рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание"

Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание" - раздел Литература, Петербург В Романе Достоевского «Преступление И Наказание» . Под Вечер Жарча...

Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание» . Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки “под самой кровлей высокого пятиэтажного дома” выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Уже в самом начале произведения автор показывает нам гнетущую обстановку, которая будет окружать героев на протяжении всего действия.С этого момента - без передышки, без покоя и отдыха, в исступлении и в задумчивости, в бреду и страхе - мечется по петербургским улицам , останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой Достоевского Родион Раскольников.

И все это время мы не перестаем ощущать присутствие рядом с ним некоего неживого персонажа - огромного города. Действие романа погружено в эпоху, эпоху, прозванную “железным веком”. И не случайно Петербург у Достоевского становится ее олицетворением.Ведь было два Петербурга.

Один - город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург - символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и по сей день. Но был и другой, далекий и неизвестный нам , теперешним людям, Петербург - город, в котором люди живут в “клетушках”, в желтых грязных домах с грязными темными лестницами, проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и большинство знакомых нам героев Достоевского.

Первый Петербург был воспет многими поэтами-лириками. Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нем: “Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых сводов Прозрачный сумрак, блеск бездонный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц и светла Адмиралтейская игла ” А вот как описан Петербург второй, увиденный Достоевским: “ На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши”. Образ жизни людей из высшего света, “высшего” и роскошного Петербурга характеризуется только одной строкой из пушкинского “Евгения Онегина”: “Полусонный в постелю с бала едет он”. А людям Петербурга “низшего” приходится добывать свой кусок хлеба трудом тяжким, имея одну только радость - горько напиться под вечер.

Если верить, что все на Земле получает энергию из космоса, то тогда то, как распределил свою долю Петербург между своими обитателями, нельзя сравнить даже с тем, как делится добычей лев с гиенами: Петербург трущоб как-будто выжат весь в пользу Петербурга дворцов.

И это та цена, которую должен заплатить город за свое видимое процветание.

Ведь не будь этого несправедливого деления, в среднем, мы получили бы посредственный, серый город, который не смог бы вдохновлять собой писателе и поэтов, окутывая их своей магической философией “двуличности” При всем этом Петербург еще и поразительно замкнут. Живущий в нем “закрыт от солнца” и от других людей, каждый - своем “шкафу”-каморке. Город болен, и чудовищно больны его обитатели.Сама окружающая обстановка создает у человека чувство безвыходности и озлобления.

Она стимулирует возникновение самых невероятных и фантастических теорий: “ Я тогда, как паук, к себе в угол забился.Я любил лежать и думать”. Город - прекрасный материал для раздумий, подталкивает мысль в определенном направлении, и в конце концов заражает человека идеями, больше похожими на бред. Чертой, по которой мы узнаем зараженного “болезнь большого города”, является навязчивый желтый цвет. Желтые обои и мебель в комнате у старухи, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая,”похожая на шкаф или на сундук”, каморка Раскольникова, желтоватые обои в комнате у Сони, “мебель из желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича.

Эти детали подчеркивают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа, являются предвестниками недобрых событий. Город, как зловещий демон, ищущий грешные души, опутал все вокруг своими черными сетями, в которые попадают его обитатели.Он как бы отыгрывается на своих жертвах, высасывая из них недостающую ему энергию. И в эти мастерски расставленные ловушки попадают герои романа.

Мармеладов испивается в грязной распивочной, Раскольников привязан нуждой к старухе-процентщице, Сонечка попала в “когти” Дарьи Францевны,” женщины злонамеренной и полиции многократно известной”. Раскольников, совершив свое преступление, пошел не только против человеческой морали и своей совести, он невольно нанес рану и городу, обрубив одно из его щупалец. И город отомстил ему. задавив свой громадой, заставив страдать во много раз сильнее.

Но события помогают Раскольникову, выхватив его из этого озлобленного мира. Он, дитя огромного мрачного города, попав в Сибирь, оказывается в новом для себя мире, вырванным из той искусственной почвы, на которой взросла его страшная идея. Это - иной, доселе неведомый Раскольникову мир, мир вечно обновляющейся Природы.И здесь, вместе с весною, охватывает его “необъятное ощущение полной и могучей жизни”. Начинается его новый путь, свободный от своеволия и бунта, путь любви и человеколюбия.

И тут мы видим, что каторга - место, предназначенное по своей сути для ограничения человеческой свободы , оказывается местом более пригодным для свободного проявления человеческой личности, нежели реальная “воля” большого города. Итак, Достоевский показал нам , что появление его героя во многом предопределила эпоха.И именно такой, неразрывно связанный с окружающим его миром герой интересен и автору, и бесконечной череде благодарных ему читателей.

