рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Творчество Орлова В.В.

Творчество Орлова В.В. - раздел Литература, Орлов Владимир Викторович Родился В 1936 Г. В Москве. Свои Литературные Спос...

Орлов Владимир Викторович Родился в 1936 г. в Москве. Свои литературные способности проявил еще в школьные годы: его стихи неоднократно публиковались «Пионерской правдой», а занятия в драмкружке однажды побудили десятиклассника В. Орлова к написанию собственной пьесы, которую серьезному и строгому разбору подвергла писательница Л.Р. Кабо, бывшая в ту пору его учительницей литературы и одновременно руководившая драмкружком при Центральном детском театре.Идя по стопам отца, журналиста по профессии, В. Орлов в 1954 г. поступает на факультет журналистики МГУ. Будучи студентом третьего курса, он уже работает внештатным репортером газеты «Советская Россия», а летом 1958 г. едет на преддипломную практику в газету «Красноярский рабочий» и таким образом оказывается в районе строительства железной дороги Абакан - Тайшет.

По возвращении в Москву В. Орлов создает несколько очерков о Сибири и представляет их в качестве своей дипломной работы, после защиты которой молодым журналистом заинтересовалась редакция журнала «Юность». В 1959 г. в качестве спецкора «Юности» В. Орлов вновь был командирован на трассу Абакан-Тайшет.

Его очерки печатались в «Юности» и в «Комсомольской правде», корреспондентом которой он вскоре стал (и продолжал оставаться 10 лет). Результатом журналистских наблюдений и впечатлений от многочисленных поездок по районам Сибири явилась очерковая книга «Дорога длиною в семь сантиметров» (1960). Испытывая, по-видимому, неудовлетворенность от чисто журналистской деятельности, В. Орлов параллельно с исполнением своих прямых обязанностей начинает работу над первым романом «Соленый арбуз». Завершенный в октябре 1962 г роман увидел свет на страницах «Юности» в 1963 г. и имел большой успех у читателей.

В этом произведении, кажущемся сегодня несколько наивным, воплотился нравственный идеал В. Орлова тех лет. Образом девятнадцатилетнего Андрея Колокшина автор попытался решить задачу создания идеального героя - человека завтрашнего дня. В сознании читателей 60-х гг. этот образ был призван будить мысль о том, какими могут быть и должны быть их современники.

Известность пришла к Владимиру Орлову не с публикации «Альтиста Данилова», как принято теперь думать, а гораздо раньше.Уже первый его роман «Соленый арбуз», опубликованный в журнале «Юность» в 1963 году, ввел его в число наиболее читаемых писателей «оттепели». Его следующие романы - «После дождика в четверг» (1968 г.) и «Происшествие в Никольском» (1975 г.) издавались массовыми тиражами как в нашей стране, так и за рубежом.

Настоящей сенсацией стала публикация в журнале «Новый мир» романа Владимира Орлова «Альтист Данилов» в 1980 году. Журнальную публикацию переплетали, тексты размножали на ксероксе и продавали по спекулятивным ценам, а вышедшую в издательстве «Советский писатель» книгу невозможно было достать. В прессе шли жаркие дискуссии.В творческих домах и клубах проходили встречи с писателем, на которых лучшие альтисты страны Владимир Грот, Михаил Толпыго исполняли музыку, звучащую в романе, а живописцы - Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова, Макс Бирштейн, Александр Ситников и другие устраивали на этих встречах выставки работ, посвященных героям романа.

Роман был издан во Франции, США, Германии, Японии и во многих других странах. В настоящее время кинокомпания «НТВ-кино» собирается снимать по роману полнометражный художественный фильм.Восемь лет спустя был опубликован роман «Аптекарь», у которого оказалось не меньше поклонников и почитателей.

Триптих завершил роман «Шеврикука, или Любовь к привидению», который печатался в журнале «Юность» в течение нескольких лет. Роман публиковали по мере его написания - случай уникальный для нашей литературы, публикация завершилась в 1997 году. Роман в фантасмагорическо-мистической форме рассказывал о происходящих в то время событиях. Многие вещи оказались провидческими, а слова одного из персонажей романа Крейсера Грозного «Но народ не унывает!» - вошли в обиход.Отдельной книжкой роман был издан в издательстве «АСТ» в 2000 году. Собрание сочинений Владимира Орлова в шести томах впервые было издано в издательстве «Терра» в 2000 году. В 2004 году в издательстве «АСТ» в серии «Классическая и современная проза» вышли шесть томов его сочинений, причем впервые были опубликованы рассказы и эссе Орлова.

