Комедия "Недоросль" Д.И.Фонвизина

Комедия "Недоросль" Д.И.Фонвизина - шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дво¬рянства и проблема воспитания. Главные ее действующие лица - семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Это одна группа дворян. Другая — Стародум, его племянница Софья и Правдин. Все помещики, конечно, жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами.Со слугами и наем¬ными людьми госпожа Простакова обращается грубо, пренебрежитель¬но, оскорбительно.

Её сын Митрофан - лодырь, обжо¬ра и озорник. Госпожа Простаковa — жестокая и властная женщи¬на, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала "ценою подешев¬ле , да и тем мешает. " Она советует сыну: " друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!" "Насчёт деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка.Не учись этой дурацкой науке!" В припадке бешенства она кри¬чит на дворовую девушку Палашу, которая тяжело заболе¬ла. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: унижает Софью, собственного мужа, лишив его воли и своего мнения.

Простакова - помещица, безграмотная, жестокая и необуз¬данная. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, мило¬сердия. Митрофан — единственный сын провинциальных роди¬телей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. " Похожий на мать" Сын Простаковой — невежа, бездельник, любимец матери.Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и по¬ниманию родителей.

Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин.Граммати¬ке — семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Митрофану пришли учителя, а он ворчит: "Пострел их побери!" Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает "гарнизонной крысой", а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен "приниматься за людей", то есть пороть слуг. Но его отношение к Ереме¬евне, готовность «за людей приниматься», предательство ма¬тери вызывает уже иные чувства.

Митрофан становится невежественным и жестоким деспотом. В некотором отношении сынок пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозя¬ин в доме, и неуклюже льстит матери.Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его сча¬стье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способа¬ми желает женить на ней сына. Митрофан — недоросль, прежде всего потому, что он пол¬ный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, не¬способный отличить прилагательное от существительного.

Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей.Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочи¬тает положение "недоросля". Комедия «Недоросль» не потеряла своей актуальности и для нас. Воспитание молодого поколения зависит не только от школы, но и от семьи.

Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыс¬лей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.