рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Н.С. Лесков. "Очарованный странник". Главный герой. Былинные мотивы в повести

Работа сделанна в 2000 году

Н.С. Лесков. "Очарованный странник". Главный герой. Былинные мотивы в повести - Реферат, раздел Литература, - 2000 год - Реферат По Литературе Ученицы 10 “А” Класса Гимназии № 1 Мпс России Лермонто...

Реферат по литературе ученицы 10 “А” класса гимназии № 1 МПС России Лермонтовой Ольги на тему: “Н.С. Лесков «Очарованный странник». Главный герой. Былинные мотивы в повести”. Москва, 2000 г. Повесть Лескова “Очарованный странник” относится к 1873 году. Первоначально она называлась “Черноземный Телемак”. В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от природы, воодушевлённых беспредельной любовью к людям.В ней изображён человек из народа в хитросплетениях своей трудной судьбы, не сломленный, хоть “он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть”. В повести возникает калейдоскоп картин крепостной России, многие из которых предвосхищают сатирические произведения Лескова 80- 90-х годов. «Очарованный странник» был любимым героем Лескова, он ставил его рядом с «Левшой». «Очарованного странника сейчас же (к зиме) надо издать в одном томе с «Левшою» под одним общим заглавием: «Молодцы» писал он в 1866 году. Добрый и простодушный русский исполин – основной герой и центральная фигура рассказа.

Этот человек с детскою душой отличается неуёмной силой духа, богатырским озорством и той чрезмерностью в увлечениях, которая столь чужда умеренности добродетельных героев-буржуа.

Он поступает по велению долга, часто по наитию чувства и в случайном порыве страсти. Однако все его поступки, даже самые странные, неизменно рождаются из внутренне присущего ему человеколюбия.Он стремится к истине и красоте через ошибки и горькие раскаяния, он ищет любви и щедро дарит сам любовь людям. “Очарованный странник” – это тип “русского скитальца” (говоря словами Достоевского). Конечно, Флягин не имеет ничего общего с дворянскими “лишними людьми” – Алеко, Онегиными, которых имел в виду Достоевский.

Но он тоже ищет и не может обрести себя. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве. Он и без того смирён и своим мужицким званием поставлен перед необходимостью трудиться.Но покою ему нет. В жизни он не участник, а только странник, “черноземный Телемак”. В повести жизнь главного героя представляет собой цепь приключений, столь разнообразных, что каждое из них, являясь эпизодом одной жизни, в то же время может составить целую жизнь.

Форейтор графа К беглый крепостной, нянька грудного ребёнка, татарский пленник, конэсер у князя-ремонтёра, солдат, георгиевский кавалер – офицер в отставке, «справщик» в адресном столе, актёр в балагане и, наконец, инок в монастыре – и всё это на протяжении одной жизни, ещё не завершившейся. Само имя у героя оказывается непостоянным: «Голован» – прозвище в детстве и юности; «Иван» – так зовут его татары )это имя здесь не столько собственное, сколько нарицательное: «у них все если взрослый русский человек – так Иван, а женщина – Наташа, а мальчиков они Кольками кличут»); под чужим именем Петра Сердюкова служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе своё имя. И наконец, ставши иноком, зовётся «отец Измаил», оставаясь тем не менее всегда самим собой – русским человеком Иваном Северьянычем Флягиным.

Создавая этот образ, Лесков не забудет ничего – ни детской непосредственности, ни своеобразного «артистизма» и узкого «патриотизма» «воительницы». Впервые у писателя личность так многогранна, так свободна, так отпущена на свою волю. В самом странничестве лесковского героя есть глубочайший смысл; именно на дорогах жизни вступает «очарованный странник» в контакт с другими людьми, нечаянные эти встречи ставят героя перед проблемами, о самом существовании которых он прежде и не подозревал.

Иван Северьяныч Флягин с первого взгляда поражает своей оригинальностью: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета; так странно отливала его проседь… он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого.

Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет тёмный бор». Рассказ об укрощении коня как будто вовсе не связан с двумя предыдущими, но его финал – гибель укрощённого коня – вызывает в памяти смерть ссыльного дьячка.

И здесь и там налицо насилие над свободным то природы существом. И человек и животное, проявившие непокорство, сломлены и не могут этого перенести.С рассказа об укрощении коня начинается повествование об «обширной протекшей жизненности» Флягина, и этот эпизод не случайно «вынут» из последовательной цепи событий.

