рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психологические портреты детей в рассказах А. П. Чехова "Гриша", "Детвора".

Психологические портреты детей в рассказах А. П. Чехова "Гриша", "Детвора". - раздел Литература, Психологические Портреты Детей В Рассказах А. П. Чехова «Гриша» И «Детвора»....

Психологические портреты детей в рассказах А. П. Чехова «Гриша» и «Детвора». В конце XIX в. детская литература обогатилась произведениями Антона Павловича Чехова (1860 -1904) о детях и для детей.В изображении мира детства Чехов продолжает традиции Л. Н. Толстого, связанные с проникновением в психологию ребёнка, с раскрытием «диалектики его души» («Ванька», «Спать хочется», «Беглец», «Детвора», «Мальчики»). А. П. Чехов глубоко интересовался вопросами воспитания, образования подрастающего поколения.

В его юмористических рассказах разбросано немало язвительных замечаний о казённой системе классического образования («Репетитор», «Человек в футляре», «Случай с классиком»). Писатель хорошо знал детскую психологию и тонко её раскрывал в рассказах «Гриша», «Событие», «Дома», «Детвора» и др. Рассказы А. П. Чехова о детях – непревзойдённые шедевры русской литературы. В них всё правдиво. А. П. Чехов горячо любил детей.В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней весёлости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки.

Писатель проявил большое внимание к детскому чтению, решительно осуществив реакционные дидактические книжонки для детей и буржуазные приключенческие романы, распространяемые среди молодёжи. Он утверждал, что детям и юношеству нужна подлинно художественная литература, а не суррогаты искусства.Сам Чехов, изображая мир детей, прекрасно воспроизводил не только внешние черты поведения ребёнка, особенности его речи, но и умел «мыслить на его манер». Может показаться непонятным и его признание: «Писать для детей вообще не умею … и так называемой детской литературы не люблю и не признаю». Дело в том, что под «так называемой детской литературой» Чехов разумел адресованные детям нехудожественные сентиментально-моралистические книжки того времени.

Поясняя свою позицию, писатель продолжал: «Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е из настоящих художественных произведений», подобно тому как нет надобности «выдумывать для больного какое-то особое лекарство только потому, что он ребёнок», достаточно «уметь выбирать лекарство и дозировать его». Несмотря на то, что Чехов специально для детей ничего не писал, ряд его рассказов прочно вошёл в круг детского чтения и подготовил юных читателей к знакомству с творчеством выдающегося художника слова.

Эти рассказы были изданы для детей ещё при жизни писателя.Одни из них («Белолобый») печатались в детских журналах, другие вошли в специальный сборник «Детвора», Спб 1889 («Ванька», «Событие», «Детвора», «Беглец»), а некоторые («Каштанка») изданы отдельно.

Большинство рассказов Чехова, вошедших в круг детского чтения, посвящено жизни ребят.Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя, свыше двадцати рассказов о детях написано им. Герои этих произведений – обычные дети. Ситуации , лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой и реалистичностью характера ребёнка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы.

Становление характера, приобщение ребёнка к сложному, противоречивому миру взрослых прослеживает Чехов в своих рассказах. Чехов исследовал, по существу, все решающие стадии взросления ребёнка – от младенца до подростка.Тонкими чертами написал Чехов и элементарные души детей. Нам пришлось уже раньше сказать, что есть нечто прекрасное и трогательное в этой группе: Чехов и ребенок.

Глаза, уже оскорбленные и утомленные жизнью, светящиеся вечерним светом юмора и печали и глаза, на жизненное утро только что раскрывшиеся, всему удивленные и доверчивые.И писатель ласково и любовно берет за руку это удивляющееся дитя, Егорушку или Гришу, и вместе с ним идет по жизни, странствует по ее знойной степи. Гамлет со свойственной ему глубиной заглядывает в маленькое сердце своего оригинального попутчика и художественно рисует, как последний представляет себе новую и свежую для него действительность.

У Чехова мы наблюдаем не только ребенка таким, как он кажется нам, но и самих себя, как мы кажемся ребенку.В рассказе «Гриша» - «маленький пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев тому назад, гуляет с няней по бульвару». Он едва умеет говорить и не способен передать те впечатления, которые поразили его во время прогулки, да взрослые и не пытаются его понять.

До этой прогулки Гриша знал «только четырёхугольный мир», в котором бывают няня, мама и кошка. «Мама похожа на куклу, а кошка – на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста». Но вот на улице он оказывается в новом, неведомом мире. С изумительной чуткостью автор передаёт восприятие ребёнком этого «нового мира». Дома он рассказывает «маме, стенам, кровати, где он был и что видел», «не столько языком, сколько лицом и руками». Впечатления «собрались в кучу и давят его мозг». Выход в большой мир потрясает малыша настолько, что вечером он не может уснуть и плачет. «Вероятно, покушал лишнее решает мама. И Гриша, распираемый впечатлениями от новой, только что изведанной жизни, получает ложку касторки». Конечно, Гриша ещё слишком мал, чтобы можно было проследить становление его характера.

