Революция в творчестве Блока, Есенина и Мяковского

Реферат на тему: «Революция в творчестве Блока, Есенина и Маяковского» Революция в творчестве Александра Блока Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель - я знаю - Все равно: принимаю тебя! (Александр Блок) “И вечный бой! Покой нам только снится” – эти слова, как нельзя лучше характеризующие поэта, также написал “настоящий, волею божьей поэт”, по определению А.М.Горького, Александр Александрович Блок (в цикле “На поле Куликовом”), замечательный патриот, сказавший: “О Русь моя! Жена моя!”. Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной жизни течения - символизма, он в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим.

В известном стихотворении “Фабрика” он рассказывает о том, как “недвижный кто-то, черный кто-то” “медным голосом завет”. Согнуть измученные спины. Внизу собравшийся народ.В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год (“Сытые”), поэт с сарказмом говорит о том, что богатые - “сытые” - “скучали и не жили”, в то время как кругом слышались “мольбы о хлебе”. Но вот началась революция, слышен “красный смех знамен, и Так - негодует все, что сыто, Тоскует сырость важных чрев: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев! ” Однако - и на это очень важно обратить внимание - Блок не призывает к расправе: Пусть доживут свой век привычно - Нам жаль их сытость разрушать.

Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и кровавой.Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправдание.

Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и художественным средствам поэмы о революции “Двенадцать”. Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний успел убежать, но ему обещано: Утек, подлец! Ужо, постой, Расправлюсь завтра я с тобой! И это не пустые угрозы: Помнишь, Катя, офицера.Не ушел он от ножа Но в целом поэма - гимн революции.

Недаром в конце ее появляется “первый революционер на земле” Иисус Христос.И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции, “Революция и интеллигенция” Блок призывал: “Слушайте революцию!”. Кажется, что писатель полностью благословляет революцию: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови - Господи, благослови! Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен: Запирайте этажи, Нынче будут грабежи! Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) изображены то романтически: “Кругом - огни, огни, огни Оплечь - ружейные ремни “, то натуралистично: “В зубах цигарка, примят картуз. На спину надо б бубновый туз! ” (знак каторжника). Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в обстановку революционных месяцев, окрашенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами людей.

Сегодня вопрос о роли революции - один из главных для многих из нас. С расстояния трех четвертей века отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия великого народа, которую так долго сдерживали.

Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче мы должны быть сильно благодарны Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел революционную эпоху в своем небольшом произведении.А если еще вспомнить, что он благословлял революцию, в пожаре которой сгорела его выдающаяся библиотека (она собиралась поколениями его предков!), мы согласимся с А.М.Горьким, что это “человек бесстрашной искренности”, и поймем слова К.Федина, который после безвременной смерти 40-летнего поэта говорил, что уже “не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А.Блок”. Революция в творчестве Сергея Есенина О С. Есенине Блок писал: "Сергей Есенин появился в русской литературе внезапно, как появляются кометы в небе" . И действительно, этот тончайший лирик, певец русской природы быстро и легко занял особое место в литературе, многие его произведения были положены на музыку и стали песнями.

Русская земля предстает перед поэтом как печальный "покойный уголок", "родина кроткая", "сторона ковыльной пущи". Весь мир для него окрашен в светлые, радужные тона. Русский пахарь, рус¬ский крестьянин, еще совсем недавно такой земной и мир¬ный, превращается в отважного, гордого духом богатыря — великана Отчаря, который держит на своих плечах "нецелованный мир". Есенинский мужик — Отчарь наде¬лен "силой Аники", его "могутные плечи — что гранит-гора", он "несказанен и мудр", в речах его "синь и песня". Есть в этом образе что-то от легендарных богатырских фигур русского былинного эпоса.

Отчарь заставляет вспомнить прежде всего былинный образ богатыря-пахаря Микулы Селяниновича, которому была подвластна великая "тяга земли", который играючи распахивал "чис¬тое поле" своей чудо-сохой. "Отчарь" — один из первых поэтических откликов Есенина па события Февральской революции 1917 года. Это стихотворение было написано Есениным летом 1917 года во время пребывания в родном селе. В сентябре "Отчарь" печатает одна из петроградских газет. В этом стихотворении, так же как в написанных не¬сколько ранее, в Петрограде, "Певущем зове" и "Окто¬ихе", тема революционного обновления страны раскры¬вается в образах, носящих чаще всего космический, пла¬нетарный характер.

