рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

"Поэма без героя" А.А. Ахматовой. Попытка интерпретации

"Поэма без героя" А.А. Ахматовой. Попытка интерпретации - раздел Литература, “Поэма Без Героя” А.а. Ахматовой. Попытка Интерпретации Введение В Ходе Рабо...

“ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ” А.А. АХМАТОВОЙ. ПОПЫТКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ Введение В ходе работы с материалами, посвящёнными “Поэме без героя”, одной из самых загадочных в творчестве Ахматовой, было обнаружено множество комментариев, касающихся каких-то частностей, которые очень подробно объясняются. Но ни одна из работ не содержит концепции поэмы.Сама же Ахматова ответила на многочисленные просьбы объяснить смысл поэмы фразой Пилата: “Еже писахъ – писахъ”. Цель данной работы заключается не в том, чтобы давать очередные комментарии к различным эпизодам поэмы, а в том, чтобы, обобщив уже известное, максимально адекватно воссоздать художественную концепцию поэмы, что и представляет собой новый для исследования данного произведения аспект.

Читателю, незнакомому с эпохой, в которую создавалась поэма, очень трудно в ней разобраться, и даже сам автор, или лирическая героиня, не скрывает, что “применила симпатические чернила”, нуждающиеся в “проявлении”. Ведь образность “Поэмы без героя” насыщена литературными и историкокультурными реминисценциями и аллюзиями, личными, культурологическими и историческими ассоциациями.

В работе также рассматривается символика поэмы: мотив зеркал, новогодняя “арлекинада”, библейские мотивы, подтекст эпиграфов и ремарок.Это все органичные составляющие ахматовской “криптограммы”, которые, как доказывается в ходе исследования, работают на концепцию поэмы. Несмотря на то, что главы и части поэмы, а также вступление и посвящения создавались в разное время, поэма представляет собой целостное произведения с продуманной структурой, которая представлена с помощью схемы.

К “Поэме без героя” написаны три посвящения: Ольге Глебовой-Судейкиной, Всеволоду Князеву и Исайе Берлину. Три посвящения соответствуют трём частям поэмы. Первая часть.Преступление В Первой части (Петербургской повести) вместо ожидаемых гостей в новогоднюю ночь к лирической героине “…приходят тени из тринадцатого под видом ряженых”. Эти маски: Фауст, Дон –Жуан, Дапертутто, Иоканаан символизируют молодость лирической героини – грешную и беззаботную.

Ахматова, ставя в один ряд героев демонических: Фауст, Дапертутто – и святых: Иоканаана (Иоанна Крестителя), хочет показать главный грех поколения – смешение добра и зла. Грехи поколения отражены в самом посвящении.Для Ахматовой очень большое значение имела нашумевшая в те годы история безответной любви юного поэта, двадцатилетнего драгуна Всеволода Князева к известной актрисе-красавице Ольге Глебовой-Судейкиной.

Увидев как-то ночью, что Глебова- Судейкина вернулась домой не одна, юный поэт пустил себе пулю в лоб перед самой дверью любимой. История безответной любви Всеволода Князева к Ольге Глебовой-Судейкиной – своеобразная иллюстрация духовной жизни, которую вели люди, окружавшие Ахматову (лирическую героиню) и в которой, безусловно, принимала участие и она сама. Через всю поэму проходит мотив двойничества.Первым двойником лирической героини в поэме оказывается безымянная героиня, прототипом которой является Глебова- Судейкина: Петербургская кукла, актёрка, Ты – один из моих двойников.[6,481] Вторая часть.

Наказание Посвящение Всеволоду Князеву Ахматова пишет 27 декабря 1940 года, ещё до войны, а Второе посвящение, Ольге Глебовой-Судейкиной, написано уже после Великой Отечественной войны: 25 мая 1945 года. Таким образом, во Втором посвящении и во Второй части ( “Решке”) Ахматова говорит о НАКАЗАНИИ, считая все катаклизмы ХХ века: русско-японскую войну, Первую мировую войну, две революции, репрессии, Великую Отечественную войну - расплатой за все грехи поколения и за свои собственные грехи.

Но грехи, совершённые в молодости, трудно искупить. Можно покаянием и искуплением смягчить наказание.И пока лирическая героиня не сделает этого, при одной лишь мысли о том, что она может предстать перед Страшным Судом, её охватывает ужас. В поэме присутствует тема нравственного осуждения и неизбежности кары. Ахматова показала картину распалённого, грешного, веселящегося Петербурга.

Грядущие потрясения уже проступили через привычный петербургский туман, но никто не хотел их замечать. Ахматова понимала, что “блудная” жизнь петербургской богемы не останется без возмездия. Так оно и вышло.Во второй части героине видна расплата (отсюда и странное название – “Решка” – обратная сторона медали, “Орла”, вызывающее ассоциацию со словом “решётка”, что символизирует эпоху репрессий), искупление грехов молодости страданиями и гонениями: встречая новый 1941 год, героиня находится в полном одиночестве, в её доме “карнавальной полночью римской и не пахнет”. “Напев Херувимской у закрытых церквей дрожит”, и это пятого января по старому стилю, в канун Рождественского сочельника свидетельство гонений на православную церковь.

И, наконец, героиня не может творить, так как её рот “замазан краской” и “землёй набит”. Война так же, как и репрессии искупление народом прошлых грехов, по мнению Ахматовой.Грехи молодости, казавшиеся невинными, никому не вредящими слабостями, обернулись для героини невыносимыми страданиями – муками совести и сознанием того, что она никогда не сможет оправдаться.

Однако кающемуся грешнику всегда даётся возможность искупить свои грехи посредством страданий или добрых деяний. Но об этом в Третьей части. Третья часть.Искупление Третье и последнее посвящение адресовано Исайе Берлину, который в канун католического крещения посетил Ахматову в 1946 году. В тот вечер Ахматова читала своему гостю “Поэму без героя”, а позже выслала готовый экземпляр.

На следующий день в квартире Ахматовой установили подслушивающее устройство. После встречи с Исайей Берлином, сотрудником американского посольства, “шпионом”, по мнению Сталина, последовала “гражданская казнь”, пик гонений, травли. Это было время, когда Ахматова не могла публиковать свои стихи, а вход во все литературные общества ей был заказан.Третья часть “Поэмы без героя” (эпилог) посвящена ИСКУПЛЕНИЮ грехов молодости через страдания Блокадный Ленинград тоже искупает вину своих жителей.

Во время блокады, в 1942 году, героиня вынуждена уехать в Ташкент и, уезжая, она чувствует вину перед оставляемым ею городом. Но она настаивает на “мнимости” их разлуки, так как эта разлука кажется невыносимой.Героиня понимает, что, уезжая из Петербурга, она становится чем-то похожей на эмигрантов, так жарко обличавшихся ею. (“Не с теми я, кто бросил землю…”). Покинув страну в самое тяжёлое время, эмигранты отстраняются от Родины, предоставляя ей страдать и не желая разделить эти страдания.

Уезжая из блокадного Ленинграда, героиня чувствует, что совершает то же самое. И здесь вновь появляется двойник лирической героини. Но это уже двойник-искупитель, лагерный узник, идущий на допрос. Этот же двойник говорит, идя с допроса, голосом самой героини: За себя я заплатила Ни налево, ни направо Чистоганом, Не глядела, Ровно десять лет ходила А за мной худая слава Под наганом, Шелестела.В эпилоге говорится уже о России в целом, об искуплении ею грехов в период репрессий, а потом и в трагедии войны.

Другая, “молодая” Россия идет, обновленная, отчищенная страданиями, “себе же самой навстречу”, то есть к обретению своих утраченных ценностей. Так заканчивается поэма.Здесь уместно сказать об архитектонике поэмы, представив ее в виде концентрических кругов: Россия СПб Поколение Лирическая героиня Через судьбу лирической героини в поэме рассматривается судьба ее поколения в целом, судьба ее города, ее страны. Таким образом, личная тема расширяется до общенациональной (так же, как и в “Реквиеме”, с той же ретроспективой), с историческими параллелями, которые в “Поэме без героя” даются через эпиграфы и ассоциации: город называется “Достоевским и бесноватым”, вспоминается проклятие этому городу, посланное Е.Лопухиной: “Быть пусту месту сему” (эпиграф к третьей части), и кровавые страницы его истории, которые также передаются через эпиграф к Третьей части (эпилогу) – строчки из стихотворения И.Анненского “Петербург”: Да пустыни немых площадей, Где казнили людей до рассвета.

