рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

К.Н. Батюшков

К.Н. Батюшков - раздел Литература, В. А. Жуковский И К. Н. Батюшков — Первые Русские Поэты-Романтики Русский Ро...

В. А. ЖУКОВСКИЙ И К. Н. БАТЮШКОВ — ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ПОЭТЫ-РОМАНТИКИ Русский романтизм принято делить на несколько периодов: на¬чальный (1801—1815), зрелый (1815—1825) и период последекаб-ристского развития. Однако по отношению к начальному периоду ус¬ловность этой схемы бросается в глаза.Ибо заря русского романтиз¬ма связана с именами Жуковского и Батюшкова, поэтов, чье творче¬ство и мироощущение трудно ставить рядом и сравнивать в рамках одного периода, настолько различны их цели, устремления, темпера¬менты.

В стихах обоих поэтов еще ощущается властное влияние про¬шлого — эпохи сентиментализма, но если Жуковский еще глубоко укоренен в ней, то Батюшков гораздо ближе к новым веяниям.Бе¬линский справедливо отмечал, что для творчества Жуковского ха¬рактерны «жалобы на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое Бог знает в чем состо¬яло». Действительно, в лице Жуковского романтизм делал еще свои первые робкие шаги, отдавая дань сентиментальной и меланхоличес¬кой тоске, смутным, едва уловимым сердечным томлениям, одним словом, тому сложному комплексу чувств, который в русской крити¬ке получил название «романтизм средних веков». Совсем иная атмо¬сфера царит в поэзии Батюшкова: радость бытия, откровенная чув¬ственность, гимн наслаждению.

Пластичность и изящная определен¬ность формы сближает его с классической литературой античности. Жуковского по праву считают ярким представителем русского эстетического гуманизма.Чуждый сильным страстям, благодуш¬ный и кроткий Жуковский находился под заметным влиянием идей Руссо и немецких романтиков.

Вслед за ними он придавал большое значение эстетической стороне в религии, морали, общест¬венных отношениях. Искусство приобретало у Жуковского религи¬озный смысл, он стремился увидеть в искусстве «откровение» выс¬ших истин, оно было для него «священным». Для немецких роман¬тиков характерно отождествление поэзии и религии.То же самое мы находим и у Жуковского, который писал: «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли». В немецком романтизме ему особенно близ¬ким было тяготение ко всему запредельному, к «ночной стороне души», к «невыразимому» в природе и человеке.

Природа в поэзии Жуковского окружена тайной, его пейзажи призрачны и почти не¬реальны, словно отражения в воде: Как слит с прохладою растений фимиам! Как сладко в тишине у брега струй плесканье! Как тихо веянье зефира по водам И гибкой ивы трепетанье! Чувствительная, нежная и мечтательная душа Жуковского как будто сладко замирает на пороге «оного таинственного света». Поэт, по меткому выражению Белинского, «любит и голубит свое страдание», однако страдание это не уязвляет его сердце жестоки¬ми ранами, ибо даже в тоске и печали его внутренняя жизнь тиха и безмятежна.

Поэтому, когда в послании к Батюшкову, «сыну неги и веселья», он называет поэта-эпикурейца «родным по Музе», то трудно поверить в это родство.Скорее мы поверим добродетельному Жуковскому, который дружески советует певцу земных наслажде¬ний: «Отвергни сладострастья погибельны мечты!» Батюшков — фигура во всем противоположная Жуковскому.

Это был человек сильных страстей, а его творческая жизнь оборва¬лась на 35 лет раньше его физического существования: совсем мо¬лодым человеком он погрузился в пучину безумия.Он с одинако¬вой силой и страстью отдавался как радостям, так и печалям: в жизни, как и в ее поэтическом осмыслении, ему — в отличие от Жуковского — была чужда «золотая середина». Хотя его поэзии также свойственны восхваления чистой дружбы, отрады «смирен¬ного уголка», но его идиллия отнюдь не скромна и не тиха, ибо Ба¬тюшков не мыслит ее без томной неги страстных наслаждений и опьянения жизнью.

Временами поэт так увлечен чувственными ра¬достями, что готов безоглядно отринуть гнетущую мудрость науки: Ужели в истинах печальных Угрюмых стоиков и скучных мудрецов, Сидящих в платьях погребальных Между обломков и гробов, Найдем мы жизни нашей сладость? От них, я вижу, радость Летит, как бабочка от терновых кустов.

Для них нет прелести и в прелестях природы, Им девы не поют, сплетаясь в хороводы; Для них, как для слепцов, Весна без радости и лето без цветов. Подлинный трагизм редко звучит в его стихах.Лишь в конце его творческой жизни, когда он стал обнаруживать признаки душевного недуга, под диктовку было записано одно из его последних стихотво¬рений, в котором отчетливо звучат мотивы тщеты земного бытия: Ты помнишь, что изрек, Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек? Рабом родился человек, Рабом в могилу ляжет, И смерть ему едва ли скажет, Зачем он шел долиной чудной слез, Страдал, рыдал, терпел, исче.

– Конец работы –

Используемые теги: Батюшков0.041

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: К.Н. Батюшков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Батюшков Константин Николаевич
В десять лет Б. был определн в петербургский французский пансион Жакино, где провл четыре года, а потом два года учился в пансионе Триполи.Здесь он… Натура пассивная, аполитическая, Б. к жизни и к литературе относился… Под влиянием этого круга Б. принял участие в литературной войне между шишковистами и Вольным обществом любителей…

0.026
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам