рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Остаться человеком в пламени войны (по произведениям Василя Владимировича Быкова)

Остаться человеком в пламени войны (по произведениям Василя Владимировича Быкова) - раздел Литература, Введение «Истина Заключается В Том, Что, Не Смотря На Тяжелейшие Испытания, ...

Введение «Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили» Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема.

Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.Своеобразно разрабатывает тему войны белорусский писатель В.Быков, его произведения отличает нравственно-психологическая проблематика.

Бескомпромиссность нравственных требований. Основой его сюжетов является ситуация нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности. Вот что пишет об этом Василь Быков: «Чаще всего я говорю не о героях и не о возможном с их стороны героизме. Мне кажется, я смотрю шаре. Я говорю просто о человеке.О возможностях для него и в самой страшной ситуации – сохранить своё достоинство.

Если есть шанс – выстрелить. Если нет – выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно. Война загоняет человека в угол. Пытается лишить его чести, оклеветать, вывернуть и перемолоть его душу. А он стоит. А он всё выносит. Речь идёт не только о силе оружия. Мои герои чаще всего безоружны. Вооружены они лишь душой.Это крайние случаи войны… но это и своего рода чистые случаи, когда и без ярких, нарядных эпитетов видно, как и почему побеждает человеческое, духовное. Я за то чтобы человек, в особенности молодой, был подготовлен к незнакомому, необычному.

Необычное в нашем сознании стало вторым именем выдающегося. А ведь это не так. Необычное чаще всего – заурядное. Но - на пределах возможного. Такова судьба Ивановского, того же Сотникова, да и старосты и Демчихи из повести «Сотников»… что особенного совершили они? Да ни чего. Это по одной мерке, если мерить стратегическими масштабами.И – многое, если мерить иначе: они сумели остаться людьми, а это всевременная мера; не как должно быть или могло быть. А как всегда есть и будет». Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человечес¬ких жизней.

Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью.И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событи¬ям войны, тех страшных лет, не принимая во внимание воз¬зрений на эту тему писателя В. Быкова.

Роль человека в произведениях о Великой Отечественной войне Великой школой мужества и героизма навсегда останется в памяти людей Великая Отечественная война, получившая многогранное отражение в литературе 50 – 70-х годов. Концепция человека, как она утверждается советской литературой, с наибольшей убедительностью раскрывается в произведениях о Великой Отечественной война.Военные ситуации, исполненные особого драматизма, с их “предельной” заострённостью нравственного выбора, где человек обнаруживает себя “до дна” в добре и зле, мужестве и страхе, духовном взлёте и нравственном падении, позволяют писателям открывать в своём герое главное, выявлять идейно-нравственные основы его личности. Образ советского человека рисуется писателями как бы в двух аспектах тесно взаимосвязанных: герой в противостоянии миру фашизма и герой в борьбе за подлинно - нравственные ценности в себе в разных ситуациях – фронтовых, госпитальных, тыловых.

Второй аспект изображение потребовал от писателей заострения нравственно - гуманистической проблематики произведений.

Советские писатели утверждают, что ценность человека на войне меряется не только выполнением боевых заданий. Есть ещё одна мера – его “нравственные установления”, составляющие основу характера, двигательные стимулы. Тема войны неиссякаема.Появляются всё новые и новые произведения, которые вновь и вновь заставляют вернутся к огненным событиям теперь уже более пятидесяти летней давности и увидеть в современном человеке то, что мы ещё недостаточно осознали и оценили.

Великая Отечественная война потребовала от нашего народа, от каждого советского человека напряжения всех его душевных и физических сил. Вновь и вновь исследуют писатели историки нашей победы над фашизмом, сущность советского характера, человека – патриота, интернационалиста, гуманиста. Жизненный и творческий путь писателя Василь Владимирович Быков родился в 1924 году на Витебщине в деревне Череновщина, в крестьянской семье.Детство было скупое на радости и трудное, как и всё то время. После окончания семилетки Быков поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, но не закончил его и снова вернулся в деревню.

