рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

"Полуночные образы" в лирике А.А. Фета (анализ стихотворения "На кресле, отвалясь, гляжу на потолок")

"Полуночные образы" в лирике А.А. Фета (анализ стихотворения "На кресле, отвалясь, гляжу на потолок") - раздел Литература, "полуночные Образы" В Лирике А.а. Фета (Анализ Стихотворения "на Кресле Отва...

"ПОЛУНОЧНЫЕ ОБРАЗЫ" В ЛИРИКЕ А.А. ФЕТА (АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ "НА КРЕСЛЕ ОТВАЛЯЛАСЬ, ГЛЯЖУ НА ПОТОЛОК") Перед вами картина Клода Моне "Кувшинки". Художник творил в стиле импрессионизма. Термин происходит от фр. impression - впечатление. Импрессионизм зародился в последней трети 19 в начале 20 в. Представители этого направления стремились естественно и непредвзято запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. На картинах часто видны мазки от красок.Создается впечатление, что полотна импрессионистов являются частью чего-то целого.

А кто из поэтов 19 века стремился передать сиюминутное настроение, запечатлеть мгновение? (Фет). Действительно, одна из черт творчества Фета - импрессионизм. Поэту важно представить предмет в данную минуту. Как и картины импрессионистов, произведения Фета отличаются бессюжетностью. В сущности, Фет для своего века явился новатором, его творения часто были не поняты современниками, являлись объектом для пародий.Фет и сам понимал, что он поэт будущего поколения. Но прежде чем мы перейдем к анализу стихотворения давайте поиграем в ассоциации. (Учитель задает слово тень, ученики записывают в тетрадь свои ассоциации.

Некоторые из них прочитываются на уроке). Ассоциативность - также одни из главных черт лирики Фета. Перед вами его стихотворение "На кресле отвалялась, гляжу на потолок". Это своеобразный ассоциативный ряд поэта об увиденных тенях на потолке. В стихотворении пропущены отдельные слова, вставьте их. На кресле отвалясь, гляжу на потолок, Где на задор воображенью, Над лампой тихою подвешенный кружок Вертится (какой?) тенью.

Зари осенней след в мерцанье этом есть: Над кровлей, кажется, и садом, Не в силах улететь и не решаясь сесть, Грачи кружатся темным стадом… Нет, то не крыльев шум, то кони у крыльца! Я слышу (какие?) руки… Как бледность холодна (какого?) лица! Как шепот горестен разлуки . Молчу, потерянный, на (какой?) путь глядя? Из-за (какого?) сада, - И кружится еще, приюта не найдя, Грачей (какое?) стадо. (Дети сравнивают свои варианты с первоисточником.

Учитель выразительно читает все стихотворение). Все ли понятно в стихотворении? Какая строфа кажется самой неясной? Какие чувства у вас вызвало стихотворение? Стихотворение написано 15 декабря 1890 года, за два года до смерти поэта. В произведении очень ярко проявились такие главные черты лирики, как ассоциативность и импрессионизм.Оно созвучно тому направлению в искусстве, которое развивалось в последней трети 19 века: импрессионизму.

В начале урока мы сказали о том, что для импрессионизма характерны фрагментарность, проявление мазков на картине. Можно ли в данном произведении выделить разные картины, сменяющие одну другую? Давайте еще раз медленно прочитаем стихотворение и по ходу чтения попробуем найти эти картины.Можно выделить такие картины: I строфа - лирический герой видит тень, отбрасываемой лампой на потолок; II строфа - тени напоминают герою об осеннем саде, в котором "кружатся темным стадом грачи"; III строфа - наполнена множеством сменяющихся картинок: перед читателем проходят и образы коней, и "трепетные руки", здесь же звучит намек на женское лицо, и горечь разлуки; IV строфа - это возвращение к осеннему саду, в котором продолжают кружить грачи.

Ребята, попытайтесь выделить в стихотворении ключевые образы (осенняя пора, сад, грачи, образ девушки, разлука). Какими словами в произведении создаются эти образы? ("Осенний след зари", "темное стадо грачей", "трепетные руки", "бледность прекрасного лица", "шепот разлуки", "темнеющий сад", "встревоженное стадо"). Какие детали использует Фет для создания образа любимой? Каким образом могут быть связаны в третьей строфе "кони у крыльца" и созданный образ любимой? Можно ли сказать, что поэт специально не разворачивает такое изображение образов, стремясь вовлечь читателя в сотворчество, в область домысливания? Попытайтесь объяснить, почему Фет сближает эти два образа, вынесенные в рифму (кони у крыльца - прекрасного лица). А может быть эти образы случайны и упоминаются от только что возникшего чувства? Можно ли сказать, что "встревоженное стадо грачей" символизирует настроение, переживание лирического героя, если исходить из того, что природа у Фета антропоморфна? Какую смысловую нагрузку несет созданный образ грачей? Какова тема стихотворения? (Воспоминание о разлуке с любимой девушкой). Какова особенность композиции стихотворения? (Композиция кольцевая). Какую тональность она задает всему стихотворению? Какие тропы преобладают в произведении? (Эпитеты "тихая лампа", "осенний след", "призрачная тень", "темное стадо", "трепетные руки", "прекрасное лицо", "дальний путь", "встревоженное стадо"; сравнение "вертится тенью", "кружатся стадом"). Есть ли среди эпитетов те, которые несут цветовую нагрузку? ("Темное стадо", "темнеющий сад"). Какие другие слова передают цвет? (Заря - красный, розовый; бледность лица - белый). Как вы думаете, почему в стихотворении так бедна палитра цвета? (Возможно, обусловлено темой стихотворения.

Воспоминания могут быть представлены в черно-белых тонах). Во второй строфе находим ассонанс на звук [э]: осенний, след, мерцанье, этом, есть. Помогает ли он в создании образа осени? Какую роль играет осень во взаимоотношениях двух? (Герои расстаются). Как раскрытию темы способствует размер стихотворения? (Стихотворение написано ямбом, в который "вплетается" пиррихий.

Он и создает картины длинных воспоминаний). В каком времени употреблены глаголы? (В настоящем времени: "гляжу", "вертится", "кружатся", "слышу"). Форма настоящего времени потреблена в картинах воспоминаниях.

Лирический герой будто заставляет оживить воспоминание, представить его в данное мгновение.

Меняется ли время в описаниях картин II и IV строф? (Обратить внимание следует на слово заря, которое несет цветовую нагрузку в стихотворении, и эпитет "темнеющий сад"). Что во фрагментах этих картин остается неизменным? (Бесприютное "встревоженное стадо"). Какие чувства вызывает эта статичность? Какая строфа отличается экспрессией? Чем она создается? (Синтаксическим параллелизмом восклицательных предложений: "Как бледность хороша прекрасного лица!" / Как шепот горестен разлуки " и анафорой). Какие знаки, символы художественного мира Фета вы встретили в стихотворении? (Шепот, заря). Какое стихотворение эти неизменные символы вам напоминают? (" Шепот, робкое дыханье"). Различаются ли по тональности эти два стихотворения? Какие поэтические символы здесь противопоставляются? (Весна-лето противопоставлены осени, встреча - разлуке, соловьи - грачам). Попробуйте уловить душевное состояние лирического героя.

Возможно ли говорить об идеи стихотворения? Может быть она "растворилась" в настроении лирического героя, в его душевном состоянии, которое почти неуловимо? Что нового вы открыли в стихотворении после его глубокого анализа? Заканчиваем урок чтением стихотворения по ролям, используя принцип многоголосья. 1 голос.

На кресле отвалясь, гляжу на потолок, Где на задор воображенью, Над лампой тихою подвешенный кружок Вертится призрачною тенью. 2 голос.

Зари осенней след в мерцанье этом есть: 3 голос. Над кровлей, кажется, и садом, 4 голос.

Не в силах улететь и не решаясь сесть, 5 голос. Грачи кружатся темным стадом… многоголосье 6 голос. Нет, то не крыльев шум, то кони у крыльца! 7 голос. Я слышу трепетные руки… 8 голос. Как бледность холодна прекрасного лица! 9 голос.Как шепот горестен разлуки . 1 голос.

Молчу, потерянный, на дальний путь глядя? Из-за темнеющего сада, - И кружится еще, приюта не найдя, Грачей встревоженное стадо. Последнюю строку можно также прочитать на несколько голосов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Фет А.А. Стихотворения, поэмы, переводы / Сост вступ. ст. и коммент.А. Тархова М.: Правда, 1985 560 с. 2. Кувшинки // Художественная галерея 2004 № 1 С.10-11. 3. Сомова, Л.А. Введение в методику преподавания литературы (коммуникативный аспект): учеб. пособие / Л.А. Сомова Тольятти: ТГУ, 2007 120 с. 4. Я студентка III курса факультета Филология и журналистика Тольяттинского государственного университета.

Мои увлечения: театр, кино, вязание крючком. Пять лет занималась актерским мастерством по специальности драматическое искусство в театре "Калейдоскоп" во дворце Детского и юношеского творчества г. Тольятти.В настоящее время продолжаю заниматься актерским мастерством, постигая искусство Слова в народном литературном театре им.А.С. Пушкина (Дворец культуры и техники АВТОВАЗа).

– Конец работы –

Используемые теги: Полуночные, Образы, лирике, Фета, анализ, стихотворения, кресле, отвалясь, гляжу, потолок0.129

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: "Полуночные образы" в лирике А.А. Фета (анализ стихотворения "На кресле, отвалясь, гляжу на потолок")

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Анализ техники бега на различные дистанции, анализ техники прыжков в высоту с разбега способами “перешагивание” и “фосбери-флоп"
Бег на короткие дистанции. Эти дистанции надо пробегать с максимальной скоростью. На 60м 100м. Быстро выбегать со старта переходит в стремительное ускорение, с… Бег на 200м. Эта дистанция отличается от бега на 60,100м. Прохождением половины дистанции по повороту дорожки. Бег на…

Анализ стихотворения И.А. Бунин "Забытый фонтан"
В произведении Забытый фонтан мы видим,как любовь и природа составляют грамонию, которую невозможно разоравть. Наступила осень. Сад, раньше который… Ведь именно для этогоавтор посвещает описанию природы два котрена. Для нашей…

Анализ стихотворения John Donne
At the beginning of A Valediction Forbidding Mourning, the poet, John Donne, engages in a didactic lesson to show the parallel between a positive… When a virtuous man dies, he whispers for his soul to go while others await… Such a man sets an example for lovers. The separation of the soul from the body, and the separation of lovers from…

Анализ стихотворения Бальмонта «Фантазия»
Это впечатление почти не углубляется: лишь в конце второй строфы появляется намек на активность лирического субъекта. Череда вопросительных… Ранний литературный дебют и сравнительно быстро достигнутая поэтом…

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Родная земля»
Решение остаться в советской России не было ни компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с собственным… Само название имеет двойной смысл. «Земля» - это и страна с населяющими ее людьми и со своей историей, и просто…

Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» (адресовано жене Любови Дмитриевне).
Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе" имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в… Стихотворение написано пятистопным ямбом это знаменует одиночество и… Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его стихотворениях на всём протяжении творчества.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Фонтану Бахчисарайского дворца"
Это повествованиестало толчком к созданию стихотворения.Основной темой стихотворения является любовьвоображаемых героинь поэмы Бахчисарайский фонтан… Образы двух героинь даны лишь как сонвоображенья автора вне связи с… В первой поэт обращается к фонтану, как к символулюбви.

Анализ стихотворения Ахматовой «Встреча»
Главная тема во «Встрече», на что указывает и само название, – именно преодолеваемая разлука, встреча (а также смерть – ведь возлюбленный героини… Голуби в окне и двор в плюще – образы символичные (так же как и шаткая… Помимо этого, все стихотворение связано глаголом идет (который в большинстве случаев только подразумевается).…

Технико-экономический анализ. Анализ выпуска и объемов продаж продукции
Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.… Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных,… Выражается обычно в сопоставимых ценах. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки…

Анализ стихотворения Ахматовой «Песня последней встречи»
Используя прием контраста (антитезы), поэтесса тем самым подчеркивает горделивость натуры героини: Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были… Душевному состоянию героини созвучна «одушевленная» природа (или это созвучие… Горящие в спальне свечи не рассеивают этой темноты, потому что горят теперь «равнодушно-желтым» огнем, желтый цвет…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Мне ни к чему одические рати ...» Позднее в ее лирике зазвучали и другие традиционные темы и мотивы русской поэзии, и зазвучали они во многом тоже традиционно, поскольку истоки… Признание лирической героини звучит весьма субъективно: «Мне ни к чему », «по… А потом мы как будто «слышим» что-то похожее на вздох лирической героини: Когда б вы знали, из какого сора Растут…
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно.» Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии .События современности всегда находили отклик в ахматовской лирике,… Она считала, что если будет Родина, то будет и цель в жизни, и творчество, и… Главная любовь А. Ахматовой была любовь к родной земле: …ложился в неё и становился ею, оттого и зовём так свободно…
  • Литературный анализ стихотворения Лоренцо Медичи "Вакхическая песнь" ("Canzone di Bacco") Мыслитель-гуманист, дипломат, литератор - автор "Вакхической Песни" и многих других произведений был настоящим Человеком Ренессанса, фигурой яркой… А.К. Дживелегов пишет: "Но, быть может, именно потому, что дела были хуже,… Это было нужно по двум соображениям: во-первых, чтобы, согласно старой коммерческой традиции, показать миру и…
  • Поэтический образ России в лирике Л. А. Блока Совсем другой представляется нам страна в стихотворении «Русь». Это таинственная, колдовская земля. Здесь обитают колдуны, ворожеи, черти и ведьмы.… Для того чтобы постичь «живую душу», нужно не просто наблюдать за нею, нужно… Поэт всего в нескольких строфах, но так живо передал облик русской деревни с ее «расхлябанными колеями» и «серыми…
  • Анализ стихотворения Блока «Россия» Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года "Видно дни золотые пришли ": "Видно, дни… Мир ранней поэзии А.Блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой… Так, в самом своем известном стихотворении, надолго ставшем символом поэзии А.Блока - "Незнакомка" - лирический герой…