рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» - раздел Литература, Женские Образы В Комедии А. С. Грибоедова «Горе От Ума» В Комедии Александра...

Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» женские образы занимают особое место.Создавая женские образы, автор отдает дань классицизму, сохраняя традиционные амплуа: Софья— главная героиня, имеющая двух поклонников, Лиза — субретка, веселая горничная, помогающая своей госпоже в ее любовных делах. Однако драматург вводит и новаторские приемы: главная героиня далеко не идеальна, а из «влюбленных» соперников она выбирает не лучшего, а худшего, что уже более характерно для реализма.

В комедии есть также и другие проявления этого направления: женские образы типичны для своей эпохи и помещены в типичную, обыкновенную обстановку, хотя каждый из женских образов обладет индивидуальностью. Московские дворянки представлены графиней Хрюминой, Натальей Дмитриевной Горич, графиней Тугоуховской и Хлестовой, все они воплощают собой «век минувший» в комедии.Графиня-внучка Хрюмина отличается от Натальи Дмитриевны, княгинь Тугоуховской и Хлестовой своей озлобленностью; Наталья Дмитриевна выделяется своим кокетством и «мягкостью», княгиня — «командирством», а Хлестова — резкостью суждений и выражений.

Все они обладают разными характерами, но при этом типичны, так как выражают одни идеи. Все эти дамы принадлежат к «веку минувшему» и тем самым участвуют в социальном конфликте пьесы.Именно женские образы помогают лучше понять устои и жизненные принципы Москвы 10-20-х годов XIX века. Дамы тоже чтят чины и ценят людей не по их заслугам, а по материальному благосостоянию.

Например, княгиня Тугоуховская, которая оценивает всех молодых людей как возможных женихов для своих дочерей, спрашивает: «Он камер-юнкер Богат?» Узнав же, что Чацкий не богат и не занимает никакого поста, перестает им интересовать ся. В пьесе говорится об этом так: «И в женах, в дочерях к мундиру та же страсть». Не только мужчины «века минувшего» сгибаются «вперегиб» перед вышестоящими.Так, Наталья Дмитриевна разговаривает с княгинями «тоненьким голоском» и «лобызается» с ними —они князья. К военному мундиру уважение тоже велико: «К военным людям так и льнут, а потому что патриотки», — с иронией замечает автор.

Да, дамы любят военных, потому что «и золотой мешок, и метит в генералы», а генеральский чин — это и почет, и богатство. Везде один расчет! Однако московское общество, и в особенности женское, довольно романтично.Оно увлекается всем «новым», «неизведанным» — иностранным: Ни звука русского, ни русского лица Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями; Своя провинция Такой же толк у дам, такие же наряды Так характеризует дамское общество Чацкий в своем монологе о французике из Бордо. Героини комедии читают французские романы, им «сна нет от французских книг», а потом влюбляются в вымышленных героев или, как Софья, в «безродных», в тех, кого они могут облагодетельствовать. Эта «высокая» культура и чувствительность порождены отсутствием знания каких бы то ни было русских традиций.

Все очень поверхностно, все напускное, но все «с ужимкой и прыжком». Московские барышни очень кокетливы, причем слово «барышня» следует употреблять и в отношении замужних дам. В обществе ведутся разговоры о нарядах: «о тюрлюлю атласном» и о складочках, стонут, охают, страдают.

Но кокетничают не только девицы на выданье. Наталья Дмитриевна замужем, но это не мешает ей получать удовольствие от балов и приемов, флиртовать.Ей весело: «Признайся, весело у Фамусовых было?» — спрашивает она у мужа, который ей вовсе не мешает.

В Москве муж низведен до положения домашней собачки. Молчалин отзывается о шпице Хлестовой точно так же, как Наталья Дмитриевна о своем муже: «Ваш шпиц—прелестный шпиц», «Мой муж — прелестный муж». Мужчины не имеют никакого права голоса. Женщины правят домом и обществом.Княгиня Тугоуховская командует мужем: «Князь, князь, назад», а жена Платона Михайловича обращается с ним как с ребенком, не давая и рта раскрыть: «Послушайся разочек, мой милый, застегнись скорей». «Муж — мальчик, муж — слуга из жениних пажей» —так можно охарактеризовать положение московских мужчин.

