рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема личной ответственности человека за свою судьбу (По рассказам А.П. Чехова)

Проблема личной ответственности человека за свою судьбу (По рассказам А.П. Чехова) - раздел Литература, Проблема Личной Ответственности Человека За Свою Судьбу. (По Рассказам А.п. Ч...

Проблема личной ответственности человека за свою судьбу. (По рассказам А.П. Чехова.) План. I. Высокое звание человека, гражданина, художника. II. Проблема личной ответственности человека за свою судьбу в рассказах Чехова. 1. Осуждение обывательщины в рассказе « Крыжовник ». 2. Печальная история Старцева в рассказе « Ионыч». 3. Разоблачение беликовщины. 4. Пробуждение высших стремлений у героев рассказа « Дама с собачкой». III. Пока «молоды, бодры, сильны» … « делайте добро» ! Воспитывай себя, предъявляй к себе почти непосильные моральные требования и строго следи за тем, чтобы они были выполнены.

А.П. Чехов Творчество Антона Павловича Чехова продолжает великий труд предшественников и в то же время несёт в себе черты нового художественного открытия мира русской жизни на грани двух веков.Время Чехова требовало большого мужества, чтобы выстоять в единоборстве с мещанством и пошлостью, которые, «как ржа» , разъедали русскую интеллигенцию тех лет. Нужно было обладать зорким взглядом и чутким сердцем, чтобы по достоинству оценить пустопорожнюю болтовню либералов, реакционных народников и , оставаясь сыном своего времени, сохранить высокое звание человека, гражданина, художника.

Чехову это удалось в полной мере. Его не захлестнула война обывательщины – он стал её непримиримым врагом.Обладая необыкновенным умением поднимать в крошечном рассказе большие вопросы современности, писатель сумел заострить внимание читателя на проблеме личной ответственности человека за свою судьбу, потому что рано осознал парадокс: краткость жизни и бесконечность человека, не умеющего всерьёз распорядиться ею. Не потерять время, не проворонить жизнь, не очнуться, когда уж поздно будет, для этого нужно жить зорко, работать, сколько можешь, даже в последние черты.

Только тогда жизнь приобретает смысл, если она прожита не зря. Проблема личной ответственности человека за свою судьбу ставится остро и обобщённо в рассказе А.П. Чехова « Крыжовник ». Центральная фигура произведения – чиновник Чимша – Гималайский.

Он всю жизнь жил одной мечтой – купить усадьбу, где мог бы развести свой крыжовник. Мечта эта осуществилась. Но во что превращается Чимша – Гималайский? Обладание собственностью перерождает этого маленького чиновника, сына солдата.Он, теперь уже землевладелец, помещик, начинает барственно рассуждать о необходимости телесных наказаний для крестьян, целиком уходит в мир хозяйственных забот об усадьбе и постепенно превращается в тупого, самодовольного обывателя, бездумного эгоиста, скупца, тирана, равнодушного ко всем духовным и общественным интересам.

По моему мнению, это равнодушие сытых к голодным, мрачными красками изображённое в произведении, обрекает людей на замкнутость, эгоизм.Человеку нужно не это, нет! «Человеку нужно не три аршина земли : не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности свободного духа.» Задача и обязанность человека – не уход в мир своего «я», а борьба с общественным злом, движение вперёд. Рассказ полон страсти, гнева и боли о людях, погрязших в тесноте, в бедности и в невежестве; полон гнева против условий, которые обрекают людей на скотоподобную жизнь и вымирание.

Ярким примером нежелания и неумения бороться за свою судьбу является Дмитрий Старцев – главный герой новеллы «Ионыч». Автор показывает, как мертвенные силы обывательщины и пошлости засасывают в своё болото даже культурного, образованного, целеустремлённого человека, если он им не сопротивляется.

Чехов поведал нам печальную историю Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в угрюмого, нелюдимого и чёрствого эгоиста. В который раз понять, как это произошло. Вначале перед нами живой, энергичный, деловой молодой земский врач. Он много работает в больнице около города С. и полон бодрого желания трудиться для общества.Старцев пытается противостоять соблазнам городской жизни, очень ценит свою работу, мечтает о бескорыстной врачебной практике, хочет войти в жизнь горожан, найти отклик на мысли и чувства, которыми живёт. Но скоро «опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становиться в тупик или заводит такую философию, что остаётся только рукой махнуть и отойти». Был в жизни Старцева момент, когда он почувствовал очарование жизни, власть поэтической мечты.

