рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Хлебников и его творчество

Хлебников и его творчество - раздел Литература, 28 Октября 1885 Года В Селе Малые Дербеты Астраханской Губернии Родился Викт...

28 октября 1885 года в селе Малые Дербеты Астраханской губернии родился Виктор Владимирович Хлебников. Отец поэта-Владимир Алексеевич -ученый- естественник. Мать- Екатерина Николаевна- историк по образованию. Семья Хлебниковых переезжала с места на место. В 1903г. поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. Увлекается математикой, орнитологией, историей и художественной литературой. Начинает писать стихи. В 1908г. переезжает в Петербург.Переходит на восточный факультет, а затем на славяно-русский отдел историко-филологического факультета.

В 1911г. исключен за неуплату. Первая публикация Хлебникова в столице в газете “Вечер”, в связи с аннексией Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины (осень 1908). В 1908г. журнале “Весна” напечатано стихотворение в прозе “Искушение грешника”.1910- участник первых футуристических сборников.В 1912г. в Херсоне издана первая брошюра Хлебникова с математико-лингвистическими опытами “Учитель и ученик”. В первые дни Октябрьской революции Хлебников в Петрограде.

Революцию встретил с энтузиазмом. Гордился, что в своих числовых “пророчествах” предсказал год её свершения. В 1922 учащаются приступы малярии. Летом едет в Астрахань на лечение.28 июня 1922г. умер в Волдайской деревушке Санталово, в священных местах срединной России.В1960г. его прах был перевезен в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.Модернисты разных оттенков особенно поднимали на щит формально-экспериментаторские вещи Хлебнико¬ва — «словотворчество», «заумь» : Вот одно из программных для раннего Хлебникова стихотворений: О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смсшики, Смсюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! («Заклятие смехом») При жизни Хлебников был известен очень узкому кругу.

После смерти поэта круг этот несколько расширился.

Тогда же началась канонизация Хлебникова как художника и мыслителя для избранных. В его стихах легкий отблеск смысла присутствует в звуках человеческой речи, звук в определенной степени “содержателен”. Соответствия “зрительного” и “звукового” Хлебников уловил.Он был большим мастером стихов-“перевёртышей”, которые читаются слева направо и справа налево: Кони, топот, инок, Но не речь, а черен он. Эти и подобные им вещи превозносились близким окружением поэта как откровения искусства будущего.

Но был и другой Хлебников- поэт жесткого и мудрого зрения, благородной естественности, наивная и высокая душа. Мне много ль надо? Коврига хлеба И капля молока, Да это небо, Да эти облака! (“Каменная баба”) В одной строчке Хлебников способен явить огромный истори-чески-социальный смысл, явить его резко, без морализаций и повествова¬тельных подробностей, жестоко и жестко, раняще серд¬це и воображение: «Вот Лена с глазами расстрела» (здесь и сами зловещие события расстрела рабочих на Ленских золотых приисках в 1912 году, потрясшие Рос¬сию; и образ беды, кошмара, муки — «глаза расстре¬ла» ). Жизненную миссию Хлебников осознал рано и отчетливо- “Стать звонким вестником добра”. Свободно передвигаясь в “правременах”, он остро чувствовал и время, а котором жил, “потоп торга и рынка”, ужас войн, неправедность социального устроения, величие революции.

Удивительные крайности умещались в Хлебникове.С годами заметно побеждало в нем все же веление доискаться до правды,а не до “праязыка”. Когда в сентябре 1908г. Хлебников, вчерашний студент Казанского университета, увлекавшийся математикой и естественными науками, но уже немного писавший стихи и прозу, приехал в Петербург.

Он приехал с благой целью и решимостью завершить высшее образование в центре научной и культурной жизни тогдашней России и быть ближе к источникам нового искусства и духовности,— он оказался в среде и атмосфере плодотворной и губительной одновременно.

Университет он почти не посещал, хотя несколько раз переводился на разные отделения. Но судьба определилась — литература и философско-математические изыскания.Кстати, сам Хлебников всю жизнь считал свои занятия по исчислению «законов времени» главным делом, а поэзию и прозу — способом живого изложения их. Нелюдимый и странный в столичной среде провинциал, Хлебников своей подлин¬ностью, оригинальным складом личности привлекал к себе внимание и вызывал интерес, но больше — любо¬пытство.

