и потом приезжает в Москву. Другая живет в Москве, но затем, по всей вероятности, окажется на какое – то время в деревне.И книжки они, вполне возможно, читали одни и те же. Для отца Софьи в книгах – все зло. А Софья воспитывалась на них. Скорее всего, именно на тех, которые были доступны и «уездной барышне», пушкинской Татьяне – Ричардсон, Руссо, де Сталь. Софья выросла в доме своего отца - Павла Афанасьевича Фамусова, в младенчестве потеряла мать. Воспитывала её мадам Розье, которая была её гувернанткой.

Софья получила хорошее образование «Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему…» говорил Фамусов. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», как говорит о ней восхищенный Чацкий, но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже её отец. Важную роль в ней играет та непосредственность, неиспорченность её натуры, которая позволила Гончарову сблизить грибоедовскую героиню с пушкинской Татьяной Лариной: «…она в любви своей точно так же готова выдать себя, как и Татьяна: обе как в лунатизме бродят в увлечении с детской простотой». Но есть и существенная разница.

Татьяна не только сама идеальный характер русской женщины, какой представлял его себе автор романа «Евгений Онегин». Она и любит человека незаурядного, достойного ее по ряду качеств.

Избранник Софьи, к сожалению, иной. Поэтому и мы по – иному должны оценивать ее поведение, ее смелость, так пугающую этого избранника. Сопоставляя Татьяну и Софью, Гончаров писал, что «громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным.Выбор Софьи, конечно, не рекомендует ее, но и выбор Татьяны тоже был случайным…». Но он же отмечал далее, что «не безнравственность» (но и не «бог», конечно) «свели» ее с Молчалиным.

А просто «влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права». Так считает Гончаров. Ее характер сразу нам не понять. В её поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. Несмотря на то, что воспитана она «дураком отцом и какою – нибудь мадамою», её идеал противоречит правилам фамусовского общества.Хоть он и возник под влиянием «французских книг», но в нем чувствуется стремление к самостоятельному выбору своей любви и своей судьбы, несогласие с уготовленной участью. Софья готова защитить свою любовь – правда, методами воспитавшего её общества: обманом и сплетнями.

Это проявляется, в отношении Чацкого. Она пускает слух, будто Чацкий сошел с ума, пытаясь этим отомстить ему. А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить.Софья не скрывает своей отчужденности, а затем и враждебности к нему, хотя она и понимает, что притворство с этим зорким наблюдателем ее поведения «облегчило» бы ей жизнь.

Она даже, не притворствуя, открывает ему свою симпатию к Молчалину, признается доверчиво и прямо: Я не старалась, бог нас свел. Чудеснейшего свойства Он наконец: уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства И на душе проступков никаких; Чужих и вкривь и вкось не рубит Вот я за что его люблю.Софья живет только любовью, невысокое и зависимое положение Молчалина как будто даже усиливает её влечение к нему. Чувство её серьезно, оно дает ей смелость не бояться мнений света и идти против всех норм и традиций своей среды.

Что мне молва? Кто хочет, так и судит… Да что мне до кого? До них? До всей вселенны? Смешно? – пусть шутят их; досадно? – пусть бранят.Свой выбор она делает самостоятельно и не стыдится, почти не скрывает его. Молчалин! Как во мне рассудок цел остался! Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога! В.Г Белинский в отношении Софьи замечает: «В ней есть какая – то энергия характера: она отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностью его, словом не по расчету, а, напротив, уж слишком не по расчету…». И в самом деле, несколько подозрительно, что девушка дворянского происхождения обращает свое внимание не на друга детства, которого должна она знать лучше, а на слугу, главные таланты которого – хитрость и умение приспосабливаться.

Но, узнав, как с ней поступил Молчалин, Софья с презрением его отвергает, велит завтра же оставить дом, грозя в противном случае, всё открыть отцу. Отстаньте, говорю, сейчас, Я криком разбужу всех в доме, И погублю себя и вас. Я с этих пор вас будто не знавала.

Упреков, жалоб, слез моих Не смейте ожидать, не стоите вы их; Ценя в человеке ум, самоотверженность, уважение к людям, Софья вызывает жалость к себе, потому что она жестоко ошиблась в Молчалине.И эта ошибка наносит ей жестокий удар. Как заметил К.А. Полевой: «Софья необходимое лицо пьесы, где видите вы современное общество". Она является как бы начальным этапом будущих коварных, злоречивых, бесчувственных Хлестовых, Хрюминых, Тугоуховских, которые в свое время, конечно, были Софьями, но, лишенные воспитания нравственного и умственного, сделались сплетницами и губительницами молодых своих дочек, внучек и племянниц. « Ум и душа, всегда праздные и погруженные в мелкие пересуды и чванство жизни, означаемой только обедами и балами, непременно должны принести те плоды, которые собрал Фамусов в конце комедии» к такому заключению пришел К.А. Полевой в своей статье, посвященной Софье. Но Софья не такая как они, она гораздо умнее своих сверстниц, тоньше их чувствует.

Она слишком полна чувствительности.

В ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстной и женской мягкости…«она прячет в тени что – то свое, горячее, нежное, даже мечтательное» говорил А.И. Гончаров.Софья не любит пустое умничанье, острословие и злоязычие, которыми отличались люди XIX в. Поэтому она и не может понять Чацкого: его беспощадные остроты она тоже относит к злоязычию.

Мне искренно жаль Софью: она со своим живым умом, самоотверженностью стала жертвой общества, в котором господствуют лицемерие и корысть, а настоящие чувства обесцениваются. Её урок – это и мне урок в жизни. Она поддалась влиянию людей, её окружающих; проявила слабость, а значит, нужно держаться своих жизненных принципов, и доверять только близким и верным людям, которые могут и в самом деле дать дельный совет.Как заметил в свое время И.А. Гончаров: «Софья – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты её круга…» И нам не известно, как сложится дальнейшая судьба Софьи, но хочется верить, что она сумеет сохранить в себе то лучшее, что было дано ей природой.

Татьяна Ларина – это еще одна героиня, судьба которой сложилась не так, как хотелось бы ей самой.

Её любовь носила, скорее всего, трагичный характер. Хотя, я не думаю, что Татьяна разочаровалась в жизни. Может быть, это было всего лишь испытание, которое она с достоинством вынесла. Татьяна – очень редкое имя для XIX в. и может быть, называя так свою героиню, А.С. Пушкин уже подчеркивал необычность, особенность, исключительность её натуры.Употребляя частицы НЕ и НИ в описании Татьяны, он рассказывает не столько о том, какой она была, а скорее о том, какой Татьяна не была: обычной. « Ни красотой сестры своей, Ни свежестью её румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива… …Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела… Задумчивость и мечтательность выделяют ее среди поместных обывателей, она чувствует себя одиноко среди людей, не способных понять ее духовных запросов.

Ее вкусы и интересы не совсем понятны нам: …страшные рассказы Зимою в темноте ночей Пленяли больше сердце ей… …Она любила на балконе Предупреждать зари восход… …Ей рано нравились романы… Единственным настоящим удовольствием и развлечением Татьяны были книги: она читала много и без разбору. «Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо» Эти романтические книжные герои и послужили Татьяне примером для создания идеала своего избранника.

То же мы наблюдаем и у Софьи. В.Г. Белинский, объясняя характер Татьяны, говорил: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило её душу; ум её спал… Девические дни её ничем не были заняты, в них не было своей череды труда и досуга… Дикое растение, вполне предоставленное самому себе, Татьяна создала себе свою собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожиравший её внутренний огонь, что её ум ничем не занят…». Пушкин пишет о своей героине серьезно, уважительно.

Он отмечает ее одухотворенность, поэтичность.Под влиянием прочитанных книг Татьяна создает свой романтический мир, в центре которого – волею судеб – оказался Онегин, необычность и глубину личности которого Татьяна сразу почувствовала.

Должна заметить, что Онегина и Татьяну объединяет многое: умственная и нравственная неординарность, ощущение чуждости своей среде, порой острое чувство одиночества. Но если к Онегину Пушкин относится двойственно, то к Татьяне – с открытой симпатией. С «милой Татьяной» связаны представления поэта о русском национальном характере.Пушкин наделил свою героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой: «воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Не зря автор замечает: Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С её холодною красою Любила русскую зиму… Она думает и чувствует как истинно русский человек. Она умеет ценить естественную природную красоту.

Недаром, когда Таня узнала, что отправляют её в Москву, с первыми лучами солнца она встала и поспешила в поля: «Простите, мирные долины, И вы, знакомых гор вершины, И вы, знакомые леса; Прости, небесная краса, Прости, веселая природа; Природа оказывает на нее большое влияние.

Благодаре ей Татьяна не сломилась, выдержала боль, нанесенную ей Онегиным.А.С. Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в провинциальной усадьбе, с бытом, поверьями, фольклором народа. «Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны. Её тревожили приметы;» Об этом также свидетельствует и сон Татьяны, он говорит о ее естественности, честности, искренности, настолько близко ей народное, фольклорное восприятие мира. А вспомним Софью: ведь она тоже говорит о сне. И здесь впервые самой Софьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценивал Гончаров.

Сон Софьи важен для постижения ее характера, как важен сон Татьяны Лариной для постижения характера пушкинской героини, хотя Татьяне её сон снится на самом деле, а Софья сон сочиняет, чтобы обмануть отца. Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим – будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок…Знаете, кто в бедности рожден… Татьяне в ее сне привиделся Онегин. «Она узнала меж гостей Того, кто мил и страшен ей, Героя нашего романа! Как заметил В.Г. Белинский в своей статье: Татьяна – «это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков с страстию к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине… … И вдруг является Онегин.

Он весь окружен тайной: его аристократизм, неоспоримое превосходство над всем этим спокойным и пошлым миром… не могли не действовать на фантазию Татьяны». С пониманием Пушкин описывает, как просыпается чувство любви у Татьяны: Давно её воображенье, Сгорая негой и тоской, Алкало пищи роковой; Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь; Душа ждала…кого – нибудь, И дождалась … Открылись очи; Она сказала: это он! Интерес вызывает сочетание кого – нибудь.

Разве можно ждать просто кого – нибудь? А Татьяна ждала, и, наверное, потому она полюбила человека, не зная его. Она знала лишь, что Евгений не такой, как все вокруг этого оказывается достаточно, чтобы заинтересоваться, а потом полюбить.

Она очень мало знала жизнь, людей и даже себя. « Для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; следовательно, ей необходимо было придать ему какое – нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизни Татьяна тоже не могла ни понимать, ни знать» говорил В.Г. Белинский Но её любовь – настоящее, большое чувство, как бы ни было оно заимствовано из книг. Она любила всем сердцем, всей душой отдавалась этому чувству.

С какой искренностью писала она письмо Онегину, и это притом, что она первая заявила о своей любви, первая пошла на рискованный шаг, абсолютно не принятый в обществе.Письмо Татьяны – это порыв, смятение, страсть, тоска, мечта, и при этом оно все – подлинно. Оно написано русской девушкой, неискушенной, нежной и одинокой, чувствительной и застенчивой.

Такой поступок вызывает только уважение. Ведь даже в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь. Но проходит время, Татьяну выдают замуж, хотя в ее сердце по – прежнему живет первая любовь. Но она остается верна своему долгу.При встрече она говорит Онегину: «Я вас люблю ( к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна». И сейчас, в наше время, каждый молодой человек ищет свой идеал женщины.

И я думаю, что у многих этот идеал ассоциируется с Татьяной Лариной, потому что в ней сочетаются те качества, которые делают женщину прекрасной. Проходят годы, меняются люди, общественные условия, эстетические принципы, но всегда будут в чести те душевные качества, которыми обладает «милый идеал» великого русского поэта А. С. Пушкина. Подводя итог сказанному мной, я возвращаюсь к сравнению Татьяны Лариной и Софьи Фамусовой. Для читателей Татьяна стала идеалом для подражания.Убедительным, психологически правдивым образом русской девушки, молчаливой и грустной, робкой и в то же время решительной, искренней в своем чувстве.

А Софья - примером юной девушки, в которой борются наивность и лицемерие, жажда любви и препятствия, создаваемые обществом и воспитанием. Героиня пушкинского романа проходит значительную и очень важную часть своего жизненного пути и предстает перед нами как сложившийся, законченный автором характер.Героиня грибоедовской пьесы по сути получает лишь первый жестокий урок. Она изображена в начале тех испытаний, которые выпадают на ее долю. Поэтому Софья – характер, который может быть еще развит и раскрыт «до конца» только в будущем. В процессе изучения этой темы, я поняла на сколько сложно было женщинам делать свой выбор, особых прав они не имели, поэтому с их мнением никто не считался.

И насколько мы, оказывается, счастливее их. Ведь нам, живущим в XXI в открыты все пути и дороги.Но как важно не ошибиться в выборе и сохранить себя. В этом, несомненно, нам помогают и Софья Фамусова и Татьяна Ларина.

– Конец работы –

Используемые теги: Женские, Образы, литературе, XIX, века0.083

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Женские образы в литературе XIX века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Женский образ в литературе XIX века
Однако, если обратить внимание на работы многих русских классиков, начиная с Пушкина и Лермонтова, невозможно не заметить их интерес к изображению… Быть может, в Болдине, поэт наблюдал обряд народной свадьбы, картина которой в… Женщины эти разные. С “Бедных людей” начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины. Чаще всего…

Типология образа слуги в русской литературе XIX века на метериале произведений А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова
Тем самым мы от общего понятия человека как предмета изображения переходим к более конкретному и историческому понятию характера. Характер это определенный тип общественного поведения человека. Это личность, характеризующаяся присущими именно ей мыслями, переживаниями и поступками. Это человек в его конкретном,…

Образ скучающего героя в русской литературе XIX века
Мне захотелось больше узнать об этом литературном типе, о предпосылках его появления, о том, каких героев литературы можно назвать «скучающими».… Основная часть «Скучающий герой» как литературный тип. Предпосылки его… Нередко литературному типу дается своё название, например «тургеневская девушка», «маленький человек», «униженные и…

Типология образа слуги в русской литературе XIX века на метериале произведений А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова
Тем самым мы от общего понятия человека как предмета изображения переходим к более конкретному и историческому понятию характера. Характер это определенный тип общественного поведения человека. Это личность, характеризующаяся присущими именно ей мыслями, переживаниями и поступками. Это человек в его конкретном,…

Образ Петербурга в классической литературе XIX века
Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей. Петербург как живое существо, как литературный герой по-разному представлен в… Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает… Когда Пушкин писал «Медного всадника» он был уже в поре зрелости, признанным основателем русской реалистической прозы,…

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Женские образы в русской литературе в 1-ой половины XIX в. (По произведениям А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина
Эти девушки - олицетворение любви, жизни, счастья, молодости иженской прелести. Однако характеры у этих героинь довольно разные. Софья- сложный для… Глубокой основой ее образа является народность. Именноэто помогло Татьяне… Отсюда возникает характерное противопоставление русской природы,деревенской жизни Татьяны, полной тихих и поэтичных…

Образ Софьи - первый в русской литературе образ думающей и чувствующей женщины
Романы не могли не повлиять на ее представление о том, каким должен быть любимый и любящий человек.Софья очень чувствительна, и даже бедность… Чацкий недоумевает: « Какою ворожбой сумел к ней в сердце влезть?» И правда,… И вот, в утешение себе, она и придумала своего Молчалина.Несмотря на природную живость, остроумие, своенравие, в ней…

Русско-Турецкая война 1977-78 гг. В отечественной литературе XIX века (В.В. Верещагин, И.Л. Леонтьев-Щеглов, В.А. Тихонов): от изображение к постижению
Скобелев, посылая казанцев в атаку, сказал им: "Пленных, братцы, не берите". Можете судить, как солдатики постарались, — буквально был напичкан… Выражение его лица трудно передать. Оно как бы говорило: "Больно, очень больно, что-то нехорошее со мной случилось " На груди, против самого сердца,…

Зарубежная литература XIX века
Его психологизм дал корни всей последующей литературе. Флобер делает художественную проблему неоднозначности обычного характера. Мы не можем дать… Объект сатиры Теккерея - так называемый уголовный роман плутовской . Методика… Теккерей выступает против сведения человека к его социальной роли по этому критерию нельзя судить человека . Теккерей…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • История России конец XVIII века - начало XIX века Русская армия под командованием С.Д. Салтыкова 28 сентября 1760 г. заняла Берлин.Пруссия стояла перед катастрофой, и Фридрих II готов был на любых… Это решение чрезвычайно осложнило всю международную обстановку, усилило… После вступления на престол Екатерины II была сделана попытка изменить направление внешней политики. Во главе Коллегии…
  • Зарубежная литература второй половины XIX века В то же время Флобер постоянно поддерживает связь с друзьями-писателями - Мопассаном, Золя, И. С. Тургеневым, придавая большое значение и занятиям… Уже первое зрелое произведение Флобера - роман Госпожа Бовари - поразил… При этом Флобер-повествователь старается не выражать прямо и явно ни сочувствия, ни негодования, а предоставляет…
  • Изображение дворянства в литературе первой половины XIX века А.С. Пушкин в романе ЕвгенийОнегин рассказывает о разных типах дворянства петербургском, московском ипоместном, показывал отсутствие у этих людей… В Петербурге люди заняты модой, а огромное значение имеетобщественное мнение -… Еда составляет чуть-ли не самую важную часть деревенской жизни. Обрядизвестный угощенья, Несут наблюдичках…
  • Литература в России в XVI, XVII, XIX, XX веках Один из еретиков XVI в. дворянин Матфей Башкин сделал из евангельской проповеди любви к ближнему смелый вывод, что никто не имеет права владеть… Складывание этой идеологии можно проследить уже начиная с первых десятилетий… Это легенда о происхождении правящей на Руси великокняжеской династии от римского императора — «Августа-кесаря» и о…
  • Образ женщины XIX века в пьесах А. Н. Островского Во все времена женщине уделялась различная роль в обществе и в семье. Женщина была и мебелью в доме, и прислугой в своей собственной семье, и… И лично мне, как девушке, близка и интересна эта тема. Наши писатели XIX века часто раскрывали неравноправное…