рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Булгаков и театр

Булгаков и театр - раздел Литература, Булгаков И Театр. Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940), Выдающийся Русски...

Булгаков и театр. Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940), выдающийся русский писатель и драматург; один из самых значительных авторов советской литературы, занимавший в ней особую, независимую позицию и оказавший на нее влияние (в основном посмертное), которое трудно переоценить. Михаил Афанасьевич Булгаков родил¬ся в Киеве, в многодетной семье пре¬подавателя Духовной академии.Родители стремились привить де¬тям христианский образ мыслей. В се¬мье по воскресеньям вслух читали Библию, по праздникам непременно посещали церковь.

В девятнад¬цать лет Булгаков, к то¬му времени поступивший на медицинский факультет Киевского университета, в ожесточённых спорах с родными засвидетельствовал своё неверие.Первая мировая вой¬на застала Булгакова на старших курсах универси¬тета. Выпущенный вместе с другими студентами-меди¬ками досрочно, он работал в госпиталях прифронтовой по¬лосы, где занимался главным об¬разом ампутацией рук и ног. Быть может, хирургическая практика и определила несвойственную русскому интеллигенту начала XX в. твёрдость, решительность его характера.

Осенью 1916г. Булгаков отправил¬ся в сельскую глушь Смоленской гу¬бернии, в село Никольское. За два года врачебной практики Михаил Булгаков хорошо узнал тот народ, к которому принадлежал. В «За¬писках юного врача» (книге, начатой ещё в Никольском) народ показан без обычного для русской интеллигенции преклонения, рождённого чувством вины перед крестьянством за слиш¬ком долгое крепостное право.Булгаков знал — революция в Рос¬сии неизбежно приведёт к тому, что Пушкин в «Капитанской дочке» опре¬делил как «русский бунт, бессмыслен¬ный и беспощадный», а её разруши¬тельные последствия для страны будут поистине ужасны.

В начале 1918 г. Булгаков вернул¬ся в родной Киев и за полтора года пережил там не менее десяти смен власти. Зарабатывал на жизнь част¬ной практикой. По-видимому, в том же или следующем году ему пришлось присутствовать при каких-то казнях.Потрясение от невольного соучастия (так он считал) в убийстве оставило неизгладимый след в его творчестве.

У него возник постоянный мотив вины, который полнее всего будет развёрнут в лич¬ности едва ли не самого сложного и яркого героя романа «Мастер и Мар¬гарита» — Понтия Пилата. «Вина» и «расплата» станут главны¬ми мотивами его творчества. Трудному и долгому пути «излюбленной и Вели¬кой Эволюции» (как выразится позже сам Булгаков) его страна предпочла за¬литый кровью путь революции.В 1920-1921 годах, работая во Владикавказском подотделе искусств, которым руководил писатель Ю. Л. Слезкин, Булгаков сочинил пять пьес; три из них были поставлены на сцене местного театра. Эти ранние драматургические опыты, сделанные, по признанию автора, наспех, "с голодухи", были впоследствии им уничтожены.

Тексты их не сохранились, за исключением одной - "Сыновья муллы". Здесь же Булгаков пережил и свое первое столкновение с "левыми" критиками пролеткультовского толка, нападавшими на молодого автора за его приверженность культурной традиции, связанной с именами Пушкина, Чехова.

Об этих и многих других эпизодах своей жизни владикавказского периода писатель расскажет в повести "Записки на манжетах" (1922-1923). Осенью 1921 г окончательно обосновался в Москве, где, сменив ряд профессий, занялся журналистской и литературной деятельностью (постоянный фельетонист газеты "Гудок" с 1923 г.). Быстро достиг успеха и признания, в основном, своими пьесами, у читателей и зрителей; параллельно росло неприятие творчества Булгакова у критиков и "коллег"-драматургов, подкрепленное политическими обвинениями в адрес "идеолога Белого движения", оно вылилось со временем в систематическую травлю.