Они бесправны, вся власть находится у женщин. Впрочем, дамы Москвы обладают властью еще более страшной — они судьи всему, именно они создают общественное мнение. В обществе «злые языки страшнее пистолета», поэтому мнение других так важно. Ведь одним неосторожным словом можно загубить жизнь человеку, испортить его репутацию.Фамусов трепещет перед тем, что станет говорить княгиня Марья Алексевна! Он знает, что стоит ей что-нибудь обронить о ком-то, как сразу об этом будет знать вся Москва.

Так Софья, сказав: «Вот нехотя с ума свела», — заклеймила Чацкого навеки, объявив сумасшедшим. Сплетни расползаются по городу моментально, так как все хотят показать свою осведомленность.И хотя нельзя сказать, что только дамы разносят сплетни по Москве, они играют в этом немаловажную роль. Причем в комедии упоминаются и внесценические персонажи, которые имеют немалую власть в обществе.

Например, взбалмошная Татьяна Юрьевна, «из Петербурга возвратясь», приносит разные «новости», в ее власти и возможность «раздавать чины» и, бесспорно, создавать репутацию. В комедии есть образ, который нельзя полностью отнести к «веку минувшему», но тем не менее он принадлежит фаму-совскому обществу. Это—образ Софьи. Софья Павловна выросла в типичном московском барском доме. Ее отец — столп московского общества.Он практичен, рачительный хозяин, держит дом В Москве, искренне любит свою дочь и желает ей счастья, но к своей цели он идет любыми путями.

А Софья —дочь своего отца: она любит комфорт, но «шляпки и булавки» обременительны для кошелька Фамусова. Героиня умна, целеустремленна, умеет лгать и изворачиваться во имя своей цели. Она обманывает отца, не смея сказать ему о своей любви к Молчалину.Софья, как и остальные дамы, увлекается чтением сентиментальных французских романов, где описывается «неравная» любовь между прекрасной богатой девушкой и безродным юношей.

Именно из книг она почерпнула свой идеал, воплощенный в образе Молчалина. Все это роднит героиню с другими представительницами московского общества, но, в отличие от них, она способна на глубокие чувства. Ее любовь к Молчалину действительно искренна и сильна настолько, что она готова забыть о предрассудках: Что мне молва: кто хочет — так и судит. В Софье нет стремления подняться по социальной лестнице. Она не преклоняется перед чинами.Говоря о Скалозубе: Он слова умного не выговорил сроду.

Мне все равно, что за него, что в воду. Героиня отвергает устои «века минувшего»: ей нужен человек, а не только мундир. Однако Софья не может увидеть в Чацком свой идеал (его резкий ум пугает ее), а видит его в Молчалине, оставаясь поэтому представительницей «века минувшего», а со временем она, возможно, станет копией Натальи Дмитриевны. Образ Софьи в комедии Грибоедова неоднозначен. В ней есть и хорошее и плохое.Вся галерея женских образов, выведенных в комедии, нова для литературы первой четверти XIX века. Героини — не абстрактные образы, а живые люди с их недостатками и достоинствами.

Несмотря на то что все они типичны, все же каждая из них — это индивидуальность. В этом и заключается заслуга Грибоедова, автора бессмертной комедии «Горе от ума».

– Конец работы –

Используемые теги: Женские, Образы, комедии, Грибоедова, Горе, ума0.088

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Споры вокруг главного героя комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова
Он даже не думает, слушают и понимают ли его или нет он высказал все, что лежало у него на сердце и ему как будто бы стало легче.Таков вообще… Чацкий, главный герой комедии, появившейся накануне возмущения на Исаакиевской… Накопилось множество споров, неоднозначных мнений об этой комедии, и еще больше о ее главном герое. Цель моего…

Система действующих лиц в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Одновременно с этим, Софья оказалась жертвой традиционного московского воспитания, и, в результате, отвергла и язвительного и смелого Чацкого, чьи… Но, в результате, Софья выбрала Алексея Степановича Молчалина – угодливого и… Лиза – служанка и подруга Софьи, беззаветно преданная своей барыне. Ради ее блага она готова на все что угодно –…

Как можно понимать смысл названия комедии "Горе от ума" А.С.Грибоедова
Смысл названия комедии был бы так же ясен - горе умному человеку. Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его… Только неумный человек может "метать бисер перед репетиловыми и ему подобными". "Что такое Чацкий пишет Пушкин в своём…

Образ Чацкого в комедии "Горе от ума"
И свобода от обветшалыхпредставлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и егоединомышленники стремятся к искусствам творческим,… Их идеал умеренность и аккуратность , их мечта забрать всекниги бы да сжечь .… Грибоедов,верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человекав этом обществе. Окружение…

Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума"
Таков лирический герой Послания Приклонскому Раевского, которыйвосклицает Для пользы ближних жить есть сладкая мечта . В один ряд с ними можно… Близок к этим идеям и Чацкий он не приемлет низкопоклонства перединоземными,… На страницах комедииупоминается ряд внесценических персонажей, которых можно отнести к союзникамглавного героя это…

Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Александр Андреевич нес с собой новые взгляды на жизнь, на существующие порядки. Но светское общество Москвы, привыкшее жить, не меняя ничего,… Это чувство началось с детской дружбы (ведь Чацкий был воспитанником в доме… Психология девушек в таком возрасте такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку же они…

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Главный представитель «века нынешнего» в комедии — Александр Андреевич Чацкий — молодой человек, хорошо образованный, понявший, что хотя «дым… Сам Фамусов («Английского клуба почтенный член до гроба») заявляет, что… Каждого мужчину, посещающего его дом, он рассматривает как потенциального жениха для Софьи, но к «кандидату в женихи»…

Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума"
В комедии Грибоедова Горе от ума , как взеркале, отразились этические и эстетические воззрения декабристов.Эстетикадекабристов возникла на стыке… Таков, например, герой одноименной поэмыРылеева Войнаровский. Таков лирический… Вспомнимзнаменитый монолог Чацкого А судьи кто . В этом монологеЧацкий, а вместе с ним и автор, высмеивает дворян,…

«Кто разгадает вас!» (Загадка Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
Она подчиняет своим желаниям и причудам покорного и робкого Молчалина, с ловкостью обводит вокруг пальца собственного наивного родителя, а когда… Читатель еще не знает, что Чацкий и Софья вместе росли и взрослели, что у… По ходу действия данного произведения читатель начинает понимать, что Софья не вписывается в эту концепцию. Уже при…

Образ Чацкого в комедии "Горе от ума"
И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим,… Их идеал — «умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да… Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. …

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Творческая история комедии "Горе от ума" Близкий друг Грибоедова Булгарин вспоминал Будучи в Персии в 1821 г Грибоедов мечтал о Петербурге, о Москве, о своих друзьях, родных, знакомых, о… Ему снилось, что он в кругу друзей рассказывает о плане комедии, будто им… Пробегаю первый зал и еще несколько других. Везде освещение то тесно между людьми, то просторно.Попадаются многие…
  • Женские образы в русской литературе в 1-ой половины XIX в. (По произведениям А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина Эти девушки - олицетворение любви, жизни, счастья, молодости иженской прелести. Однако характеры у этих героинь довольно разные. Софья- сложный для… Глубокой основой ее образа является народность. Именноэто помогло Татьяне… Отсюда возникает характерное противопоставление русской природы,деревенской жизни Татьяны, полной тихих и поэтичных…
  • Как несценические персонажи углубляют конфликт комедии "Горе от ума" Вто рых всегда больше, но побеждают рано или позднопервые.В комедии Горе от ума Грибоедов впервые в русскойлитературе выводит на сцену положи… Их довольно много. Они расши ряют полотно жизни столичного дворянства. Большаячасть их примыкает к фамусовскому об ществу. Особенно…
  • Комедия "Горе от ума" А.С.Грибоедова - реалистическое произведение Можно вспомнить театр Кюхельбекера,Катенина, но настоящим первооткрывателем стал Грибоедов. Горе от ума явилась комедиейисключительной в свете… Влирике или эпосе можно пользо ваться разнообразными средствами для… Эти три единства в пьесе прекрасноуживаются с элементами романтизма и реализмом. Признаки романтической…
  • Традиции и новаторство комедии "Горе от ума" ШекспираГрибоедов знал наизусть, но критически относился к защитникампринципов классицизма в литературе. Он считал, что классицизммешает… Грибоедов был одним изобразованнейших людей своего времени. В 1824 г. он… Горе от ума было использованодекабристами для пропаганды их политических идей. Вкомедии отражена эпоха после 1812…