рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образ Дон Жуана в пьесе Жан-Батиста Мольера "Дон Жуан"

Работа сделанна в 2002 году

Образ Дон Жуана в пьесе Жан-Батиста Мольера "Дон Жуан" - Реферат, раздел Литература, - 2002 год - Образ Дон Жуана В Пьесе Жан-Батиста Мольера "дон Жуан" Реферат Студентки 4-Г...

ОБРАЗ ДОН ЖУАНА В ПЬЕСЕ ЖАН-БАТИСТА МОЛЬЕРА "ДОН ЖУАН" Реферат Студентки 4-го курса Группы ЯА-41 Факультета иностранных языков Шейченко А.А. Научный руководитель Доцент Рожина А. Д. Харьков 2002. ВВЕДЕНИЕ Комедия великого французского драматурга Жана-Батиста Мольера "Дон Жуан" и по сей день остается одной из самых популярных пьес мирового репертуара, заставляя вновь и вновь разгадывать тайну незаурядной гордой личности, бросившей дерзкий вызов небесам.Кто же он? Азартный игрок? Авантюрист? Искушенный в страсти обольститель? Философ? Циник, глумящийся над всем и вся: законом, религией, добродетелью, моралью, жизнью, смертью Этот вопрос волнует воображение многих драматургов, актеров, режиссеров, вдохновенно сочиняющих собственные вариации мифа о Дон Жуане. “Дон- Жуан” - одно из наиболее реалистических произведений Мольера, несмотря на черты условности и даже фантастики, которые переходят в пьесу из легенды (приглашение статуи Командора и гибель Дон-Жуана). В этой комедии драматург значительно отступает от “правил”: он не соблюдает трёх единств, образы действующих лиц, и особенно главного героя, обрисованы многосторонне, не отличаются однокачественностью, свойственной произведениям представителей классицизма. Мольер поднимает в пьесе свой голос против “сословной морали”, позволяющей знатному господину безнаказанно угнетать и унижать простых людей.

Вместе с тем Мольер в этой комедии снова направляет свои удары против религиозного ханжества и лицемерия.

Дон Жуан - герой мировой литературы.

Предыстория этого героя уходит в средние века и связана с многочисленными легендами о грешнике, одержимом тягой к чувственным наслаждениям, отдавшем себя во власть порока, наказанном за свое распутство судом божьим. Древнейшее происхождение имеет легенда, связанная с Дон Жуаном, о каменном госте, статуе, карающей преступника. Он является героем нескольких произведений.Так например, герой драмы Тирсо де Молины “ Севильский озорник, или Каменный гость, герой либретто Л. да Понте и оперы В. А. Моцарта “ Дон Жуан , или наказанный распутник“ , герой незавершенной поэмы Байрона “Дон Жуан “, герой драмы Д. Граббе “ Дон Жуан и Фауст “, герой трагедии А. С Пушкина “ Каменный гость“, а так же он является героем комедии Ж Б. Мольера “ Дон Жуан или каменный гость “ ( 1665 ). В Дон Жуане мы видим человека, “ сильного своим умом, но принадлежащей к сильной социальной группе “( Леклер ), распутного и злого, носящего маску вольномыслия. Среди героев комедий Мольера Дон Жуан самый привлекательный.

Ему чужда назойливость, а ханжество у артистичного дворянина выглядит грациозно.

Радостное жизнелюбие героя особенного свойства: он словно постиг все законы бытия и чувствует себя избранником, которому ничего не стоит остановить время, сделать врага другом, покорить в миг любую красавицу.Поведение его может показаться противоречивым: он смеется над женскими чувствами, но почти по-братски расположен к слуге Сганарелло, он безразличен к тому, о чем говорят о нем “ в свете “, но бросается на помощь к незнакомцу, попавшему в беду. Он дерзок и бесстрашен, но может и удрать от преследователей, переодевшись в костюм крестьянина.

Рисуя своего героя, Мольер заставляет читателя дивиться галантной виртуозности сеньора по отношению к женщинам, хотя у многих его поведение может вызвать негодование. Между тем, кара небесная обрушивается на грешника, чьи вины так обыденны.Но по-видимому, его кощунственное лицемерие - только часть преступления.

Мы не можем истолковать вину героя , не учитывая быта и идей того времени. В пьесе автор выстраивает для своего героя удивительно обыденный мир: здесь снуют кредиторы, папаша “ читает прописи “. Одним словом в реальности не существует ничего “ чудесного и божественного “, пока не появляется статуя командора и не делает свое дело. Ей предшествует предупреждающий герой призрак женщины под вуалью. Оскорбленная любовь.Однако тема каменного командора, посланного силами ада, не может быть понята только как тема небесного правосудия.

Оживший истукан - традиционная для литературы ситуация вторжение злых сил в мир людей и опустошение их душ. Игра Дон Жуана с мертвым командором, нарядной статуей ( “ Ему идет это одеяние римского императора “ ) - этот такая же игра, которую ведет герой на земле и готов вести в мирах иных. Игра, как средство достижения целей, как наслаждение властью над теми, кто не имеет способности творить воображаемый мир. Принимая “правила игры “ предложенные ему окружающими, Дон Жуан ведет себя весьма разнообразно.

То он упоенно рассуждает о “ модном пороке “ - лицемерии, то бросается на выручку незнакомцу, то на миг подыгрывает отцу. Мольеровский интеллектуал не верит в смысл бытия, где жизнь, смерть, любовь имеют величайшее значение. Наказание, которое настигает Дон Жуана это по существу кара за слепоту, за высокомерие, обернувшееся смертным грехом.Впервые “ Дон Жуан “ увидел свет на сцене парижского театра Пале - Рояль 15 февраля 1665 года. Роль Дон Жуана сыграл Лагранж.

С тех пор мольеровский Дон Жуан стал некоей точкой отсчета для всех, кто пытался так или иначе интерпретировать знаменитый сюжет о севильском обольстителе. “Дон Жуан” написан прозой, что было не принято в жанре высокой комедии.Иногда это объясняют нехваткой времени: Мольер торопился заменить запрещённого “Тартюфа”. Возможно и иное объяснение: высота и величие этой комедии достигаются снижением, пародийным переиначиванием самых высоких ценностей: любви земной и небесной.

Пьеса прошла пятнадцать раз и была снята. Мольер дал сюжету новый поворот, сделав безнравственность Дон Жуана лишь частью его вольнодумства, простирающегося вплоть до безбожия. Именно такое объяснение даёт в первой же сцене слуга Дон Жуана Сганарель. Слугу играл сам Мольер, хозяина — Лагранж. И тот и другой поражают неодномерностью своих характеров, способностью к неожиданным речам и поступкам.Слуга — как будто бы традиционный простак, который в то же время хитроват, плутоват, трусоват и, безусловно, жаден.

Пьеса кончается его отчаянным воплем: "Моё жалованье, моё жалованье, моё жалованье!" — эпитафия Дон Жуану, провалившемуся в преисподнюю. Такой исход, впрочем, Сганарель предрёк ещё в первой сцене. Для простака он вообще очень проницателен.Замечательный комический эффект этого характера порождается тем, что Сганарель здесь всё время балансирует на грани своей простоватости, переступая её. Находясь вблизи своего необычного господина, Сганарель примеряет к его поступкам ходячие истины, чтобы убеждаться, что они не работают.

Выбитый из привычной колеи, он пробует проповедовать, рассуждать, искренне сочувствовать очередной жертве Дон Жуана или даже попытаться спасти её, как в случае с крестьянкой Шарлоттой. Однако с появлением хозяина Сганарель идёт на попятный или, вовлечённый тем в спор, терпит поражение.Именно так случается, когда он пытается со всей непреложностью доказать существование Бога. Ведь должен был кто-то создать и землю, и небо, и человека, который может так замечательно рассуждать: "Сганарель.

