рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Зинаида Николаевна Гиппиус

Зинаида Николаевна Гиппиус - раздел Литература, Сложным Явлением В Символическом Искусстве Хх Века Была Лирика Зинаиды Гиппи...

Сложным явлением в символическом искусстве ХХ века была лирика Зинаиды Гиппиус. Ее неутомимая поэтическая мысль, страстно бунтовавшая против конечности земной жизни, не знала полной удовлетворенности в своих исканиях. Рассудочно – холодное осмысление сущего постоянно смешивалось с жалобными мотивами смиренности и сентиментальности. Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) родилась в небогатой дворянской семье, в городке Белеве Тульской губернии.Но детство и юность ее прошли преимущественно в северной столице, где родители предпочитали жить большую часть года. Там же, после окончания женской гимназии, начинающая поэтесса познакомилась со студентом университета Д. Мережковским, за которого вскоре вышла замуж.

В обществе своего мужа, ставшего со временем крупным писателем, и происходило становление ее поэзии.Художнические интересы Гиппиус были широки: она писала лирические стихи и романную прозу, охотно выступала с критическими статьями, вместе с Д. Мережковским и Д. Философовым редактировала литературный журнал «Новый путь». Высокая, интеллигентная талантливость Мережковских снискала им уважение в культурных кругах Петербурга.

Их семейный салон посещали знаменитые писатели и поэты: И. Анненский, Ф. Сологуб, В. Брюсов, А. Блок, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, А. Белый, А.Н. Толстой и другие. Позднее, Когда супруги жили в Париже (они уехали в 1920 году), их друзьями стали И. Бунин и А. Куприн. Лирика Гиппиус исторична.В ней ясно видны следы национальных идей, веяний, переживаний, эмоций, конкретной жизненной обстановки начала текущего столетия.

Конечно, стих ее не притязал на многогранное описание реальности ; он касался лишь отдельных, в основном порочных ее явлений: Страшное, грубое, липкое, грязное, Жестко – тупое, всегда безобразное, Медленно – рвущее, мелко – нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно – довольное, тайно – блудливое, Плоско – смешное и тошно – трусливое, Вязко, болотно, и тинно застойное, Жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское… Все кругом.

Критики Гиппиус нередко соединяли эти строки с конкретной российской действительностью и на этом основании обвиняли автора в нелюбви к Отечеству. Между тем проблематика данного произведения гораздо шире, «космичнее», чем это может показаться при первом чтении. Поэтесса здесь высказала (естественно, на материале русской жизни) мысль о несовершенстве человеческого «я», и его земного общества.Текст построен в виде развернутого, психологически обостренного предложения, в котором ведущую, сюжетную функцию выполняют определения.

Истинный замысел стихотворения «Все кругом» проясняется в конце повествования, где однотонное, несколько рассудочное движение темы внезапно сменяется эмоционально – напряженным мотивом, раскрывающим неугасимую надежду человека на изменение сложившегося миросостояния: Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: все будет иначе. Живой облик эпохи возникал у Гиппиус и в стихах, написанных на основе психологического параллелизма.

Важную роль в этом случае играла внешняя, природно-бытовая деталь, которая своим метафорическим сближением с изломами человеческой души передавала целую гамму лирических переживаний и размышлений: Над водами, стихнувшими в безмятежности Вечера ясного все бродит туман; В последней жестокости есть бездонность нежности, И в Божией правде – Божий обман.Разумеется , для выражения подобной темы требовался особый поэтический язык, и Гиппиус кропотливо создавала его, подбирая из словаря точные в смысловом отношении элементы нейтральной книжной речи и отдавая предпочтение лишь тем словесным оборотам, которые исключали всякую метафорическую вычурность.

В скрытом течении ее стиха словно бы велся давний спор с воображаемым оппонентом на тему, начатую еще Л. Толстым и Достоевским: каков человек изнутри, чем он значителен на Земле? В ее произведениях постоянно ощущалось какое-то нежное очарование хрупкостью человеческой жизни, ее незащищенностью в мироздании.И здесь лепка образной мысли достигала удивительно филигранных очертаний.