Он поражал мировоззрением, рожденным не столько книжными штудиями, сколько экзотическими для людей городской культуры «сцеплениями» с миром природы и редкой для его возраста самостоятельностью взглядов. Он хорошо знал современную литературу и изобразительное искусство (Хлебников сам был даро¬витым художником). Ценил символистов, особенно Федора Сологуба и Вячеслава Иванова.С последним он был уже знаком и переписывался. Литературный дебют Хлебникова отмечен 1908 годом — рассказ «Искуше¬ние грешника». Он познакомился со многими видней¬шими символистами и близкими им литераторами.

Алексей Ремизов и Михаил Кузмин благосклонно от¬неслись к словесным опытам Хлебникова. Поначалу как свой он был принят и среди литературно-художествен¬ной молодежи, объединившейся вокруг редакции жур¬нала «Аполлон». То были будущие акмеисты — Н. Гу¬милев, А. Ахматова, О. Мандельштам и другие.Чуть позднее произошли встречи, жизненно важные для Хлебникова: братья Д. и Н. Бурлюки, Е. Гуро, В. Мая¬ковский, В. Каменский К. Малевич, П. Филонов, М. Ла¬рионов, А. Крученых Уже перечисление этих имен, при всей не равноценности судеб и талантов, говорит об одном — Хлебников в гуще русского «левого искус¬ства», кубофутуризма в поэзии, кубизма и близких ему. Приход Хлебникова в русскую литературу был связан с футуризмом.

По сравнению с соперниками- символистами и акмеистами, которые мыслили свое дело в пределах культуры футуризм осознает себя как антикультура и на этих основаниях пытается построить здание “искусства будущего”. Футуризм осознавал себя искусством урбани¬стическим и современным — поэтизирование внешних примет машинной цивилизации и большого буржуазно¬го города.

Явная и прельстительная для многих антибур¬жуазность футуризма была революционной лишь в анархистском понимании этого слова.Потому творче¬ство футуристов было прежде всего «творчеством разру¬шения» (заумь Крученых, беспредметное искусство в живописи). Возможно, было в футуризме и кое-что здра¬вое — требование демократи-зации искусства, известное расширение изобразительных средств, ориентация на современность, — но сам пафос его был губителен и мертвящ.

В этическом смысле футуризм оказался край¬ним проявлением нигилизма. Изгнав сердце и душу из своего творчества, футуристы мало чего добились.Дос¬тижения талантливых и честных людей (Маяковский, Хлебников, некоторые художники) произрастали там, где кончался футуризм и начиналось подлинное искус¬ство. Хлебникова это касается прежде всего.) Миросозерцание и художественные принципы Хлебникова сложились в основных чертах к началу десятых годов и при неизбежной изменчивости были на протяже¬нии жизни довольно устойчивы.

Детские годы поэта про¬шли в краях «первобытных». Природа и ее голоса были для Хлебникова «своими». Природоведческие интересы его лишены дилетантства.С помощью отца — ученого-естественника и одного из основателей Астраханского заповедника — будущий поэт с профес-сиональной дотошностью изучал окружающий его растительный и животный мир, особенно царство пернатых.

Мотивы языческой идиллии, столь отчетливые и красочные в его творчестве, были не надуманной мечтой о «земном рае», а свежей и цепкой, даруемой детством, памятью чувств. Анна Ахматова как-то заметила о стихах Хлебникова: «Это все увидено как бы в первый раз». И вот тому доказательство: В сосне рокочет бойко С пером небесным сойка. И страстью нежною глубок Летит проворный голубок.В холодном озере в тени Бродили сонные лини. Из глубины зеркальных окон Сверкает полосатый окунь.

А сине-черный скворушка На солнце чистит перышко. С глухого муравейника Взлетит, стуча крылом, глухарка, И перья рдяного репейника Осветит солнце жарко. Взовьется птица. Сядет около. Чу, слышен ровный свист дрозда.Вот умная головка сокола Глядит с глубокого гнезда. («В лесу, где лебедь с песней стонет ») В детских впечатлениях также исток хлебниковского «евразийства», глубокого и здравого внимания к «азиатско-восточному»: истории, природным условиям, веро¬ваниям, языкам, нравам.

Позднее, уже в пореволюцион¬ные годы, мечта Хлебникова о вселенском братстве народов сопряжена с Азией как прообразом полуденной гармонии, а Октябрь- начало пути к ней: Так смуглые войны горных кочевий По-братски несутся, держась за нагайкой, Под низкими сводами темных деревьях, Под рокот ружейный и гром балалайки. (“Навруз труда”) Поэзия Хлебникова держится не на переживании “чего-то” или на размышлениях о “чем-то”. Поэт писал, скажем, само лесное утро, а не об утре, сам вечер в горах, а не о вечере. Каждый образ оказывается точным, созданным вновь.

Эпичность Хлебникова интимна, миф его- домашний, добродушный, сказочно-яркий: Зеленый плеск и переплеск И в синий блеск весь мир исчез (“Синие оковы”) Изначальные мировоззренческие установки, жизнен¬ный опыт (Хлебников жил, после приезда из Казани в Петербург, всегда трудно, бездомно, голодно, в непред¬сказуемых скитаниях), социальные условия тогдашней России, мировая война предопределили отношение поэта к Октябрьской революции.

Конечно же, революцию Хлебников мыслил в присущем ему духе, как «союз Разина и Лобачевского», бунтарское возмездие и косми¬ческое переустройство вселенной на путях слияния науки, труда и чистого духа, с помощью усвоенных людьми «законов времени» и «звездного» языка.В послереволюционные годы Хлебников- художник неизмеримо вырастает. В декабре 1921 года он писал:«Я чувствую гробовую доску над своим прошлым.

Стих свой кажется чужим». Его поэзия «обмирщается», делается проще, яснее, глубже. Он создает многочислен¬ные произведения о событиях революции, гражданской войны в России, Иране. Напряженно думает и пишет о будущем. Стихотворения и поэмы Хлебникова стано¬вятся более непосредственными по тону и манере, об¬разы жизненно и эмоционально более убедительными, морально-идейная позиция выявляется открыто и с мак¬сималистской неукоснительностью.Интонационный стих свободно вмещает разноголосицу эпохи.

Появля¬ются вещи сюжетно-фабульные, с чертами повествова¬тельного психологизма. Хлебников приходит к страст¬ной стихотворной публицистике.В 1921 году в Пяти¬горске поэт создает несколько стихотворений о голоде, который тогда смертоносно бушевал в Поволжье и унес миллионы жизней («Голод», «Трубите, кричите, неси¬те!»). Этическая глухота и претенциозная развязность почти всей футуристической поэзии и модернистского искусства задели своим механическим крылом прирожденную, тонкую подлинность Хлебникова, что-то в ней исказили, смешали, спутали, сбили с толка и лада. Слово дано поэту — для правды, для «испытанья сердец», как считал Блок. Таким оно было даровано и Хлебникову.

Отступничества и соблазны свободного артистизма могли помешать и помешали поэту, но слово сильнее — оно «вначале было»,— и оно победило. Однажды Хлебников написал: «Родина сильнее смерти». И он — русский поэт Велимир Хлебников — с родиной.Список использованной литературы: Велимир Хлебников “Избранное”(М,1988).

– Конец работы –

Используемые теги: Хлебников, Творчество0.05

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Хлебников и его творчество

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Творчество И.Е. Репина
Это было в январе 1864 г Репину шел двадца¬тый год. В Академии И. Е. Репина научили «азбуке» искусства, но главным своим учителем он всегда считал… Первым произведением, которое принесло Репину известность в ху¬дожественных… Она называ¬лась «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Традиционный евангельский сюжет этот был предложен Репину…

Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea)
Здесь он познакомился с основными материалами и техниками и создал ка¬рандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и… Восприятие Микеланджело реальности как воплощенного в мате¬рии духа несомненно… Некоторые из главных идей круга Лоренцо Медичи послужили источником вдохнове¬ния и терзаний Микеланджело в его…

Творчество Ван Дейка
На картине изображен тот момент, когда Армида, наклонившись над спящим Ринальдо, обвивает его с помощью порхавших амуров гирляндой цветов. Несмотря… Старик Иосиф и совсем еще юная, прекрасная Мария с ребенком, измученные… Через ее плечо с неподвижностью смотрит на спящего ребенка Иосиф. В глубине картины – широко и свободно написанный…

Творчество Иосифа Бродского
Обретенная свобода оказалась не по зубам этому народу, она ему принесла не чаемое счастье, а, наоборот, худшее несчастье — за малым вычетом тех… Роль высокого чтения в процессе духовного роста человека трудно переоценить. … Конечно, всему свое время и место: в определенной ситуации и «Клен ты мой опавший» падает в душу, но вся загвоздка в…

Утесов и Райкин - жизнь и творчество
Легкость, общедоступность, развлекательность эстрады не исключает ее содержательности. Как и другим видам искусства ей дано своими средствами… Из огромного количества талантливых, незаурядных и ярких артистов советской… Но талант без труда ничего не стоит в искусстве. Значимой долей явился профессионализм, достигнутый огромным трудом.…

жизнь творчество Владимир Высоцкий
Одной из первых оценку его творчества дала критик Н.Крымова. В январе 1968 года в журнале "Советская эстрада и цирк" она писала: Высоцкий… Насколько театр на Таганке не похож на БДТ в Ленинграде, настолько Владимир Высоцкий не похож на Юрского или…

Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена
Тот, кто хоть немного знаком с Бетховеном, не сможет не полю­бить этого человека, эту героическую личность, не приклониться пе­ред его жизненным… Между высокими идеалами, воспеваемые им в творчестве, и его жизнью не было… Через всю жизнь он пронес идеалы своей молодости - идеалы свободы, равенства, братства. "Творчество Бетховена…

Творчество Айвазовского
Куда только судьба не забрасывала многострадальных детей Армении! Ещё в конце прошлого столетия фамилия Гайвазовских встречалась в Валахии и… Основанная греками в VI веке до н.э Феодосия знала время славы, богатства, в… Тогда древняя Феодосия, обнесенная рядами стен, рвами, укрепленная высокими башнями, называлась Кафой. Но к XIX…

Жизнь и творчество Юрия Иосифовича Визбора
Услышав это привычное для него восклицание, Визбор приветливо улыбался. Улыбка не была адресована конкретному лицу, Визбор улыбался своей славе, с… Визбор-подросток, готовящий себя к мужественной профессии летчика и даже… Всю свою жизнь он формировал себя, преодолевая сопротивление природного материала, ища поддержку у жизненных…

Жизнь и творчество певцов казахской оперы
Вокальные данные Куляш были отмечены деятелями искусства на смотре художественной само-деятельности городской молодежи и в 1930 г. она была принята… В течение двух лет К. Байсеитова, продемонстрировав певческо-артистическое… Шуга в испол-нении К.Байсеитовой (Б.Майлин и И.В.Коцык) продемонстрировала свой высокий талант, а созданный образ…

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Творчество народных певцов-композиторов Казахстана С детства он любил песни, кюи и всю свою жизнь посвятил песенному творчеству. Биржан пользовался у народа уважением и был назван "салом" (певцом,… Айтыс Биржана с поэтессой Сарой является большим вкладом, внесенным в… До 13 лет учился и воспитывался у муллы Кунту в ауле, а затем учился несколько лет в медресе Уалия. Ахан с детства пел…
  • Диплом Авторское музыкальное самодеетельное творчество История и Современость Культура динамична, но вместе с тем в ней существуют некие традиции, которые, в свою очередь, тоже не вечны. Следует понимать, что изменение какой-либо части почти всегда ведет к… В культуре всегда действовало правило: востребовано только то, что современно.Но если раньше что-то неизменно могло…
  • Творчество Тинторетто (библейские сюжеты) Б. Р. Виппер Тинторетто (1515 – 1594) – младший современник Веронезе и Тициана, один из величайших живописцев венецианской школы позднего… Имя Тинторетто можно поставить в один ряд с такими именами, как имя Леонардо… Ренессанс (итал. Rinascimento, франц. Renaissanse=Возрождение) – общепринятое название эпохи, следовавшей в истории…
  • Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха В Нью-Йорке им основаны институт объединенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу Гималайский институт научных исследований.Всемирное… За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись… В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое…
  • Жизнь и творчество Андрея Рублева Христианству на Руси Чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего “образ”,… В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в… Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и,…