Окончив среднюю школу в Кубличах, Быков перед самой войной поехал на Украину. Он собирался поступить в «Индустриальный» институт в городе Шостка Сумской области. Началась война, и В. Быков добровольцем отправился в инженерный батальон, на строительство оборонных укреплений.Затем было участие в тяжёлых боях на Юго-Заподном фронте и пехотное училище в Саратове, после которого Быков получил звание младшего лейтенанта, и снова бои на Украине в Румынии, Венгрии, Австрии - до самой победы.

Был дважды ранен, а в 1944 году его родители получили «похоронку» на своего сына, однако Василь Быков вернулся с войны живым. Дело в том, что Быкову удалось с пулевым ранением выползти из полуразрушенного здания, которое в тот же миг разнёс артелерийскй снаряд.И в военной суматохе его записали в список погибших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, нельзя не отметить тот факт, что его имя было высечено на одной из братских могил тех лет. После демобилизации в 1955 году долгое время сотрудничал в газетах. Уже первые произведения В. Быкова – Рассказы «Смерть человека», «Обозник» (1955), повести «Журавлиный крик» (1959) и «Измена» (1961) – посвящены грозным событиям войны.

В 1962 году выходит на русском языке повесть В. Быкова «Третья ракета». ставшая заметным явлением в литературе о Великой Отечественной войне.

Эта повесть была отмечена республиканской премией имени Якуба Колеса.В последующих своих произведениях – повестях «Фронтовая страница» (1963), «Альпийская баллада» (1964), «Западня» (1964), романе «Мёртвым не больно» (1965) – писатель продолжает изображать героические события военных лет. На протяжении 60-70 годов Василь Быков создаёт целый ряд произведений, в которых показывает мужество и героизм советских людей в борьбе с фашистской Германией.

Это повести «Дожить до рассвета», «Волчья стая», «Сотников», «Обелиск», «Круглянский мост», «Атака с хода «, «Его батальон». Эти повести принесли ему признание не только в нашей стране, но и за рубежом В 80-90 годы обозначился новый этап в творчестве писателя.Он обращается в своих произведениях и к эпохе 30 годов («Знак беды»), и к современной жизни («Карьер»). Его произведения становятся более трагичными, приобретают новый философский подтекст В 1983 году Василь Быков публикует повесть «Знак беды», за которую он был удостоен в 1986 году Ленинской премии.

Повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» отмечены государственной премией СССР. По его книгам было снято множество фильмов: «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Третья ракета», «Волчья стая», «Знак беды» Михаила Пташука.В январе 2002 года был удостоен престижной российской премии «Триумф». Обелиск "Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера.

Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику." Это строки из повести Василя Быкова, которая называется "Обелиск". Книги о героях минувшей войны создаются, и обелиски им возводятся.Все дальше идет поиск тех, кто погиб смертью храбрых, и все больше имен открывает он. Память об отдавших жизнь за счастье сегодняшних поколений стучит в сердцах тех, кто воевал и вернулся с победой, и тех, кто не воевал, но постоянно и прочными эмоциональными связями слит с памятью о павших.

Поэтому в поиске, который ведется по разным направлениям, в том числе и литературной, есть своя тропа и у писателя Василия Быкова Она-то и привела его к обелиску, на котором значились пять имен подростков, погибших во время войны, а через годы и годы появилось еще одно имя - их учителя Алеся Ивановича Мороза.

Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, но не оставившего детей несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру? Повесть В.Быкова звучит как реквием о них, становится литературным обелиском, им посвященным. Но этим обращением к прошлому не исчерпывается содержание произведения.В нем читатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя бойцом.

Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших. Повесть пронизана характерной для творчества Быкова атмосферой раздумья, она раскрывает сердце читателя для восприятия нравственного смысла подвига.Автор строг к себе и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него - основная мера гражданственной ценности и современного человека.

Возможно, кто-нибудь из скептически настроенных читателей повести спросит: а собственно, был ли подвиг? Ведь учитель Мороз за войну не убил ни одного фашиста. Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Несправедливость подобного сомнения очевидна. Ведь учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали его пятерых учеников и потребовали прихода его, Мороза. В этом и есть подвиг.Правда, в самой повести автор не дает однозначного ответа на этот вопрос.

Он просто вводит две полемические позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как и Мороз, учительствовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича.

У таких, как Ксендзов, есть достаточно рассудочных доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу.Но комиссар Ткачук знает больше: он проник в нравственную сторону поступка Мороза. "Не будем учить мы - будут оболванивать они" - вот принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из партизанского отряда, чтобы выслушать объяснения Мороза.

Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации. Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель ложь, фарисейство. Но не сомневался он и в том, что если не явится, враги-изуверы используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей. И он пошел на верную смерть.Знал, что казнят всех - и его и ребят.

И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал Морозовскую "закваску" своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: "Я так и знал. Миклашевич умел учить.Еще та закваска, сразу видать". В повести, таким образом, намечены пути трех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки.

Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признаваемый Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, непохожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка.Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора.

Поступить именно так или не поступать? Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы скорее всего устраниться; есть еще любители порицать и поучать, не способные на самопожертвование, не готовые творить добро ради других. Спор, который ведется в повести "Обелиск", помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты.Нравственный выбор героев в повести В.Быкова "Сотников" "Война есть противное человеческому естеству состояние" писал Л.Н. Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением.

В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Сюжет повести «Сотников» психологически закручен так, что критики сби¬лись с толку в оценке поведения героев Быкова.А событий в повести почти никаких нет. Критикам было от чего расте¬ряться: главный герой — предатель На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персона¬жа. Он не дает читателю возможности однозначно взглянуть на того или иного своего героя.

Сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание — добыть что- нибудь для про¬питания отряда.До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от, в общем-то, пустякового задания, но он чувствует себя не¬достаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывает¬ся идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается «грязной работы». Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников.

Но если Рыбак, который всю свою жизнь «ухит¬рялся найти какой-нибудь выход», внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до пос¬леднего дыхания остается верным долгу человека и гражда¬нина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы без¬заботно относиться к ее концу». Но характеры проявляются медленно.

Рыбак, по сути, па¬рень жизнелюбивый и не лишен положительных человечес¬ких качеств.Он, например, делится с товарищем остатками пареной репы, отдает Сотникову полотенце, чтобы тот замо¬тал им горло.

Он предлагает больному Сотникову вернуться в отряд, и, наконец, когда во время столкновения с полицая¬ми ему почти удается убежать, он все-таки возвращается назад, сообразив, что Сотников своей стрельбой прикрывает его отход. Ситуация меняется после их ареста. Рыбак до последней минуты не верит, что из этой западни невозможно вырваться.Он решает потянуть время, сообщая на допросе только то, что немцам уже известно про партизанский отряд.

Но Рыбак слишком прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, он проговаривается, попав в искусно рас¬ставленную ловушку. С этого момента начинается его нрав¬ственное падение. Он понял окончательно, что остаться в живых он сможет, только предав товарищей по оружию. Для Рыбака процесс перехода в другое психологическое состоя¬ние проходит быстро и без мучений, так как он уже был внутренне к этому расположен.Рыбак, как всякий преда¬тель, начинает жить по особым психологическим законам, исключающим все доброе и светлое, что было до этого мо¬мента в человеческой душе. В конце повести он становится палачом своего бывшего товарища. Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыход¬ность ситуации, но в последние минуты жизни он неожи¬данно утратил свою уверенность в праве требовать от дру¬гих того же, что и от себя. Рыбак стал для него не своло¬чью, а просто старшиной, который как гражданин и чело¬век не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в гла¬зах присутствующих при казне людей.

Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака.

Рыбак извинился: «Прости, брат». Сотников бросил ему в лицо лишь фразу: «Иди ты к черту!» В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем преда¬тельстве.Писатель оставил своему герою возможность по¬каяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек.

Писатель, по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить. Папа Римский вручил В. Быкову за по¬весть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, что в этом произведении усматрива¬ется нравственно общечеловеческое начало. Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова.В этой повести подчеркнута, заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения.

В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести - Сотников и Рыбак - в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру.Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом.

Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость. В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца.Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни.

Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: "Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии". Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать, и кое-что выболтал следователю. Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Сотников примирился со смертью.Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно.

Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: " Я - партизан, остальные тут ни при чем". Следователь приказал привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит. Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить.Но как выжить? Начальник полиции полагал, что "подобрал еще одного предателя". Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца.

Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам.Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины. Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма.

Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики - одна из самых сильных сторон повести "Сотников". Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть "Сотников" специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое, нравственное начало усматривается в этом произведении.Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. "Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит". Это не так - страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. «Дожить до рассвета» Что касается, например, «дожить до рассвета»и образа главного героя этой повести, лейтенанта Ивановского, то меня здесь прежде всего интересовала мера человеческой ответственности.

Как известно, на войне выполняются приказы старших начальников.

И ответственность за удачу или не удачу той или иной операции делится пополам между её исполнителем и руководителем. А здесь случай, когда инициатором операции выступает сам исполнитель – младший офицер, но всё дело в том, что эта его инициатива заканчивается полным фиаско.Конечно Ивановский тут ни при чём, можно оправдать его, ведь он честно исполнял свой долг. Но сам Ивановский оправдать себя не может: ведь операция потребовала невероятных усилий, за неё заплачено жизнью людей, его подчинённых. В гибели Ивановского не виноват ни кто: он сам выбирал для себя такой удел, потому что обладал высокой человеческой нравственностью, не позволявшей ему схитрить ни в большом, ни в малом.

Повесть об Ивановском позволяет лучше понять представления писателя о героизме и героическом человеке, природу необходимого героического акта. Героический выбор, по В. Быкову, не исключителен; он бывает необходим и естествен, если человек ценит нечто большее, чем он сам, если личный его интерес шире его самого и его отдельного блага, если есть на свете что-то, что он хочет сохранить любой ценой.

Это может называться по разному: детьми, домом, справедливостью, добром, любовью, человечностью, но оно – живая часть этого человеческого существования и не может быть отдана насилию.Ситуация нарисованная В. Быковым в повести «Дожить до рассвета», во многом парадоксальна.

Обычно в «военной литературе» оценка героев тесно связана с результатом их действий… Что касается лейтенанта Ивановского, то здесь между внешними и внутренними итогами действия вроде бы пролегает разрыв. Кажется, что лейтенант погибает бесполезно. Его поход неудачен, задача не выполнена, часть группы потеряна, жизнь остальных висит на волоске.Наконец, и сам лейтенант остаток угасающих сил тратит на то, чтобы подорвать вместе с собой захудалого обозника.

С практической точки зрения сделанное Ивановским кажется ничтожно малым, несмотря на то, что он предельно честно, до последней капли использовал собственные возможности. Но как раз в этом пункте рождается проблема, ради которой писатель взялся за перо. Кто знает, говорит он, не зависит ли общая судьба войны и от того, «как умрёт на этой дороге двадцатидвухлетний командир взвода, лейтенант Ивановский». Начиная с того момента, когда Ивановский и Пивоваров расстаются с другими бойцами, повернувшими обратно к линии фронта, повествование становится всё более и более подробным.

Для автора важны прежде всего мотивы, которыми руководствуется герой, внутренние источники его самозабвенного, иступлённого сопротивления обстоятельствам – на этом он сосредоточен, это исследует самым тщательным образом. Показывая.Каких невыносимых физических страданий стоит Ивановскому каждый его шаг, каждый метр преодоленного им пространства и как он с этим справляется, благодаря чему, во имя чего? Лейтенант мог вернуться, не выполнив задания, мог, будучи раненным, сдаться врагу, мог, наконец, подорвать себя, не дожидаясь, пока ранение и мороз отнимут у него в страшных муках остатки жизни.

Но перед лицом смерти он уже не думал о своём несчастье, о своём спасении, о свое судьбе – он терзался тем, что так и не успел ни чего совершить, «Гневное отчаяние оформилось в цель – последнюю цель в его жизни». Гневное отчаяние – это парадоксальное на первый взгляд сочетание глубоко правомерно: отчаяние от невозвратимо уходящей жизни, оттого, что он умрёт здесь, безвестный, недолюбивший, не выполнивший боевую задачу, но отчаяние не жалостливо-расслабленное, а гневное, побуждающее к мести, решительному действию.

Именно гнев заставляет его дожить до рассвета, до того времени, как на дороге начнётся движение и тогда сделать «последний взнос для Родины, во имя своего солдатского и гражданского долга». Заключение Повести В. Быкова, в которых герои изображаются чаще всего в сложных ситуациях, требующих от них немедленного решения, рассказывают о том, как и почему человек становится Человеком, о силе его любви и ненависти, о человеческом бессмертии.

Меня поражает в произведениях Быкова дотошное знание и точное описание реалий войны, правды жизни. Но ведь самая изначальная правда о войне не в том, как свистят пули, как люди корчатся от страданий и умирают. Правда в том, что они, люди на войне, думают, чувствуют, воюя, страдая, умирая, убивая врага.Знать это – значит знать всю правду о человеке Быковская правда – о том, что его положительный герой никогда не одинок, даже в своём последнем поступке, после которого наступает физическая смерть.

Герои Быкова всегда чувствуют свою сопричастность ко всему живому на земле. Живое – вечно. Всё, что возникло с целью убить, поработить, обязательно потерпит крах. Герои Быкова чувствуют это сердцем, каким-то особым чутьём, которым их наделяет автор.Быков умеет показать, как рождается в человеке то самое сильное самое сильное самое интимное, самое непобедимое чувство, которое называется идея. Человек, одержимый идеей, знает себе цену – в этом его человеческая сущность.

Василь Быков, писатель сильного, яркого и мужественного таланта, давно уже признан и любим читателями, и без его имени невозможно представить современную литературу. Он накрепко утвердил жанр «военной повести», чрезвычайно ёмкой, насыщенной предельными ситуациями, сжатой во времени, как стальная пружина.Верностью прошлому, годам великих и горьких испытаний нашего народа, верностью самому себе Быков не разу не погрешил перед своей совестью, перед павшими на полях сражений, ибо никогда не говорил «правдивой лжи» о войне, то есть той лжи, которая рядится в костюме правды, и никогда не был не искренен.

Война счастливыми стечениями обстоятельств сохранила его, прекрасного писателя, для того чтобы сказать истину о войне и трагических сороковых годах и чтобы сказать о том, что человек заживо умирает, когда становится рабом своей слабости, и поднимается до небесных высот, когда сознаёт, что чужая боль - это его боль, что близкий его - это он сам, независимо от счастливого или смертельного поворота в судьбе.

Мне нравится, как пишет о войне Василь Быков. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных историчес¬ких событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне.На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны. В отличие от таких наших писателей, как Стаднюк, Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые ставят во главу угла своих произведений масштабные сражения и герои которых почти все из ко¬мандного состава армии, Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как го¬ворят, значения с участием простых солдат.

Шаг за шагом анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных си¬туациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев.

Литература. 1. А. Бочаров. “Человек и война”. 2. Б. А. Леонов. “Эпос героизма”. 3. О. Михайлов. “Верность. Родина и литература”. 4. А. Овчаренко. “Новые герои – новые пути”.

– Конец работы –

Используемые теги: Остаться, человеком, пламени, войны, произведениям, Василя, Владимировича, Быкова0.104

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Остаться человеком в пламени войны (по произведениям Василя Владимировича Быкова)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

«Человек на войне». По произведениям В.Быкова «Сотников» и Б.Васильева «В списках не значился»
Война Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и… Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны… Задача современных литераторов, пишущих о войне огромна.Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки…

«Человек на войне». По произведениям В.Быкова «Сотников» и Б.Васильева «В списках не значился»
Война Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и… Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны… Задача современных литераторов, пишущих о войне огромна.Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки…

Человек в огне Гражданской войны (по произведениям русской литературы XX века)
Однако мне более интересна точка зрения писателя — сторонника революции. Действительно, интересный феномен: человек, воспитанный в традициях русской… Они абсолютно разные люди: Морозка шахтер во втором поколении, а Мечик… Жизнь казалась Морозке простой, немудрящей. Когда Мечик стал равноправным членом отряда, он сразу же разочаровался.…

Человек – высшая ценность Все во имя человека: ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
Человек мера всех вещей Все для блага человека... Р В Насыров... Человек высшая ценность Все во имя человека...

Человек на войне (по произведению В. Быкова "Сотников")
Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве.Огромную роль в сохранении… Героизм массовый проявляется в экстремальных условиях, в бою. Василий Быков… Основой его сюжетов является ситуация нравственного выбора. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат, писатель…

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы... Нравственные качества настоящего... Судьба человека...

Война за испанское наследство. Война за австрийское наследство. Семилетняя война
Средние века - 3 основные направления деятельности Рима 1. За обладание всей политической светской властью в Европе.Монарх - наместник Рима, каждый… Крепнут города, которые поддерживают сильную государственную власть. Церковь в… Жёсткое соперничество за благосклонность папы. Нарастание национально-государственных тенденций. Споры были…

Человек на войне
Надо сказать, что в истории нашей страны было множество войн. Но, пожалуй, самой страшной по количеству убитых людей, жестокой и беспощадной, была… Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М.… О, книга! Друг заветный! Ты в вещмешке бойца Прошла весь путь победный До самого конца. Твоя большая правда Вела нас…

Политическая обстановка накануне войны. Подготовка Германии и СССР к войне
Четыре долгих года европейскую землю вздымали снаряды, разрезали линии траншей, обильно поливали кровью. В водах мирового океана тонули военные и гражданские корабли, плавали рогатые… Впервые были применены отравляющие вещества: их жертвами стали тысячи солдат. Пулеметы прочно обосновались среди…

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Проблема человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть…
  • Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…
  • Как Ф. М. Достоевский открывает человека в человеке Даже такой малозначительный человек, как Лужин, вооружившийся теорией «разумного эгоизма», неожиданно для себя приходит к преступлению — к подлогу.… Пронизывающей, болезненной грустью наполнена сцена в кабаке, когда рядом с… Здесь Раскольниковым вдруг овладевает азарт отчаянного игрока: он начинает опсную «игру с огнем» («А что если я…
  • Проблематика и герои Повести Василя Быкова «Знак беды» Многогранно одаренный деревенский мальчик из-под Полоцка, одного из древнейших центров славянской культуры, не сразу обрел свое призвание. Прекрасно… Но в 1940 году отменяют стипендии, и, бросив учебу Быков, ищет заработка -… Был дважды ранен, имел заслуженные награды. Буквально чудом спасся на Кировоградчине, где до самого последнего времени…
  • Великая Отечественная война в рамках 2-й мировой войны В 30е годы трудно было оценить масштаб надвигающейся угрозы мировому порядку. Для обеспечения своей безопасности СССР проводил политику по… Переговоры велись с Англией, Францией, но капиталистические страны, не желая… Для поддержания внутренней идеологи коммунистический режим СССР развивал внутри страны пропаганду внешнего…