рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Григорий Бакланов "Навеки-девятнадцатилетние"

Григорий Бакланов "Навеки-девятнадцатилетние" - раздел Литература, Григория Бакланова “Навеки-Девятнадцатилетние” Сороковые Роковые, Свинцовые,...

Григория Бакланова “Навеки-девятнадцатилетние” Сороковые роковые, Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые! Д.Самойлов. Одной из центральных тем в мировой литературе была и остается тема молодых на войне. Какая бы ни была война, какой бы национальности ни был солдат, всегда мы сопереживаем своим сверстникам.Они, как и мы, сегодняшние, мечтали, строили планы, верили в будущее. И все это рушится в один миг. Война меняет все. Военная тема стала основой у тех писателей, кто прошел фронтовые дороги.

Девятнадцатилетними ушли на фронт Василь Быков, Владимир Богомолов, Алесь Адамович, Анатолий Ананьев, Виктор Астафьев, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев. То, о чем они рассказали в своих произведениях, было общим для их поколения. Как сказали поэты-фронтовики Павел Коган и Михаил Кульчицкий: Мы были всякими, любыми, Не очень умными подчас. Мы наших девушек любили, Ревнуя, мучась, горячась… Мы-мечтатели. Про глаза-озера Неповторимые мальчишеские бредни.Мы последние с тобою фантазеры До тоски, до берега, до смерти. Писатели-фронтовики свой гражданский долг исполнили.

Для Бакланова рассказ о войне – это рассказ о своем поколении. Из двадцати ребят-одноклассников, ушедших на фронт, он вернулся один. Бакланов закончил Литературный институт и стал писателем-прозаиком.Главным направлением его творчества стала тема: война и человек. Страстное желание Бакланова рассказать о пережитом им и его сверстниками, воссоздать ту подлинную картину, которую видели только фронтовики, можно понять.

Читая его произведения, мы, молодые, вспоминаем тех, кто воевал, понимаем смысл их жизни. О моих современниках я узнала, прочитав повесть Г.Бакланова “Навеки-девятнадцатилетние”. Эмоциональным толчком к написанию этого произведения стал случай, происшедший во время съемок фильма “Пядь земли”. Съемочная группа наткнулась на останки, засыпанного в окопе война: “… вынули на свет запекшуюся в песке, зеленую от окиси пряжку со звездой.Ее осторожно передавали из рук в руки, по ней определили: наш. И, должно быть, офицер”. И долгие годы томила писателя мысль: кто был он, этот безызвестный офицер.

Может быть, однополчанин? Бесспорно, главный фигурой войны всегда был и остается солдат. Повесть “Навеки девятнадцатилетние” - это рассказ о молодых лейтенантах на войне. Им приходилось отвечать и за себя, и за других без каких-либо скидок на возраст.Попавшие на фронт прямо со школьной скамьи, они, как хорошо сказал однажды Александр Твардовский, “выше лейтенантов не поднимались и дальше командиров полка не ходили” и “видели пот и кровь войны на своей гимнастерке”. Ведь это они, девятнадцатилетние взводные, первыми поднимались в атаку, воодушевляя солдат, подменяли убитых пулеметчиков, организовывали круговую оборону. А самое главное – несли груз ответственности: за исход боя, за составление взвода, за жизнь вверенных людей, многие из которых годились по возрасту в отцы. Лейтенанты решали, кого послать в опасную разведку, кого оставить прикрывать отход, как выполнять задачу, потеряв по возможности меньше бойцов.

Хорошо сказано об этом чувстве лейтенантской ответственности в повести Бакланова: “Все они вместе и по отдельности каждый отвечали и за страну, и за войну, и за все, что есть на свете и после них будет.

Но за то, чтобы привести батарею к сроку, отвечал он один”. Вот такого храброго верного чувству гражданского долга и офицерской чести лейтенанта, совсем еще юношу, и представил нам писатель в образе Владимира Третьякова.

Герой Бакланова становится обобщенным образом целого поколения. Вот почему в заголовке повести стоит множественное число – девятнадцатилетние. Содействует удаче повести и естественное единение правды минувших лет и нашего сегодняшнего мироощущения.Порой задаешься вопросом, кто размышляет Володя Третьяков или Григорий Бакланов: “Здесь, в госпитале, одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда-нибудь окажется, что этой войны могло не быть? Что в силах людей было предотвратить это? И миллионы остались бы живы ” Эти строки из произведения еще раз подчеркивают лирическую близость автора к своему герою.

Говоря о своей повести, Г.Бакланов отмечал два обстоятельства: “В тех, кто пишет о войне, живет эта необходимость – рассказать все, пока жив. И только правду”. А второе: “Теперь, на отдалении лет, возникает несколько иной, более обобщенный взгляд на событие”. Совместить такой взгляд на отдалении с правдивой атмосферой былого – задача трудная.Бакланову это удалось.

Такая тональность заявлена в стихотворных эпиграфах. Прочитав повесть, только тогда понимаешь, почему Бакланов поставил именно два. Философски обобщенные строки Тютчева: Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые содействуют с полемически задиристым утверждением “прозы войны” в стихах Орлова: А мы прошли по этой жизни просто, В подкованных пудовых сапогах.Это сочетание, соотнесение обобщенности и правды раскрывает основную мысль повести. Бакланов рисует точно подробности фронтового бытия.

Особенно важны детали психологические, создающие эффект нашего присутствия там, в те годы, рядом с лейтенантом Третьяковым. И в то же время повесть бережно и ненавязчиво опирается на рожденные уже раздумья и обобщения. Вот описание минут перед атакой: “Вот они, последние эти необратимые минуты.В темноте завтрак разносили пехоте, и каждый хоть и не говорил об этом, а думал, доскребая котелок: может в последний раз… С этой мыслью и ложку вытертую прятал за обмотку: может, больше и не пригодится”. Вытертая ложка за обмоткой – деталь фронтового быта. Но то, что каждый думал о необратимости этих минут, уже сегодняшнее, обобщенное видение.

Бакланов придирчиво точен в любых деталях фронтового быта. Он справедливо считал, что без правды малых фактов нет правды великого времени: “Он смотрел на них, живых, веселых вблизи смерти. Макая мясо в крупную соль, насыпанную в крышку котелка рассказал про Северо-Западный фронт.И солнце подымалось выше над лесом, а своим чередом в сознании приходило иное. Неужели только великие люди не исчезают вовсе? Неужели только им суждено и посмертно оставаться среди живущих? А от обычных, от таких, как они все, что сидят сейчас в этом лесу до них здесь так же сидели на траве неужели от них ничего не останется? Жил, зарыли, и как будто не было тебя, как будто не жил под солнцем, под этим вечным синим небом, где сейчас властно гудит самолет, взобравшись на недосягаемую высоту.

Неужели и мысль невысказанная и боль – все исчезает бесследно? Или все же отзовется в чей-то душе? И кто разделит великих и не великих, когда они еще пожить не успели? Может быть, самые великие – Пушкин будущий, Толстой – остались в эти годы на полях войны безымянно и никогда ничего уже не скажут людям.

Неужели и этой пустоты не ощути жизнь?” Эти строки звучат как философское обобщение, как вывод, как мысль самого Бакланова.Простота сюжета и напряженный лирический пафос определяют, по-моему, секрет эстетического эффекта повести.

И, конечно, органично вплетается в настроение повести – любовь Володи Третьякова. Та самая, к которой едва-едва смогли прикоснуться или совсем не успели познать эти “нецелованные” лейтенанты, шагнувшие со школьной скамьи в смертную круговерть. Щемящая лирическая нота все время звучит в повести, усиливая ее внутреннее напряжение, ее высокий трагедийный пафос. С разными людьми пришлось встретиться лейтенанту Третьякову на коротком фронтовом пути. Но хороших было больше.Неповторимо различны по своему темпераменту, энергии, душевному чувству и его соседи по госпитальной палате, и его однобатарейцы.

Но все в целом они-то фронтовое содружество, которое укрепило силы Третьякова. “Гаснет звезда, но остается поле притяжения” - эти слова слышит в госпитале Третьяков. Поле притяжения, которое создано тем поколением и которое возникает как главное и цельное настроение повести. О поколении, а не об одном герое захотел рассказать Г.Бакланов.Как на фронте вся жизнь порой умещалась в одно мгновение, так и в одной фронтовой судьбе воплотились черты поколения.

Поэтому смерть Третьякова не возвращает нас к началу повести: к тем останкам, обнаруженным в засыпанном окопе на берегу Днестра. Смерть как бы вводит героя в кругооборот жизни, в вечно обновляющееся и вечно длящееся бытие: “Когда санинструктор, оставив коней, оглянулась, на том месте, где их обстреляли и он упал, ничего не было. Только подымалось отлетевшее от земли облако взрыва.И строй за строем плыли в небесной выси ослепительно белые облака, окрыленные ветром” будто поднявшие бессмертную память о них, девятнадцатилетних.

Навсегда герои повести Бакланова, писателя-фронтовика, как и их прототипы, останутся молодыми. Ощущение красоты и цены жизни, острое чувство ответственности перед павшими за все, что происходит на земле вот такой душевный настрой остается поле прочтения повести “Навеки-девятнадцатилетние”.

– Конец работы –

Используемые теги: Григорий, Бакланов, Навеки-девятнадцатилетние0.068

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Григорий Бакланов "Навеки-девятнадцатилетние"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Святитель Григорий Богослов
Слова... Оглавление...

Жизнь и труды св. Григория Богослова
Жизнь и труды св Григория Богослова... Репринт Печатается по изданію Творенiя иже во святыхъ отца нашего Григорiя Богослова Архiепископа...

Святитель Григорий Богослов Пять слов о богословии
Пять слов о богословии... Оглавление... СЛОВО Против евномиан и о богословии первое или предварительное...

Святитель Григорий Богослов
Слова... Оглавление...

Святитель Григорий Богослов
Слова... Оглавление...

Святитель Григорий Нисский
На сайте allrefs.net читайте: Святитель Григорий Нисский.

Святитель Григорий Богослов
На сайте allrefs.net читайте: Святитель Григорий Богослов.

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ НАЗИАНЗИН
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ НАЗИАНЗИН Слово в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт по рукоположении в пресвитера также учит как... В котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт по рукоположении... Я побежден и признаю над собою победу Повинухся Господеви и умолих Его Пс Так да начнет слово мое...

Святитель Григорий Богослов
Святитель Григорий Богослов... Песнопения таинственные...

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Святитель Григорий Богослов. Послания Послания... Оглавление...
  • Святитель Григорий Богослов Я желал быть с вами дети и вы в равной мере желали быть со мной Верю этому... Поэтому то у меня не достало терпения жить долее в разлуке с вами хотя не мало огорчает и тяготит меня видимое здесь...
  • Святитель Григорий Богослов Я побежден и признаю над собой победу Повинуйся Господу и надейся на него... О причине же моего прежнего противления и малодушия по которому я удалился и оставался бы Пс на немалое...
  • Свт. Григорий Богослов Молитва утренняя... Утро Даю десницу мою Богу не делать и не одобрять дел темных но Тебе...
  • Свт. Григорий Богослов Увещание к духовной жизни... Скажи мне друге ужели тебе служанка кажется чем то превосходнейшим нежели супруга По крайней мере не та кова моя...