Отсюда пророческий смысл этих стихотворений, их ораторски-полемическая ритмическая структура.

Радуйтесь! Земля предстала Новой купели! Догорели Синие метели, И земля потеряла Жало. В мужичьих яслях Родилось пламя К миру всего мира! Так начинает Есенин свой "Певущий зов". В "Октоихе" этот стык "земного" с космическим получает свое дальнейшее развитие: Плечьми трясем мы небо, Руками зыбим мрак И в тощий колос хлеба Вдыхаем звездный злак. О Русь, о степь и ветры, И ты, мой отчий дом! В "Октоихе", так же как в "Певущем зове" и "Отчаре", мифологические образы и библейские легенды на¬полняются новым, революционно-бунтарским содержа¬нием. Они очень своеобразно переосмысливаются поэтом и трансформируются в стихах в картины "мужицкого рая" па земле.

Гражданский пафос этих стихотворений находит свое образное выражение в романтической мечте поэта о гармонии мира, обновленного революционной бурей: "Не губить пришли мы в мире, а любить и верить!". Стремление к равенству, братству людей — главное для поэта.

И еще: уже февральские события порождают совер¬шенно иной социальный настрой в лирических стихах Есенина.

Он радостно приветствует приход нового дня свободы. Это свое душевное состояние он с огромной поэтической силой выражает в прекрасном стихотворе¬нии "Разбуди меня завтра рано ". С. Толстая-Есенина рассказывает, что "по словам Есенина, это стихотворение явилось первым его откликом на Февральскую револю¬цию". С революционным обновлением России связывает Есенин теперь и свою дальнейшую поэтическую судьбу. Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет. Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт. Ощущение того, что теперь и он — сын крестьянской Руси — призван стать выразителем дум, чаяний и стрем¬лений восставшего народа, с огромным пафосом пере¬дает Есенин в стихотворении "О Русь, взмахни крылами ". В своем поэтическом манифесте Есенин выдвигает благородную, демократическую идею: показать во всей красоте и силе революционную Русь. Поэт стремится расширить художественный горизонт, углубить социальную проблематику своих произведений.

Следует особо выделить "маленькую поэму" Есенина "То¬варищ", написанную им по горячим следам февральских событий в Петрограде.

Есенин был одним из тех русских писателей, которые с первых дней Октября открыто встали на сторону вос¬ставшего народа. "В годы революции,— писал Есенин,— был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном". Все, что свершалось в России в годы Октября, было необычно, неповторимо, ни с чем не сравнимо. "Сегодня пересматривается миров основа",— утверж¬дал Владимир Маяковский. "Революционный держите шаг!"—призывал сынов восставшей России Александр Блок. Великие перемены в жизни России предчувствовал и Сергей Есенин: Сойди, явись нам, красный конь! Впрягись в земли оглобли.

Мы радугу тебе — дугой, Полярный круг — на сбрую. О, вывези наш шар земной На колею иную. Все больше Есенина захватывает "вихревое" начало, вселенский, космический размах событий.Поэт Петр Орешин, вспоминая о встречах с Есениным в годы революции, подчеркивал: "Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом, и принял его, конечно, толь¬ко потому, что внутренне был уже подготовлен к нему, что весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрем ". Однако осмыслить глубоко, сознательно все зна¬чение исторических и социальных перемен в жизни на¬рода, особенно русской деревни, связанных с борьбой за торжество идей Великого Октября, он, естественно, смог далеко не сразу.

Поэт поначалу односторонне воспринимает период военного коммунизма, ему трудно еще понять, что проти¬воречия этого времени будут быстро преодолеваться раз¬витием самой новой действительности.

Именно в этот сложный период классовых битв, требовавших от художника особенно четкой и ясной идейной позиции, и проявился наиболее ощутимо "крестьянский уклон" Есенина. Не следует думать, что этот "уклон" — следствие только субъективных сторон мировоззрения и творчества поэта.На самом деле никакого "крестьянского уклона" не было. В произведениях Есенина прежде всего отражены те конкретные, объективные противоречия, ко¬торые были характерны для русского общества в пе¬риод пролетарской революции, что собственно и не понравилось идеологам "железной дисциплины", в этом был главный конфликт поэта и "революции". Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли. "Мне очень грустно сейчас,— пишет Есенин в 1920 го¬ду,— что история переживает тяжелую эпоху умерщвле¬ния личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал " Рухнули утопические мечты поэта о социализме как "мужицком рае" на земле, еще недавно столь вдохновенно воспетые им в "Инонии". Особенно тяжело, временами трагически, в 1919—1921 годах переживает поэт революционную ломку ста¬рых, патриархальных устоев русской деревни.

