Анализ стихотворения Ахматовой «Встреча»

Анализ стихотворения Ахматовой «Встреча» «Встреча» (цикл «Новоселье») Как будто страшной песенки Веселенький припев – Идет по шаткой лесенке, Разлуку одолев. Не я к нему, а он ко мне – И голуби в окне, И двор в плюще, и ты в плаще По слову моему.Не он ко мне, а я к нему – во тьму, во тьму, во тьму. 1943 «Встреча» Анны Ахматовой – одно из четырех стихотворений цикла «Новоселье». В них одна и та же героиня, звучат одни и те же мотивы: смерти, некто возвращается к ней из иного мира во «Встрече». Стихотворение «Встреча» – написано очень похожим на разностопный, с чередованием четырехстопного и трехстопного ямбом.

Главная тема во «Встрече», на что указывает и само название, – именно преодолеваемая разлука, встреча (а также смерть – ведь возлюбленный героини мертв). Внутреннее пространство «Встречи» как бы разделено на две части: мир, в котором находится героиня, куда она вызывает призрак, и мир смерти, куда она уходит вслед за тенью в плаще; мост же между этими двумя мирами – шаткая лесенка.

Голуби в окне и двор в плюще – образы символичные (так же как и шаткая лесенка), противопоставленные тьме, в которой нет ничего, а существуют они скорее всего в воображаемом мире героини, явившись по ее слову.Все стихотворение построено на движении: сначала герой, вызванный из небытия волей героини (…По слову моему), приближается к ней, входит в ее мир, а затем героиня уходит за ним, неизвестно, по своей ли воле. Вся «Встреча» прошита параллелизмами: Не я к нему, а он ко мне, Не он ко мне, а я к нему. В строке И двор в плюще, и ты в плаще… параллелизм скреплен еще и рифмой.

Помимо этого, все стихотворение связано глаголом идет (который в большинстве случаев только подразумевается). Средством связи служит и повторяющийся союз и: И голуби в окне,… // И двор в плюще, и ты в плаще //. Стихотворение более неровно в начале, далее оно словно сглаживается, делая более естественным не явление героя из мира тьмы, но уход туда более сильной в начале – героини (тоже по лесенке – в конце «Встречи»: торжество смерти в финале закреплено троекратным повтором во тьму, во тьму, во тьму). «Встреча» является завершающим стихотворением цикла Ахматовой.