Еще одно собрание сочинений писателя вышло в издательстве «АСТ» в 2004-2005 году. В оформлении обложек романа использовались живописные работы, связанные с его произведениями, таких известных художников, как Наталья Нестерова, Татьяна Назаренко, Макс Бирштейн, Нина Ватолина.

Издательством «АСТ» готовится подарочное, богато иллюстрированное издание произведений Орлова. Владимир Викторович Орлов - коренной москвич. Родился 31 августа 1936 года. Окончил факультет журналистики МГУ. Работает в Литературном институте им. Горького, профессор кафедры литературного мастерства.Награжден орденом «Знак почета». Удостоен Премии Москвы в области литературы и искусства, премии Валентина Катаева, а также премии Партии любителей пива за «мистическое освоение русской пивной мысли». В конкурсах принципиально не принимает участия.

На вопрос, кто служит примером и вдохновляет его в жизни, отвечает: порядочные люди, люди Роман «Соленый арбуз» заметила критика, по нему была сделана театральная инсценировка, снят фильм «Таежный десант». В 1966 г. В. Орлов пишет свой второй роман «После дождика в четверг» (опубликован в 1968 г.). Действие его, как и в предыдущем произведении, протекает в Сибири, где разбушевавшаяся стихия создает чрезвычайную ситуацию на одной из сибирских рек: в верхнем течении после обильных дождей бурный поток смывает заготовленный лес и со страшной силой несет его на мост, построенный в свое время в рекордно короткие сроки, но с серьезными отклонениями от технологических норм. Позднее сам автор признавался, что в этом произведении он хотел передать мироощущение своего поколения, выраставшего в послевоенную пору «в той атмосфере страха и трусости, в которой, независимо оттого, знали люди, что происходило вокруг, или нет, они пребывали». Вместе с тем в романе присутствует и другая сюжетная линия, связанная с темой светлой любви, не знающей преград.

Материал одного из писем, пришедших в «Комсомольскую правду», был положен В.Орловым в основу сюжета следующего его романа - «Происшествие в Никольском» (опубликован в 1975 г.). На этот раз писателю, по собственному его признанию, «хотелось проанализировать мотивы и последствия поведения определенной категории молодых ребят, что живут сытыми и пустыми, вне общественных интересов, без любимых книг и с очень приблизительными понятиями о морали и нравственности». Судьба этого произведения оказалась довольно непростой.

Уже подготовленный к печати в «Новом мире», роман так и не был тогда опубликован, а увидел свет значительно позднее, да и то лишь после того, как автор, пойдя на компромисс, произвел значительные сокращения в тексте и полностью переделал трагический финал на более благополучный. Наибольшую известность принес В. Орлову его четвертый роман «Альтист Данилов» (1980). Если все предшествующие произведения писателя были выдержаны в строго реалистическом ключе, то в «Альтисте Данилове» вольные фантазии В. Орлова решительно взламывают привычную плоскость бытового правдоподобия.

Из ряда современных ему произведений роман резко выделяется прихотливым сплетением реальности с фантастикой и патетики с пародией.

И критика, и читатели, высоко оценивая своеобразие «Альтиста Данилова», сразу же заговорили о его близости к Булгакову, между тем как на самом деле В. Орлов в романе не столько шел за Булгаковым, сколько вступал с последним в серьезную полемику.

Выведенный в качестве главного героя получеловек-полудемон Данилов живет среди простых смертных в столичном районе Останкино в 1972 г. (точная датировка - характерная особенность этого и всех последующих романов В.Орлова). Стремясь всецело реализовать себя как личность, герой сознательно отказывается от своих «демонических» возможностей и действует лишь исходя из своей собственно человеческой сущности.

Подобный авторский ход открыл возможность затронуть целый ряд проблем, из которых важнейшей стала проблема творчества и творческой личности в современную эпоху. Музыканта Данилова как личность творческую бытовые обстоятельства то и дело удручают, но «абстрагироваться», напрочь отмахнуться от них он не в состоянии, ведь условиями своего существования он ни в коем случае не должен отличаться от окружающих его обычных людей.

Однако, категорически запрещая себе пользоваться (как в творчестве, так и в быту) демонической силой, альтист Данилов непрерывно бьется над мучительной проблемой: как соотнести духовные устремления с чисто материальными потребностями, если последние тяжким грузом притягивают к грешной земле? Всей логикой повествования автор с неизбежностью подводит к мысли о том, что истинно творческая личность обязана подниматься над бытом, преодолевать его, а не пытаться уходить от собственно житейских проблем.

Однако только вопросами художественного творчества и судьбой творческой личности проблематика романа далеко не исчерпывается. Многие страницы произведения являют собой острую сатиру на современную действительность (хотя сам В. Орлов и пытался отчасти отрицать это). При своем появлении «Альтист Данилов» вызвал волну читательского интереса и в считанные месяцы стал настоящим бестселлером.Созданный же несколькими годами позднее роман «Аптекарь» (1988) поначалу был расценен критикой как свидетельство того, что автор «повторяется». Произведение вновь являло собой соединение точного описания быта с событиями совершенно фантастическими. Однако «Аптекарь» отнюдь не повторял «Альтиста Данилова», поскольку затрагивал совершенно иные проблемы, да и авторский подход был уже другим.

В основу сюжета романа положена история о том, как в самый разгар застоя (действие происходит летом 1975 г.) в Москве, на улице академика Королева, вдруг появляется сказочная женщина «берегиня» - волшебница и фея. Она обращается к нескольким завсегдатаям пивного заведения с предложением немедленно выполнить любую их самую заветную жизненную мечту.

И тут вдруг оказывается, что ни у кого из этих людей (мужчин уже вполне зрелых) такой заветной мечты попросту нет. Нет той высокой цели, к которой они бы стремились. Жизнь давно уже превратилась в бессмысленное, чисто механическое существование.У героев В.Орлова это порождает чувство внутренней неудовлетворенности, желание выйти из привычного жизненного круга и осознание невозможности подобного выхода. После романа «Аптекарь» в творчестве В.Орлова наблюдается длительный перерыв, объясняемый самим писателем тем горячим интересом, который вызывали у него общественно-политические события рубежа 80-90-х гг. Снова напомнил о себе В.Орлов лишь в 1993 г когда в журнале «Юность» началась публикация его очередного романа «Шеврикука, или Любовь к привидению». В свое время еще в «Аптекаре» отчетливо проявился интерес В. Орлова к истории и архитектуре Москвы (писатель признавался как-то, что им даже собрана специальная картотека на все интересные дома столицы). Началось это увлечение еще в пору его работы в «Комсомольской правде», когда создавалось Общество охраны памятников истории и культуры, в котором В. Орлов принял тогда деятельное участие.

В новом романе историко-литературные пристрастия писателя отразились с еще большей силой, чем прежде.

И не случайно, что уже после появления первой части романа «Шеврику-ка » автор был удостоен премии Москвы в области литературы и искусства. Как и в предыдущих «московских» романах В. Орлова, действие «Шеврикуки » разворачивается в районе Останкино, показан «обычный» московский домовой Шеврикука в его взаимоотношениях с со собратьями-домовыми и с жильцами «подведомственных» ему подъездов современного многоквартирного дома. Автор опять дает безграничную волю своей фантазии, порой нарушая меру, отчего создается «переизбыток фантастического инвентаря» (В.Новиков), возникают сумбурность, невнятность, нагромождения авторских «придумок». Вместе с тем в «Шеврикуке » в символико-ироническом плане отразилась наша социальная действительность первой половины 90-х гг. Передавая абсурд сегодняшней жизни, В.Орлов всячески стремился «показать, что опора добрых сил - внутри человека, показать, что выходы есть». К сожалению, ни в «Аптекаре», ни в «Шеврикуке » автору так и не удалось подняться до уровня «Альтиста Данилова» - произведения, принесшего В. Орлову заслуженную славу. В настоящее время В. Орлов по-прежнему живет в Москве, ведет занятия со студентами Литинститута и признается, что мечтает написать о Москве книгу, но «не сюжетную, а личностную». Наряду с прозаическими произведениями В.Орловым написаны также две пьесы (в соавторстве с С.А. Коганом): «Посмотри на себя» (1971) и «Веселый маскарад» (1972).

– Конец работы –

Используемые теги: Творчество, Орлова0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Творчество Орлова В.В.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Творчество И.Е. Репина
Это было в январе 1864 г Репину шел двадца¬тый год. В Академии И. Е. Репина научили «азбуке» искусства, но главным своим учителем он всегда считал… Первым произведением, которое принесло Репину известность в ху¬дожественных… Она называ¬лась «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Традиционный евангельский сюжет этот был предложен Репину…

Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea)
Здесь он познакомился с основными материалами и техниками и создал ка¬рандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и… Восприятие Микеланджело реальности как воплощенного в мате¬рии духа несомненно… Некоторые из главных идей круга Лоренцо Медичи послужили источником вдохнове¬ния и терзаний Микеланджело в его…