Глубокий внутренний смысл имеет в "Сорокоусте" рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребен¬ка. Именно в этой сцене поэма достигает своего кульми¬национного звучания: Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунных поезд? А за ним По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок? Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых копей Победила стальная конница? Вспомним одно из самых проникновенных и человечных лириче¬ских стихотворений — "Не жалею, не зову, не плачу ", написанное им в 1921 году. Как философски мудры в ном раздумья Есенина о днях быстротекущей жизни, с ка¬кой художественной силой выражена в нем любовь к лю¬дям, ко всему живому на земле! Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.

Дух бродяжий, ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств.

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. Когда вчитываешься в позднего Есенина, поражаешься тому, что, оказывается, почти все, о чем мы только сейчас заговорили вслух после семидесятилетней безгласности,— почти все это уже было сказано и предвидено гениальным поэтом.

С потрясающей силой запечатлел Есенин то "новое", что насильственно внедря¬лось заезжими эмиссарами в быт деревни, взрывало его изнутри и привело теперь к всем известному состоянию. "Был в деревне.

Все рушится Надо самому быть оттуда, чтобы понять Конец всему" - таковы были впечатления Есе¬нина тех лет. Они дополняются воспоминаниями сестры поэта Александры Ксениной: "Помню наступивший голод.

Страшное время.Хлеб пекли с мякиной, лузгой, щавелем, крапивой, лебе¬дой. Не было соли, спичек, мыла, а об остальном уж и думать не приходилось К власти наряду с честными людьми пролезли "лабути", имеющие длинные руки. Жилось этим людям совсем неплохо " 1 июня 1924 г. Есенин пишет "Возвращение на родину". Образ запустения, но уже не чеховско-бунинского, в котором была поэзия, а какого-то надрывного, беспросветного, пред¬вещающего "конец всему", встречает нас в самом начале этой маленькой поэмы. " Колокольня без креста", кресты кладбища, кресты, которые — образ гражданской войны "как будто в рукопашной мертвецы, за¬стыли с распростертыми руками". Убогий быт разоренной года¬ми -междоусобного раздора - деревни, "календарный Ленин" вместо выброшенных сестрами комсомолками икон, "Капитал" вместо Библии Внук, не узнавший деда, еще один образ сим¬вол - эпохи, еще одно страшное прозрение будущего.

Как это контрастирует с пушкинским: "внук обо мне вспомянет" Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении тех же дней "Русь советская": Вот так страна! Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? Моя поэзия здесь больше не нужна Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

И далее звучат чисто пушкинские мотивы утверждения сво¬боды творчества, независимости поэта,— разумеется, звучат по-есенински обостренно - лично: Приемлю все, Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам. Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам.Многое из того, что произошло в стране, предугадал Есенин. в своей лирике лета 1924 г. и в поэме " Анна Снегина", задуман¬ной тогда же. Поэма тесно связана со всей лирикой Есенина, она вобрала в себя многие ее мотивы и образы, Если же говорить о традици¬ях, то в год окончания работы над поэмой — 1925-й — Есенин писал: "В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину". И пушкинская традиция, конечно же, при¬сутствует в поэме. Плодотворнее, думается, говорить о пушкинском начале в широком смысле, на что, кстати, ссылал¬ся и сам Есенин в приведенном высказывании.

Прежде всего это - народность.Есенин, пройдя через искушение изысканной метафорой, пришел к такому пони¬манию искусства, которое определяется верностью художника "простоте, добру, правде". Эти ориентиры выразились в языке поэмы, точнее - во всем бо¬гатстве разговорной народной речи, что бросается в глаза с пер¬вых строк.

В поэме Есенина персонажи "самовоспроизводятся" через речь и оттого сразу приобретают пластически зримые чер¬ты живою лица. Речь каждого настолько индивидуальна, что нам хорошо помнятся и возница, и мельник, и старуха, и Анна, и даже ее мать, которая произносит всего одну фразу, но опреде¬ляется в ней, и Прон, и Лабутя, и, конечно же, сам главный ге¬рой. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, это, конечно же, печальная закономер¬ность, трагедия многих русских людей того времени.

