рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Целостный анализ произведения "Мертвые души" Н.В. Гоголя

Работа сделанна в 2006 году

Целостный анализ произведения "Мертвые души" Н.В. Гоголя - раздел Литература, - 2006 год - «Мертвые Души» Н.в. Гоголя Студента 1-Го Курса Отделения Славянской Филологи...

«Мертвые души» Н.В. Гоголя Студента 1-го курса Отделения славянской филологии (польская и русская филология) Свистунова Вадима Александровича Преподователь: Морозова Т.А. Мінск – 2006 год В поэме “Мертвые души”, автор поставил самые больные и злободневные вопросы современной ему жизни. Он ярко показал разложение крепостного строя, обреченность его представителей.Уже само название поэмы имело огромную разоблачительную силу, несло в себе “что-то наводящее ужас”. По замыслу Н. В. Гоголя темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия.

Конфликтом "Мертвых душ" писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа и его закабалителями. Проблематика в поэме двухплановая – национальная и социокультурная. Национальная проблематика заключается в изображении отношения Гоголя к России того времени.Возникает вопрос - куда идет Россия - который автор раскрывает двухсторонне.

С одной стороны – мертвая Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой – приходящая ей на смену «Россия Чичиковых». Социокультурная проблематика выражается авторской акцентировкой черт повседневной культуры и быта у различных персонажей поэмы. Тут же с проблематикой близко связана и идея поэмы: писателя волнует вопрос о человек, о смысле и назначении его в жизни.Так же показывается все бесправие, вся темнота и пошлость интересов как губернского общества, так и помещиков.

Несомненно в поэме «Мертвые души» присутствует сатирический пафос. На мой взгляд, в отношении помещиков, да и самого Чичикова, можно применить такое определение, как инвектива. Действительно, сатирически обличая, например, в Плюшкине все его дурные стороны, объект насмешек становится настолько жалок, что смеха уже не вызывает.Чтобы в полной мере передать всю убогость и опущенность помещиков, Н. В. Гоголь очень мастерски использует различные художественные детали, в первую очередь внешние.

Рассмотрим одну из художественных деталей – портрет – на примере различных помещиков. Ноздрев - портрет описание: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами.Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Так же портрет раскрыт с помощью описания манеры поведения и натуры Ноздрева: «Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать немало.

Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем этом бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое.Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». Дружбу заведут, кажется, навек: но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке.

Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный». Собакевич – портрет-сравнение: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги». Значительно место среди художественных деталей у Гоголя занимает пейзаж.Так описательный пейзаж виден у Манилова: «Деревня Маниловка немногим могла заманить своим местоположением.

Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сирени и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили мелколистные жиденькие вершины.».Психологический пейзаж так же можно увидеть, если вспомнить погоду, которая была при посещении Чичиковым Коробочки – была ночь и лил очень сильный дождь.

Характерно и то, что Чичиков собирался ехать к Собакевичу, но заблудился и попал к Коробочке. Все это не сулило Чичикову ничего хорошего – именно Коробочка впоследствии и рассказала о странных его сделках. Однако существенное место среди художественных деталей, наравне с портретом, занимает мир вещей. Гоголь открыл почти новую функцию в использовании вещных деталей.Но все таки я обозначу эту функцию как психологическую. Так с помощью вещей раскрываются особенности Плюшкина: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель.

На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором.На бюро, выложенном перламутровою мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.» Хронотоп поэмы абстрактный.

Гоголь через неназваный город N показывает всю Россию.

Героев поэмы ярко характеризует их собственная речь. Так у Ноздрева очень большой запас слов разных языковых окружений.В его речи встречаются французские варваризмы: «безешки», «клико-матрадура», «бурдашка», «скандальозно»; жаргонизмы: «банчишка», «гальбик», «пароле», «сорвать банк», «играть дублетом»; профессионализмы собаководства: «мордаш», «бочковатость ребер», «брудастая»; и множество вульгаризмов: «свинтус», «каналья», «черта лысого получишь», «фетюк», «бестия», «скотовод ты эдакий», «жидомор», «подлец», «смерть не люблю таких растепелей». Так же в произведении есть архаизмы: «ключник», «барин», «кучер»; и историзмы: «осьмнадцать». Речь Манилова очень богата различными тропами, которые служат для придания речи возвышенности, учтивости и любезности: «наблюсти деликатность в своих поступках», «магнетизм души», «именины сердца», «не имею высокого искусства выражаться», «случай доставил мне счастие», «какого горя не вкусил». Композиция поэмы отличается ясностью и четкостью: все части связаны между собой сюжетно-образующим героем Чичиковым, путешествующим с целью добыть "миллион.

В первой главе, экспозиционной, вводной, автор дает общую характеристику провинциального губернского города и знакомит читателей с основными действующими лицами поэмы.

Следующие пять глав (завязка и развитие действия) посвящены изображению помещиков в их собственной семейно-бытовой жизни в своих усадьбах Содержание всех этих пяти глав строится по одному общему принципу: внешний вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом, внутреннее убранство, характеристика помещика и его взаимоотношений с Чичиковым.

Таким способом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей совокупности воссоздающих общую картину крепостнического общества.Кульминация поэмы – разоблачение Чичикова сначала Ноздревым, а потом и Коробочкой.

А развязка попадает на бегство Чичикова из города. Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.Вставной эпизод - это «Повесть о капитане Копейкине». Повесть о героическом защитнике Отечества, ставшем жертвой попранной справедливости, как бы венчает всю страшную картину поместно-чиновно-полицейской России, нарисованную в “Мертвых душах”. Воплощением произвола и несправедливости является не только губернская власть, но и столичная бюрократия, само правительство.

Устами министра правительство отрекается от защитников Отечества, от подлинных патриотов, и, тем самым, оно разоблачает свою антинациональную сущность – вот мысль в произведении Гоголя.

В поэме фабула совпадает с сюжетом. Конфликт на содержательном уровне. Система персонажей была сделана по принципу все более глубокого духовного оскудения и морального падения от героя к герою. Так, хозяйство Манилова "шло как-то само собою". Его поместье – это парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность подчеркивают пустоту обитателей усадьбы. Одинокий дом, редкие кусты сирени, серенькие избы производят гнетущее впечатление.В комнатах рядом с дорогой мебелью стоят кресла, покрытые рогожей.

А хозяин не понимает, не видит упадка своего хозяйство. По натуре Манилов обходителен, вежлив, но все это приняло у него смешные формы. Слащавость, сентиментальность составляют сущность его характера. Даже речь Манилова слишком туманна: "какая-нибудь этакая наука", "паренье этакое". Он никому не доставил пользы и живет пустяками. Жизни он не знает, реальность заменяется пустыми фантазиями.Итак, Манилов – человек "так себе, ни то ни се". Коробочка – "одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки…" Она не предаются мечтаниям, как предыдущий образ, она расчетлива и занята только накоплением и своим хозяйством.

Захваченная жаждой наживы, она торгует всем: салом, пенькой, крепостными. Люди для нее – всего лишь одушевленный товар.Она даже не удивляется странному предложению Чичикова, но боится продешевить: "Они того… они больше как-нибудь стоят" отправляется в город узнать цену. Чичиков, а вместе с ним и автор, называет ее "дубинноголовой". В Ноздреве Гоголь подчеркивает бесцельную активность: "…он предлагал вам ехать, куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что хотите". Но так как его начинания лишены цели, то ничто до конца Ноздрев не доводит.

В его разрозненном имении только псарня находится в отличном состоянии: среди собак он "как отец среди семейства". Он совершенно спокойно обманывает, у него нет никаких моральных принципов.

Крестьяне своим трудом создают все блага и избавляют помещика от забот. Ноздрев привык получать то, что хочет, а если кто-то противится, он становится опасным: "Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории". Он ведет себя развязно, грубо.Гоголь иронически называет героя "историческим человеком". Похожий на медведя, Собакевич обладает всеми соответствующими повадками. В его теле "совсем не было души". Мебель в доме тоже напоминает самого хозяина.

Так Гоголь достигает яркости и выразительности в описании характерных черт героя. Он всегда заботится только о своей выгоде, и главная его цель – наполнение желудка. Собакевич "хозяйственен", умен и практичен: он не разоряет крестьян, так как ему это невыгодно.Ко всем он относится с собственной меткой: плут и мошенник. Собакевич знает, что все в мире продается, и заявляет Чичикову: "Извольте, готов продать". Главный герой заключает: "Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь". Тема нравственного падения, духовной смерти достигает своей кульминации в главе о Плюшкине.

В имении поражает ветхость, опустошение. Кажется, жизнь покинула эту деревню: "Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето…" Дух смерти подчеркивает Гоголь: " никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…" Хозяин сам заперся от внешнего мир в своем замке. Подобно ключнице, Плюшкин – раб вещей, но не хозяин.Из-за своей страсти он не может отличить полезные вещи от хлама: зерно и мука гибнут, а заплесневелый кулич и настойка хранятся.

А когда-то Плюшкин "только был бережливым хозяином". Жажда обогащения за счет крестьян превратила его в скрягу. В процессе изображения помещиков и чиновничества перед читателями постепенно развертывается образ главного героя повествования - Чичикова.Лишь в заключительной, одиннадцатой главе Гоголь раскрывает его жизнь во всех деталях и окончательно разоблачает своего героя как ловкого буржуазного хищника, мошенника, цивилизованного подлеца.

Через всю поэму Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывно проводит еще одну - связанную с образом народа. Композицией поэмы писатель все время настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народом и правящими сословиями.