Дмитрий влюбился в дочь Туркиных.

Но любовь не стала ему опорой в судьбе. Котик, не ответив на его чувство, уехала в столицу, и Старцев снова остался без поддержки в кругу серых провинциалов.Не потому ли с Екатериной Ивановной через четыре года встречается уже другой человек? Даже огонёк любви, снова вспыхнувший в его душе, сразу погас, «что-то уже мешало чувствовать ему, как прежде»… Старцев безнадёжно опускается, его интересуют только деньги, карты да сытый ужин. Отсутствие смысла жизни, высоких, облагораживающих порывов и стремлений превращает его в обывателя, в грубого, жадного эгоиста, без стеснения признающегося: «Старимся, полнеем, опускаемся.

День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей…» Так и хочется спросить у Старцева, какие были у него радости, кого он утешил, кому добрый совет подал, кого защитил.

Мне думается, он сумел бы ответить только на первый вопрос, ибо радость у него теперь была одна: «… по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек – жёлтых и зелёных, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью было понапихано во все карманы » Осуждающе звучит приговор Чехова земскому доктору-обывателю: «…жадность одолела … В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем.» Причина этого перерождения в Ионыча, на мой взгляд, заключается в том, что Старцев, презирая «общество картёжников, алкоголиков, хрипунов», ничего не делает для того, чтобы возвыситься над ним. Безответственность за свою судьбу превратила его из человека в «Языческого бога», в «мёртвую душу». Окаменела душа и учителя Беликова, главного героя рассказа «Человек в футляре», который живёт по инструкциям.

Он раб своего «футляра» - своей тёмной, похожей на гроб спальни, своих тёмных очков, калош, шарфа, фуфайки, своего страха перед всем новым, будь то смелая мысль педагога, драматический кружок или проказы гимназиста, раб всех ограничений, предрассудков, которыми ион себя окружил.

С помощью точных деталей Чехов убеждает нас, что Беликов нежизнеспособен, потому что «футляр» - удел трупа, а не человека.Он не менее отвратителен , чем унтер Пришибеев, с его чисто беликовским автоматизмом мышления. Читая о тусклой жизни трусливого интеллигента-обывателя, приходишь к выводу, что жить по принципу «как бы чего не вышло!» нельзя, потому что Беликовы мешают тем, кто пытается сделать жизнь осмысленной, бодрой, красивой, полезной для окружающих.

Таких людей с симпатией показывает Чехов в образах брата и сестры Коваленко, сыгравших роковую роль в судьбе Беликова. Они живут совершенно по-другому, в них заложены черты характера и поведения, которые противоречат беликовским духовное и физическое здоровье, широта и непосредственность натуры, самостоятельность суждений.Эти жизнерадостные люди, умеющие не только хорошо трудиться, но и интересно отдыхать, чистые и искренние, с «большим удовольствием» хоронят Беликова.

Такой многозначительной развязкой разоблачает Чехов беликовщину как духовное рабство и провозглашает право ответственного за свою свободу человека на внутреннюю раскованность: «Ах, свобода, свобода! Даже намёк, даже слабая надежда на её возможность даёт душе крылья…» Подобная окрылённость возвышает моих любимых героев из рассказа «Дама с собачкой». Анна Сергеевна и Гуров волей случая поставлены в неразрешимую ситуацию.

Полюбив друг друга, они борются за свою любовь, несмотря ни на что. Автор показывает нам воскресение человека, осознание им ненормальности общепринятого порядка, пробуждение высших стремлений, чуждых фальшивой жизни обывателей.Постепенно растёт неудовлетворённость Гурова, недовольство собой, отчуждённость от окружающих. «Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры всё об одном». Не правда ли, жизнь обывателей в Москве похожа на жизнь в городе С И если старцы, поворчав, принимают её, то Гуровы, понимая, что им достаётся какая-то «куцая, бескрылая жизнь», стремятся убежать от неё или изменить.

Таким образом, говоря о личной ответственности за свою судьбу, Чехов показывает в одних рассказах процесс восхождения, духовного выпрямления нероев, а в других – их опошление, моральное падение.Я думаю, что секрет нашего интереса к Чехову в том, что он умел о важных проблемах сказать точно, кратко, не поучая. Писатель верит в силу разума своего читателя, который становится чище, благороднее.

Осмысливая чеховские произведения, осознаёшь, что ты хозяин своей судьбы, способный воспитать себя человеком, в котором «должно быть всё прекрасно…» В наше трудное время по-особому понимаешь личную ответственность за себя и страну, в которой не должно быть ионычей, беликовых, пришибеевых… Для этого мы, пока «молоды, бодры, сильны», будем следовать совету Чехова: «Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом.

Делайте добро!».

– Конец работы –

Используемые теги: Проблема, личной, ответственности, человека, свою, судьбу, рассказам, Чехова0.11

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема личной ответственности человека за свою судьбу (По рассказам А.П. Чехова)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы... Нравственные качества настоящего... Судьба человека...

Человек – высшая ценность Все во имя человека: ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
Человек мера всех вещей Все для блага человека... Р В Насыров... Человек высшая ценность Все во имя человека...

Герои А. П. Чехова — какие они? (по рассказам Л. П. Чехова)
Все чихают» и т. п.). Забавны имена персонажей (Червяков, Бризжалов). Смешна настойчивость, с которой Червяков пристает с извинениями к генералу. Он… Написать о том, как беден этот чиновник, как небогата радостями его жизнь, с… Смешон своей нелепой настойчивостью, а жалок тем, что сознательно подвергает себя унижению, полностью теряет…

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Проблема человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть…

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки. Классификация глобальных проблем
Философское осмысление глобальных проблем — это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации,… Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению… В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем: 1. все проблемы могут стать…

Стахование профессиональной ответственности медицинских работников в России: сущность и проблемы развития
В медицинской профессиональной де­ятельности существует ряд специальностей, для которых характерен повышенный риск неблагоприятного исхода лечения:… Одна из основных причин - особенности российского законодательства. В Государственной Думе уже несколько лет лежит проект закона «Об обязательном страховании ответственности медицинских…

Экология человека и социальные проблемы - алкоголизм, наркомания, токсикомания
Среди них можно выделить СПИД наркоманию токсикоманию алкоголизм табакокурение и т.д. Все эти проблемы основаны на многих факторах являющихся новым… Существует множество наук изучающих описываемые явления психология медицина… Социальный эколог специалист решающий задачи оптимизации взаимодействия социокультурных систем и их элементов…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Проблемы экономического роста, микро и макроэкономические проблемы Российской экономики, международное разделение труда Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их… Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей увеличения… От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в…
  • Проблема человека в современной философии Катастрофическое разрушение природной среды, оскудение привычного ландшафта, неожиданное распространение новейших пандемий, грозящих опустошить… Такая ситуация, несомненно, побуждает к размышлению, к попыткам осознать… Современная биология, психология, культурология, история, этнография накопили множество разноречивых сведений, которые…
  • Человек в малой группе. Нормы поведения. Личная жизнь. Важно быть гражданином на вече, воем в ополчении, но выступать в этих общественных ролях приходилось не каждый день, а вот общение с женой, с… В эпосе положительный герой обычно отличается «вежеством», «поклоны ведет по… Одновременно, имела место и обратная зависимость - каждый человек должен вести себя сообразно своему состоянию…
  • Социально-философские проблемы адаптации и реадаптации человека к глобальным проблемам человечества С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова». Автореферат разослан « »… Усиление глобализационных процессов актуализирует поиск Россией своего пути… Так, глубокая социальная трансформация – переход системы из одного качественного состояния в другое, начатая в…
  • Проблема человека в эпоху раннего итальянского гуманизма В любую эпоху человек пытался понять собственную природу, свое предназначение в этом мире, взаимоотношения со всем, что его окружало.Особенно… В наш век всеобщего прогресса, когда человек благодаря современным… Наши современники совершенно естественно воспринимают себя центром вселенной, не задумываясь над тем, что так было не…