Разве это не поразительно, что вот я тут стою, а в голове у меня что-то такое думает о сотне всяких вещей сразу и приказывает моему телу всё что угодно? Захочу ли я ударить в ладоши, вскинуть руки, поднять глаза к небу, опустить голову, пошевелить ногами, пойти направо, налево, вперёд, назад, повернуться (Поворачивается и падает.) Дон Жуан. Вот твоё рассуждение и разбило себе же нос" (пер. А.Фёдорова). Диапазон контрастов в характере самого Дон Жуана ещё шире. Почитаемый обманщиком, он необычайно прямодушен, что и доказывает сразу же, когда своей последней жене (он женится на каждой покорившей его сердце женщине) донне Эльвире признаётся, что покинул её, ибо более не любит.

Он верен любви, полагая, что вся её прелесть — в переменах. Чувство чести не позволит Дон Жуану безучастно наблюдать, как в лесу трое разбойников нападают на одного дворянина.Дворянин окажется Дон Карлосом — братом Эльвиры, разыскивающим именно его, Дон Жуана, чтобы наказать за оскорбление, нанесённое семье. Вызов принят, но поединок не произойдёт, ибо, когда Дон Карлос явится, чтобы получить удовлетворение, он встретит совершенно иного человека.

Дон Жуан стал лицемером и по всем своим счетам предлагает взыскивать с неба. Это перевоплощение, от которого видавший виды Сганарель исполнился не ужаса, а отвращения, — маска.Модный и такой удобный, по словам Дон Жуана, порок: " Роль человека добрых правил — лучшая из ролей, какие только можно сыграть.

В наше время лицемерие имеет громадные преимущества". Это превращение делает двусмысленным финал.Кого увлекает в преисподнюю Статуя Командора (некогда убитого на поединке Дон Жуаном) — вольнодумца или лицемера? Кто был наказан? Ведь пятый акт изменил тему пьесы, превратив её в дополнение к “Тартюфу”: как будто представлен механизм того, как и почему овладевают мастерством лицемерия в качестве благопристойного прикрытия любовного порока.

Литература 1. Мольер. Пьесы; Критика и комментарии; Темы и развёрнутые сочинения; Материалы для подготовки к уроку / Сост. и коммент. Н.Я. Мировой. М 1997. 2. Э. Святоша // Ауэрбах Э. Мимесис. М 1999. 3. Бордонов Ж. Мольер. М 1983. 4. Булгаков М. Жизнь господина де Мольера (многократно издавалась). 5. Бояджиев Г.Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М 1967.

– Конец работы –

Используемые теги: образ, Дон, Жуана, пьесе, Жан-Батиста, Мольера, Дон, Жуан0.113

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образ Дон Жуана в пьесе Жан-Батиста Мольера "Дон Жуан"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Образ Дон Жуана у Мольера
Прототипом Дон Жуана считается полулегендарный севильский дворянин дон Хуан де Тенорио, живший в XIV веке. Приближенный короля Педро Жестокого… На поединке он убил командора дона Гонзаго, защищавшего честь дочери, но в… Библиографический указатель 1997 года зафиксировал свыше тысячи художественных произведений о Дон Жуане на шести…

…И сотворила Любовь человека по образу Своему, по образу Любви сотворила его; мужчину и женщину сотворила их.
На сайте allrefs.net читайте: …И сотворила Любовь человека по образу Своему, по образу Любви сотворила его; мужчину и женщину сотворила их....

Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского "Гроза"
Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле» среди, материнской любви и… Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным.… Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала.Но…

Образы женщин-казачек в романе М. Шолохова "Тихий Дон"
В молодости она былакрасивой и статной, но раньше времени состарилась от тяжелой работы и из-закрутого нрава своего мужа, Пантелея Прокофьевича, в… Она не одобряет связи Григория с Аксиньей До каких пормне такую страму на… Всю жизнь она, нещадя своего здоровья, работа ла, наживая по крупицам добро.

Образ Софьи - первый в русской литературе образ думающей и чувствующей женщины
Романы не могли не повлиять на ее представление о том, каким должен быть любимый и любящий человек.Софья очень чувствительна, и даже бедность… Чацкий недоумевает: « Какою ворожбой сумел к ней в сердце влезть?» И правда,… И вот, в утешение себе, она и придумала своего Молчалина.Несмотря на природную живость, остроумие, своенравие, в ней…

Дно жизни - трагический образ пьесы А. М. Горького "На дне"
Только он ещеболее страшно и реалистично показаны Горьким.В пьесеГорького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверченных. Такой… Каждый из них наделенсвоими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ,… Горький не даетподробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые онвоспроизводит, прекрасно…

Женские образы в романе Шолохова "Тихий Дон"
Образ женщины реальной и созданной воображением творца можно обнаружить во всех жанрах и видах художественного творчества от фольклора до самых… О соотношении злых и добрых начал в женщине говорят и пишут, как уже было… В целом для русской культуры характерна идея, выраженная Ф.М. Достоевским, о сочетании в женщине идеала мадоннского и…

Образ Катерины в пьесе Островского Гроза
Актуальность.В школьной программе изучается творчество А.Н. Островского, но, к сожалению, недостаточно полно. Цель. Рассмотреть образ Катерины более подробно.Объектом исследования является… И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной купеческой жизни.В…

Образ вишневого сада в сознании героев пьесы Л. П. Чехова «Вишневый сад»
Они не могут последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду, несмотря на то что это принесло бы им солидный доход: «Дачи и дачники — это так… Глядя в окно на ( сад, Раневская восклицает «О мое детство, чистота моя! В… Лопахин умеет ценить красоту: его восхищает сад, «прекраснее которого нет ничего на свете». Но он — человек…

Образ Дон-Жуана в творчестве Тирсо де Молины и Жана-Батиста Поклена де Мольера
Об этом свидетельствует, например, актупальность образа и сегодня… Так В.В. Битнеров выделял 7 типов вечных образов: Фауст, Сатана, Дон Жуан, Каин,… И вот, как отклик на это явление, рождается философско-религиозная драма… Чаще всего барокко говорит о непрерывном изменении и обновлении, о бурной динамике, о сильных чувствах и страстных…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Русская иконопись: художественное значение, сюжеты, образ Спаса, образ Богородицы Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была… Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет… Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь…
  • Образ женщины XIX века в пьесах А. Н. Островского Во все времена женщине уделялась различная роль в обществе и в семье. Женщина была и мебелью в доме, и прислугой в своей собственной семье, и… И лично мне, как девушке, близка и интересна эта тема. Наши писатели XIX века часто раскрывали неравноправное…
  • Образ скучающего героя в русской литературе XIX века Мне захотелось больше узнать об этом литературном типе, о предпосылках его появления, о том, каких героев литературы можно назвать «скучающими».… Основная часть «Скучающий герой» как литературный тип. Предпосылки его… Нередко литературному типу дается своё название, например «тургеневская девушка», «маленький человек», «униженные и…
  • Япония. этикет, культура, образ жизни и т.д. Этикет японского общества очень сложен. Его корни скрыты в сложившемся в далекие века иерархически упорядоченном обществе. Он формировался под… В Японии люди здороваются поклонами.В качестве приветствия применяются три… Неудивительно, что на фоне учтивости японцев выглядит как экзотика. Умение правильно кланяться – свидетельство…
  • Античные мотивы и образы в ирландской саге "Плавание Майль-Дуйна" Собственно, отголоски этой культуры стали проникать в Ирландию лишь после того, как там утвердилось христианство. Каким образом происходило это… Мы можем лишь предполагать, что у него, скорее всего, была собственная школа и… Вплоть до окончательного политического подчинения англичанам (в XVI в.) в Ирландии сохранились существенные черты…