– Конец работы –

Используемые теги: образ, Петербурга, романе, Достоевского, Преступление, наказание0.088

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание"
И все это время мы не перестаем ощущатьприсутствие рядом с ним некоего неживого персонажа - огромного города.Действие романа погружено в… Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нем Люблю тебя, Петра творенье,… И это та цена, которую должен заплатитьгород за свое видимое процветание.

Образы детей и их роль в романе Достоевского "Преступление и наказание"
Но существуют и персонажи второго плана, о которых мы можем узнать меньше.Среди всех второстепенных героев следует выделить детей, влияние… Рассмотрим образ детей Катерины Ивановны. О том, что жена Мармеладова… Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дома родительского. Мужв картишки…

Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Личность художника, его восприятие мира и отношение к действительности, эмоциональный строй, и жизненный опыт рождают единственность и… Одним из способов создания образов в художественном произведении является… Ф.М. Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель-философ. Практически в каждом произведении…

Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"
В этом важнейшая особенность его творчества. Герои его- это люди ищущие, одержимые той или иной идеей, все интересы их сосредоточенывокруг… Образ Петербурга создавали в своихпроизведениях и Пушкин, и Гоголь, и… Раскольников стесняется своих лохмотьев, избегает встреч сознакомыми на улице, он задолжал хозяйке и старается не…

Система образов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Достоевский даже вводит необычный, на первый взгляд, образ большогогорода Петербург Достоевского ! с его мрачными улицами, колодцами дворов,моста… Ибезусловно, эти герои подчинены одной основной задаче всестороннему и полному… Само уничижение вот главныйпринцип Мармеладова. Этот безвольный пьяница приносит одни не счастья своимблизким и…

Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Петербург выступает как подстрекатель и невидимый участник преступления Родиона Раскольникова. В трактире вблизи Сенной он слышит разговор студента… На улице затоптан лошадьми Мармеладов. На площади всенародно кается… Раскольников каждую ночь просыпается, когда пьяницы с криками расходятся из этих кабаков по домам. Ф. М. Достоевский…

Выявление типов смеха в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Однако, как это не покажется странным, образ Достоевского в жизни являет собой полную противоположность образу героев его произведений. Самый… Афоризмы и шутки Достоевского, его юморески и частушки ходили в списках по… После чего были произведены массовые аресты. (По следствию проходило всего 123 человека). Как вы знаете, Федор…

Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание"
В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем… Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их… Так начинается роман Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.

Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание»
Даже во внешности Раскольникова мы видим его неоднозначность, «раскол». Он был бедным студентом, жившим в Петербурге, в ужасной маленькой комнате с… Он решил совершить пробу, дабы убедиться в своей принадлежности к сильным… Первое преступление — перед Богом, второе — перед людьми. Характер Раскольникова очень противоречив. Мы видим в нем…

Преступление и наказание в романе Ф. М. Достоевского
Раскольников задавал себе вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Своим преступлением он решил доказать… Сидя в трактире, он подслушал разговор между студентом и офицером о… Но реальная жизнь оказалась гораздо сложнее, чем его отвлеченные, «книжные» мечты. Вместо одной старухи процентщицы…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание" В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана… Проанализирую психическое состояние Раскольникова с момента зарождения теории, до ее краха.
  • Гениальность Ф.М. Достоевского в романе "Преступление и наказание" По документам, умер от апоплексического удара по воспоминаниям родственников и устным преданиям, был убит своими крестьянами.Мать, Мария Фёдоровна… Учитель русского языка Н. И. Билевич сыграл определенную роль в духовном… Тогда же состоялось его знакомство с И. Н. Шидловским, чья религиозно-романтическая настроенность увлекла…
  • Идейное и художественное своеобразие романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Однако гуманизм Достоевского отличен от традиционного человеколюбия. Уже первый идеолог русской литературы B.Г. Белинский отстаивал крестьянин -… Гуманизм включается в более широкую систему общественно - исторических и… Гуманизм не благодушие, а боль. Герой Достоевского будет уважать себя, лелеять свою чистоту и добропорядочность до тех…
  • Тема снов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Что они значат, эти осколки, какой – то небывалой и “не будущей” жизни, которые – то освещают день, то выбивают из колеи, то заставляют страдать? И… Сны героев зачастую определяют их жизнь.Часто то, что персонажи произведений… Самыми яркими примерами сновидений героев в литературе являются сон Татьяны из романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина,…
  • Своеобразие романа Достоевского "Преступление и наказание" Но проблема человека есть вместе с тем, быть может, центральная проблема духовного развития и всего европейского человека за XIX и XX век. В… Нам представляется поэтому чрезвычайно поучительным - и особенно уместным ко… Ясно во всяком случае одно: от гуманистического оптимизма, от всякой идеализации человека Достоевский бесконечно…