Писатель скорее говорит о пробуждении сознания ребёнка, о том влиянии, которое оказывает на него окружающая обстановка.Подчеркивает, как важно родителям понимать, что происходит с их детьми, быть внимательными к ним. Так Чехов наклоняется к ребенку и с улыбкой следит за тем, как смотрится в его глаза недавняя знакомка-жизнь.

Весь мир обращается в сплошную детскую. К нему прилагают специальное крошечное мерило, и он входит в ребяческое сознание очень суженный, упрощенный, но зато весь интересный и новый.Мы теперь даже представить себе этого не можем: кругом нас - известное, старое, примелькавшееся, а когда-то все краски предметов были свежи и все было новое, все было первое.

Как далеки мы ныне от первого! Тем крупнее, следовательно, эстетическая заслуга писателя, который сумел вернуть нас к этой исчезнувшей поре, к "милому, дорогому, незабвенному детству" так называет ее чеховский Архиерей, мешая в своем сердце воспоминания и молитвы. Этот чудесный, тонкий и гуманный рассказ был хорошо встречен критикой.Один из рецензентов писал: «А какой глубиной анализа и скрытой любви проникнут рассказ «Гриша», где крошечный человечек впервые сталкивается с обширным внешним миром, в котором до сих пор для него существовали только мама, няня и кошка!» Вопросы воспитания детей глубоко волновали Чехова.

Во многих рассказах он раскрывает свои воззрения на современное воспитание, порицая родителей, учителей, взрослых людей, безразличных к детям, к их интересам, особенностях психики.Дети у Чехова – выразители высоких принципов морали, человечности, противостоящих установившимся шаблонам житейского поведения, обязательными предрассудками.

По настоянию издателя А. С. Суворина Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889). Сюда вошли рассказы «Детвора», «Ванька», «Кухарка женится», «Беглец», «Событие» и «Дома». Сборник получил высокую оценку от учителей. По их мнению, книга Чехова вызывает самые хорошие чувства и её следует «горячо рекомендовать для детей всех возрастов». Рассказ «Детвора», открывающий сборник, как бы вводит читателя в своеобразный мир детства.Взрослые уехали на крестины.

В ожидании их возвращения дети играю в лото. Им давно пора спать, «но разве можно уснуть, не узнав от мамы, каков на крестинах был ребёночек и что подавали за ужином?». Двумя-тремя штрихами писатель не только набрасывает портрет всех детей от мала до велика, но и даёт представление о том, как у каждого из них начинают проявляться или уже определённо проявились индивидуальные особенности характера. Гриша играет азартно и исключительно ради денег.Аню «копейки» не интересуют, но она боится, чтобы кто-нибудь не выиграл, так как «счастье в игре для неё вопрос самолюбия». Соня бескорыстна и её занимает исключительно процесс игры, поэтому кто бы ни выиграл, она «одинаково хохочет и хлопает в ладоши». А брат ее, Алеша "пухлый, шаровидный карапузик, по виду флегма, но в душе порядочная бестия, сел не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре; ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого», ещё очень мал: у него «ни корыстолюбия, ни самолюбия». Кухаркин сын Андрей по натуре мечтателен, к выигрышу он относится безучастно, но зато его интересует, «сколько на том свете цифр и как они не перепутываются!». А гимназист Вася играет только от скуки.

И в конце вечера игроки направляются к маминой постели ("вязкий клей" слипает глаза), и "через какие-нибудь пять минут кровать представляет собою любопытное зрелище": на ней вповалку сладко и крепко спят все партнеры. «Дети и детская душа выходят у г-на Чехова поразительно» писали критики после появления рассказа «Детвора». У детей, изображённых здесь писателем, были реальные прототипы; наблюдения над ними и легли в основу рассказа.

Дети в отсутствии родителей играют в лото; играют на деньги, но реальной их цены не представляют: копейка для них дороже рубля.

Возраст у детей разный – от шестилетней Сони до ученика пятого класса Васи. Перед читателем происходит целая гамма детских переживаний, ярко вырисовываются психологические портреты героев.

Для одного игрока интерес сосредоточен исключительно на деньгах; для другого это – вопрос самолюбия; у третьего нет «ни корыстолюбия, ни самолюбия.Не гонят из-за стола, не укладывают спать – и на том спасибо». В процессе игры обсуждаются и всякие жизненные вопросы. «Нехороший человек этот Филипп Филиппыч вздыхает Соня. – Вчера входит к нам в детскую, а я в одной сорочке… И мне стало так неприлично». Неоднократно переиздававшийся чеховский сборник о детях был назван по заглавию этого рассказа: «Детвора». Лев Толстой и его относил к числу лучших произведений писателя.