Его творчеству той поры были чужды популярные тогда концепции "левого" искусства, формальные творческие эксперименты (отсюда - сатирические колкости в его произведениях по адресу В. Шкловского, Вс. Мейерхольда, В. Маяковского). Любимыми его авторами еще с юных лет были Гоголь и Салтыков-Щедрин.Гоголевские мотивы непосредственно вошли в творчество писателя, начиная с раннего сатирического рассказа "Похождения Чичикова" и кончая инсценировкой "Мертвых душ" (1930) и киносценарием "Ревизор" (1934). Что касается Щедрина, то Булгаков неоднократно и прямо называл его своим учителем.

Основная тема фельетонов, рассказов, повестей Булгакова 1920-х годов, говоря его же словами "бесчисленные уродства нашего быта"("Дьяволиада", 1924; "Роковые яйца", "Собачье сердце" 1925). Главное произведение Булгакова и одно из художественных достижений русской и мировой литературы 20 века—многоплановый философско-фантастический роман "Мастер и Маргарита",создавался в 1929-40 гг. и до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей; неразмноженная рукопись была чудом сохранена (как бы доказывая справедливость булгаковского: "Рукописи не горят!"). В романе переплетаются две осн. сюжетные линии: посещение дьяволом со свитой Москвы 1930-х гг. и трагическая, воспринимаемая как автобиографическая, история писателя, автора романа об Иисусе Христе.

Роман "Мастер и Маргарита" принес писателю мировую известность, но стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на три десятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966 году). Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы.

Последние свои годы Булгаков жил с ощущением загубленной творческой судьбы.

И хотя он продолжал активно работать, создавая либретто опер " Черное море" (1937, композитор С. Потоцкий), "Минин и Пожарский" (1937, композитор Б. В. Асафьев), "Дружба" (1937-1938, композитор В. П. Соловьев-Седой; осталась незавершенной), "Рашель" (1939, композитор И. О. Дунаевский) и других, это говорило скорее о неистощимости его творческих сил, а не об истинной радости творчества.Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом посредством пьесы "Батум" (о молодом Сталине; 1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей.

Пьеса была запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление писателя наладить отношения с властью. Это окончательно надломило Булгакова, привело к резкому обострению его болезни и скорой смерти. Жизнь Михаила Булгакова была нелегкой.Много раз оказывался писатель в отчаянном положении, переживал крах своих творческих и бытовых надежд.

Человек, принесший русской литературе XX века всемирную славу, свой жизненный путь окончил скромным либреттистом-консультантом Большого театра. В тот момент, в марте 1940 года, из тринадцати булгаковских пьес и инсценировок в Художественном театре шло всего две: “Дни Турбиных” и “Мертвые души”, а главному произведению писателя — роману “Мастер и Маргарита” — еще более четверти века предстояло ждать своего читателя и зрителя.Известный при жизни лишь как автор нашумевших “Дней Турбиных”, Булгаков становился все более легендарным и таинственным по мере того, как с театральных афиш исчезало его имя. Несмотря на то, что Булгаков любил театр самой искренней любовью, его отношения с Художественным театром складывались сложно.

Он обладал прекрасным чувством сцены, немалыми режиссерскими и даже актерскими способностями.Однако, как известно, у руководителей Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко, создавших новую эпоху в русском и мировом театральном искусстве, был свой взгляд на постановку пьес Булгакова.

Это выражалось в том, что их сценический взгляд на такие, например, произведения Булгакова, как “Мольер” и инсценирована “Мертвых душ”, сильно отличался от взгляда автора. Итак, взгляды основателей Художественного театра на постановку пьес Булгакова не совпадали с мнением автора. Такое положение неминуемо приводило к различным конфликтам, уступать приходилось Михаилу Афанасьевичу.Далее события развивались еще более печально: в конце 1936 года, убедившись, что Художественный театр не может и не хочет защищать его авторские интересы, он после снятия “Мольера” переходит в Большой театр в качестве либреттиста-консультанта.

Своим непростым отношениям с Художественным театром Булгаков посвятил так и незавершенный “Театральный роман”, где рядом с резкой сатирой на театральные нравы есть много доброго юмора и глубокого лиризма.Это говорит о свойствах его характера: Булгаков не был желчным и злопамятным человеком. Собственно говоря, это признак большого таланта.

Сложные отношения у писателя были и с властью. По счастливой случайности Булгаков не разделил участи сталинских жертв, сгинувших в ГУЛАГе, как Осип Мандельштам и другие. Такой случайностью, как известно, явился просмотр “Дней Турбиных” самим Сталиным, после чего вождь совершенно неожиданно для своего окружения положительно отозвался о пьесе.Ему понравилось, что Булгаков показал ситуацию краха самодержавия, а не то, что он создал тонкую психологическую драму о революции, уничтожающей цвет общества.

Палачи, уже потирающие руки в ожидании новой жертвы от культуры, были разочарованы, но тут же создали очередную легенду, что у отца народов абсолютный вкус и, стало быть, в Булгакове что-то есть. Благодаря этому “абсолютному вкусу” Сталина, великий драматург смог прожить некоторое время более или менее сносно. По звонку “сверху” были вновь разрешены к постановке снятые ранее цензурой “Дни Турбиных”. Главный роман Булгакова “Мастер и Маргарита” создавался писателем также с учетом будущей его постановки на сцене театра.

Театральность героев романа подчеркивает их яркая символичность. Например, Маргарита — это символ вечной любви. Понтий Пилат — символ вечного сомнения в божественной природе человека. Некоторые главы романа, такие, как, например, “Бал сатаны”, “Маргарита”, “Понтий Пилат”, “Прощение и вечный приют”, имеют самостоятельную сценическую ценность.Это и неудивительно, ведь в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” нашли завершение все его художественные и философские искания.

Произведения Булгакова еще не раз удивят современного зрителя, высветившись неожиданными гранями. Это и есть высшая оценка творчества великого русского драматурга М. А. Булгакова.

– Конец работы –

Используемые теги: Булгаков, Театр0.053

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Булгаков и театр

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Казахский театр на новом рубеже
В 1990 г. открылся Павлодарский областной драматиче-ский театр им. Ж.Аймауытова, в 1992 г. —Тургайский музыкально-драматический театр им. … В эти годы в Казахском академическом театре драмы им. М. Ауэзова… Происходящие в нашем обществе сложные процессы, изменения по-требовали обновления форм театрального искусства. Поэтому…

Историческая тема в современном казахском театре
Главные герои этой пьесы — жены известных казахских деятелей, репрессированных в 1937 г. Спектакль, поставленный по произведению А. Кекилбаева… За 75-летнюю историю своего существования Казахский академический театр драмы… Режиссер-постановщик и актеры, занятые в спектакле, правдиво раскрыли характер героев. М. Байсеркенов и Б. Атабаев…

Режиссеры казахского театра
Спектакли "Абай" М. Ауэзова и Л.С. Соболева, "Материнское поле" Ч. Айтматова (в 1966 г. была присвоена Государственная премия Казахстана) и… В "Материнском поле" он заявил о могучих силах человека, о вере в его… Из национальной драматургии Мамбетов поставил "Каракыпчак Кобланды", "Карагоз" М. Ауэзова и "Кровь и пот" по А.К.…

Русский театр драмы им. М.Ю. Лермонтова
В репертуаре были спектакли историко-революционной тематики, такие как "Чапаев", "Мятеж" Д.Фурманова, "Интервенция" Л.И. Славина, "Оптимистическая… На сцене театра в эти годы были поставлены спектакли "Фронт" А.Е.Корнейчука,… В 1945 г. при театре открылась студия для подготовки актеров. Появились спектакли на романтическую, героическую…

Театры других народов Казахстана
В 1941 г. поставлена музыкальная драма "Гарип и Саням" И.Саттарова и В. Дьякова.В репертуаре театра были спектакли, поставленные по произведениям М.… Вначале театр назывался Корейский краевой театр.В основе репертуара театра… В 1937 г. театр переехал в Кы-зылорду, где находился до 1941 г в 1942-1959 гг в Алматинской области, а в 1959— 1968…

Театр юного зрителя им. Г. Мусрепова
Интерес представляли спектакли, в которых отражалась деятельность пионерской и комсомольской организаций, связь школы с жизнью, военные и трудовые… В театре ставились пьесы "Чайка" А. П. Чехова, "Два веронца", "Гамлет" У.… Главные роли сыграли В. Битенский, К.Жакибаев, Б. Калтаев, К.Кожабеков, Г. Литвак, М. Любимцев, Я.Муратов, Е.…

Формирование национального театра балета в Казахстане
Казахский театр оперы и балета был создан из музыкальной студии, поэтому там была орга¬низована и балетная группа.С1933 г. по инициативе С.М.Кирова… Из Ташкента приезжает профессиональная танцовщица Екатерина Лифанова. В… В подготовке этого спектакля большую помощь оказал Александр Артемьевич Александров, приехавший из Москвы.

История театра
Название свое классицизм взял от латинского classicus, что значит «образцовый». Классицизм зародился и сформировался во Франции в XVII— XVIII… Философские концепции, на которые опиралось это художественное течение,… Вместе с тем политически классицизм оказал¬ся на службе у абсолютистской монархии, а его эстетические нормы скоро…

Петербургские театры миниатюр
Лишь о Литейном долго не было никаких известий. И только в начале 1909 года появилось первое сообщение: “4 января В.А.Казанский открыл свой ,… В рекламных объявлениях публику уведомляли о серьезности постановок и лицам со… У одного из них сумасшедшие пытались вырвать глаз, другого - выбросить в окно. В том же духе были составлены и…

Театр
Portion III. ¹ 4. 1) to come to smb’s rescue — приходить к кому-либо на выручку 2) to turn smth over in one’s mind — подумывать о чем-либо… Portion VII. ¹ 4. 1) to make allowances — принимать в расчет 2) to… Portion I. 1. Michael Gosselyn’s office was furnished in good taste.

0.047
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Музыка и театр России 19 век Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять… В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские… Серьёзный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные…
  • История театра древней Греции, Рима и средневековья Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы;поз- днее он стал богом виноделия,а потом богом поэзии и театра.Симво- лами Диониса служили… На праздниках,посвященных Дионису,распевали не только торжес- твенные,но и… Сатировская драма представлялась средним жанром.Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на…
  • Русский драматический театр Идейные основы, художественное своеобразие русской драматур¬гии XVIII века были связаны с господствующим в искусстве того вре¬мени направлением —… Философские концепции, на которые опиралось это художественное течение,… Вместе с тем политически классицизм оказал¬ся на службе у абсолютистской монархии, а его эстетические нормы скоро…
  • Правила поведения в театре, на концерте, в кино Сплав внутренней и внешне культуры делает поведение естественным, органичным, привлекательным, непринужденным. В нашем докладе рассмотрим правила поведения в театре, на концерте и в кино.… Перед приобретением билетов следует изучить план зала, который висит рядом с окошком кассы, и выбрать удобные для вас…
  • Татарский государственный академический театр имени Галиаскара Камала Театры появлялись в форме театральной самодеятельности при медресе; в качестве домашних, школьных, клубных спектаклей в Казани и Уфе, Астрахани и… Эта дата и считается днем рождения театра имени Г.Камала. Хотя, пока он… Татарский профессиональный театр начала века насчитывал несколько трупп. Самой известной была труппа "Сайяр"…