Это как бы своеобразный пролог к жизнеописанию героя. По убеждению героя, его предназначение в том, что он – сын «моленый» и «обещанный», обязан посвятить свою жизнь служению богу. Иван Северьяныч Флягин живёт по преимуществу не умом, а сердцем, и потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь разнообразны обстоятельства, в которые он попадает.Путь, который проходит герой повести это поиски своего места среди других людей, своего призвания, постижение смысла своих жизненных усилий, но не разумом, а всей своей жизнью и своей судьбой. Ивана Северьяныча Флягина как будто и не занимают вопросы человеческого бытия, но всей жизнью, её причудливым ходом он по-своему на них отвечает.

Тема «хождения по мукам» развивается независимо от того, что герой не придаёт ей особого значения.Рассказ Ивана Северьяныча о своей жизни кажется почти неправдоподобным именно потому, что всё это выпало на долю одного человека. «Экий ты, братец, барабан: били тебя, били, и всё никак не добьют», - говорит ему лекарь, выслушавший всю повесть. У Лескова герой обездолен жизнью, обкраден ею с самого начала, но в процессе самой жизни он во сто крат приумножает духовное богатство, которым наделён от природы.

Его исключительность произрастает на русской народной почве и тем более значительна, что герой на всё отвечает собственным сердцем, а не построениями ума. Идее тут противостоит нечто безусловное, выдерживающее самые трудные испытания. В неторопливом повествовании лесковских героев вставали зримые черты недавнего прошлого и вырисовывалтсь фигуры реальных людей.

Поэтому “Очарованный странник” развертывает перед читателем основную тему творчества Лескова – тему становления человека, мучительные терзания его духа в борьбе страстей и благоразумия, в трудном познании героем самого себя. За происшествием, случаем вставала в этих произведениях жизнь личности.

Обострённый интерес писателя к национальной культуре, тончайшее ощущение им всех оттенков народной жизни дали возможность создать своеобразный художественный мир и разработать самобытный, исполненный артистизма, неповторимый – «лесковский» способ изображения. Лесков умел изобразить жизнь народа, слитую воедино с народным миросозерцанием, уходящим глубокими корнями в национальную историю.Лесков верил и умел показать, что народ способен глубоко «понимать общественную пользу и служить ей без подгона и притом служить с образцовым самопожертвованием даже в такие ужасные исторические моменты, когда спасение отечества представлялось невозможным». Глубокая вера в великую народную силу и любовь к народу дала ему возможность увидеть и постигнуть «вдохновенность» народных характеров.

В “Очарованном страннике” впервые в лесковском творчестве полнозвучно развивается тема народного героизма.Несмотря на многие неприглядные черты, реалистически отмеченные автором, собирательный полусказочный образ Ивана Флягина предстаёт перед нами во всём величии, благородстве души своей, бесстрашии и красоте и сливается с образом народа-богатыря. «Очень мне за народ умереть хочется» говорит очарованный странник.

Глубоко переживает «черноземный Телемак» свою причастность к родной земле.Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену: «…Тут глубине тоски дна нет…Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмётся обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещёную землю и заплачешь». В «Очарованном страннике» Лесков говорит о «добром русском богатыре», о «добром простодушии», о «доброй душе», о «добром и строгом житии». Жизнь описываемых героев полна диких, злых и жестоких порывов, но в скрытом источнике всяких человеческих поступков и помышлений покоится доброта – неземная, идеальная, мистическая.

Она не открывается среди людей в своём чистом виде, потому что доброта есть состояние души, соприкоснувшейся с божеством.

Тех героев, которые наиболее близки его сердцу, Лесков всегда сравнивает с героями былин и сказок.Н. Плещунов делает следующий вывод, рассуждая об «Очарованном страннике»: «…возникает догадка, что этот «Очарованный странник» и есть народ под крепостным игом, ищущий, ждущий часа своего избавления». Не только герои «Очарованного странника», но и многие другие образы писателя были «иконами», но не в том смысле, что они были религиозны по существу, а в том, что наиболее значительные их черты отражались писателем «статически», «традиционно», в духе религиозных жанров, жанров фольклора и древней русской литературы: житий и притч, легенд и преданий, сказаний, анекдотов и сказок.

Герой рассказа назван очарованным странником и в этом названии выступает целое мировоззрение писателя. Очарование – это мудрая и благостная судьба, которая, подобно чудесной иконе в «Запечатлённом Ангеле», сама ставит человеку разные искушения.Даже в минуты восстания против неё она неспешно и незаметно воспитывает в человеке божественное самоотрицание, подготовляя решительный перелом в его сознании.

Каждое жизненное событие отбрасывает в душу какую-то тень, подготовляя в ней горестные сомнения, тихую печаль о житейской суете.Религиозное восприятие мира, склонность к суевериям соответствуют уровню сознания большинства лесковских героев, определяются тяготеющими над ними традициями и представлениями об окружающем мире. Однако под покровом религиозных мыслей и рассуждений своих героев писатель сумел увидеть вполне мирское, обыденное отношение к жизни и даже (что особенно значительно) смог критически отнестись к официальной религии и церкви.

Поэтому произведение «Очарованный странник» не потеряло своего глубокого значения и по сей день. На что бы ни посмотрел религиозный человек из простого народа, всё приобретает для него чудесное значение.Он видит Бога в явлениях – и эти явления кажутся ему одною воздушной цепью, которая связывает его с последним убежищем духа. Совершая свою житейскую дорогу, он проливает на неё свет своей младенческой веры, не сомневаясь, что дорога ведёт его к Богу. Эта мысль проходит через весь рассказ Лескова «Очарованный странник». Подробности его поражают своей оригинальностью, и местами, сквозь густые краски бытового описания, чувствуется натура писателя, с её разнообразными, явными и тайными страстями.

Глубокое ощущение нравственной красоты, чуждое развращающего равнодушия, «одолевает дух» лесковских праведников.

Родная среда сообщает своим живым примером не только вдохновенные порывы, но «строгое и трезвое настроение» их «здоровой душе, жившей в здоровом и сильном теле». Лесков любил Россию всю, какова она есть. Он воспринимал её как старую сказку. Это сказка об очарованном богатыре. Он изобразил Русь святую и грешную, неправую и праведную.Перед нами удивительная страна удивительных людей. Где ещё найдёшь таких праведников, умельцев, чудаков? Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. В ней есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано. «Очарованная Русь» – термин условный, литературный.

Это совокупный образ, воссозданный художником в своём творчестве, вобравший в себя некоторые стороны исторической действительности. Это те сокрытые великие силы, которые видел Лесков в своём народе.Это – «старая сказка» о нём. Список литературы:  А. Волынский «Н.С. Лесков»;  В. Ю. Троицкий «Писатель Земли Русской», «Лесков – художник»;  Л. Крупчанов «Жажда света»;  Г. Гунн «Очарованная Русь Николая Лескова».  Б. Дыханова «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова».

– Конец работы –

Используемые теги: Лесков, Очарованный, странник, Главный, герой, Былинные, мотивы, Повести0.117

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Н.С. Лесков. "Очарованный странник". Главный герой. Былинные мотивы в повести

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Именное составное сказуемое в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"
Сказуемое - это главный член двусоставного предложения, который грамматически зависит от подлежащего, выражает предикативный признак, приписываемый… В современной лингвистике сказуемого базируется на соотношении вещественного и… Традиционно составным именным сказуемым называется такое сказуемое, в котором грамматическое значение выражено…

Русский характер и судьба народа в творчестве Н.С. Лескова (по повести "Очарованный странник")
Но, в отличие от Островского,Некра сова и Толстого, Лесков основное внимание уделя ет изображению судеботдельных людей.Герои его произведений… Иван Северьяныч честен и беспристрастен в суждениях о себе.Поэтому чита тель… Более того, Иван пытается бежать, терпит неудачу и снова совершаетпобег. Зачем он это делает? Ведь на родине его ждет…

Духовная красота русского человека в повести Н. С. Пескова «Очарованный странник»
Мы заранее готовы выслушать этого человека, поверить ему и оправдать. Если внешнюю красоту можно осознать, лишь только взглянув на человека, то… Иван Флягин часто совершает такие поступки, которые трудно оправдать, но… Он спасает людей от неминуемой гибели. Делает он это не ради какой-то личной выгоды, вознаграждения, даже не из…

Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести "Очарованный странник"
На протяжении всей жизни он помнит об этом, во всем видябожественный промысел, и действительно, в конце повести читатель видит его монахом.Такое… Но геройпроизведения - вовсе не святой, и хотя с ним происходят настоящие… В монастырь он попадает потому, что ему детьсябыло некуда , и это - не последнее место его скитаний.Помимо борьбы с…