Эти два эпиграфа отражают грехи людей, совершавшиеся в нем, но сам город, тем не менее, остается прекрасным, хоть на нем лежит печать грехов его жителей.

Это тоже выражается эпиграфом к третьей части – всеми известная строчка Пушкина: “Люблю тебя, Петра творенье!” Выводы В “Поэме без героя” можно выделить несколько сквозных тем, связанных между собой идейно и композициозно: 1) вина (грехи) поколения – возмездие за них (неё) – покаяние – искупление; 2) личные грехи лирической героини и её богемного окружения и в той же цепи - мотив двойничества (“двойник-грешница” и “двойник-искупитель”); 3) отражение грехов жителей на судьбе города, в особенности грехов петербургской богемы начала века; 4) связь судьбы поколения, личной судьбы героини и судьбы города с исторической судьбой России (отступничество от традиционных ценностей – возмездие в лице катаклизмов ХХ века – искупление страданиями эпохи репрессий и Великой Отечественной войны - возвращение через эти страдания к прежним ценностям, что должно привести к спасению России.

Эти темы, их развитие и решение составляют художественную концепцию поэмы, на которую также “работают” построение поэмы, эпиграфы, ремарки и даты Литература 1. Ардов и др Ленинградская ордынка: Санкт-Петербург в воспоминаниях. – М 2000. 2. Ахматова А.А Лирика. – М 1989. 3. Ахматова А.А Проза поэта. – М 2000. 4. Ахматова А.А Северная элегия. – М 1989. 5. Ахматова А.А Сочинения. – М 1990. 6. Ахматова А.А Стихотворения и поэмы – Л 1989. 7. Ахматова А.А Цветаева М.И. – М 1999. 8. Воспоминания об Анне Ахматовой. – М 1991. 9. Вьялицина, Тайны ремесла. – М 1986. 10. Город, горькой любовью любимый: Петербург в творчестве Блока и Ахматовой. – СПб 1996. 11. Добин, Поэзия Анны Ахматовой. – М 1999. 12. Дунаев, Православие и русская литература: В 4-х частях, часть 4-я. – М 2000. 13. Кралин М Причания к “Поэме без героя”// Ахматова А.А. Стихотворения.

Поэмы. – СПб 1995. 14. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. – М 1991. 15. Павловский А.И. Анна Ахматова// Русские писатели ХХ века. Библиографический словарь – М 1998. 16. Эткинд Е.Г. Бессмертие памяти.

Поэма.

– Конец работы –

Используемые теги: Поэма, без, героя, Ахматовой, попытка, интерпретации0.095

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: "Поэма без героя" А.А. Ахматовой. Попытка интерпретации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Пространственная организация текста в поэме А. Ахматовой "Без героя"
Несомненно, что это произведение – одно из самых сложных в лирике Анны Ахматовой.Сама поэтесса в предисловии резко отрезала: «До меня часто доходят… Никаких третьих, седьмых и двадцать девятых смыслов поэма не содержит. Ни… Постепенно, в течение десятилетий всплывали (и это продолжается по сей день – таковы особенности «Поэмы») новые и…

Поэма "Реквием" Анны Ахматовой как выражение народного героя
В1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева, якобы засоучастие в контрреволюционном заговоре. Что из того, что к этому времени они были в… Затем почтидвадцать лет ожидания сына. В 1946 году выходит знаменитое… И, конечно, я смогу сделать это только поверхностно. Сначала небольшой словарь.Лирический герой героиня - образ поэта…

Анализ стихотворения А.А. Блока "О! Весна без конца и без краю!"
Сама жизнь предстает в женском образе сбуйным ветром в змеиных кудрях .Вся сложность и противоречивость жизни изображается Блоком ввиде целой…

Особенности жанра поэмы А. Ахматовой "Реквием"
Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так как она знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна ее поэзия: "Не с… Весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А.Блоком.… Ахматова показала в искусстве сложную историю женского характера передовой эпохи, его истоков, ломки, нового…

Рецензия на поэму А. А. Ахматовой "Реквием"
И она, как и миллионы людей в то время, с тревогой прислушивалась ккаждому стуку в дверь. В те годы писать было немыслимо. Поэтому она незаписывала… На протяжении этих лет онаработает над стихами, составившими поэму Реквием ,… В поэме речь идет не только о несчастье одной героини, но и обисковерканной судьбе всего народа, о миллионах безвинных…

Философия йоги. Попытка новой интерпретации
На сайте allrefs.net читайте: "Философия йоги. Попытка новой интерпретации"

Идея и художественные средства ее воплощения в поэме А.Ахматовой "Реквием"
Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село, там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания - царскосельские зеленое… Моего предка хана Ахмата писала Анна Андреевна убил ночью в его шатре… Егор Мотовилов был моим прадедом.

Трагедия матери в повести Л Чуковской "Софья Петровна" и поэме А. Ахматовой "Реквием"
Актуальность выбранной темы Мама… Именно это слово становится первым в жизни ребенка.Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас… Подрастая, мы часто ждем утешения именно от мамы, она пожалеет, она поймет. Мы… Образ матери в литературе 30-40 годов XX века Автором повести "Софья Петровна", или как ее называет автор – "документ…

Поэма Э. По "Ворон" в творческой интерпретации К. Бальмонта
Для человека, приступающего к переводу, необходимо представление всего творчества писателя и, в частности, произведения в целом, его живого образа,… У перевода есть свои жесткие законы, обязательные и для величайших талантов.… Как высшую похвалу переводчику приводят иногда известное место из письма Гоголя Жуковскому Переводчик поступил так,…

Идея и художественные средства ее воплощения в поэме А.Ахматовой "Реквием"
Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село, там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания - царскосельские зеленое… Моего предка хана Ахмата писала Анна Андреевна убил ночью в его шатре… Егор Мотовилов был моим прадедом.

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Как понимают счастье герои и автор поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не пресмыкаютсяперед господами, не смиряются со своим рабским положением.Это и… Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежьшла в народ , обретая… Он был отзывчивым и любящим сыном, и в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всейвахлачине слилась .…
  • Петр I в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник": проблемы интерпретации Миллионы людей отдавали жизни за свою страну, и их жертвы были не напрасны. Так уж сложилось: проблема отсутствия героев перед Россией никогда не… Их всегда высоко ценили, воспевали в былинах, преданиях, одах и поэмах. В… Но, пожалуй, самым ярким, возвышенным и неоднозначным художественным творением об этом представителе династии…
  • Свет лiрычнага героя Рыгора Барадулiна Мэтай наступнай курсавой працы з’яўляецца даследванне тэмы філасофскай лірыкі Рыгора Барадуліна. Даследванне праведзена па творах пісьменніка і… У яго ўваходзіш сёння, як ва ўжо знаёмы і блізкі сваімі ўрочышчамі палёў і… Спектр філасофскай тэматыкі і праблематыкі ў творчасці Рыгора Барадуліна мае багатую палітру. Бадай што, любы са…
  • Споры вокруг главного героя комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова Он даже не думает, слушают и понимают ли его или нет он высказал все, что лежало у него на сердце и ему как будто бы стало легче.Таков вообще… Чацкий, главный герой комедии, появившейся накануне возмущения на Исаакиевской… Накопилось множество споров, неоднозначных мнений об этой комедии, и еще больше о ее главном герое. Цель моего…
  • Проблема интерпретации романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Вершиной жизненного и литературного пути Михаила Афанасьевича и вместе с тем духовным завещанием стал роман «Мастер и Маргарита», создававшийся с… Здесь после долгих поисков была наконец определенна высота писательского… На основе булгаковского романа создаются пьесы, кинофильмы и даже балеты, мюзиклы и симфонии. «Мастеру и Маргарите»…