Разлука с Анной Снегиной в лирическом контексте поэмы - это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни.Но - и это главное и поэме - все че¬ловечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда - как память, как "живая жизнь", как свет да¬лекой звезды, указывающей путь в ночи: Далекие, милые были!… Тот образ во мне не угас Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас. Этот эпилог был очень важен для Есенина - поэта и челове¬ка: ведь это все помогало ему жить, бороться в себе со своим "черным человеком", а также выдерживать нечеловеческую борь¬бу с ненавистниками России и русского поэта.

Тема родины и тема времени в поэме тесно связаны.В узко-хронологическом смысле эпическая основа поэмы такова: основная часть это рязанская земля 1917 г. в пятой главе — эскизный набросок судьбы одного из уголков большой деревенской Руси периода страшных потрясений, свидетелем которых становится поэт и герой "Анны Снегиной" (дей¬ствие в поэме кончается 1923 г.). Разумеется, за судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа, но все это, повторяю, дано эскизно, хотя и с довольно характер¬ными поэтическими картинками.

После строк о времени революции, когда "чумазый сброд! Играл по дворам на роялях! Коровам тамбовский фокст¬роты, следуют стихи иной тональности : Шли годы Размашисто, пылко Удел хлебороба гас. Есенин как бы провидел то время, когда удел хлебороба выльется в трагедию 1929 1933 гг. Саркастически звучат в поэме слова, ко¬торыми представители разных интеллектуальных слоев именова¬ли крестьянина: Фефела! Кормилец! Касатик! Владелец землей и скотом, За пару измызганных "катек" Он даст себя выдрать кнутом.

Сам Есенин не идеализирует русское крестьянство; он видит ею неоднородность, видит в нем и мельника с его старухой, и возницу из начала поэмы, и Прона, и Лабутю, и мужика, сжи¬мающего от прибыли руки При этом нельзя забывать, что положительные начала, своеобразную основу жизни поэт видит в трудовом крестьянстве, судьба которого является эпической основой поэмы.

Судьба эта печальна, как явствует из слов ста¬рухи мельничихи: У нас здесь теперь неспокойно.Испариной все зацвело. Сплошные мужицкие войны — Дерутся селом на село. Символичны эти мужицкие войны; они являются прообразом большой братоубийственной войны, подлинной трагедии, от кото¬рой и впрямь, по словам мельничихи, едва не "пропала Расея" Перекличка с этим возникает и в конце поэмы в письме мель¬ника Расея Дуровая зыкь она. Хошь верь, хошь не верь ушам — Однажды отряд Деникина Нагрянул на криушан.

Вот тут и пошла потеха С потехи такой—околеть- Со скрежетом и со смехом Гульнула казацкая плеть Такая "потеха" никому не на пользу, разве что Лабуте, тре¬бующему для себя "красный орден" Осуждение войны — империалистической и братоубийствен¬ной - одна из главных тем. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями: мельником и его старухой, возницей, двумя главными трагедиями жизни Анны Снегиной.

Причем порой голос персо¬нажа сливается с голосом автора, как, например, в словах пись¬ма мельника однажды поэт говорит прямо от себя: Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек.И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще! И чувствую в скулах упрямых Жестокую судорогу щек Потрясающая душу человечность русской классической литературы, ее "лелеющая душу гуманность" живет в поэме Есенина.

В январе 1925 г находясь на Кавказе, Есенин закончил свою последнюю и главную поэму.Широта исторического пространства поэмы, обретаемая героем в конце ее открытость жиз¬ненным впечатлениям, лучшим движениям души прямо соответ¬ствуют народным идеалам, выразителем которых был и остается в своих лучших творениях великий русский поэт С.А.Есенин - "поэтическое сердце России". И пока живет земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и "воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким "Русь". А. Блок и С. Есенин — великие поэты России В творчестве Блока и Есенина, несмотря на индивидуальные стиль и литературные традиции каждого, есть много общего.

Оба они сходятся в понимании Родины, России, которая для них всегда была самым дорогим, любимым, что только может быть у человека, ей были посвящены самые заветные мечты и устремления поэтов.

И Блок и Есенин приняли революцию, поняв ее значение в жизни родины. У обоих в произведениях можно найти множество прекрасных строк о родной земле, о природе, о любви, о своем народе. Эти поэты всегда были предельно искренни в своих стихотворениях, все их размышления и переживания нашли отражение в творчестве. Судьба обоих поэтов трагична, и иной, наверное, быть не могла, поскольку нервы их всегда были напряжены до предела.Есенин погибает в 30 лет, не сумев до конца побороть в себе кричащие противоречия, вызванные сложностью переломной эпохи.

За четыре года до него ушел в небытие Блок, создав свою гениальную поэму "Двенадцать", но не выдержав контрастов и напряжения первых лет революции. А. Блок и С. Есенин подняли русскую поэзию на качественно новую ступень, открыли новые пути ее развития. Их произведения находят отклик и в душах наших современников, поскольку несут в себе бесконечную любовь к Родине, природе, своему народу и, конечно, к женщине.Революция в творчестве Владимира Маяковского В русской поэзии XX века Маяковскому принадлежит особая, исключительная роль. Он первым из поэтов XX столетия отдал свой могучий талант революционному обновлению жизни, начатому Великим Октябрем.

В наши дни при диаметрально противоположной оценке этого переломного события истории видны глобальные масштабы совершенного им подвига.Слияние поэзии Маяковского с социалистической революцией свершилось, в частности, потому, что он уже до Октября обладал редкостным поэтическим талантом и участвовал в освободительной борьбе.

Эти обстоятельства сыграют огромную роль, когда придет пора зрелости - поэтической, гражданской и человеческой. Талант поэта стремительно обретал самостоятельность. Несмотря на некоторую затемненность и абстрактность поэтической мысли, уже трагедия "Владимир Маяковский", а особенно последовавшие за ней поэмы " Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир", "Человек" открывали совершенно новую страницу в истории литературы.Поэма "Облако в штанах" достигла такой масштабности и социального накала не только потому, что она содержит пророческие слова о близящейся революции, но и по самому характеру восприятия капиталистической действительности и отношения к ней поэта.

Империалистическая война, по признанию Маяковского, отодвинула в сторону споры об искусстве. Поэтом целиком завладели темы социального характера.Лейтмотивом его творчества становится крик: долой буржуазную цивилизацию, враждебную самому прекрасному, что создано природой и историей человеку.

В поэзии Маяковского все сильнее звучат трагедийные ноты не примирения, а борьбы. Как личную трагедию воспринимает поэт участь миллионов людей, которых кучка "жирных" обрекает на самоистребление.В социалистическую литературу Маяковский входит как революционный романтик, решительно отвергнувший мир капитализма, залившего кровью планету; входит, глубоко уверенный в том, что на смену этому безумному, бесчеловечному миру уже идет мир подлинных хозяев планеты и Вселенной. "О, четырежды славься, благословенная!" - такими словами встретил Маяковский Великую Октябрьскую социалистическую революцию.

С Октября 1917 года начинается новый этап в его творчестве, этап, обусловленный прежде всего изменением действительности.Резко меняется тональность стихов поэта. "Ода революции", "Левый марш", "Мистерия-Буфф" - это первые образцы социалистического искусства Великого Октября, которые захватывают своей искренностью, глубочайшей верой в будущее.

Маяковский, как и прежде, романтик, но теперь это романтизм утверждения и созидания нового мира. "Необычайнейшее", почти фантастическое в его произведениях тех лет вырастает из жизни, переплавляемой революцией. В вихревые дни исторического перелома Маяковский убежденно встает в ряды первых деятелей литературы и искусства, включившихся в гигантский процесс революционного обновления жизни. Он глубоко убежден, что революция и поэзия нужны друг другу, он верит в действенность слова.Но, чтоб оно стало подлинно действенным, все должно быть перестроено: лирика и эпос, поэзия и драматургия.

Ведь никогда перед художником не стояла столь огромная задача - содействовать объединению миллионов людей на основе новых социальных и нравственных принципов, принципов взаимосвязи и взаимообогащения. В этом искреннем желании непосредственно участвовать в революционном обновлении жизни и искусства во имя счастья миллионов - источник новаторства Маяковского.Тем и дорого нам творчество Маяковского, что этот поэт предпринимает поиски путей оздоровления поэзии и стремится слить свою судьбу с судьбой народа.

Маяковский сделал смелый и решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу митингов, демонстраций, диспутов. Поэзия вышла на площади, обратилась к колоннам демонстрантов. " Улицы - наши кисти. Площади - наши палитры" - эти метафоры относятся и к слову поэта.Именно эти поиски средств безотказного воздействия поэтического слова на сознание, чувства, действия масс и составляют важнейшую черту "творческой лаборатории" Маяковского.

Его слово, действительно, "полководец человечьей силы", его голос - голос эпохи. Герой поэзии Маяковского при ее сосредоточенности на судьбе народа, судьбе миллионов — это поэт, образ которого обретает личность. "Это было с бойцами, или страной, или в сердце было моем" - таково "я" Маяковского в поэме "Хорошо!". Это "я" советского человека в наивысшем проявлении его убеждений и чувств.Высоко ценя активность личности, он прекрасно понимает значение революционных событий для формирования сознания, психики человека.

Вот почему его послеоктябрьские поэмы почти всегда многолюдны и событийны. В поэме "Хорошо!" нашел особенно широкое применение принцип изображения советской действительности в диалектическом единстве героического и повседневного, точнее, героического в повседневном, обыденном. "Я дни беру из ряда дней, что с тыщей дней в родне.Из серой полосы деньки". "Тыщи дней" - это десять послеоктябрьских лет. И почти каждый серенький день достоин войти в историю. " Хорошо!" - поэма о любви.

О любви к родине, преображенной революцией. О преданности народу, ее совершившему. И о надежде, что история, которую отныне творит народ, не будет больше безразлична к судьбе человека. Как увековечить это? Нужны новые поэтические формы. Потому-то решительно заявляет поэт: Ни былин, ни эпосов, ни эпопей.Телеграммой лети, строфа! Воспаленной губой припади и попей из реки по имени — "Факт". У Маяковского события революции и послеоктябрьской истории страны, даже самые незначительные, служат утверждению большой поэтической идеи. В поэме "Хорошо!" - это идея возникновения нового, дотоле неизвестного человечеству государства, ставшего для трудящихся подлинным отечеством.

Оно еще очень молодо, отечество трудового народа. Об этом ненавязчиво напоминают вкрапленные в ткань поэмы ассоциации с юностью, молодостью.Это образ ребенка на субботнике, метафоры: земля молодости, страна-подросток, весна человечества.

Такой подход к фактам действительности имел принципиальное значение. Реализм поэмы - это реализм утверждения действительного мира, прекрасного и справедливого. "Жизнь прекрасна и удивительна!" - таков лейтмотив послеоктябрьского творчества Маяковского.Но, любовно подмечая ростки нового прекрасного в жизни страны, поэт не устает напоминать и о том, что "дрянь пока что мало поредела", что еще "очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг". Человеческим величием, страстной убежденностью, благородством потрясает каждый стих, каждый образ последнего шедевра Маяковского, его разговора с потомками - "Во весь голос". Эта поэма - одно из самых ярких и талантливых выступлений поэта в защиту социалистической направленности творчества.

Это не только разговор с потомками, но и исповедь-отчет революционного поэта перед самой высокой инстанцией - центральной контрольной комиссией коммунистического общества.Явившись в Це Ка Ка идущих светлых лет, над бандой поэтических рвачей и выжиг я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек.

Партийность в поэме-исповеди — это не только политический и эстетический, но и нравственный принцип, определяющий главную черту поведения художника — бескорыстие, а значит, и подлинную свободу.Мне и рубля не накопили строчки, краснодеревщики не слали мебель на дом, И кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо. В этих признаниях выражена твердая уверенность поэта в том, что борьба за коммунизм - высший, поистине универсальный критерий прекрасного.

Очищая нравственную атмосферу от таких стимулов буржуазного мира, как корысть, карьеризм, жажда личной славы, она создает условия для полного проявления художниками своих способностей и талантов, способствующих расцвету искусства. Все, сделанное Маяковским в искусстве это подвиг величайшего бескорыстия.И как бы ни была трагична личная судьба поэта, в истории всемирной литературы трудно найти пример такого удивительного соответствия между потребностями эпохи, ее характером и - личностью поэта, сущностью его таланта, как бы созданного историей для того времени, когда он жил и творил.