Творчество Ван Дейка
На картине изображен тот момент, когда Армида, наклонившись над спящим Ринальдо, обвивает его с помощью порхавших амуров гирляндой цветов. Несмотря… Старик Иосиф и совсем еще юная, прекрасная Мария с ребенком, измученные… Через ее плечо с неподвижностью смотрит на спящего ребенка Иосиф. В глубине картины – широко и свободно написанный…

Творчество Иосифа Бродского
Обретенная свобода оказалась не по зубам этому народу, она ему принесла не чаемое счастье, а, наоборот, худшее несчастье — за малым вычетом тех… Роль высокого чтения в процессе духовного роста человека трудно переоценить. … Конечно, всему свое время и место: в определенной ситуации и «Клен ты мой опавший» падает в душу, но вся загвоздка в…

Утесов и Райкин - жизнь и творчество
Легкость, общедоступность, развлекательность эстрады не исключает ее содержательности. Как и другим видам искусства ей дано своими средствами… Из огромного количества талантливых, незаурядных и ярких артистов советской… Но талант без труда ничего не стоит в искусстве. Значимой долей явился профессионализм, достигнутый огромным трудом.…

жизнь творчество Владимир Высоцкий
Одной из первых оценку его творчества дала критик Н.Крымова. В январе 1968 года в журнале "Советская эстрада и цирк" она писала: Высоцкий… Насколько театр на Таганке не похож на БДТ в Ленинграде, настолько Владимир Высоцкий не похож на Юрского или…

Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена
Тот, кто хоть немного знаком с Бетховеном, не сможет не полю­бить этого человека, эту героическую личность, не приклониться пе­ред его жизненным… Между высокими идеалами, воспеваемые им в творчестве, и его жизнью не было… Через всю жизнь он пронес идеалы своей молодости - идеалы свободы, равенства, братства. "Творчество Бетховена…

Творчество Айвазовского
Куда только судьба не забрасывала многострадальных детей Армении! Ещё в конце прошлого столетия фамилия Гайвазовских встречалась в Валахии и… Основанная греками в VI веке до н.э Феодосия знала время славы, богатства, в… Тогда древняя Феодосия, обнесенная рядами стен, рвами, укрепленная высокими башнями, называлась Кафой. Но к XIX…

Жизнь и творчество Юрия Иосифовича Визбора
Услышав это привычное для него восклицание, Визбор приветливо улыбался. Улыбка не была адресована конкретному лицу, Визбор улыбался своей славе, с… Визбор-подросток, готовящий себя к мужественной профессии летчика и даже… Всю свою жизнь он формировал себя, преодолевая сопротивление природного материала, ища поддержку у жизненных…

Жизнь и творчество певцов казахской оперы
Вокальные данные Куляш были отмечены деятелями искусства на смотре художественной само-деятельности городской молодежи и в 1930 г. она была принята… В течение двух лет К. Байсеитова, продемонстрировав певческо-артистическое… Шуга в испол-нении К.Байсеитовой (Б.Майлин и И.В.Коцык) продемонстрировала свой высокий талант, а созданный образ…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Творчество народных певцов-композиторов Казахстана С детства он любил песни, кюи и всю свою жизнь посвятил песенному творчеству. Биржан пользовался у народа уважением и был назван "салом" (певцом,… Айтыс Биржана с поэтессой Сарой является большим вкладом, внесенным в… До 13 лет учился и воспитывался у муллы Кунту в ауле, а затем учился несколько лет в медресе Уалия. Ахан с детства пел…
  • Диплом Авторское музыкальное самодеетельное творчество История и Современость Культура динамична, но вместе с тем в ней существуют некие традиции, которые, в свою очередь, тоже не вечны. Следует понимать, что изменение какой-либо части почти всегда ведет к… В культуре всегда действовало правило: востребовано только то, что современно.Но если раньше что-то неизменно могло…
  • Творчество Тинторетто (библейские сюжеты) Б. Р. Виппер Тинторетто (1515 – 1594) – младший современник Веронезе и Тициана, один из величайших живописцев венецианской школы позднего… Имя Тинторетто можно поставить в один ряд с такими именами, как имя Леонардо… Ренессанс (итал. Rinascimento, франц. Renaissanse=Возрождение) – общепринятое название эпохи, следовавшей в истории…
  • Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха В Нью-Йорке им основаны институт объединенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу Гималайский институт научных исследований.Всемирное… За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись… В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое…
  • Жизнь и творчество Андрея Рублева Христианству на Руси Чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего “образ”,… В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в… Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и,…