Название рассказа «Детвора» как бы вызывает у читателя представление о детстве благополучном – счастливой, безмятежной поре. Но все ли дети могут спокойно спать, у всех ли детство безоблачно? Зная другое детство, обездоленное, лишенное всего, что необходимо ребёнку, Чехов пишет о нём в ряде произведений («Ванька», «Спать хочется»). Рассказы Чехова о детях, лишенных детства, оказали большое влияние на развитие общественного сознания конца XIX века. Созданные в духе прогрессивных традиций критического реализма, они с предельной остротой ставили вопрос о несправедливости социального неравенства, об ответственности общества перед самым молодым его поколением.

Вслед за Чеховым в конце XIX – начале XX века эту тему развивали и углубляли в своих произведениях Д. Мамин-Сибиряк («Вертел»), Л. Андреев («Петька на даче»), А . Куприн («В недрах земли»), А. Серафимович («Маленький шахтер»), М. Горький («Детство», «В людях»).

– Конец работы –

Используемые теги: Психологические, Портреты, детей, рассказах, Чехова, Гриша, Детвора0.099

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психологические портреты детей в рассказах А. П. Чехова "Гриша", "Детвора".

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Образы детей в рождественских рассказах Ч. Диккенса и святочных рассказах русских писателей второй половины XIX века
С одной стороны, это религиозный праздник, связанный с Рождением в Вифлееме Иисуса Христа.Поэтому очень много символов, образов и воплощенных в этих… С другой стороны, дни празднования Рождества (на Руси их еще называли… Есть еще одна сторона праздника Рождества – светская, связанная с традицией семейного празднования, идеей объединения…

История болезни (гепатит B, дискенезия желчевыводящих путей у детей, ИБС, неонатология, пневмония у детей, сахарный диабет у детей)
Диагноз направившего учереждения острый аппендицит. Жалобы Больная поступила с жалобами на слабость, постоянные боли в эпигастральной области и… Анамнез заболевания Начало заболевания постепенное. Боли у больной появились в… Боли купировались. 12-03-2000 больная обратилась к участковому педиатору с жалобами на умеренные, тупые боли в…

Своеобразие психологического анализа в романе Тургенева "Отцы и дети"
Тур геневпредставляет нам Павла Петровича как рыцаря, даже База ров говорит, что у негорыцарский характер. П. П как Тоггенбург, ведет затворнический… Базаров лягушка, а лягушка может напря мую общаться со своим отцом, с Богом.… А тем,кто проигрывает в карты, везет в любви.Но после того как он встретился с Одинцовой, Базаровизме нился, так же…

Рецензия на рассказ А.П. Чехова "Студент"
Погода в начале была хорошая, тихая. Кричали дрозды,и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку - так начинает… Человеку, оказавшемуся в такойобстановке, не просто холодно - он чувствует… Ему казалось, что этот внезапно наступившийхолод нарушил во вс м порядок и согласие, что самой природе жутко Под стать…

Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч"
Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни врассказе Ионыч .ДмитрийСтарцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после… Но Чехов в каком-то другом рассказевысказал очень верную мысль, что чаще всего… Лишь через год, приехав к ним скова.Старцев все чаще и чащенаведывается в этот гостеприимный дом. Он влюблен в дочь…

Изображение "пошлости пошлого человека" в рассказах А.П. Чехова
Интересы жителей городаничтожны вино, карты, нажива, сплетни. Проходит время, Дмитрий Старцевопускается и становится таким же. Казалось бы, ну что… Ничего больше в жизни не остается, как есть, пить, копитьденьги, неизвестно… Вся история превращения молодого доктора Дмитрия Старцева взаплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь…

Фразеологизмы со значением внешности человека в рассказах Чехова
Многообразны человеческие отношения, которые запечатлелись в народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в фразеологических… Знакомство с русской фразеологией позволяет нам глубже понять историю и… Сравнения, метафоры Чехова всегда новы и неожиданны он умеет обратить внимание на какую-то новую сторону предмета,…

Особенности композиции рассказа Чехова "Ионыч"
Автор искусно ставит это в связь с эволюцией образагероя. Пока Старцев был молод, он любил музыку, пел, влюблялся, мечтал, в лспоры и разговаривал с… Пейзаж и диалог делаются теперь ненужными впроизведении.Так как, по словам… Губернского города, в котором развиваются события, авторпочти не описывает. Между тем читатель хорошо чувствует душную…

Анализ языка жестов в рассказе А.П.Чехова "Дама с собачкой"
Такие проявления языка тела, как физический контакт, дистанция, ориентация, мимика, манера молчать, помогают произвести впечатление на окружающих… Появился целый ряд самостоятельных направлений научного поиска, как, например,… Еще совсем недавно межличностная коммуникация рассматривалась почти исключительно с точки зрения речевого…

Мой психологический портрет
Психология помогает понять не только поведение других людей, но и свое. Такие знания позволяют правильно вести себя в трудных ситуациях, выходить из… В 2009 окончил среднюю общеобразовательную школу № 151.В настоящий момент… В работе склонен утопать в деталях, отвлекаться на мелочи и при этом не успеваю сделать в срок более важные.Моя…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам