рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Литература Серебрянного века. Александр Черный

Литература Серебрянного века. Александр Черный - раздел Литература, Александр Черный Саша Чёрный (1880-1932 Гг.) Посильна Беда Со Смехом, Невмоч...

Александр Черный САША ЧЁРНЫЙ (1880-1932 гг.) Посильна беда со смехом, невмочь беда со слезами. Русская пословица.Поэзия “Серебрянного века” - это не только “муза дальних странствий” и откровения самовитого слова, не только есенинские лирические признания и блоковские стихи о Прекрасной даме, не только бальмонтовская “изысканность русской речи”, но и острые сатирические произведения, заявлявшие, что в мире далеко не так все прекрасно, что между жизнью и поэзией – огромная пропасть, а красоте, которая должна спасти вселенную угрожают человеческие пороки.

Стрелы были направлены против сильных мира сего, против рабской психологии тех, кто находился многими ступенями ниже, они рушили лицемерия, трусость, равнодушие. Они поражали бездуховность и нигилизм. Одним из авторов того времени был Саша Черный. Настоящее имя и фамилия — Алек¬сандр Михайлович Гликберг. Родился 1 октября 1880 года в городе Одес¬се. Русский поэт, родился в семье провизора.Начал печататься в Житомире в 1904. В 1905 переехал в Петербург, где сотрудничал, в прогрессивных сатирических журналах “Зри-тель”, “Молот”, “Маски” и др. Дерзкая политическая сатира Черного - “Чепуха” (1905, “Трепов — мягче сатаны ”, впервые подписана псевдонимом Саша Чёрный) принесла ему известность и послужила поводом для запрещения “Зри¬теля”. Первый сборник стихов “Разные мотивы” (1906, под¬писан А. М. Гликберг), содержавший наряду с ли¬рикой опыты литературной и политической сатиры, был запрещен цензурой.

Черный уехал в Германию, где в 1906—07 прослушал курс лекции в Гендельбергском университете.

В 1908—11 Саша Черный — деятельный со¬трудник “Сатирикона”. Его меткие и беспощадные стихи разоб¬лачали реакцию, зло, высмеивали либерального интеллигента, за¬явившего о своем отказе от иде¬алов революции.В 1910 Черный объ¬единил стихи в сборнике “Сатиры”, посвя¬щенный “всем нищим духом”. Господствующий мотив книги — жалоба на мелочность, пустоту и однооб¬разие окружающей жизни.

Поэт создал оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, под прикрытием которой безжалостно бичевал мещанство в различных сферах общественно-литературной жизни. В сборнике “Сатиры и лирика” (1911) преобладает саркастичная струя: смех поэта окрашен трагическими нотами пессимизма и безверия.Расставшись с Сатириконом”, Саша Черный сотрудничал в различных газетах и журналах, создал несколько произведений для детей, переводил сочинения Г. Гейне, Р. Демеля и др. Наиболее зна¬чительные произведения предреволюционных лет — поэма "Ной" (1914) и стихи о войне, написанные в Пскове в 1916—17. К Ок¬тябрю 1917 Черный пришел в состоянии душевного надлома. После революции он уехал в Вильно, где написал цикл стихов, любовно воссоздающих внутренний мир ребенка (они вошли в книгу “Детский остров”, Данциг. 1921). В 1920 из Ковно Черный эмигрировал.

В Берлине вышла 3-я книга его стихов “Жажда” (1923), окрашенная щемящим чувством тоски по утраченной родине.

В эмиграции все печальнее звучал смех поэта: картины русской жизни расцвели в его воображении далекими прекрасными миражами. Большое место в творчестве Черного заняла проза, в т. ч. оригинальные по жанру “Солдатские сказки” (опубликованные 1933), где он выступает как тонкий знаток народного слова. Последняя книга “Несерьезные рас¬сказы” (1928) пронизана невинной проказливостью, сквозь которую ощутимо пробиваются горечь и тоска.Творчество Саши Черного отразило целую полосу русской жизни накануне Октябрьской революции.

Его своеобразная сатирическая манера питалась традициями демократической сатиры 60-х гг. 19 г. и боевой радикальной журналистики 1905—07. “Психологическая” сатира Черного подобна исповеди, само¬разоблачению, она рассчитана на сопереживание чита¬теля, который не всегда может легко отличить авторский голос от монолога “нищего духом” героя.Для Черного харак¬терны органический синтез сатиры и лирики, обнаженно резкий стиль, нарочитый антиэстетизм. повлиявшие на формирование поэтики В. В. Маяковского.

Цикл музыкальных произведений на слова Черного создал Д. Д. Шостакович. Недооценить его роль среди поэтов “серебряного века” трудно. Он был всегда искренен, не приукрашивал действительность, зачастую даже зло высмеивал пороки общества.Его стихи сочетали в себе горечь, соль, простодушие, дерзость и детскость, они были у всех на устах. “Не было такой курсистки, такого студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера вспоминал К. Чуковский котрый не знали бы их наизусть.

Он попал в самый нерв эпохи, и эпоха закричала о себе его голосом”. Анализ стихотворения: КОМУ ЖИВЕТСЯ ВЕСЕЛО? Попу медоточивому — Развратному и лживому, С идеей монархической, С расправою физической Начальнику гуманному, Банкиру иностранному. Любимцу иудейскому — Полковнику гвардейскому; Герою с аксельбантами, С “восточными” талантами; Любому губернатору, Манежному оратору; Правопорядку правому, Городовому бравому С огромными усищами И страшными глазищами; Сыскному отделению И Меньшикову-гению; Отшельнику Кронштадтскому, Фельдфебелю солдатскому; Известному предателю — Суворину-писателю, Премьеру-графу новому, Всегда на всё готовому.

Всем им живется весело, Вольготно на Руси Саша черный не думал в своих стихах преподавать нам истину. Художник, не высасывающий из пальца, знает: истину можно только пережить.Стихотворение “Кому живется весело?” по моему мнению перекликается с поэмой Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?”. Автор не только видел, но и пережил то тяжелое время революции 1905 г Он человек, думающий и образованный, с чувством ответственности не мог не отреагировать на происходящее.

С 1904 г. он живет в Перебурге и воочию видит все кровавые события революции. Его стих – феноменальная смесь горечи, желчи, дерзости.Он понимал что смутные, неспокойные времена – это его личная боль и боль его народа. Само название показывает, что эти сатирические строки направлены против правящей верхушки, против угнетателей народа.

С большой долей иронии автор пишет о банкире, о губернаторе, о городовом. И мы замечаем, что далеко не с любовью он к ним относится. О этом говорят строки: “ городовому бравому С огромными усищами И страшными глазищами.” Я понимаю, что Саша Черный с большим сочувствием относится к простому народу. В перечне “Кому живется весело” мы не находим ни крестьян, ни рабочих. То есть Черный, подобно Некрасову, на стороне рабочего класса. Умер поэт 5 августа 1932 года, во Франции.Список использованной литературы: 1. Литературное обозрение №5 (1993 год.) 2. Литературное Обозрение №7-8 (1993 год.) 3. Литературная Энциклопедия 4. Стихотворная сатира первой русской революции (1905-1907 гг.).

– Конец работы –

Используемые теги: литература, серебрянного, века, Александр, черный0.075

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Литература Серебрянного века. Александр Черный

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История русской литературы XIX века. В трех частях. Часть 1 1800-1830-е годы скачать - Юрий Владимирович Лебедев
История русской литературы XIX века В трех частях Часть е годы fb... История русской литературы XIX века В трех частях Часть е годы... Введение...

Русская литература XVIII века (сентиментализм и классицизм)
Дворянам велено было носить немецкое платье и стричь бороды. Быт, образование и даже церковное управление приобретают светский характер. При… Петровские реформы они понимали как сотворение России из мрака исторического… Люди Петровских времен чувствовали свою причастность к историческим событиям, величие которых они ощущали на своих…

Типология образа слуги в русской литературе XIX века на метериале произведений А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова
Тем самым мы от общего понятия человека как предмета изображения переходим к более конкретному и историческому понятию характера. Характер это определенный тип общественного поведения человека. Это личность, характеризующаяся присущими именно ей мыслями, переживаниями и поступками. Это человек в его конкретном,…

История России конец XVIII века - начало XIX века
Русская армия под командованием С.Д. Салтыкова 28 сентября 1760 г. заняла Берлин.Пруссия стояла перед катастрофой, и Фридрих II готов был на любых… Это решение чрезвычайно осложнило всю международную обстановку, усилило… После вступления на престол Екатерины II была сделана попытка изменить направление внешней политики. Во главе Коллегии…

Древние мифы в поэзии серебрянного века
И хотя в этой цепи «первым поэтом» - первым великим русским национальным поэтом по праву считается Александр Сергеевич Пушкин, но ведь и за Пушкиным… Сейчас, заново прочитывая их стихи, видишь, что это совсем не так. Напротив,… Обогащенный открытиями, сделанными в области собственной национальной культуры, петербургский символизм неумолимо…

Женский образ в литературе XIX века
Однако, если обратить внимание на работы многих русских классиков, начиная с Пушкина и Лермонтова, невозможно не заметить их интерес к изображению… Быть может, в Болдине, поэт наблюдал обряд народной свадьбы, картина которой в… Женщины эти разные. С “Бедных людей” начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины. Чаще всего…

Зарубежная литература XIX века
Его психологизм дал корни всей последующей литературе. Флобер делает художественную проблему неоднозначности обычного характера. Мы не можем дать… Объект сатиры Теккерея - так называемый уголовный роман плутовской . Методика… Теккерей выступает против сведения человека к его социальной роли по этому критерию нельзя судить человека . Теккерей…

Неоромантизм в английской литературе ХІХ-ХХ веков
Проза и поэзия, на¬полненные яркими и запоминающимися образами, их экзотический колорит, острые и напряженные композиции, захватывающие сюжеты… При этом эволюция художественных образов довольно точно отражала смену… Неоромантизм ориентировался в нервую очередь па юношескую аудиторию, воплощая «не расслаб¬ленное и болезненное, а…

Образ Петербурга в классической литературе XIX века
Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей. Петербург как живое существо, как литературный герой по-разному представлен в… Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает… Когда Пушкин писал «Медного всадника» он был уже в поре зрелости, признанным основателем русской реалистической прозы,…

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века Ведь любовь это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античных времен. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь… Ведь Эрот самый человеколюбивый бог, он помогает людям и врачует недуги, как физические, так и нравственные, …
  • Библейские мотивы и сюжеты в русской литературе ХIХ–XX веков Это Священное Писание, которое все христиане воспринимают как внушенное самим Богом. И это сокровищница мудрости для всех мыслящих людей Земли,… И с течением времени ее созидающая энергия не умаляется, но возрастает. Каков… С тех пор, как славянский перевод Евангелия, Псалтыри и других библейских книг, созданный великими просветителями…
  • литература XVIII века Утопическое сознание. Государственные, садово-парковые утопии. Система культурных мифом формируется. Идеальная личность. Договор между монархов и… Воля, чувство общественного долга, патриотизм возвышались… Естественно, что каждый жанр имел свой "набор" стилистических средств. Такое разделение на жанры имело большое…
  • Тема сна в русской литературе 19 века Как всякая тайна, он необыкновенно при¬влекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания,… К постижению феномена сна стреми¬лась наука, недаром сейчас создан Институт… Другой психиатр, Юнг, рассматривает сны как предшественников будущих тенденций развития личности.Наука открыла связь…
  • Прощая, ХХ век! Здравствуй, век ХХI! И сейчас кажется, что человека в ХХI веке ждет что-то необыкновенное может быть, плохое, возможно, и светлое, полное радости, лишенное печали.Жизнь… На немпокоится нынешний порядок вещей и будущее развитие жизни. Только зная и… Сколькоталантливых людей он подарил истории. Мир замирал в восхищении у бессмертныхполотен, создавалась удивительная,…