"Очарованный странник" Н.С. Лескова
Очарованный странник был любимым героем Лескова, он ставил его рядом с Левшой. Очарованного странника сейчас же к зиме надо издать в одном томе с… Он поступает по велению долга, часто по наитию чувства и в случайном порыве… Но он тоже ищет и не может обрести себя. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве. Он и без того смирн…

Русский человек все вынесет… по роману Н.С. Лескова "Очарованный странник"
В России же в это время завершается цикл либеральных реформ, проведенных после освобождения крестьян от крепостной зависимости. В период с 1861 по… Уже в портрете приводится его сходство с «добрым русским богатырем Ильей… Он тоскует о повседневно быте русского человека, которого он лишен на солончаках. Трудно не оценить и не понять слова…

Мотивы лирики Лермонтова в романе "Герой нашего времени"
В чем суть завещания будущему такого поэта, как Лермонтов? Прежде всего, в том, что его творчество служило передовым идеям своего времени, добру,… Неудивительно, что философские взгляды часто находят свое отражение в… Стихи М. Ю. Лермонтова известный литератор В. Ходасевич назвал “ поэзией страдающей совести”. Совесть поэта чутко…

Автор, рассказчик и герой в повести Пушкина "Капитанская дочка"
Тогда он сам едет в Оренбургскую область,расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое времяпроводит в архивах. Фактически… Это исторический роман. Главный принцип, который используетПушкин в своем… Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший всобытиях, который был лично знаком с Пугачевым и его…

Роман “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова. Что скрыто в образе Печорина?
Лермонтов хотел как можно глубже раскрыть характер Печорина. Поэтому он и прибегает к довольно необычному способу построения романа. Он подчркивал,… Если задуматься, начинаться роман должен с повести Тамань, ведь именно там… За участие в дуэли его высылают в крепость, где молодой человек встречается с Максимом Максимычем. Оттуда прапорщик на…

Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова. Нравственно психологический роман (его особенности)
Лермонтов ведет читателя отпоступков Печерина в первых трех повестях к их мативам в 4 и 5 повестях , тоесть от загадки кразгадке. При этом мы… В первых трех повестях Бэла , Максим Максимыч , Тамань представленны лишь… Вовсе нетак однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубокострадающий человек. В Княжне Мери…

0.029
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Библейские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова В литературной критике творчества Лермонтова, начиная с прижизненных публикаций и кончая сегодняшним днем, можно наблюдать острую борьбу мнений,… Гоголь в статье о русской лирике уделил Лермонтову места менее, чем Языкову.… Иван Аксаков Поэзия Лермонтова - это тоска души, болеющей от своей собственной пустоты вследствие безверия и…
  • Сатирические и утопические мотивы в романе Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле получил сан священника, но служебных обязанностей не исполнял. С самого начала Франсуа Рабле больше привлекали науки, нежели духовные подвиги.… Умер Рабле в 1553г. в Париже. Однажды, во время работы в Лионе, в руки к… Сюжет французской сказки, в которой великан Гаргантюа помогает королю Артуру спастись от гогов и магогов, Рабле…
  • Мотив соблазна в романах Ф.М. Достоевского Через рассматриваемый мотив противопоставляются образы святых и грешника, выбравшего неправый и немирный путь. Однако после убийства Бориса у… Примечательно, что слуги Святополка ещ чувствуют душевное сотрясение во время… В романе Бесы рассматриваемый мотив также подготавливает момент окончательного подчинения Николая Ставрогина…
  • Мифотворчество Германа Мелвилла . Эсхатологические мотивы в произведениях "Тайпи" и "Моби Дик" Работа состоит из: введения, трех разделов и выводов. СОДЕРЖАНИЕ Введение Раздел 1. Герман Мелвилл и эсхатология 1. Критики о Мелвилле… Такова судьба Мелвилла. Его не признали при жизни, но сегодня он занимает место на американском литературном Олимпе, а его роман “Моби Дик” -…
  • Библейские мотивы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" На протяжении всего своего жизненного пути он не раз задавался вопросами бытия, смысла жизни, борьбы добра со злом, не раз переосмысливал Ветхий и… А в 1937 году появляется и само название «Мастер и Маргарита». Этот… Для этого писатель и использует сложную структуру построения произведения. «Мастер и Маргарита» как справедливо…