Мой Мaяковский

Мое знакомство с Маяковским состоялось много лет назад. Тогда это было для меня чем-то громадным, непонят¬ным и нескладным. Сказалось также сложившееся о нем представление как о певце революции. Да, это действительно так, потому что даже в самых лирических его произведениях рядом с душевными переживаниями поэта неизменно при¬сутствует красный цвет — цвет революции: В поцелуе рук ли, губ ли, В дрожи тела близких мне Красный цвет моих республик тоже должен пламенеть.И подобно тому как превозносили поэта в первые годы со¬ветской власти, теперь, в связи с изменившейся политичес¬кой обстановкой в стране, — его стихи подчас отвергают.

А допустимо ли это? Сейчас я познакомилась с другим, совершенно новым для меня Маяковским — лириком. И в очередной раз осознала всю безосновательность категоричных суждений. Мой Маяковский Да, этот поэт, некогда читавшийся по принуждению, теперь стал моим. Наиболее близка мне в его творчестве любовная лирика.Она достигает таких вершин чувства, что ей уже не хватает обычных слов — слишком серыми и бесцветными кажутся они. И появля¬ются образы-гиганты: «громада любовь», «любовища». Маяковский не умеет чувствовать «мелко». Необыкновен¬ная сила чувства сквозит даже в ритме его стихотворений.

Если прислушаться, то вся мелодия стиха напомнит ритм ис¬полинских шагов.Маяковский-гигант, плачущий морями — «слезищами», для которого океан мал, а небо кажется «кро¬хотным». Поэт беспредельности в одних стихах — вдруг ста¬новится нежным «мальчиком», с которым женщина играет, «как девочка с мячиком», в других — слова «кричат»: душу вытащу, растопчу. Чтоб большая! — и окровавленную дам, как знамя И вдруг — с громогласного крика переходит на шепот, исполненный отчаяния: Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг. Маяковский для меня — это человек, смотрящий на мир и видящий его не так, как я. И этим он мне интересен.

Поэт привлекает своей неповторимостью, несхожестью с другими, восхитительным миром диких фантазий: А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? И в то же время — удивительной трогательностью стиха: Подошел и вижу — за каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте.

Нежность, ненависть, любовь, тоска и боль — вся гамма человеческих чувств представлена у Маяковского в самом ярком их проявлении. Безусловно, поэта можно любить или не любить, прини¬мать его идеи или быть их противником.Но то, что действи¬тельно достойно уважения — глубина чувства, постоянство, преданность идее, — это неизменно присутствует в стихах Маяковского.

Но он умел быть и другим — насмешливым, едким, бес¬пощадным. Вечер. Театр сатиры. На сцене — «Клоп» Маяковского. И сразу задумываешься о том далеком или только кажущемся далеким времени в истории моей страны. Начало века, коренная ломка всех устоев и жизненного уклада страны.Революция, принесшая совершенно новый взгляд на мир. Кто-то воспринял ее с восторгом, кто-то занял выжидательную позицию («А что-де будет-то »), кто-то не принимал ее и страдал.

А вот некоторым было все равно, на какой почве паразитировать. Такие люди, не имеющие собст¬венных убеждений, приспосабливались ко всему, крича «Ура!», если это делали все вокруг, или — «Долой!», в зави¬симости от того, что было выгодно.Поиск выгоды, умение приспосабливаться, отсутствие каких бы то ни было нравственных понятий объединяет главных героев «Клопа» — Присыпкина, Баяна и семью Ре¬нессанс.

Для того чтобы получше устроиться уже в новой жизни, можно сменить фамилию Присыпкин на «аристокра¬тический» псевдоним Скрипкин, совершить выгодную сдел¬ку — обмен профсоюзного билета на парикмахерскую. Обы¬вательщиной и пошлятиной пронизаны души этих людей, низменные чувства видны в каждом их поступке.Да, 20-е годы, борьба с мещанством Но если вдуматься более глубоко, то станет ясно, что комедия, написанная Мая¬ковским на злободневную тему, волновавшую всех в ту уже далекую от нас, молодых, эпоху, то невольно напрашивается вопрос: «А что, неужели среди нас нет Присыпкиных и Бая¬нов?» Несомненно, есть. И именно поэтому комедия Маяков¬ского имеет не только историческую подоплеку, но и затра¬гивает общечеловеческие ценности.

Маяковский был оптимистичен, предположив в своем произведении, что светлое будущее совсем недалеко — через какие-нибудь полвека.Но, к сожалению, мы, люди, стоящие на пороге нового века, все еще не знаем противоядия против «клопов», паразитирующих в нашем обществе. Изолировать таких людей, как предложил Маяковский, невозможно.

И становится грустно, так как эта комедия на самом деле имеет трагический подтекст: ни одна идея не может быть претворена в жизнь, не будучи опошленной грязью и низос¬тью мещанской натуры. Вечер. Театр сатиры. На сцене — «Клоп» Маяковского. И сразу задумываешься О чем? О сегодняшнем дне. Таков он — мой Маяковский. Сатирик и лирик. Роман¬тик и трезвый реалист. И всег.