Особое значение в этой связи Гиппиус придавала тщательной подборке поэтически сравнимых явлений.Наиболее выигрышным ей представлялось соединение в композиционно-сюжетном строе внутреннего, незримо духовного с предметом из мира природы, традиционно воспеваемым в классической пейзажной лирике (серебристой паутиной, светом настольной лампы, светом зари). В стихотворении « Нить» величественное и простое в человеческой душе уподоблено летней паутинной нити, повиснувшей над лесной тропинкой.

И многоцветное сверкание природной « струны», и ее чуткое дрожание на ветру, готовое оборваться от неосторожного дыхания воздуха, и еще множество других пластично выписанных мелочей, оживляющий пустое небо, сообщают на какое-то время повествованию характер самоценной пейзажной сценки: Нить паутинная упруга и чиста, Повисла в небесах; и дрожью незаметной Колеблет ветер нить, порвать, пытаясь тщетно; Она крепка, тонка, прозрачна и проста.

Разрезана небес живая пустота Сверкающей чертой – струною многоцветной. А далее обнаруживается, что эта зарисовка природы есть развернутая метафорическая характеристика таинственного и сложного человеческого «я», схожего своей зыбкой тонкостью с опоэтизированной внешней природной частностью: В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной Мы ищем тонкости, не веря, что возможно Величье с простотой в душе соединить.Но жалко, мертвенно и грубо все, что сложно; А тонкая душа проста, как эта нить. Общие эпитеты подчеркивают общность природного и духовного (паутинка тонка и проста, и душа тонкая, простая). Но компоненты эти скреплены еще и единым, стержневым мотивом, сложенным по ступенчатому принципу: сначала паутинная нить сопоставлена со сверкающей чертой; затем в ее образное оформление внесено еще одно приращение: струна многоцветная; и только после этого она представлена в качестве «портретной» схемы человеческой души. Стихотворение « Нить» написано в жанрово-стилевой форме философского пояснения.

Известный еще со времен Пушкина и Тютчева своей идилличностью лирический образ паутины получил здесь нетрадиционное толкование.

Гиппиус овеяла этот образ психологическим драматизмом. Правда, пафос последнего не был глубоко развит в ее произведении; в сущности, он только намечен тематически. Все жанрово-стилевые средства вели к многослойности символа, который можно было толковать вариативно.Так , в символике романсного стихотворения , названного автором « Песней», можно особо выделить мотив томления героини, жаждущей душевного спасения и ясности на пути от человеческого ко вселенному, и вместе с тем наше внимание невольно сосредоточивается на частном образе окна, куда, словно в космический просвет, устремляются земные вековечные чувства, мысли, переживания: Окно мое высоко над землею, Высоко над землею.

Я вижу только небо с вечернею зарею, С вечернею зарею.И небо кажется пустым и бледным, Таким пустым и бледным… Оно не сжалится над сердцем бедным, Над моим сердцем бедным.

Увы, в печали безумной я умираю, Я умираю. Стремлюсь к тому, чего я не знаю, Не знаю… Но сердце хочет и просит чуда… Еще на заре творчества у поэтессы мелькнула догадка о жизни после смерти.Она почувствовала это «в дыхании ветра, в солнечных лучах», и в «бледной» морской волне, и в облачной тени. Раздвигая границы художественного времени, Гиппиус попыталась тогда поэтически обесценить самую смерть и таким образом «убрать порог» между нею и жизнью. Причем явление смерти она как бы подводила к заключительному моменту бытия, когда «уже не душно, достигнута последняя ступень»: И если смерть придет – за ней послушно Уйду в ее безгорестную тень. Так осенью светло и равнодушно На бледном небе умирает день. Гиппиус постоянно колебалась между землею и небом, жизнью и богом.

Если в середине 90-х годов « мудрый Соблазнитель» казался ей «непонятным Учителем Великой Красоты», то в начале нового столетия Божия, правда и Божий обман», несмотря на свое полюсное положение, драматически сблизились в ее лирике: Небо – вверху; небо – внизу, Звезды – вверху; звезды – внизу, Все, что вверху, то и внизу, Если поймешь, благо тебе. Стих З.Гиппиус, стремившейся к звучной точности, обрел здесь предельно-лапидарное выражение. З.Гиппиус ввела свою образную мысль в русло художественно-филосовских исканий Достоевского и в свете его мощной, трагической поэтики попыталась дорисовать то, что недоступно монументальной, романной прозе, но что способна выполнить утонченная, символико-психологическая лирика.

Вглядываясь в ее творчество, я не могу не отметить следующее: поэтический дебют ее состоялся в 1888г. на страницах «Северного вестника», издаваемого в Петербурге. Этот журнал вскоре стал литературной трибуной символистов.

Известность Зинаиде Николаевне принесли творчески разработанные самостоятельные опыты - стихотворения « Посвящение» и «Песня». В 1904 г. отдельным изданием вышло «Собрание стихов.1889-1903». Еще ее современники отметили смелую реформацию в раннем творчестве: она неустанно экспериментирует, варьирует стихотворные размеры, использует прием «перебоя ритма», виртуозно пользуется аллитерацией и т.д. Часто она строит свои стихи как монологи – молитвы, обращение к Богу. Отличительной чертой ее творчества является афористичность мыслей.

Особо надо отметить то, что она стала во главе «неохристиан», печатным органом которых был журнал « Новый путь», где поэтесса «спряталась» за псевдоним Антон Крайний, потом Антон Кирша. Я не касаюсь ее прозаических произведений, хотя и там она сказала свое, новое слово.

Последняя книга ее стихотворений вышла в 1939году – « Сияние», главное в ней – раздумья о божественной любви, открывающей путь в вечность, о силе и бессмертии божественного слова. Последние годы своей одинокой жизни (Д.Мережковский умер в 1941 году) она отдала поэме «Последний круг» и книге воспоминаний «Дмитрий Мережковский», которая осталась незавершенной.Есть под Парижем русское кладбище – Сен-Женевьев де Буа. Там в одной могиле похоронены Д.Мережковский и его верная спутница Зинаида Гиппиус, поэт, писатель, литературный критик… Знакомство с новым поэтом – всегда радость.

Не скажу, что творчество З.Гиппиус произвело на меня особое впечатление.Нет! В нем много вычурности, какие-то изломы, что-то болезненное.…Однако ее стихи своеобразны и ярки, лирический герой поэтессы – человек воспринимающий красоту мира и сердцем чувствующий добро и зло на земле.

Это – блестящий художник: Вот первый луч – вот алый меч… И плачет сердце… Так написать может только талантливый поэт. Из сборника «Последние стихи», с которыми я познакомился, я выбрал одно – « Нет» и попытаюсь поделиться своими впечатлениями о нем и дать ему свою оценку. Прежде всего, я обратил внимание на название – оно не совсем обычно ,если учесть содержание: «нет» кому или чему? Удивила и дата написания: «Февр . 18.»,она же и помогла мне правильно понять тему произведения.Я знал, что Зинаида Николаевна отрицательно отнеслась к первой мировой войне, не разделила националистических настроений части творческой интеллигенции.

Не приняла она и Октябрьскую революцию, для нее это была трагедия. «Последние стихи», куда входит «Нет», и направлены против «восставшего Хама», но З.Гиппиус всегда волновала судьба России, судьба Родины. «Нет» – крик души поэтессы, крик отчаяния и крик надежды.Она, словно луч солнца, озаряет миниатюру, в котором только восемь строк, и зовет всех верить не только ей – Надежде, но и Вере, и Любви. Приподнято торжественное звучание каждого слова позволяет мне сказать о том, что стихи написаны в публицистическом ключе. Об этом напоминают нам, читателям, использованные автором риторические восклицания: Она не погибнет – знайте! Она не погибнет – Россия! Именно они, эти восклицания, выражают замысел поэта: высокое патетическое звучание гимна русской земли. «Нет» – это, значит, не исчезнет Русь, ее государственность, не пропадет ее народ.

Она, как держава, будет стоять вечно.

Думаю, что не ошибусь в определении идеи этого небольшого стихотворения: она – в вечности! Более ста лет до З.Гиппиус Ф.И.Тютчев – поэт золотого века – по-своему выразил свой лирический облик Родины: «Умом России не понять…» З.Гиппиус в новом, «серебряном веке», утвердила мысль собрата по перу: вечны, будут Россия, ее земля и ее народ! Отсюда и та торжественная приподнятость, тот пафос, что усиливает звучание каждого слова.Употребление же такого художественного приема, как анафора, и делает ее особенно звучным: Она не погибнет, – знайте! Она не погибнет, Россия.

Они всколосятся ,– верьте! Поля ее золотые. И мы не погибнем верьте… Повтор слова « верьте» в конце двух строк есть не что иное, как другой художественный прием – эпифора. Удачно применены поэтессой глаголы повелительного наклонения: и в первом и во втором катрене они усиливают мотив стихотворения, наполняя его оптимизмом.Именно это и не мог принять Блок, написавший поэтессе письмо и посвятивший ей стих, где зловеще определяют их жизнь следующие строки: Мы – дети страшных лет России- Забыть не в силах ничего.

Перечитываю вновь миниатюру З.Гиппиус и думаю о том , как все-таки талантлива была она как поэт. Какие образы нашла она для выражения своей мысли, какие художественные средства! Они всколосяться верьте! Поля ее золотые.Эпитет « золотой» не редкий у поэтов, пишущий о русском поле, здесь же он звучит особо, словно выражая богатство страны – ее хлеб. Достигая образности и выразительности стиха, автор использует приём олицетворения, погибнет «и…спасётся», видя в России живое существо.

Особое значения в композиционном строе имеет противительный союз «но». Им часто пользовался А. С. Пушкин («Анчар», «Деревня»). Зинаида Николаевна сознательно делит им стихотворение на две части: главное не спасение всех её современников, а воскресение России, в которое она верила, любя и ненавидя. «Нет» - одно из завершающих стихотворений цикла «Последние песни», написанного в Петербурге.

Но как оно актуально в наши дни! Я выбрал его для анализа потому, что оно вселяет в меня оптимизм, и мне вместе с поэтессой хочется сказать всем, кто не верит в будущее нашей Родины, а живёт прошедшим: Россия спасётся знайте! И близко её воскресенье. Реферат по литературе Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) Ученика 11 класса «А» Лингвистической гимназии № 36 Ладыга Антона.

– Конец работы –

Используемые теги: Зинаида, Николаевна, Гиппиус0.062

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Зинаида Николаевна Гиппиус

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Жизненный путь Зинаиды Николаевны Гиппиус
Писать о Даме, законодательнице мыслящего Петербурга трудно. Трудно начинать. Трудно – понимать. Трудно - подыскивать слова для подлинного написания… В ней, Зинаиде Николаевне, за весь ее жизненный Путь, сложный, недопонятый, а… Ее острый, критичный ум не потерпел бы тонкого кружева и излишней теплоты словоплетений. 1. Рисунок ее облика…

Особенности творчества Зинаиды Гиппиус
В обществе своего мужа, ставшего со временем крупным писателем, и происходило становление ее поэзии.Художнические интересы Гиппиус были широки: она… Их семейный салон посещали знаменитые писатели и поэты: И. Анненский, Ф.… Конечно, стих ее не притязал на многогранное описание реальности ; он касался лишь отдельных, в основном порочных ее…

Зинаида Гиппиус
Дед Зинаиды Гиппиус, Карл Роман фон Гиппиус, был женат на москвичке Аристовой, русской. Первый сын их, Николай Романович, был отцом Зинаиды. Он… Сам необразованный, он, однако, послал обоих сыновей в Казанский университет.… В январе 1869 года отец Гиппиус женился и уехал в Белев Тульской губернии, где получил место. Зинаида родилась в…

Сергей Васильевич Гиппиус. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств
СПб Изд во Речь с... http nkozlov ru library psychology s Предисловие...

Старикова Людмила Николаевна лекция
Система национальных счетов Система национальных счетов СНС это логически последовательная... Выпускосн цена выпускцена произв налоги на продукты которые входят в... Промежуточное потребление стоимость потребляемых товаров без потребления основного капитала и потребляемых...

Символизм: В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, А. Белый, В. Иванов
Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.… Символистам присвоили кличку “декаденты” (“упадочники” ) . Думали их уязвить,… С точки зрения символистов, этот “упадок” , значительно ценнее нормальной посредственности. Они не только писали…

Символизм (В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, К.Бальмонт,А.Белый, В.Иванов)
Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.… Психиатры утверждали, что новая поэзия симптом вырождения человечества, авторы… Думали их уязвить, а они сделали кличку своим вторым именем. С точки зрения символистов, этот упадок, значительно…

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам