рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Рассказ "Загадка" как выражение творческого стиля В.В. Вересаева

Рассказ "Загадка" как выражение творческого стиля В.В. Вересаева - раздел Литература, Рассказ «Загадка» Как Выражение Творческого Стиля В. В. Вересаева Введение П...

Рассказ «Загадка» как выражение творческого стиля В. В. Вересаева Введение Предметом нашего исследования стал рассказ В. В. Вересаева «Загадка» (1887). Вересаев Викентий Викеньтевич, настоящая фамилия – Смидович – прозаик, публицист, переводчик.В гимназические годы усиленно занимался историей, философией, много читал. После окончания гимназии он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, а получив диплом кандидата исторических наук, начал изучать медицину и работал врачом, как А. П. Чехов. Свою литературную деятельность Вересаев начал еще в студенческие годы. В 1885 году было напечатано его первое стихотворение «Раздумье», а следующими литературными опытами, увидевшими свет в 1887 году, были рассказы «Мерзкий мальчишка» и «Загадка». Уже в первых произведениях Вересаева обозначились характерные особенности его творческой манеры: сосредоточенность на социально-философской проблематике своего времени, внимание к мировоззренческим вопросам.

Человек большой чуткой совести, он с глубоким сочувствием и пристальным вниманием относился к идейным исканиям передовой дореволюционной русской интеллигенции, которые с большой глубиной и мастерством отразил в своих произведениях.

Вересаев жил в сложное время, в период политической борьбы и общественных катаклизмов, он менял свое отношение к тем или иным социальным силам России, но никогда не расставался с мечтой о гармоничном человеке, об обществе людей-братьев.Эта идея о гармонии и братстве очень актуальна сегодня, но произведения Вересаева непопулярны среди нынешней молодежи, их не изучают в школе.

Поэтому мы выбрали для анализа небольшой рассказ «Загадка». Литературы о творчестве В. В. Вересаева очень мало. Мы обратились к энциклопедическим материалам, а так же познакомились с монографиями И. М. Гейзер «В. В. Вересаев.Писатель-врач», в которой большее внимание уделяется медицинской деятельности Вересаева, и Г. А. Бровман «В. В. Вересаев»: в этих источниках о рассказе «Загадка» только упоминается.

Цель работы: проанализировать рассказ «Загадка», выявляя особенности творческого стиля В. В. Вересаева. Задачи исследования:  на основе справочной литературы раскрыть понятие «стиль»;  в процессе анализа рассказа «Загадка» охарактеризовать художественное время и пространство, сюжетно-композицонную организацию, образы и язык писателя;  сделать выводы о принципах изображения Вересаевым мира и человека.Понятие «стиль», согласно Литературному энциклопедическому словарю, означает совокупность основных художественных особенностей, черт, свойственных творчеству того или иного писателя или художника и отличающих его от других писателей или художников.[4; 372] А. Б. Есиным стиль понимается как свойство художественной формы произведения, формы содержательной.

Для современного понимания литературно-художественного стиля существенно следующее: во-первых, стиль является выражением глубокой оригинальности, во-вторых, он обладает эстетическим совершенством, в-третьих, он представляет собой содержательную форму и, наконец, является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны, которая, впрочем, имеет для литературного стиля важнейшее значение.

Итак, можно дать такое самое общее определение стиля это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание. [2; 490] Обратимся к рассказу «Загадка». Название его сразу интригует читателя. Загадка как указано в толковом словаре С. И. Ожегова изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании, или (перен.) нечто необъяснимое, непонятное. [5; №страницы]. Своим названием автор заставляет читателей размышлять, искать объяснение происходящим событиям.

В рассказе необъяснимым и непонятным для героя оказывается мир природы и его собственное состояние.Повествование в тексте ведется от первого лица, а субъект речи (главный герой произведения) выполняет функцию и повествователя, и персонажа одновременно.

Выбранная форма повествования позволяет автору раскрыть внутренний мир героя, его сложные переживания, противоречивые мысли и чувства. Весь окружающий мир в рассказе дается через восприятие героя-повествователя.И задача автора – показать изменения в его душе, его внутренний рост. Именно повествователь и является композиционным центром рассказа. Нам не дана его портретная характеристика, информация о социальном положении, профессии, но многое становится ясно по характеристике художественного пространства, восприятия мира этим человеком.

Все сюжетное действие определяет коллизия: противопоставление героя и окружающего мира, чувств и рассудка героя. Развитие сюжета в рассказе связано с движением героя, его перемещением из города в мир природы и прогулкой по ночному полю. Это путешествие и предопределяет внутренние перемены героя. Не случайно появляется мотив дороги.Вначале автор указывает художественное пространство – город.

Вересаев использует различные литературные тропы, чтобы его расширить.Он создает непривлекательный образ города: «в широкой котловине города», «над окутанным пылью городом» и отмечает некоторые характерные черты: «тускло светились огни», «доносился смутный шум», «грохот дорожек и обрывки музыки». В этом мире нет тишины, покоя и свежести. Образ города дан в рассказе как антитеза природному миру: «А кругом была тишина». Пейзаж занимает центральное место в рассказе Вересаева.

Картины природы меняются, как и отношение к ним героя. Покидая город, он сразу чувствует тишину.Вначале дается картина полей, подчеркнут их «беспредельный простор». Автор не дает их подробного описания, сосредоточив внимание на переживаниях героя. Восприятие мира, «беспредельного простора полей», «теплого ветра», «запаха зреющей ржи» вызывает в нем чувство «тоскливой неудовлетворенности». Герой не способен объяснить свое состояние, но автор уточняет, что это чувство давно знакомое, мучительное.

Героя раздирают противоречия: он подмечает красоту ночной природы, желает «насладиться, упиться ею досыта», но разум его не откликается, не может понять происходящего. Развитие действия и определяет конфликт разума и чувства героя. Выбор ночного времени не случаен. Ночь – это знак таинственности и загадочности мира. Для Ф.И. Тютчева, которого философ Николай Бердяев назвал поэтом ночной стихии, ночь – ключевой образ.Для него «день – суета, видимость; ночь – явление сущности, время Божественного откровения природы».[6; 14]. Ночью приоткрывается завеса и обнажается хаос. «Тайны, которые таит ночь, пугают человека, навевают на него ужас».[6; 14]. Эта тютчевская концепция ночи и положена Вересаевым в основу рассказа «Загадка». Строка стихотворения Тютчева используется писателем, но в измененном виде. Федор Иванович Тютчев – поэт-пантеист воспринимал природу, как живой организм, считая ее самодостаточной и самостоятельной: он писал: Природа не слепок, не бездумный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Герой вересаевского рассказа вступает в диалог-спор с лирическим героем Тютчева, иронично относясь к одухотворению природы.

Разум героя отказывается признать тайную жизнь природы.

Далее автор сужает художественное пространство: герой-повествователь оказывается в саду помещицы Ярцевой.Пространство сада наполнено звуками, шорохами. Этот образ автор выбирает, чтобы показать многообразие «полноту природной жизни, по-прежнему непонятной и загадочной для героя». Развитие действия – процесс пробуждает чувства, которые вызваны тайной жизнью природы, приобщиться к которой помогла музыка, ощущение сопричастности с другим человеком, тоже томившимся загадками.

Кульминационным в рассказе является эпизод восприятия героем музыки, которая показалась ему начале «грубым оскорблением окружающему», так как звуки лились робко и неуверенно. Автор показывает, как меняется звучание скрипки: «сдерживаемые рыдания» сменяются «резкими – бешеными звуками, перебивающими друг друга». Этот аккорд воспринимается героем как освобождение пленника.

Обращает на себя внимание выразительное сравнение: как будто в этот момент все меняется в герое.Он, задержав дыхание, слушает, и природа для него оживает: «ночь молчала и тоже прислушивалась к вихрю чуждых ей, страстных, негодующих звуков». Огромное количество олицетворений, метафор создают образ таинственной жизни, вечно движущейся и одухотворенной.

Теперь для героя природа есть «прекрасный беззвучный аккомпанемент к тем боровшимся, страдавшим звукам». Он осмысливает красоту человека, существующую рядом с той, «по-прежнему далекой, по-прежнему непонятной и недоступной красотой природы». Разум героя откликается, и он открывает великую тайну и загадку ночной природы, которая сливается в его сознании с красотой искусства.Заключение Итак, анализ некоторых особенностей рассказа В. В. Вересаева «Загадка» позволяет сделать выводы о стиле писателя: Вересаев сосредоточен на изображении внутренних процессов, психологии человека, особое место в рассказе занимает пейзаж, который создается выразительными эпитетами, метафорами, олицетворениями.

Пейзажные зарисовки выполняют психологическую функцию, они помогают раскрыть внутренний конфликт героя.В финале автор подводит читателя к идее, что человек – дитя природы, рассудочность, порожденной цивилизацией, подавляет в нем светлые стороны, но он, все-таки, способен Список литературы 1. Бровман Г.А. В.В. Вересаев. – М.: Советский писатель, 1959 366 с. 2. Введение в литературоведение/ Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2006. – 680 с. 3. Гейзер И.М. В.В. Вересаев.

Писатель-врач. – М.; 1957. – 146 с. 4. Литературный энциклопедический словарь/ Под ред. П. Николаева. – М.; 5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – 6. Шайтанов И.О. Федор Иванович Тютчев: поэтическое открытие природы. – М.: МГУ, 1998.

– Конец работы –

Используемые теги: рассказ, загадка, выражение, творческого, стиля, Вересаева0.093

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Рассказ "Загадка" как выражение творческого стиля В.В. Вересаева

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Творческая история рассказа Л.Н.Толстого "За что?" (Документальный источник и художественные подступы к теме)
Повесть в документах Прометей. Историко-биографический альманах т. 8, М 1972 С.131-147 Н.Н.Гусева Гусев Н.Н… Трудно согласиться с утверждением , что сюжет За что- это не случай, имевший место в жизни, а форма повести,…

Образы детей в рождественских рассказах Ч. Диккенса и святочных рассказах русских писателей второй половины XIX века
С одной стороны, это религиозный праздник, связанный с Рождением в Вифлееме Иисуса Христа.Поэтому очень много символов, образов и воплощенных в этих… С другой стороны, дни празднования Рождества (на Руси их еще называли… Есть еще одна сторона праздника Рождества – светская, связанная с традицией семейного празднования, идеей объединения…

Творческая история рассказа Л.Н.Толстого "За что?" (Документальный источник и художественные подступы к теме)
Повесть в документах Прометей. Историко-биографический альманах т. 8, М 1972 С.131-147 Н.Н.Гусева Гусев Н.Н… Трудно согласиться с утверждением , что сюжет За что- это не случай, имевший место в жизни, а форма повести,…

Творческая история рассказа Л.Н. Толстого "За что?"
Трудно согласиться с утверждением , что сюжет “За что?”- это не случай, имевший место в жизни, а форма повести, называющаяся анекдот. В.Шкловский в статье “Очерк и анекдот”отмечает, что”рассказ представляет собой… Однако это ни о чем не говорит.

Творческий путь В.В. Вересаева
Мать Вересаева, Елизавета Павловна, воспитала восьмерых детей в строго православном духе, организовала у себя в доме первый в Туле детский сад.… Проводя лето в крохотном имении родителей Владычня, В. Вересаев пахал, косил,… И каких лет! Современник М. Салтыкова-Щедрина и В. Гаршииа, В. Короленко и Л. Толстого, А. Чехова и М. Горького, он…

Творческое воображение подростков
На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них… Однако следует заметить, что в психолого-педагогической литературе… Познание структурных характеристик психорегуляции творческой деятельности школьников позволит более эффективно решать…

Художественное время в рассказе Чехова "Студент"
Иными словами, это явление самой художественной ткани литературного произведения, подчиняющее своим художественным задачам и грамматическое время, и… Однако Чехов выходит далеко за рамки этого короткого периода. Благодаря мыслям… Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку" - так начинает…

Теоретические основы формирования творческой активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности с художественным содержанием
В своей деятельности, и прежде всего в своих играх, которые теперь вышли за узкие рамки мани-пулирования с окружающими предметами и общения с… Именно в динамику игры вплетено психическое разви-тие ребенка. Художественная… Художественная игра играет большую роль в развитии индивидуальности ребенка, его нравственных качеств, по-буждает к…

Анализ рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Пароход "Атлантида" - это как бы модель капиталистического общества.Совсем разной жизнью живут трюм и верхняя палуба. "Глухо грохотали исполинские… Они не думают о страшном океане, ходившем за стенами корабля, веселятся под… Его смерть как бы предвещает гибель всего несправедливого мира "господ из Сан-Франциско", который для Бунина - лишь…

"Мальчик у Христа на елке" как святочный рассказ в творчестве Ф.М. Достоевского
Писатель был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом: " Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже.… Именно эта тема детского страдания звучит в святочном рассказе "Мальчик у… И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир…

0.412
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Дмитрий Дмитриевич Шостакович - творческий путь Он сразу же обратил на себя внимание педагогов и товарищей своим ненасытным стремлением к знаниям и фантастической трудоспособностью.В консерватории… По какому-то непонятному закону противоречия худенький мальчик за роялем… Мать стала первым педагогом мальчика. Затем он продолжил занятия в частной музыкальной школе. В тринадцать лет…
  • Бунин И.А. Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско» Деньги - это то, для чего он живет. Описание всей его жизни, пятьдесят восемь лет, составляет всего лишь полстраницы. Мы видим, что у него никогда… У него просто не было чувств и ощущений. Поэтому он не испытывает радости и во… Он точно знает, что нужно делать: вести себя, как и остальные богатые люди, так называемые "сливки общества". Он…
  • Особенности педагогического стиля общения в работе с детьми младшего школьного возраста Трудно найти 1 сентября ребенка, который не хотел бы идти в школу. Но вот проходит первая неделя занятий, и мы находим множество таких. В чем дело?… Поэтому каждый учитель должен правильно наладить педагогическое общение со… Их правильное использование. Объект исследования: педагогическое общение учителей начальной школы с детьми. Предмет…
  • Активизация творческой деятельности по созданию интеллектуальной продукции в организации Для эффективного управления процессом планирования и ходом выполнения комплексной исследовательской работы применены методы сетевого планирования и… Системный комплексный подход к созданию интеллектуальной продукции заключается… Для активизации творческой инициативы сотрудников применяют различные методы мотивации, создают условия для…
  • Языковые средства передачи комизма в современных англоязычных рассказах В теоретической части мы рассматривали комическое как эстетическую категорию. В теоретико-практической части рассматриваются способы и приемы выражения… В приложение мы вынесли некоторые примеры употребления комического на различных текстовых уровнях.СОДЕРЖАНИЕ Введение…