– Конец работы –

Используемые теги: Целостный, анализ, произведения, Мертвые, души, Гоголя0.087

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Целостный анализ произведения "Мертвые души" Н.В. Гоголя

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Заключение Список литературы Введение Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе это чтение произведения. От… Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого… Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит…

Две России в поэме Гоголя "Мертвые души"
Наиболее широкона страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть мертвые души поэмы. Гоголь показывает их в порядке… Пообщавшись с нимнемного, вы воскликнете Черт знает, что такое! Его… Главная его страстишка, по словам самого писателя нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины .Собакевичсродни…

Изображение чиновников в комедии "Ревизор" и в поэме "Мертвые души" Гоголя
Комедия Гоголя, затронувшая всеживые вопросы современности, вызвала самые противоречивые отклики. Реакционныекруги боялись влияния комедии на… Пушкина тоже в Нижнем Новгороде приняли за ревизора. Развитие сюжетастроится на испуганной психологии чиновников.Хлестакова принимают за крупногочина потому, что он не…

Художественные особенности, жанр и композиция поэмы Гоголя "Мертвые души"
Чтобы понять особенности жанра поэмы Мертвыедуши , можно сопоставить это произведение с Божественнойкомедией Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее… Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своейродины - Италии, ее… С этим образом связано высокое лирическое движение , которымв поэме по временам заменяется комическое…

Смысл названия и своеобразие поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
История её создания охватывает почти всю творческую жизнь писателя. Первый том создавался в 1835 – 1841 годах и был опубликован в 1842 году. Над… Это был сюжет «Мертвых душ». Вскоре Гоголь прочел Пушкину первые главы… Когда же чтение окончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия». Меня это изумило. Пушкин,…

Русь "помещичья", "Русь народная" в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой… После долгих лет скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком… Сказал мне Пушкин: "Опиши мир человеческой души, Где повседневный реализм и жизни мелочный комизм, Трагически…

Души "мертвые и живые" в поэме Н.В. Гоголя
Гоголь дает эти главы вопределенном порядке.Бесхозяйственного помещика Манилова 2 глава сменяетмелочная Коробочка 3 глава , безалаберного… От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез,Манилова, к дубинноголовой… Галерея портретов помещиковоткрывается образом Манилова.На взгляд он был человек видный черты лицаего не были лишены…

Россия и русский народ в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Читая книгувпервые, я мало обращал внимания на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались… Порой мне как быслышаться слова Н.А.Некрасова, обращенные к русскому народу Ты… Но сам Гоголь поясняет, что подобное явление редко попадается на Руси . Здоровяка Собакевича, способного съесть целого…

Помещики в поэме "Мертвые души" Гоголя
Художественный метод Гоголя получил название критического реализма. Новым у Гоголя является заострение главных черт характера героя, излюбленным… Благодаря Гоголю, мы наконец увидели их без масок, без прикрас. Главы о… Читая Мертвые души, мы замечаем, что писатель повторяет одни и те же приемы в изображении помещиков дает описание…

Семантическое поле состояния в поэме Мертвые души Н. В. Гоголя
II Глава. Частиречная и тематическая принадлежность слов с семантикой «состояния» в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Заключение. Список… Проблематика слов категорий состояния заключается в том, что нет единого… Слова категории состояния как лексико-грамматический разряд нуждаются в специальном изучении в силу ряда причин.Эта…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • «Эпопея «Мертвые души» – поэма о Н.В.Гоголе» Он приступил к его написанию молодым человеком, почти юношей; вошел с ним в пору зрелости, приблизился к жизненной черте. «Мертвым душам» Гоголь… О значении поэмы Гоголь писал А. О. Смирновой в 1845 году: “Вовсе не губерния,… Автор хотел, чтобы его поэма была полезна и для читателей, и для него самого. Изображая пошлость и убожество своих…
  • Тема города в комедии "Ревизор" и поэме "Мертвые души" Н.В.Гоголя К теме городанесомненно относится тема быта и жизни народа. Гоголь смог полно и, самоеглавное, правдиво изобразить чиновников, помещиков, простой… Во-первых, все они хотят жить без забот, при это ничего не делая. … И что самое ужасное всех чиновников это устраивает. Таким образом,Гоголь хотел сказать, что любому месту в России были…
  • Типы синонимов в поэме Гоголя "Мертвые души" В предложенной работе понятия и выводы предыдущего исследования применены на практике. Тема данного реферата Использование синонимов в речи. Для… Обоснуем актуальность первой подтемы. Выбор для анализа именно поэмы Н. В.… Н.В. Гоголь лучший из первых русских прозаиков, начавших писать современным русским языком.
  • Своеобразие жанра поэмы Гоголя "Мертвые души" Но когда эти черты, присущие разным жанрам, смешиваются между собой, создают своеобразное неповторимое сочетание - такое произведение поначалу… Одни нашли его издевательским. Реакционная критика просто глумилась над… Но почему же именно этот жанр Гоголь избрал для воплощения своих идей Неужели поэма настолько вместительна, чтобы дать…
  • Композиция поэмы Гоголя "Мертвые души" Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! ВсяРусь явится в нем писал Гоголь Жуковскому о своей поэме. Естественно,… Такимспособом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей… Гоголь выдвигает на первый планморально-психологическую сущность героя, его отрицательные черты и типическиепризнаки,…